Onyx-club
Мандалы - Версия для печати

+- Onyx-club (https://on-x.in)
+-- Форум: Графическая магия (https://on-x.in/forumdisplay.php?fid=64)
+--- Форум: Мандалы (https://on-x.in/forumdisplay.php?fid=340)
+--- Тема: Мандалы (/showthread.php?tid=1899)



Мандалы - pantera61 - 03.04.2015

Мандала (в переводе с древнеиндийского «круг») — геометрический символ сложной структуры, один из основных сакральных символов в тантрических направлениях буддизма и индуизма. Элемент ее построения - круг. По форме совпадает с колесом мира, цветком лотоса, розы, мифическим Золотым цветком. Соответствует фигурам, заключенным в круг (или квадрат), таким как годовой круг, зодиакальный круг, лабиринт, циферблат. Графема, вызывающая определенные ментальные состояния, способствующие достижению состояния созерцания и концентрации. Согласно этимологии слова, мандала связывается с символикой круга, колеса. Это образ, или карта, мира, средоточие космических сил, пространство, отмеченное присутствием божества. Мандала выступает как инструмент созерцания и концентрации, средство достижения особого психического состояния. Ментальный образ, который может быть выстроен в воображении, в виде ритуальной геометрической диаграммы, содержащей в себе визуальное выражение определенных пророческих свойств или магии.

Тибет Молитвенная мандала:

[Изображение: m_world08.jpg]

Египет Мандала смерти Сета:

[Изображение: m_world01.jpg]

Индия Мандала Джайна:

[Изображение: m_rel03.jpg]

Кельтика Мандала защиты воинов:

[Изображение: m_celtic01.jpg]



В ней создается фокус для глубокой медитации. Включает в себя не изображаемый визуально центр. Он полагается через концентрацию фигур и является визуализацией препятствий на пути постижения Центра. Мандала содержит диаграмму священного искусства. В ней присутствует как бессознательная символика упорядочивания определенного пространства с целью его украшения или использования, так и мистическое стремление к высшему объединению. Ее основные составляющие - уравновешенные и концентрические геометрические фигуры. Синтез традиционной структуры и свободной интерпретации. Может рисоваться и чертиться. Также строится из песка или изображается на земле. Служит ритуальным - ступень за ступенью - объектом продвижения к внутреннему центру. Связана с идеей Центра. Задается целью, аналогичной цели алхимиков - помогает перегруппировать все, что рассеяно вокруг оси. Ритуал создания мандалы психологически и духовно аналогичен прохождению через лабиринт. Образ и синтез двух пар оппозиций: внешнего и внутреннего разнообразия и однообразия, диффузии и концентрации, дифференциации и объединения. По своей природе должна преодолевать беспорядок. Это визуальное пластическое выражение борьбы за достижение порядка, стремление к воссоединению с первоначальным центром.
Во время движения к центру мандалы человек проходит путь эволюции от биологических форм (сферы материального) к формам геометрическим — абстрактным, духовным; этот путь в символической форме представляет всю драму разъединения и повторного соединения и отражает стремление к воссоединению с изначальным, внепространственным и вневременным центром. Сущность этого символа состоит именно в том, чтобы зафиксировать дуальность дифференциации и интеграции, многообразия и единства, внешнего и внутреннего, рассеяния и концентрации и синтезировать их. Мандала преодолевает неупорядоченное и относительное и утверждает порядок и абсолют. Она характеризуется ориентацией на центр; последний не изображается графически, но задается посредством концентрации фигур. Существует множество разновидностей мандалы, каждая из которых считается не похожей на другие и отражающей ментальное состояние ее творца.
В Китае, Тибете и Японии выделяются два вида мандал, символизирующие различные аспекты бытия: гарбха-дхату («утробный мир»), мир инволюции, в котором развитие происходит от единого к множественному; ваджра-дхату («алмазный мир»), мир эволюции, в котором развитие происходит от множественного к единому.
Составляющими мандалы являются геометрические фигуры, подчиненные принципам симметричного и строго центрированного изображения. Основные фигуры, задействованные в построении мандалы, — круг, квадрат, треугольник. Наиболее распространенная схема включает внешний круг (который символизирует целостность мира и определяет его пространственно-временные границы), вписанный в него квадрат (символизирующий пространство обитаемого мира и стороны света) и круг внутри квадрата (содержащий изображение сакрального объекта, нередко лотоса с ваджрой в нем — символизирующих единение двух начал). Высшие элементы мандалы изображаются ближайшими к центру. Таким образом, внутренний круг внутри квадрата является более сакральным, чем сам квадрат.
Важную роль играют также числовые элементы мандал, упорядоченные по определенному параметру и отождествленные с фундаментальными идеями и объектами; посредством этого обеспечиваются дополнительные коннотации. Основными числами являются 12 (звенья цепи зависимого происхождения и стадии временного цикла), 6 (разряды обитаемого мира), 4 (пространственные координаты и соответствующие им сакральные персонажи). Противопоставление треугольников и квадратов, по-видимому, связывается с общепринятой оппозицией чисел 3 и 4, первое из которых олицетворяет центральное и духовное, а второе — периферическое и внешнее.



