Охота на ведьм в Европе и России: история и мифы - Версия для печати +- Onyx-club (https://on-x.in) +-- Форум: Общение (https://on-x.in/forumdisplay.php?fid=10) +--- Форум: Интересное (https://on-x.in/forumdisplay.php?fid=13) +--- Тема: Охота на ведьм в Европе и России: история и мифы (/showthread.php?tid=14360) |
Охота на ведьм в Европе и России: история и мифы - Adora - 20.06.2019 Кого чаще всех подозревали в колдовстве, как ведьмы получали свою силу и почему в России не было охоты на них. 5 декабря 1484 года была издана булла папы римского Иннокентия VIII под названием Summis desiderantes affectibus ("Всеми силами души"), которая призывала к самому жёсткому преследованию еретиков и ведьм. Хотя это была не первая булла на подобную тематику, именно она считается вдохновительницей охоты на ведьм, процветавшей в Европе на протяжении следующих двух веков. Жертвами этой охоты, по самым минимальным подсчётам, стали десятки тысяч человек, она охватила почти все европейские страны. До сих пор сохранилось множество мифов и заблуждений об этих процессах. Например, что за колдовство преследовали самых красивых женщин или что жертвами процессов были исключительно женщины. Также популярен миф, что ведьм преследовала только инквизиция. Россия в значительно меньшей степени была затронута ведьмовскими процессами, однако и там они также происходили, правда, имея значительные отличия от европейских, в связи с иным пониманием ведовства. Постараемся выяснить подлинную историю охоты на ведьм и отличия европейского подхода от российского. Предыстория Колдовство было известно с древнейших времен, и наказания за него присутствуют в сборниках законов уже самых первых из известных государств. Правда, понимание колдовства тогда ещё существенно отличалось от позднехристианского, и наказаниям подвергались только те колдуны, которые своими действиями наносили вред другому человеку. Средневековую Европу колдовство не очень интересовало, как и церковь. Дьявол ещё не стал центральной фигурой мировоззрения, и даже те люди, которые, как считалось, попадали под его влияние, считались жертвами его коварных козней, а не преступниками. К XIII веку в католической церкви наметился кризис, следствием чего стало появление огромного количества ересей, буквально захлестнувших Европу. Для борьбы с этими ересями первоначально и была учреждена инквизиция. Пионером борьбы с ведовством стал папа римский Иоанн XXII, живший в середине XIV века. Он очень активно участвовал в политических делах Европы и нажил себе немало врагов (например, он отлучил от церкви императора Священной Римской империи, который в ответ попытался возвести на святой престол своего антипапу), в связи с чем был очень подозрителен. Он инициировал дело против одного из епископов, который якобы пытался погубить его колдовством, и по его поручению инквизиция начала заниматься делами не только еретиков, но и колдунов. Правда, дела эти ещё не приняли характер массовой эпидемии. Начало организованной кампании против ведьм положила булла Иннокентия VIII, которая, как считается, была вдохновлена двумя инквизиторами — Генрихом Крамером и Якобом Шпренгером, которые занимались в немецких землях расследованием ведовских дел и обнаружили огромное количество ведьм. Булла предписывала светским властям оказывать всяческую поддержку церкви в борьбе с искоренением колдовства. Колдовская паника Пиком охоты на ведьм стали XVI и XVII века. Это было связано с несколькими факторами. Старое средневековое традиционное общество умирало, на смену феодальным отношениям постепенно приходили католические. В Европе бушевали разорительные и бесконечные войны. Католическая церковь трещала по швам, половина стран Европы была охвачена Реформацией. На этом сломе эпох дьявол стремительно ворвался в повседневную жизнь человека. Раньше он был неким далёким и абстрактным злом, теперь дьявол и его подручные поджидали крестьянина на каждом перекрёстке, в каждом лесу, инкубы по ночам врывались в дома крестьянок и насиловали их рядом со спящими мужьями. XVI век стал веком расцвета демонологии, родившейся на богатой базе средневековой схоластики. Авторы писали огромные трактаты, в которых детально описывали характеристики каждого из тысяч демонов, выстраивали их сложнейшую иерархию, в зависимости от того, какое место каждый из них занимал в одном из 666 легионов ада. Написанная Шпренгером и Крамером книга "Молот ведьм" стала настольной книгой для всех судей по ведовским процессам на следующие два века. В книге, с обильными ссылками на отцов церкви и богословских авторитетов, доказывалась очевидная реальность колдовства, давались советы, как допрашивать и правильно пытать ведьм, как снимать колдовские чары, описывались способы вредительства ведьм добрым людям (похищение молока у коров, насылание порчи и болезней на людей и животных, похищение детей и посвящение их Сатане, насылание импотенции, града и молний и т.