Манипулятивная игра "Шахматы" - Версия для печати +- Onyx-club (https://on-x.in) +-- Форум: Парапсихология и психология (https://on-x.in/forumdisplay.php?fid=474) +--- Форум: Психологические техники (https://on-x.in/forumdisplay.php?fid=476) +--- Тема: Манипулятивная игра "Шахматы" (/showthread.php?tid=3012) |
Манипулятивная игра "Шахматы" - Meggi - 01.05.2015 Предназначение. Игра предназначена для овладения участниками профессионального психологического тренинга навыками ассертивного поведения, а также для того, чтобы участники могли себя почувствова в роли манипуляторов. Под ассертивностью здесь понимается способность уйти из-под давления со стороны окружающих, уверенное и спонтанное (рождающееся изнутри) поведение. Играть рекомендуется в уже хорошо "разогретых" группах. Требуется весьма просторное помещение. Качества. Ассертивность Содержание Предварительно на полу заготавливается большая "шахматная доска". Из такого расчета, чтобы в одном квадратике мог свободно поместиться один участник тренинга, на полу чертятся мелом квадратики или же раскладываются квадратные плиточки (из ватмана, линолеума или другого материала). Для красоты можно клеточки разделить на "черные" и "белые". Если тренеру покажется возможным, то количество клеточек на шахматном поле можно сократить (7х7 или 6х6). Также надо отметить координатную сетку как на обычной шахматной доске: a, b, c... 1, 2, 3... На всеобщее обозрение психолог вывешивает два плаката "ТВОИ обязанности" и "МОИ права". "ТВОИ обязанности" 1. Ты не должен бесцеремонно и независимо от других оценивать себя и свои поступки. 2. У тебя очень много обязательств по отношению к окружающим людям, коллективу. 3. Думай сначала о других, а не о себе. 4. Для тебя самое простое - пожертвовать собственным достоинством и приспособиться. 5. Ты не должен менять свою точку зрения, иначе ты просто некомпетентен. 6. Тебе не положено ошибаться, а если ошибешься, то должен чувствовать себя виноватым. 7. Желательно, чтобы ты смог ответить на любой вопрос. 8. Ты должен стремиться к тому, чтобы все люди тебя любили. 9. Каждое твое решение должно быть рациональным, обоснованным. 10. Ты должен быть чутким и осведомленным, а не безжалостным и безразличным невеждой. 11. Если ты хочешь быть компетентным, то должен искать во всем возможную выгоду. 12. Ты должен быть настоящим мужчиной (настоящей женщиной, настоящим менеджером, настоящим героем). "МОИ права" 1. Я имею право оценивать собственное поведение, мысли и эмоции самостоятельно. 2. Я имею право не извиняться и не объяснять своё поведение. 3. Я имею право выбрать степень своей ответственности за решение проблем других людей. 4. Я имею право выбрать сам, что для меня самое простое. 5. Я имею право изменить своё мнение. 6. Я имею право ошибаться. 7. Я имею право сказать: "я не знаю"; я имею право не быть ходячей энциклопедией. 8. Я имею право не быть долларом, которого все любят. 9. Я имею право принимать нелогичные решения, основанные на интуиции. 10. Я имею право сказать: "я тебя не понимаю". 11. Я имею право сказать: "меня это не интересует". 12. Я имею право какое-то время не быть настоящим мужчиной (женщиной, менеджером, героем). Если есть необходимость, ведущий разъясняет основную идею манипуляций - внушить тебе, что ты что-то должен. Объясняет, что самое разумное "противоядие" - сразу же, твердо разъяснить собеседнику свои права, то есть немедленно выбить почву из-под такого рода манипуляций. Перед началом игры тренеру для повышения мотивированности участников можно отметить, что "Можно сто лет говорить на русском языке, а не научиться правильно говорить; можно прочесть все книги по высшей математике, но не научиться решать элементарные задачи". Стоит попросить участников хотя бы раз попробовать применить каждую "обязанность" и каждое "право", то есть пробовать себя и в роли манипулятора, и в роли ассертивного человека. Сама игра начинается с того, что участники придумывают себе "имена", которые записывают на двух листах бумаги, которые крепятся на груди и спине: "белая ладья", "черный слон", "зеленый ферзь" и т.д. Имена повторяться могут. Участники занимают свои места на "шахматной доске", как кто захочет. Далее тренер достает перекидной блокнот, с которым обходит по очереди участников (важно, чтобы они уже стояли на "доске"). Каждый участник записывает в блокнот одно свое желание, касающееся конечной диспозиции на доске. Примеры желаний: чтобы "белая ладья" стояла на e2, чтобы обе "черные пешки" были в углах доски, чтобы "зеленый король" стоял рядом с "коричневым ферзем" и т.д. Желания должны касаться диспозиции других игроков и они должны касаться именно конечной диспозиции, а не процесса игры; нельзя чтобы были желания вроде "чтобы я всю игру простоял на одной клетке". При этом каждый следующий участник читает желание предыдущего, перелистывает страницу и пишет свое желание. Первый участник читает желание последнего. После этого начинается собственно "игра в шахматы". Она заключается в том, что участники по порядку передвигаются на свободные клеточки доски, как им заблагорассудится. У каждого участника есть не больше минуты для принятия решения. На протяжении этой минуты он может (а на самом деле, исходя из задач игры, должен) консультироваться с другими участниками. Процесс взаимных консультаций может носить произвольный характер (конечно, игроки должны оставаться на своих клеточках). Каждый игрок обязан сделать ход, то есть нельзя оставаться на одном месте. Вполне может случиться так, что у игроков не возникнет конфликта интересов в процессе игры. Поэтому лучше не делать "доску" слишком большой; можно ограничивать желания. |