[Изображение: mandala04_small.jpg]



[font={defaultattr}][font={defaultattr}][font={defaultattr}]
Один из вариантов мандалы — так называемая шричакра («Колесо Шри», то есть шакти бога). Она содержит изображения девяти пересекающихся друг с другом равнобедренных треугольников разного размера и цвета; четыре из них изображены вершинами вверх и символизируют Шиву, мужское начало; пять — вершинами вниз, символизируют Шакти, женское начало. В середине располагается фокус энергии, бинду, — невидимый центр, из которого исходит, разворачивается изображение (то есть космос в целом). Треугольники обрамлены двумя окружностями, образованными, соответственно, 8 и 16 лепестками лотоса, символа созидания и жизненной силы. Внешний круг имеет четыре отверстия, которые символизируют стороны света.
Мандала наделяется функциями ограничения сакрального пространства и защиты его от дезинтегрирующих сил. Это геометрическая проекция вселенной, в ее пространственном и временном аспекте; а также средство достижения глубин подсознания в ходе ритуала или медитации. Она служит выражению космического ритма и объединению микрокосма и макрокосма. Адепт в ходе медитации либо ритуала помещает себя в центр мандалы и ожидает нисхождения божества, которое явится на его призыв, таким образом он отождествляет себя с силами, управляющими космическими процессами. Ожидаемое явление божества с небес придает мандале дополнительное вертикальное измерение и сближает ее с образами мировой оси. Некоторые буддийские храмы (например, Боробудур) построены в форме мандалы и разделяют ее ритуальную функцию, связанную с обретением центра (аналогичным образом рассматривается продвижение по лабиринту).
Аналогичные мандале структуры могут быть найдены и в других традициях; любой объект, задающий модель мира и могущий быть использованным при медитации, выступает как мандала. Таковы различные мегалитические комплексы, в том числе Стоунхендж, ритуальные сооружения, лабиринты, шаманские бубны, китайские бронзовые зеркала, на обратной стороне которых помещалась схема вселенной. Многие храмы в различных религиозных традициях построены по схеме мандалы и используют космическую и психологическую символику элементов, геометрических фигур и чисел.

[/font]
[/font]
[/font]
http://sigils.ru/



RE: Мандалы - pantera61 - 04.04.2015

Значение мандалы
Тибетский перевод санскритского слова «мандала» (dkyil-‘khor) буквально означает «то, что окружает центр». «Центр» несет в себе значение, а то, что его окружает, – мандала, является представленным в форме круга символом, который выражает это значение. Хотя не все мандалы имеют круглую форму.
Мандалы бывают разных типов, они используются в буддизме для различных целей, как в практиках уровня сутры, так и в тантрических практиках. Давайте рассмотрим некоторые из типов мандалы.
Внешняя мандала
Внешняя мандала (phyi’i dkyil-‘khor) символизирует мировую систему. Она используется как подношение духовному учителю с выражением просьбы о даровании учения, различных обетов, а также о даровании тантрического посвящения. Она также используется как подношение в знак благодарности после окончания учения или принятия обетов, или после церемонии посвящения.
Подносимая таким образом мандала обычно состоит из плоского основания, напоминающего перевернутую кверху дном тарелку, на котором затем устанавливают один за другим три железных обода, каждый из которых меньше в диаметре, чем предыдущий. Внутрь каждого из них при этом насыпают смесь из драгоценных или полудрагоценных камней или обычное зерно, которое, заполнив обод, служит основанием для установки следующего обода. Венчает это сооружение декоративная диадема.
[img=262x0]http://www.berzinarchives.com/web/images/global/mandala_offering.jpg_983532555.jpg[/img] 