д.). Книга печально констатировала, что колдовским чарам, к сожалению, могут быть подвержены все люди, за исключением тех, кто борется с ведьмами. Против этих отважных людей (очевидно, инквизиторы подразумевали под ними себя) любые колдовские чары бессильны. Тогда же был окончательно сформулирован постулат о том, что всякое колдовство есть следствие договора с дьяволом. И если раньше ведьма была виновата только в том случае, если она кому-то вредила, то теперь даже сам факт существования ведьмы становился преступным, поскольку свою силу она не могла получить иначе, как заключив добровольный договор с дьяволом. Чуть позже этот постулат подтвердил знаменитый юрист Жан Боден (к слову, считающийся большим гуманистом и одновременно сторонником самого безжалостного преследования ведьм), писавший: "Колдун — это тот, кто вошёл в контакт с дьяволом ради достижения своих целей". Колдовская паника начала триумфальное шествие по Европе. Вопреки сложившемуся предрассудку о том, что основную роль в преследованиях ведьм играла инквизиция, это было не так. Наибольшее распространение колдовские процессы получили во Франции, Швейцарии и Германии, где произошла Реформация и население разделилось на католиков и протестантов, а приговоры ведьмам выносились светскими судами. В католической Испании, где инквизиция была сильна, наоборот, число колдовских процессов было гораздо меньшим. Охота на ведьм почти не затронула скандинавские страны и Россию — по причинам, которые будут разобраны позднее. Кто считался ведьмой Существует популярное заблуждение, что ведьмами считались самые красивые женщины и они преследовались в первую очередь. Этот популярный миф был запущен в середине ХХ века и не имеет никакого отношения к реальности. В действительности ведьмами чаще всего считались старухи и безобразные женщины, поскольку уродство увязывалось в средневековом сознании с нечистой силой — дьявола и его слуг в те времена всегда изображали немыслимо отвратительными. Существовало несколько групп риска, принадлежность к которым могла закончиться обвинением в колдовстве. Частично эти группы были обозначены ещё в "Молоте ведьм", позднее к ним добавилось ещё несколько: - женщины, конфликтовавшие с общиной. Как правило, старухи со скверным характером, живущие обособленно от всех и часто конфликтующие с соседями. Впрочем, возраст в данном случае не имел значения, поскольку первичными здесь были скверный характер и конфликты с обществом. Если с кем-то из крестьян что-то происходило, он был склонен винить подобных людей; - повивальные бабки. Именно эти женщины выполняли обязанности акушерок в деревнях. Поскольку рождение ребёнка не является рядовым случаем, а сознание средневекового человека было магическим, существовало множество обрядов, ритуалов и заговоров, связанных с рождением ребёнка. Особо ретивый муж, подслушавший шептания повитух, мог сделать неверные выводы и сообщить потом об этом священнику. Кроме того, повивальные бабки занимались ещё и абортами, разумеется, тайными. Это привело к стойкому убеждению, что повивальные бабки похищают новорождённых младенцев, чтобы посвящать их дьяволу и приносить в жертву на богомерзких чёрных шабашах; - "падшие женщины". В данном случае речь идёт не только о проститутках, но и о женщинах, вступавших в сексуальные контакты вне освящённого церковью брака. По мысли инквизиторов, женщина, которая была обольщена и обманута любовником, становится печальной и легко поддается влиянию злых сил; - знахарки и травницы. В условиях полного отсутствия медицины в сёлах именно они выполняли функцию врачей. Растениям в те времена нередко приписывались магические свойства, и подобное ремесло, несомненно, увязывало в крестьянском сознании травниц и травников со сверхъестественными силами. В дальнейшем, по мере разрастания паники, обвинённым мог быть уже любой человек, независимо от его пола, возраста и социального положения. Его могли обвинить уже не в колдовстве, а в участии в шабашах, чёрных мессах, сексуальных контактах с суккубами и инкубами (демоны сладострастия, искавшие любовников среди людей) или просто контактах с дьяволом. На европейских колдовских процессах действительно чаще всего по обвинению в колдовстве осуждались женщины. Но позднее, когда колдовские процессы превратились в сатанистские, их фигурантами становились и мужчины, и дети, и даже священники. Суть колдовских процессов Если поначалу ещё можно было говорить о колдовских процессах, то с разрастанием паники речь шла уже не столько о колдовских, сколько о сатанистских процессах. Речь уже не шла о ведьмах, воровавших коровье молоко, перед судом представали разветвлённые организации дьяволопоклонников из