Вихревое Царство - Версия для печати +- Onyx-club (https://on-x.in) +-- Форум: О разном (https://on-x.in/forumdisplay.php?fid=119) +--- Форум: Для общения (https://on-x.in/forumdisplay.php?fid=383) +--- Тема: Вихревое Царство (/showthread.php?tid=13433) |
Вихревое Царство - Adora - 07.07.2018 Вихровой, Сквозняк: дух, находящийся в вихре. Как личина духа выступает образ безрукого деда. Сквозняки вредят человеку, чинят болезненность и хворь, досаждают до нервных расстройств. Такие ветры определяют по тому что они проникают сквозь одежду вызывая дрожь, лихооадят. Сильный, разрушительный вихрь, который проносится весной, срывая крыши с домов и амбаров, называется крышенником. Сильные порывы ветра весной также называют скачущими в небе хромыми кобылами, отсюда и хромота у коней громовых богов. Вихрь - результат деятельности и воплощение различных духов. Вихре характерен кручением, верчением, витьём как магическим действием которому подражали колдуны и чародеи в своих обрядах. По этому признаку Вихрь входит в один ряд с колтуном, заломом, водоворотом. По народным поверьям, в Вихре крутятся, танцуют, дерутся, справляют свадьбу души умерших, поэтому украинцы говорят о Вихре, что это черт на свадьбу едет, ведьма замуж идет, черт крупу мелет; белорусы называют Вихрь "ведьмина свадьба"; поляки — "дьявольская мельница". У сербов и черногорцев Вихрь поднимает отправляющийся на битву здухач. В севернорусской традиции с появление лешего предваряется вихрем. Украинцы считают, что Вихрь летит в ту сторону, в которую повернуто лицо висельника; русские, поляки и кашубы — что Вихрь гонит душу самоубийцы; в Полесье верят, что Вихрь ночует на могиле самоубийцы. По восточнославянским поверьям, вихрем прилетает домой душа умершего родственника, в нем крутятся проклятые люди, мертворожденные и дети некрещеные. Часто Вихрь сопровождает смерть ведьмы или колдуна. По мнению южных славян, Вихрь — это души убитых людей или женщин, вышедших замуж за вдовцов и поэтому после смерти не имеющих пары. Если вы вошли в состояние духовного транса, то мчащийся вихрь представляется черным или огненным столбом. По русским верованиям, увидеть демонов в Вихре можно, если нагнувшись, посмотреть между ног, по украинским — если посмотреть через левую руку или рукав, по лужицким — через вывернутую рубаху, по белорусским — нужно плюнуть три раза и сказать: "Черт, черт, покажи хвост". Если бросить в Вихрь нож, то можно ранить находящуюся в нем нечистую силу, и нож окровавленным упадет на дорогу. Людей, которых "вихрь перешел", если они не умирают, разбивает паралич, у них искривляется рот, вырастает колтун, они становятся глухими или немыми. Ребенка, побывавшего в Вихре, ждет несчастливый брак. Полагают, что Вихрь — причина многих психических заболеваний, прежде всего эпилепсии. Русские и украинцы верили, что Вихрь переносит болезни и порчу (чары на ветер, где колдун или ведьма приходят к человеку таким вихрем). Часто считается, что вылечить болезни, полученные от Вихря, невозможно или можно только специальными заговорами. Болгары "отчитывают" такого больного на месте его встречи с Вихрем или относят туда жертвенный хлеб. Отождествление Вихря с бесом предписывало креститься и читать молитву во время Вихря, но если молитва не помогала, прибегали к брани. Чтобы отогнать Вихрь, нужно плюнуть в него, бросить пуговицу или палку. По Вихрю иногда гадали о погоде. По лужицким приметам, если Вихрь разыграется после полудня, то девять дней будет идти дождь. В волшебных сказках живую и мертвую воду приносят Град, Гром и Вихрь. Вила нередко отождествляется с ветром, вихрем, в котором она "обитает", "летает", "танцует", особенно часто этот сюжет связывается с Вилой, которую болгары называют юда (русский аналог слова веда), сербы и македонцы — самовила. Простой народ в Сибири думает, что в вихре летает нечистый дух, негодная, нечистая сила. Вызывает вихрь, появляется с вихрем огромный человек, машущий руками, иначе леший, покойники. Причина метели и вообще бушевания ветров — духова возня; вихрь есть не что иное, как игра Духа; в вихре вертится Див. Столб пыли, вихрь, подымающийся на дороге, производится Дивом, который начинает вертеться и подымает пыль. Если в такой столб, бегущий по дороге или по полю, бросить нож, то нож окажется в крови. Опыт этот, однако, очень опасен, так как раненый Див непременно отомстит. Если наклониться и взглянуть на такой столб между ног, то можно увидеть Дива. Некоторые исследователи считают вихрь "основной ипостасью чёрта", однако вихрь, скорее, опасное сгущение не вполне определенной силы, сил, принимающих различные облики. Живой вихрь, дух-вихрь; Сильный стремительный ветер — вихрь - крестьяне многих районов России считали живым существом. Если же вихрь проклинали, то, по поверьям, оскорбившись, он начинал буянить: раскидывать сено, срывать крыши и т.