Шаманские посвящения у разных народов - Версия для печати +- Onyx-club (https://on-x.in) +-- Форум: Магия стран и народов (https://on-x.in/forumdisplay.php?fid=543) +--- Форум: Шаманизм (https://on-x.in/forumdisplay.php?fid=1129) +--- Тема: Шаманские посвящения у разных народов (/showthread.php?tid=16615) |
Шаманские посвящения у разных народов - Adora - 26.08.2022 Мистическими способностями обладают многие, но шаманами становятся не все. Шаман избирается духами ута, и первым признаком такого избрания является душевная или физическая болезнь человека, во время которой у него раскрывается дар ясновидения и яснослышания, также его преследуют видения. Чаще всего в этих видениях он путешествует по разным мирам и общается с духами, которые дают ему посвящение. Когда к больному вызывают шамана, тот сразу понимает, что лежащий перед ним человек избран духами ута и предлагает ему стать шаманом. Если больной отказывается, то умирает, а если соглашается – шаман проводит обряд инициации, являющийся как бы продолжением предыдущего посвящения, которое больной получил от духов в потустороннем мире. Вместе с посвящением новый шаман исцеляется от своих недугов. После обряда выздоровевший человек отправляется в лес или в горы, и там пребывает в одиночестве около трех лет, учась общаться с духами и перемещаться по иным мирам. После возвращения домой он продолжает учиться у старого шамана, и это обучение длится не менее двух лет. Много времени уходит на освоение обряда камлания (игры в бубен) и обучение ритуальным танцам. Чаще всего новый шаман перенимает обязанности предыдущего лишь после его смерти. Но это еще не все. Ученику предстоит пройти дополнительный обряд посвящения, самый страшный и мучительный. Он должен пережить смерть, чтобы родиться заново – уже как настоящий шаман. Для этого он совершает омовение, чтобы его тело очистилось от воспоминаний о прошлой жизни, уединяется в пустынном месте и постится в течение 3-9 дней, не принимая ни пищи, ни воды. Его тело покрывается трупными пятнами, на губах выступает пена, а его суставы опухают. В это время духи разрезают на кусочки его тело и варят их в больших котлах, а потом развешивают куски на крючьях, также ему выкалывают глаза и отрезают уши, а на это место вставляют новые. Затем духи помещают в тело посвящаемого сваренные куски, и рождается новый человек. Эта смерть превращает шамана в совершенно новую личность, в сверхчеловека, обладающего уникальными способностями, умеющего перемещаться между мирами, общаться с высокими духами, видеть будущее, настоящее, прошлое и творить чудеса. Пока куски тела варятся в котлах, душа отделяется от тела и возносится в мир духов на спине священной птицы с железными перьями и длинным хвостом. Птица помещает душу шамана в яйцо, которое лежит в ее гнезде, и высиживает его, пока дух шамана не окрепнет и не приобретет зрелость, которая необходима для шаманской практики. После созревания душа вылупляется из яйца и воссоединяется с обновленным телом, ощущая обновление, исцеление и просветление. После того, как «новорожденный» шаман возрождается к жизни, начинается большой праздник с песнями и плясками, и в нем принимают участие старые шаманы, которые специально съезжаются на церемонию из разных племен. Иногда на подобных мероприятиях можно увидеть множество странных вещей. К примеру, шаманы племени винебага из Северной Америки делают такие движения телом, как будто они давятся, а потом выплевывают на ладонь раковину, утверждая, что она лежала у них в желудке всю жизнь, дожидаясь сегодняшнего дня. Эту раковину они называют врачебным камнем, торжественно помещая ее в рот новому шаману. Еще он получает в подарок так называемый знахарский мешок с разными интересными предметами, и только тогда его с полным правом уже начинают считать настоящим шаманом. Как показывает практика, почти все прирожденные шаманы – психически неуравновешенные, во многом истеричные люди, впрочем, это не удивительно, потому что только личности с расшатанной психикой обладают сверхспособностями. Существуют «стихийные» шаманы – те, которые обладают этим даром с рождения, к ним относятся юродивые, и «профессиональные» шаманы, имеющие определенную мировоззренческую позицию и систему передачи знаний от учителя к ученику. Инициация у эскимосов происходит