десятков и сотен человек. Механизм привлечения был прост: какую-нибудь отдельно взятую женщину, подозреваемую в колдовстве, начинали пытать, после чего она "вспоминала" своих сообщников, те под пытками вспоминали других людей, которые были с ними на шабашах и чёрных мессах, преклонялись там перед дьяволом и приносили в жертву новорождённых младенцев. Позднее эти обвинения стали активно применяться и для сведения политических счётов. В 70-е годы XVII века всю Францию всколыхнуло дело о ядах. Началось всё с того, что некая маркиза де Бренвилье простодушно сообщила своему любовнику, что отравила своих родственников ради большого наследства. Придворная оппозиция решила воспользоваться этим делом для смещения фаворитки короля мадам де Монтеспан, которая была матерью нескольких его детей. Были начаты поиски отравительниц, которые под пытками выдавали имена клиентов, те, в свою очередь, сообщали под пытками самые невероятные вещи. В итоге в дело об участии в чёрных мессах и принесении в жертву нескольких тысяч младенцев оказались вовлечены сотни представителей французской знати: официальная фаворитка короля, племянницы кардинала Мазарини, высокопоставленные священнослужители и т.д. Хотя сам король в чепуху о колдовстве и чёрных мессах не верил, он был вынужден подвергнуть опале многих своих выдвиженцев. В деревнях наиболее типичными были обвинения в насылании порчи и болезней. Происходило это по одной схеме: некий крестьянин, поругавшись с односельчанкой, вскоре заболевал и приходил к выводу, что это следствие колдовских чар. Также популярным было обвинение в похищении мужской силы. В "Молоте ведьм" целая глава посвящена обстоятельным рассуждениям на тему того, может ли ведьма похитить мужской половой член. Разбирая конкретные свидетельства и жалобы, инквизиторы приходят к неожиданному выводу: ведьма не может похитить половой член, поскольку без помощи демонов она бессильна, а демоны никогда не станут похищать мужской член, поскольку не захотят лишать себя орудия власти над человеком, ведь нет более простого способа толкнуть человека в бездну греха, чем сладострастие. Однако инквизиторы оговариваются, что ведьмы несомненно могут сделать половой член невидимым (но не похитить!), чтобы несчастная жертва взывала к ним о помощи. Тогда они потребуют от него услугу и снова сделают его видимым. Нередки были и жалобы мужей на своих жён. В те времена разрешение на развод было очень трудно получить, и мужья просто-напросто оговаривали своих жён, обвиняя их в колдовстве и сексуальных сношениях с инкубами по ночам. В свидетели мужчины часто призывали своих друзей, которые с готовностью подтверждали самые невероятные обвинения. После казни жены они становились свободными и могли снова жениться. В целом обвинение в колдовстве было самым простым способом сведения счётов с недругами. Человеку было достаточно заявить, что он видел кого-то летающим на метле или кочерге или слышал, как тот приносил обеты дьяволу, после чего в дело вступало следствие, которое очень активно применяло пытки, в результате чего ведьмы и колдуны рано или поздно сознавались. Стоит отметить, что существовала небольшая категория дел, по которым ведьмы были осуждены обоснованно, правда, по другой статье. Речь идёт об отравительницах. Травницы знали секреты не только лечебных трав, но и ядовитых. И к ним порой обращались за помощью по таким деликатным вопросам. Однако судебная медицина тогда была практически не развита, да и с доказательствами приходилось нелегко, поэтому таких женщин обвиняли в колдовстве и наведении порчи и осуждали как ведьм. Светские суды против церковных Вопреки популярному мифу, большинство ведьм были сожжены по приговору светских судов, а не инквизиции. Это было связано с тем, что инквизиция была крайне слаба или вообще отсутствовала в странах, пошедших по пути Реформации (где и была наиболее активной охота на ведьм). Кроме того, инквизиция создавалась с целью борьбы с ересями, поэтому главным для инквизиторов было заставить еретиков отречься, казнили только упорствующих или рецидивистов. А для светского суда было достаточно признания факта колдовства, ведь, по господствовавшим тогда убеждениям, свою силу ведьмы и колдуны черпали исключительно благодаря служению дьяволу и демонам. Поэтому даже не важно, вредила ведьма или нет. Главное, что она была ведьмой. Охота на ведьм в России Россия, как и другие северные страны (например, в Дании и Норвегии, в те годы бывшими одной страной, за два века было казнено около 350 ведьм, тогда как в германских землях счёт шёл на десятки тысяч), оказалась практически незатронутой массовой истерией. Это не значит, что в России никогда не наказывали за колдовство, просто процессы эти были относительно редки и не носили характера кампании. Это были единичные проявления. Отчасти