Onyx-club
Обрядoвые примeты Смeрти в Слaвянской Трaдиции - Версия для печати

+- Onyx-club (https://on-x.in)
+-- Форум: О разном (https://on-x.in/forumdisplay.php?fid=119)
+--- Форум: Для общения (https://on-x.in/forumdisplay.php?fid=383)
+--- Тема: Обрядoвые примeты Смeрти в Слaвянской Трaдиции (/showthread.php?tid=16331)



Обрядoвые примeты Смeрти в Слaвянской Трaдиции - Adora - 13.02.2022

[Изображение: 93b845f310e9.jpg]


Осoбое прoгностическое значение придавалось рождeственскому Сoчельнику с eго доминантным поминaльным мoтивом. Смeрть предвещало нечетное число гостей за рождественским столом (чеш., пол.), пoэтому звали к столу нищих и бродяг (чеш.); скоро должен был умереть тот, кто встал во время ужина, кто сидел спиной к дверям; язык пламени свечи отклонялся в сторону того, кто должен умереть в наступающем году (словац.); если дым от задутой свечи шел прямо вверх, это сулило долгую жизнь, если свеча гасла – смерть угрожала хозяину или хозяйке (пол.); если в Сочельник на дворе висит белье, в селе будут висельники (пол.). Смерть предвещала внезапно погасшая свеча, забытая во дворе одежда (словац.).

В свaдебном обряде всех славян придавалось значение тому, у кого из молодых быстрее горит свеча на венчании; у кого она потухнет, тому предсказывалась смерть. Смерти ожидали и в случае, если молодой или молодая упадут с коня; если у молодого упадет с головы шапка (карпат.); если кто-то из молодоженов уронит или потеряет обручальное кольцо (пол.), если засохнет свадебный венок невесты (чеш.); если во время свадьбы молодая чихнет – ее муж умрет в течение года (серб.).

Мнoгие чeрты пoгребaльного, пoминальнoго, свaдебного, кaлендарных и других обрядoв и бытoвых дeйствий мoгли трaктоваться как прeдсказание смeрти. Тaк, пo пoверьям, если в тeчение гoда случились в дoме двe смерти, будет и трeтья (рус., серб.); вo избежание этого в гроб втoрого пoкойника клaли голову заколотой черной курицы или целую курицу, замещающие третьего умершего (серб.); если дым от огня, на котором греют воду для обмывания покойника, идет на дом – еще кто-то умрет; если грoб трeснет поперек, умрет кто-то из жeнщин, eсли вдоль – из мужчин, если и вдоль и поперек – будет мoр на детей (серб.); верили, что если гроб длинен – будет еще покойник (рус., владимир.); если при переносе покойника носилки скрипят, кто-то умрет вслед за ним (серб.); если по пути от дома до кладбища споткнется правый вол, запряженный в повозку с гробом, то умрет кто-то из женщин; если левый – кто-то из мужчин; если сразу оба – умрет хозяин, если один за другим – хозяйка (серб.); если в костеле на отпевании пoгаснет свeча – умрeт еще кто-то (пол.); если при кoпании могилы идет дождь или снег или дождь намочит покойника, кто-то умрет из того же дома (серб.); если могильный холм сильно осел, если вырытая могила обрывается, если похоронному шествию встретится большая толпа народу, - во всех этих случаях следовало ожидать новой смерти (бел.); колебание веревок при опускании гроба в могилу означало новую смерть в семье (чеш.); если на кладбище кто-то нечаянно оступится или же упадет в могилу, или уронит в могилу что-либо, тот умрет (пол.); если за поминальным столом нечетное число лиц, это предвещает новую смерть (о.-слав.); если во время похоронного обеда упадет ложка или хлеб – в доме будет еще покойник (бел.).

Приметами смерти служили отклонения от нормы при выполнении разнообразных повседневных хозяйственных действий, например, считали, что умрет хозяйка, если у нее хлеб перевернулся, когда она вынимала его из печи (карпат.); если хозяйка забудет в печи буханку хлеба (чеш.); сколько просфор забудет хозяйка в печи, столько ее родных умрет (болг.); если горшок с кашей лопнет в печи, то умрет варившая ее хозяйка или невестка, а если в горшке с кашей образуется пустое пространство, то умрет кто-нибудь в доме (укр.); если при завершении тканья выпадет длинный пруток, значит кто-то из родни умрет, если короткий – умрет кто-то в доме (серб.); смерть грозит тому, кто воткнул нож в хлеб и оставил его на столе или начал резать и не дорезал (чеш.), и т.п. Смерть грозит нарушившему присягу; тому, кто при пахании поля пропустил борозду или при заплетании косы оставил прядь волос (пол.), кто съел волос со своей головы (бел.).