Традиционный тибетский набор для подношения мандалы

В другом варианте подношение мандалы может быть сделано при помощи определенного жеста рук (санскр.мудра), при котором пальцы обеих рук скрещиваются между собой особым образом.
 
[img=233x0]http://www.berzinarchives.com/web/images/global/mandala_offering_mudra.gif[/img]
Мудра подношения мандалы
Оба типа мандалы символизируют чаще всего ту мировую систему, которая описывается в учениях абхидхармы, относящихся к особым областям знаний. Мировая система в этих учениях представлена в виде четырех островных континентов, расположенных вокруг горы Меру. Каждому континенту соответствуют два острова, прилегающих к нему со стороны, противоположной горе Меру. В системе тантры Калачакры мировая система имеет несколько другой вид, хотя в ней также присутствуют гора Меру, четыре основных континента и восемь островов меньшего размера.
Его Святейшество Далай-лама XIV часто говорит, что, принимая во внимание современные научные доктрины, мы также можем понимать внешнюю мандалу как символ, представляющий планету Земля, Солнечную систему, Галактику или всю Вселенную. Это будет то же самое. Суть заключается в том, что подношение мандалы символизирует наше желание отдать целую Вселенную ради получения учений, обетов или посвящения.
Сто тысяч подношений внешней мандалы являются неотъемлемой частью особых подготовительных практик (sngon-'gro), которые выполняются с целью накопить положительную силу (bsod-nams, заслугу), необходимый для того, чтобы приступить к основным тантрическим практикам и получить от них пользу. В этой практике в качестве объектов, которым производится подношение, выступают визуализируемые практикующим собрания будд, бодхисаттв и мастеров линии передачи учения. Особое место в этом собрании занимают наши собственные духовные учителя. Действенность практик подношения мандалы для накопления положительной силы зависит от чистоты мотивации, уровня сосредоточенности, глубины понимания пустотности нас самих, делающих подношение, пустотности объектов, которым мы делаем это подношение, пустотности мандалы и пустотности самого действия подношения.
Практика подношения внешней мандалы также способствует накоплению положительной силы, необходимой для выхода за пределы нашего нынешнего уровня понимания и для дальнейшего продвижения к более глубокому уровню. Например, Цонкапа (Tsong-kha-pa Blo-bzang grags-pa), основатель традиции гелуг, выполнил стотысячную практику подношения мандалы восемнадцать раз в качестве дополнения к стотысячной практике простираний, которую он выполнил тридцать пять раз. Он выполнил эти практики для того, чтобы накопить положительную силу, достаточную для достижения правильного понимания пустотности, соответствующего философским взглядам школы мадхьямака-прасангика.
Внутренняя мандала, тайная мандала и мандала истинной природы реальности
Ануттарайога-тантра, высшая из четырех классов тантр в школах, относящихся к традиции новых переводов (кагью, сакья и гелуг), определяет четыре уровня подношений. В соответствии с этим существуют и четыре уровня подношений мандалы. Эти четыре уровня соотносятся с четырьмя посвящениями (dbang) в ануттарайога-тантре.
  • Внешнее подношение (phyi’i mchod-pa) – это подношение внешних объектов, таких как вода, цветы, благовония и так далее, или объектов, привлекательных для пяти чувств. Внешняя мандала – это подношение внешней мировой системы. Внешнее подношение и внешняя мандала соотносятся с посвящением сосуда (bum-dbang). Посвящение сосуда очищает тело для достижения нирманакайи (sprul-sku), тела физического проявления, или эманации. Это посвящение дает право выполнять практику, соответствующую стадии зарождения (bskyedrim), во время которой мы визуализируем себя в качестве образа будды.