это было связано с иным пониманием самой сути ведовства. В противовес европейским представлениям о женщине - сосуде греха, в северных странах более популярным типом был колдун или ведун. На русском Севере ведьм вообще не знали, там их функции выполняли колдуны. Близкие к европейским представления о ведьмах были распространены только в самых западных районах, на территориях нынешних Польши и Украины. Вероятно, это было связано с тем, что в Скандинавию и Россию христианство пришло значительно позже, чем в западноевропейские страны, поэтому там более полно сохранились рудименты язычества. Языческие волхвы со временем трансформировались в сельских ведунов и знахарей. При этом в России не было ни богатой средневековой схоластической традиции, ни проработанной демонологии, выросшей из неё. Если в Европе было подлинно известно, что ведьма могла получить свой дар только от дьявола и поэтому само её существование было богопротивно, то в России могущество колдуна не объяснялось однозначно. При этом колдун или ведьма вовсе не обязательно были исключительно отрицательными персонажами. Несомненно, что церковь относилась к ним отрицательно, однако сам факт владения магическим ремеслом не был наказуем, колдун не преследовался только за то, что он колдун. Его могли наказать, только если он вредил другим людям. В Русском царстве колдунов также сжигали, но только за очень серьёзные преступления, например насылание эпидемий, наведение смертельной порчи или колдовство против монарха. В отдельных случаях колдуна могли изгнать из города или деревни или же сослать в монастырь. Очевидно, что колдуны и ведьмы, выполнявшие функции знахарей и травников, существовали в каждом населённом пункте. Тот факт, что известно лишь незначительное число приговоров колдунам и ведьмам за несколько веков, говорит о том, что с колдунами предпочитали жить мирно, тем более что их помощь требовалась достаточно часто. Ни один крестьянин не отправился бы даже в соседнее село без оберега и заговора на удачную дорогу. Заговоры на хороший урожай, здоровье, потомство и даже доброе начальство были чрезвычайно широко распространены вплоть до конца XIX века. Во многих деревнях существовал обычай звать местного колдуна на свадьбу, чтобы он не обиделся и не навредил молодой семье. Если в европейских представлениях о колдовской силе однозначно утверждалось, что ведьмы могут получить её исключительно заключив сделку с дьяволом, то в России считалось, что колдуны и ведьмы могут быть как урождёнными, т.е. родившимися с этим даром, так и учёными, т.е. получившими дар от другого колдуна или от нечистой силы. С началом эпохи Просвещения (XVIII век) колдовские процессы резко пошли на спад. Веру в ведьм стали высмеивать. Последние колдовские процессы датируются второй половиной XVIII века, но тогда они уже выглядели исключением из правил и воспринимались как нечто необычайное. Однако в сельской местности эта вера сохранялась. И в условиях, когда государство и церковь перестали карать колдунов, общество стало брать эти функции в свои руки. Упоминания о попытках самосудов над сельскими ведьмами и колдунами встречаются на протяжении всего XIX века, хотя и не очень часто. Конец массовой вере в ведьм положила урбанизация. Однако эта вера до сих пор сохраняется в отдельных местностях, а в некоторых странах колдовство по-прежнему является серьёзным преступлением. Автор: Евгений Антонюк (историк) RE: Охота на ведьм в Европе и России: история и мифы - Adora - 20.06.2019 Почему в Европе охотились на ведьм: четыре диаметрально противоположных теории от религии до экономики Двести лет в Европе бушевала яростная охота на ведьм. Были убиты десятки тысяч человек, обвинённых в колдовстве — преимущественно женщины. В двадцатом веке самым популярным объяснением происходящего была высокая религиозность людей прошлого, которая привела к особой суеверности. Но в наше время выдвигают куда более сложные теории о том, кому и зачем понадобилось развязывать эту кровавую бойню. Биологическая версия: слишком большая плотность населения Любители объяснять все процессы скрытыми биологическими механизмами считают, что одной из основных причин, по которой развязали охоту, была слишком высокая плотность населения в Европе конца пятнадцатого века. Она заставляла искать, как проредить популяцию, с упором на молодых женщинах: ведь рождаемость зависит, прежде всего, от них. Вот почему часто страдали симпатичные девушки, а среди обвинений постоянно звучало обвинение в соблазнении мужчин. Картина Николая Бессонова Слишком привлекательную девушку могли обвинить в том, что она использует чары, и казнить как ведьму. Однако на самом деле нет причин считать, что молодые и красивые женщины составляли большинство среди убитых. В некоторых странах, таких, как Исландия, Эстония и