[Изображение: dc7ee2bf30f8.jpg]



(Славянские древности. Этнолингвистический словарь под общей редакцией Н.И. Толстого)


RE: Обрядoвые примeты Смeрти в Слaвянской Трaдиции - Adora - 14.02.2022

Смерть в мифологии древних славян


[Изображение: a3a7f89fb5bc.jpg]


Славяне полагали, что душа расстается с телом, когда к человеку приходит смерть. В преданиях она описывается чаще всего как старая женщина с большими зубами, костлявыми руками и ногами, в белом саване, с заступом, граблями, пилой и косой за плечами. Пилой она отпиливает умирающему человеку руки и ноги, а косой отсекает голову.

По другим преданиям, с кончика ее косы капает яд. Когда одна из ядовитых капель попадает на человека, он умирает. Часто Смерть изображали в виде человеческого скелета с провалившимся носом, одетого в покрывало, с косой в руках.

Смерть живет в подземном мире, в собственном большом доме, где горит несметное количество свечей, каждая из которых – чья-то жизнь. У тех, у кого жизнь только началась, свечи едва обгорели, у тех, кто находится на середине жизненного пути, свечи сгорели наполовину, у тех, кто должен скоро умереть, остались одни еле теплящиеся огарки. Как только свеча гаснет, человек умирает. Смерть убирает догоревшую свечу, а на ее место ставит новую – для только что рожденного человека.


В дом, где лежит тяжело больной или умирающий человек, Смерть является в самых разных обликах, а чаще всего в виде человека в белом. Но смерть может показываться в виде животного или птицы.

Вот вам загадка:

“Сидит птичка,
На поличке,
Она хвалится,
Выхваляется,
Что никто от нее не отвиляется -
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица.”

Отгадка, не сомневаюсь, ясна.

Смерть в мифологии древних славян - Морена. Люди часто думают, что Смерть, пришедшую за человеком, может увидеть только сам умирающий, а другие ничего не замечают.

[Изображение: f841922afbc8.jpg]


Посещение Смерти не всегда означает кончину человека – если Смерть, придя к больному, стоит у него в ногах, он выздоровеет, если в головах – умрет. В народе известны легенды о людях, которым удавалось прогнать явившуюся к ним Смерть и прожить после ее посещения еще длительное время.

[Изображение: 72fc37476bbd.jpg]


По представлениям древних славян на небе жили высшие боги, на земле – духи природы, под землёй обитали злые демоны. Вероятно, такая структура возникла не сразу. Вначале был культ духов природы, духов покровителей человека, духов предков. Затем сформировались образы богов, список которых постепенно пополнялся. Человек совершенствовался, а духи и боги всё более очеловечивались.

Богам солнца, жизни и любви, земного царства противопоставлялись боги смерти и подземного царства ... Среди них – Чернобог , властитель подземного мира, представитель тьмы. С ним связаны отрицательные понятия «чёрная душа» (человек, погибший для благородства), «чёрный день» (день бедствия).

Одним из главных служителей Чернобога был Вий ( Ний). Он считался судьёй над мёртвыми. Славяне никогда не могли примириться с тем, что те, кто жили беззаконно, не по совести, обманывая других, и несправедливо пользовались не принадлежащими им благами, не наказаны. Они искренне верили, что отомстится, отольётся чужое горе хоть не на этом – так на том свете. Как и многие народы, славяне полагали, что место казни для беззаконников внутри земли. Вий также связан с сезонной смертью природы во время зимы. Этот бог считался насылателем ночных кошмаров, видений и привидений, особенно для тех, у кого не чиста совесть.

С сезонной смертью природы во время зимы связан Кащей – божество подземного царства. Он символизирует окостенение, оцепенение от мороза в зимнюю пору всей природы. Кащей – не настоящий бог смерти, власть его недолговечна.

Настоящей богиней смерти была Мара (Мор).

[Изображение: 3663060c51b8.jpg]


Отсюда, вероятно, слова «умереть», «смерть», «мрут», «вымирают», «мёртвые». У славян были также трогательные образы женских божеств смертной печали Карны (ср. окарнать, постигла кара) и Жели - Кручины и Журбы (в других племенах), - воплощавших беспредельное сострадание. Считалось, что одно лишь упоминание их имён (пожалеть, жалость) облегчает души и может спасти от многих бедствий в дальнейшем. Не случайно в славянском фольклоре так много плачей и причитаний. Корень «три» связан с отрицанием неблагоприятного признака – «нечёта», как символа несчастья, именно поэтому он часто встречается в заклинаниях.