  • Внутреннее подношение (nang-mchod) представляет собой подношение различных аспектов тела. Это могут быть аспекты «грубого» физического тела, а именно пять совокупностей (санскр. скандха) и пять элементов, или, согласно системе тантры Калачакры, аспекты тонкого тела, а именно десять тонких энергетических ветров. Cубстанции внутренних подношений представляют собой пять разновидностей мяса и пять нектаров. Очищенные, преобразованные, увеличенные в размере и приумноженные в количестве, они объединяются в две группы по пять или в одну, включающую все десять элементов. Внутренняя мандала (nang-gi dkyil-‘khor) представляет собой подношение, состоящее из различных частей грубого физического тела, когда позвоночник или туловище представляют в виде горы Меру, а четыре конечности – в виде континентов. Внутреннее подношение и внутренняя мандала соотносятся с тайным посвящением (gsang-dbang). Тайное посвящение очищает тонкие энергетические ветра и речь для достижения самбхогакайи (longssku), тела наиболее полного примерения (прим. ред.: согласно сутре «наиболее полное применение» означает, что самбхогакая использует учения махаяны в полном объеме, непрерывно даруя их в чистых землях арьям-бодхисаттвам). Это посвящение дает право выполнять практику иллюзорного тела (sgyu-lus) в контексте завершенной стадии (rdzogs-rim).


  • Тайное, или скрытое, подношение (gsang-mchod) – это подношение блаженного осознавания. Иными словами, это подношение неконцептуального блаженного осознавания пустотности ясным светом – тончайшим уровнем умственной деятельности, или умом ясного света. Соответственно, тайное, или скрытое, подношение мандалы (gsang-ba’i dkyil-‘khor) представляет собой подношение блаженного осознавания, или неконцептуального блаженного осознавания пустотности умом ясного света. Тайное подношение и тайная мандала соотносятся с посвящением глубокого распознавания (shes-rab ye-shes dbang – посвящение мудрости). Это посвящение очищает сознание для достижения джняна-дхармакайи (ye-shes chos-sku), тела глубокого всеохватывающего осознавания. Это посвящение дает право выполнять практику ясного света (‘ od-gsal) в контексте завершенной стадии.


  • Подношение истинной природы реальности (de-kho-nanyid mchod-pa – подношение таковости) представляет собой подношение неконцептуального познания пустотности. Иными словами, это подношение двух нераздельных истин. Две нераздельные истины это: 1) чистое проявление самого себя в качестве образа будды (йидама, или божества) и 2) неконцептуальное, блаженное осознавание пустотности умом ясного света. Мандала истинной природы реальности (de-kho-na-nyid-kyi dkyil-‘ khor – мандала таковости) – это подношение неконцептуального познания пустотности или двух нераздельных истин, о которых говорилось выше. Подношения истинной природы реальности и мандалы истинной природы реальности соотносятся с четвертым (dbang bzhi-pa) посвящением, или посвящением драгоценного слова (tshig-dbang). Это посвящение одновременно очищает тело, речь и сознание для достижения свабхавакайи (ngo-bonyid sku) – тела сущностной природы, или, более точно, свабхава-дхармакайи (ngo-bo-nyid chos-sku) – тела сущностной всеохватывающей природы. Это посвящение дает право выполнять практику единства двух истин (zung-‘jug) в контексте завершенной стадии.