Россия, под обвинение в колдовстве почти всегда попадали мужчины; там же, где казнили женщин, это были, скорее, женщины в возрасте. Впрочем, от женщин в возрасте напрямую зависит выживаемость детей в человеческих сообществах, так что совсем уж эту версию отметать, наверное, не стоит. Борьба за иерархию: снижали общественную активность женщин Изучив хроники и другие документы Средних Веков и сравнив их с бумагами более поздних периодов, нетрудно заметить, что в Средние Века дамы были очень активны — как в экономическом, так и в общественно-политическом смысле. Это вызывало недовольство как церковников, так и многих радикально антиженски настроенных мужчин. Охота на ведьм не только позволяла показательно очернить и убить самых активных женщин, но и запугать остальных так, что они навеки станут тише воды, ниже травы — дабы в их самостоятельности или бойкости не увидели сатанизма. Возможно, целью массовых убийств было устрашение женщин. Показательно в свете этой версии, что в знаменитом «Молоте ведьм» особое внимание уделяется тому, что мужчина может быть оправдан, а женщина любым своим движением во время пыток выдаёт контакт с дьяволом: если она уставилась в одну точку, то видит его, если вращает глазами, то следит за тем, как он летает вокруг, а если закрыла глаза, то пытается не выдать его присутствие. Вариантов в духе «может быть, женщина не видит никакого дьявола» не предусмотрено. Борьба религий: старые против новых Антропологи двадцатого века обнаружили, что даже в городской урбанистической культуре можно обнаружить следы старых языческих обрядов и поверий, негласно сохранившиеся именно в женской среде — от игр девочек с хлопанием в ладоши и ритмическим текстом до манипуляций, которые находят необходимым совершать над младенцами и беременными старые женщины. Вероятно, в Средние века женщины сохраняли ещё больше старой обрядности и поверий, а может быть, и тайно поклонялись своим старым богиням. Картина Николая Бессонова Церковь с самого начала распространения христианства порицала хороводные танцы, потому что они использовались не только для развлечения, но и в языческих обрядах. По крайней мере известно, что у немцев ещё долго оставалась вера в милостивую и страшную одновременно Госпожу Метелицу, которую исследователи связывают с древней богиней Фригг — немцы даже показывали на одну из гор как на вершину, на которой точно стоит дом Госпожи Метелицы, и относились к этой горе с благоговением. Кроме того, часть описаний типичного шабаша напоминает языческие ритуалы — круг, костёр, обязательная нагота и оргия, которая может быть связана с обрядами плодородия. Внешность же козлоподобного дьявола может быть навеяна тем, что у многих язычников боги имели ряд животных черт. Косвенно за версию борьбы с замаскированным язычеством (которое, с точки зрения христианской церкви, есть дьяволопоклонство) говорит тот нюанс, что в Исландии за колдовство преследовали мужчин-рунознатцев, то есть мужчин, сохранявших старую веру и связанные с ней практики, вроде использования рун. Картина Николая Бессонова По слухам, у ведьм были даже свои святые. Конечно же, мнимые. Экономическая версия: передел рынка Одна из популярных сейчас версий гласит, что, похоже, главной мишенью охоты на ведьм стали представительницы таких профессий, как знахарки (изготовительницы лекарственных настоев на основе трав), акушерки и пивоварки (отличительной чертой последних, например, были те самый остроконечные шляпы и мётлы, которыми мешали пиво на начальных этапах изготовления), и эти профессии в считанные десятилетия из практически чисто женских (если не считать того, что роды порой звали принимать мужчин-пастухов, а при королях уже существовала мужская должность пивовара) вдруг превратились полностью или частично в мужские. Если руководствоваться принципом «ищи, кому выгодно», то можно предположить, что цеха аптекарей, объединения врачей и только появляющиеся пивовары просто избавлялись от конкуренток. Кстати, знаменитая Вальпурга, в честь которую назвали Вальпургиеву ночь — якобы главный праздник ведьм — была именно акушеркой. Передел рынка действительно был впечатляющим, и в результате сократилось не только количество акушерок (и почти полностью исчезли пивоварки), но и оказались утрачены секреты профессии, которые передавались только от учительницы к ученицы. Например, средневековые повитухи умели при помощи устройства из двух спиц и ленточек поворачивать плод внутри матери, а рецепты пива изменились вообще радикально. Без сомнения, экономический фактор в охоте был значим, хотя бы потому, что имущество ведьмы потом делилось, а в некоторых странах ещё и платили за поимку колдуньи. Чудовищные методы борьбы со злом Мэтью Хопкинса – самого жестокого охотника на ведьм в Англии, вызваны, скорее всего, его жадностью. |