несколько иначе. Шаман сам выбирает себе преемников среди мальчиков 6 – 8 лет и обучает их в строгой тайне. Перед посвящением ученик приходит к старой могиле, садится и начинает тереть друг о друга два камня, ожидая особого знамения в виде большого медведя. В образе медведя приходит самый главный дух шаманов Тонгарсоак, который срывает с ученика всю плоть до самых костей, после чего тот находится три дня в бессознательном состоянии. За это время нарастает новая плоть, обновляется и очищается душа, и посвящаемый получает право стать шаманом. После этого он направляется к другому шаману, чтобы научиться воздействовать на силы природы и вызывать духов. В шаманизме каждый наставник специализируется в какой-то своей области, поэтому ученики, получив определенные знания у одного шамана, идет к следующему за новыми знаниями. Есть еще один интересный ритуал посвящения – когда ученик приходит к учителю и просит его стать наставником в шаманизме, и если учитель не видит препятствий, то оглашается. И тогда ученик вместе со своими родственниками кается в грехах перед наставником, а потом начинается период подготовки к инициации. Учитель вытаскивает из глаз, головы и внутренних органов ученика душу и отдает ее духам для изучения, после чего духи наделяют посвящаемого мистическими способностями и затем снова помещают душу в тело. Но на этом инициация не заканчивается. Будущему шаману суждено провести долгое время в темноте, чтобы научиться видеть потусторонний мир, слышать астральные звуки и общаться с духами. Обряд посвящения считается законченным, когда шаман видит свет, который не принадлежит физическому миру. В этих цветовых вспышках он прозревает силуэты мира духовного, в котором ему теперь предстоит жить большую часть времени… Иногда ритуал посвящения заключается в том, что ученик созерцает себя как скелета, и этот процесс начинается с того, что он постепенно снимает с себя кожу, мышцы, сдирает внутренние органы, пока не доберется до костей. Такая медитация требует сосредоточения и внимательности, и обычно сопровождается строгими аскезами. Во время медитации ученик называет на шаманском языке каждую косточку своего тела и каждый орган. Полная погруженность в строение своего тела позволяет полностью познать свой внутренний мир, и, познав его, обрести абсолютную свободу. Человек освобождается от власти плотского сознания и приобщается к вечности. Разбирая тело на составные части, он выходит за его пределы в духовную реальность. Это и есть инициация. Кость в данном случае является символом основы жизни, ее нетленного источника, которая не меняется, даже когда вокруг рушатся и создаются миры. Это сама Вечность. Когда шаман представляет себя скелетом, он как бы обращается к первоисточнику жизни, к материнской утробе, в которой началось его существование. Он рождается заново, воскресает из пепла, как птица Феникс. Он побеждает смерть. Подобные психотехнические приемы имеются в буддизме, даосизме и христианстве, их цель – познание тщетности и иллюзорности земного бытия и осознание неизбежности смерти. Шаманские практики учат не бояться неизбежного, а духовно расти, побеждая смерть, тлен и небытие. Ступени шамана Первая ступень: Ябаган-боо (начинающий познавать шаманскую науку), обычно помощник более известного шамана. Мог только совершать возлияния молоком или чаем простым духам, ублажая их, чтобы они не препятствовали чему-нибудь. Вторая ступень: Дуhалган-боо (имеющий право обращаться к духам огня, эжинам местности и духам предков). Мог совершать возлияния в добавок к молоку и чаю, тарасуном и топленым маслом. Третья ступень: Хаялгын-боо (имеющий право обращаться к более высоким духам - Хаатам и брызгать вверх). Он имел право делать кровавые жертвоприношения белым бараном. Четвертая ступень: Ёдоотой-боо (законный шаман). Принявший присягу у священного места и имеющий право делать жертвоприношение всем духам, которых знал. Ему разрешалось делать жертвоприношение, как белым, так и черным или любой другой масти бараном. Пятая ступень: Хусэтэ-боо (получивший бубен и способный уходить в транс). Мог совершать шаманское путешествие для исцеления души больного и делать жертвоприношение бараном или козлом любой масти всем хаатам, заянам и эжинам. Шестая ступень: Хорьботой-боо (получивший шаманский посох с конскими