Мандалы, на основе которых даруются посвящения
В отличие от церемоний дарования последующего разрешения (rjes-snang; дженанг), для которых используются торма (gtor-ma), которые тантрический мастер преобразует в образы будд, церемонии уполномочивающего посвящения (dbang; ванг) проводятся с использованием мандалы.
Посвящение сосуда, характерное для всех четырех классов тантры, даруется на основе символической мандалы, олицетворяющей мир, в котором пребывает один или несколько различных образов будды. Эта мандала состоит из (1) поддерживающей мандалы (rten-pa’i dkyil-‘khor), то есть дворца с его окрестностями, а также (2) поддерживаемой мандалы (brten-pa’i dkyil-‘khor) – всех образов, расположенных внутри.
Основой для обозначения (gdags-gzhi) символической мандалы во время церемонии посвящения могут выступать:
  • мандала, нарисованная на куске ткани или бумаги (rasbris-kyi dkyil-‘khor), представляющая собой двухмерное изображение дворца с окрестностями и чем-то напоминающая архитектурный проект. Такая мандала обычно располагается внутри раскрашенной квадратной деревянной рамы с крышей и открытыми сторонами; 
     


[img=161x0]http://www.berzinarchives.com/web/images/global/sakya_mandala-small.jpg_1583689890.jpg[/img] 
Мандала Калачакры, нарисованная на куске ткани 

 
  • мандала из цветного песка (rdul-phran-gyi dkyil-‘khor), которая изображает дворец с окрестностями и обычно располагается в такой же деревянной раме, что и рисованная мандала;



[img=274x0]http://www.berzinarchives.com/web/images/global/sand_mandala_making.jpg[/img] 

Построение песочной мандалы Гухьясамаджи 

 
  • мандала умственной устойчивости (bsam-gtan-gyi dkyil-‘khor – мандала сосредоточенности), которая проявляется из состояния поглощенной сосредоточенности (ting-nge-‘dzin, санскр. самадхи) тантрического мастера и не имеет физической основы;


  • мандала тела (lus-kyi dkyil-‘khor, lus-dkyil), которую тантрический мастер проявляет, преобразуя различные части своего тонкого тела в качестве аспектов поддерживающей и поддерживаемой мандалы. Использование этой мандалы характерно лишь для некоторых материнских систем ануттарайога-тантры, таких как Чакрасамвара, Ваджрайогини, Хеваджра и Читтамани Тара. Для получения посвящения с использованием мандалы тела необходимо предварительно получить посвящение, использующее в качестве основы мандалу, относящуюся к одному из трех типов, перечисленных выше;


  • иногда используется объемная мандала (blo-blangs), обычно выполненная из дерева или металла.



[img=286x0]http://www.berzinarchives.com/web/images/global/3D-kalachakra_mandala_potala.jpg[/img] 

Традиционная трехмерная мандала Калачакры 

во дворце Потала в Лхасе, Тибет

[img=365x0]http://www.berzinarchives.com/web/images/global/3D-mandala.jpg[/img] 



Современная трехмерная мандала Калачакры, 

построенная Арья Ринпоче в США 

 
Следующие три посвящения относятся исключительно к уровню ануттарайога-тантры.
  • Тайное посвящение даруется из круглой символической мандалы обусловленной (относительной) бодхичитты (kun-rdzob byang-sems-kyi dkyil-khor). При этом используются капли йогурта или чая, символизирующие капли тонкой энергии (thig-le, тигле) белой и красной бодхичитты, которые даются для пробы на вкус.


  • Посвящение глубокого распознавания даруется из круглой символической мандалы лона визуализируемой супруги (bha-ga’i dkyil-‘khor; dkyil-‘khor).


  • Четвертое посвящение – посвящение драгоценного слова – даруется из круглой символической мандалы глубочайшей (абсолютной) бодхичитты (don-dam byang-sems-kyi dkyil-‘khor). Эта мандала символизирует самый глубокий уровень понимания пустотности.


В тантрической системе Калачакры:
  • посвящение сосуда даруется из ассоциируемой с сосудом груди визуализируемой супруги, а не из реального сосуда, содержащего освященную воду, как это принято в других системах ануттарайога-тантры;


  • тайное посвящение даруется из круглой мандалы лона визуализируемой супруги, источника символических капель, которые пробуются на вкус, а не из мандалы капель обусловленной бодхичитты, как в других системах ануттарайога-тантры;


  • посвящение глубокого распознавания даруется из круглой символической мандалы обусловленной бодхичитты – капель тонкой энергии, пребывающих в [тонком] теле, а не из мандалы лона визуализируемой супруги, как в других системах ануттарайога-тантры;


  • четвертое посвящение, или посвящение драгоценного слова, даруется с использованием круглой символической мандалы глубочайшей бодхичитты, как и в других системах ануттарайога-тантры.