п. Тем не менее в некоторых районах России, стремясь остановить вихрь, ему угрожали, ругали, призывали: "Аминь, аминь, аминь, рассыпься!" (Волог.); свадьбой лешего с лешухой (Костр.). Леший-вихрь "хватает" и уносит с собой проклятых людей. "Хватая" проклятых, леший-вихрь проникает даже в дом: в Новгородской губернии записан рассказ о том, как вихрем — через трубу - был унесен из избы проклятый младенец («вихрем» уносят проклятых и другие мифологические персонажи, прежде всего черт). Некоторое время после такого похищения проклятые и леший-вихрь находятся в стремительном кружении, пролетая иногда огромные расстояния; в повествовании XX в. из Восточной Сибири проклятая (вместе с лешим) носится вихрем; по материалам с Русского Севера, в вихре вертятся проклятые мужчина, женщина и Див. «В иных местах думают, что в каждом вихре заключен мужчина или женщина, которые "запрокляты"» (Волог.). Если проклятый принял от лешего еду или его за время кружения не «отвели», не сумели возвратить родные, то он исчезает с лешим безвозвратно и может стать частью, подобием лешего-вихря или просто вихрем, ветром. В облике сильного ветра, вихря (или сопровождающих, вызывающих вихрь) представляли умерших неестественной, безвременной смертью (самоубийц, удавленников, опойц). Душа (или посмертный, повторяющий человека «летящий облик») таких особых умерших оказывалась, соответственно, бурным, разрушающим вихрем: когда ветер завывает в трубе, это плачет покойник; вихрь же, срывание крыш — выражение недовольства умерших. По мнению псковичей, вихрь — это умерший неестественной смертью. После гибели удавленницы в деревне поднимается вихрь и «открывается все». Она "проносится вихрем" мимо окон (Новг.). Верили, что буря, метель "разыгрывается перед головой" (Волог.), т.е. перед чьей-то безвременной смертью. Несущиеся вихрем покойники могли принимать и традиционные для вихря, ветра облики летящих коней, в том числе — представляться едущими на тройках или, наоборот, везущими на себе нечистую силу, лешего, чертей. Приобщаемые своей особой смертью к нечистой силе (а, в общем-то, к еще дохристианским божествам, духам), покойники принимали ее облик, служили ей, сами становились частью стихийных сил, в том числе вихря. Но поскольку самоубийцы в поверьях XIX–начала XX в. воспринимались двойственно (и как наделяемые сверхъестественными способностями, и как согрешившие, самовольно прервавшие жизнь люди), то некоторые крестьяне утверждали, что «черт насвистывает и накрикивает сильный ветер и этим ветром уносит к себе тех, кто прегрешил» (Пенз.). Широко бытовало представление, согласно которому возня чертей (вихрь, метель) объясняется их радостью по поводу того, что к ним попадет человечья душа (Волог.). Верили, что в результате вихря образуется вихорево гнездо или ведьмина метла — скопление веток на березе (на сосне, реже — на других деревьях). Такие ветки подвешивали на скотных дворах; в заутреню Чистого четверга ими окуривали скот (Енис.). По мнению крестьян Череповецкого уезда Новгородской губернии, от вихря мог уберечь собранный утром Великого четверга и воткнутый под крышу верес (можжевельник), считающийся «святым деревом». В России сходно с «простым» ветром вихрь называют «дедушко безрукой» (Яросл.). В Олонецком крае вихрь, случившийся на Власьевой неделе (около масленицы), приписывали святому Власию — «Власий, мол, бородой трясет». По поверьям Вологодской губернии, в «живом» вихре может находиться вредоносный дух — вихрик. «От вихря надо бежать, чтоб он не прошел через человека, иначе можно умереть, получить тяжелую болезнь или сойти с ума» (Попов). В рассказе орловской знахарки «находящий» вихрь тождествен заболеванию. В сказках вихрь уносит царевен: Вихорь, Вихорь Вихоревич — сказочный богатырь, чудовище, обитающее в «Вихревом царстве» (Онеж.). «Живой» вихрь мог представляться вещим, вещающим; 21 августа, в день Мартына Ветрогона, вихрь на перекрестках спрашивали о том, какова будет зима. Согласно общераспространенным представлениям, вихрь — вместилище нечистой силы. Вихрь, вьющийся возле трубы дым — «работа нечистой силы», считали в Саратовской губернии. Вологодские крестьяне, даже находясь в избе, старались не есть во время грозы, бури, так как в это время над землей носится нечистая сила и «останавливается там, где видит еду». Облик сосредоточенных в вихре нечистых (как и облик самого вихря) часто расплывчат, неконкретизирован. |