копытами). Имел право делать жертвоприношение конем, быком. Умел впускать в себя духа Lонго без бубна и без призываний, лишь немного сосредоточившись. Седьмая ступень: (получивший железную корону с оленьими рогами и шаманский плащ с железной накидкой). Имел право делать все необходимые обряды и посвящал в шаманы начинающих. Мог иметь до трех бубнов. Только после седьмого посвящения шаман имел право посвящать в шаманские степени других шаманов. Восьмая ступень: (имеющий все). Имел всю необходимую шаманскую атрибутику и бубны разных размеров. У выдающихся шаманов было по несколько десятков бубнов. Знал глубоко всю шаманскую науку и имел право проведения сложных шаманских обрядов. Мог вызывать дождь и ветер. Девятая ступень: (высший сан посвящения, познавший истину в шаманизме). Мог быть вестником Тэнгэри, способен был проявлять различные чудеса, в т.ч. левитировать, подниматься в состоянии Lонго - выше верхушек деревьев, пророчествовать и свободно общаться со всеми духами и путешествовать между всеми мирами. Инициация - знак того, что духи, божественные существа или предки приняли шамана и будут с ним взаимодействовать. сначала дается знак, что данный человек должен стать шаманом - и не следовать ему нельзя, это грозит болезнями и даже смертью. таким знаком могут быть видения духов, сны, в которых человек видит предков, исключительные события - удары молнии, знаки, связанные с шаманскими символами (конь, орел, олень). также человек может быть избранным с рождения - по наследству (родился в роду шаманов), так и по личным качествам - молчаливость, замкнутость, мечтательность. У некоторых народов, особенно в Северной Америке, человек может сам искать благоволения духов и по персональной инициативе стать шаманом, однако это не типично. Становление шамана невозможно без его полного перерождения. Практическому обучению, официальному посвящению совершенно необходимо предшествует инициация духом. Начинается она с инициационной болезни, которая может длиться от нескольких дней до нескольких лет. это может быть недомогание, лихорадка, катотонические состояния вплоть до коматозных. Тело будущего шамана в это время помещают в пещеры или саркофаги, реально хоронят, да и сам шаман похож на мертвеца - практически бездыханный, чуть теплый, бледный и т.д. инициационная болезнь - это первая ступень посвящения, выражающее страдание. Далее следует рождение шамана. Очень показательны в этом отношении видения якутских шаманов, в которых они рождаются в гнездах на Мировом Древе, где их высиживает Мать-хищная птица. Родившийся шаман получает необходимые ему в работе знания либо от стихийных духов (воды, земли, болезней), либо от душ других шаманов. Он узнает, как распознавать и лечить болезни, путешествовать в разные сферы реальности и т.д. Затем шаман наделяется непосредственно своими новыми способностями. Он переживает смерть (которая равно может предшествовать и следовать за рождением). Это очень важный момент: духи, демоны или предки разрывают тело шамана на части (варят, режут и т.д) вплоть до обнажения скелета. Душа шамана, выпущенная через дыру в голове, тем временем наблюдает за обновлением тела. Духи заменяют кости, голову на железные, только что выкованные (вариант - на кристаллы кварца или другие магические предметы) и наращивают на остов новою плоть, подобную плоти духа. Теперь шаман может видеть духов, говорить на языке животных и трав, петь магические песни теперь шаман инициирован. Это еще не значит, что он сразу может приступать к практике. Однако он уже обладает всеми необходимыми способностями, а кроме того (что очень важно) приобретает ценных союзников в виде духов-помощников, тех самых, что обновляли его тело. Теперь эти духи будут помогать ему в камлании. Обычно для духа-помощника изготавливается фигурка (айями), которая и вбирает в себя инициационную болезнь. После этого неофит должен учиться у старых и опытных шаманов тонкостям своего ремесла, прежде чем он может приступить к самостоятельному камланию. Олард Диксон приводит такую иерархию шаманов по уровню обучения и опытности: 1. три мэпи (ученик-изготавливающий бубен-предсказатель) 2. три нимнгака (путешествуюший-сказитель-камлающий) 3. три касаты (подступающий к свету-имеющий место в Верхнем мире после смерти-ведуший в Верхний мир других) |