Символические диски мандалы
Тантрическая практика включает визуализацию различных символических дисков мандалы. Самыми распространенными являются диски солнца и луны, символизирующие, соответственно, понимание пустотности и бодхичитту, направленную на достижение просветления ради того, чтобы приносить пользу другим живым существам наилучшим образом.
Пять внешних и телесных элементов, таких как земля, вода, огонь, ветер и пространство, часто бывают представлены символическими дисками мандалы, которые имеют форму и цвет, установленные буддийскими канонами. Например, квадратный диск желтого цвета символизирует элемент земли.
В системе Калачакры символические диски четырех небесных тел, участвующих в затмениях, – Луны, Солнца, Раху и Калагни (северный и южный полюсы Луны) олицетворяют четыре капли тонкой энергии внутри тонкого тела. Это капли энергии бодрствующего состояния, состояния сновидений, глубокого сна и четвертого, или пикового состояния.
Дворцы мандалы
В большинстве тантрических систем, связанных с практиками образов будд, описывается дворец мандалы, часто называемый «невыразимо величественным дворецом» (gzhal-yas khang), в котором обитают образы будд определенной тантрической системы. По устройству дворцы напоминают древнеиндийские, хотя форма крыши говорит о китайском влиянии. Дворцы бывают квадратной формы, чаще всего с двумя, но иногда и более, этажами. Порталы на каждой стороне ведут в приемные залы, над каждым порталом имеется арка. Стены разной толщины сверху декорированы лепниной и другими сложными, богато украшенными деталями интерьера.
Каждая архитектурная деталь символизирует определенный аспект пути к просветлению. Например, в мандале Ваджрабхайравы четыре стороны дворца означают четыре благородные истины, пятицветные полы и стены представляют пять типов глубокого осознавания и так далее.
Мандала тела
В некоторых системах материнских и отцовских тантр класса ануттарайоги, связанных с практикой образов будд, существуют мандалы тела (lus-dkyil). Мандала тела состоит из множества образов будд, возникающих в нашем собственном теле во время практики, связанной с преобразованием самого себя в образ будды. Части нашего грубого физического тела при этом служатпричинами обретения (nyer-len-gyu rgyu). Причиной обретения чего-либо называют то, из чего получают это новое явление, при том, что существование самой первоначальной причины прекращается. Например, из теста для приготовления хлеба благодаря процессу выпечки получают готовый хлеб. Соответственно, при этом прекращается существование самого теста. Подобным образом в системе Гухьясамаджа наши нечистые совокупности (санскр. скандхи) служат причинами обретения чистой формы Будды Вайрочаны.
В системах материнских тантр класса ануттарайоги, таких как Чакрасамвара, Ваджрайогини и Читтамани Тара, в которых используются мандалы тела, образы будд возникают из аспектов тонкого энергетического тела, главным образом из энергетических каналов, которые, соответственно, служат причинами обретения. В системах отцовских тантр класса ануттарайоги, таких как Гухьясамаджа, в которых используются мандалы тела, образы будд возникают из частей грубого тела, таких как совокупности, элементы, познающие сенсоры, конечности, которые, соответственно, служат причинами обретения. В тех системах ануттарайога-тантры, которые в традиции сакья представлены как недвойственные и в которых используются мандалы тела, причинами обретения образов будд являются как аспекты тонкого энергетического тела, так и части грубого физического тела. Примером недвойственной тантрической системы может служить тантра Хеваджры.
Вышеприведенные примеры описывают поддерживаемые мандалы тела, относящиеся к практике образов будд. Некоторые системы в ануттарайога-тантре, такие как тантра Гухьясамаджы, также используют поддерживающую мандалу тела, представляющую собой дворец, причинами обретения которого служат части грубого физического тела.
В материнских тантрах класса ануттарайоги только мандалы тела могут являться основой для дарования посвящения сосуда.