День Рода и Рожаниц (8 вересеня/сентября) - Версия для печати +- Onyx-club (https://on-x.in) +-- Форум: Родноверие, язычество (https://on-x.in/forumdisplay.php?fid=34) +--- Форум: Обряды (https://on-x.in/forumdisplay.php?fid=81) +--- Тема: День Рода и Рожаниц (8 вересеня/сентября) (/showthread.php?tid=5981) |
День Рода и Рожаниц (8 вересеня/сентября) - Лилия - 20.08.2015 Праздник всего Рода (сородичей) и семьи, убранного урожая и домашнего благополучия. Время подведения итогов. Встреча осени — чествование Макоши как Матушки-Осенины. В этот день приносят требы Роду Вседержителю (Всебогу) и Роду Небесному (Предкам), а тако же прославляют Род Земной (всех сородичей, по Прави живущих): «Роду-Всеотцу и Родным Богам — вовек слава, а нам — хвала по делам!»
Этот обряд совершался 8 сентября. Но, по словам исследователя Максимова, мог повторяться и в конце сентября и в октябре.
В этот день организуется трапеза во славу Рода и Рожаниц. К праздничному столу готовят кутью из разных круп нового урожая с мёдом, зерновой хлеб, творог (сыр), варят пиво и закалывают овцу (барана). В старину на этот день в селе закалывали оленя или быка. На пиру обносится чаша и над нею Славят Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы, произносятся слова благословения во имя богов. Кутью также ставят на подоконник – угощение духов предков рода. Культ Рожаниц отличается от остальных славянских обрядов торжественными пирами в честь богинь. «Желя Роду и роженицам по рождестве – муку варити святей богородици, а Роду примолвливающе».
«Празднество это, в зависимости от урожая, отличается большим разгулом. При видимо благополучном результате жатвы «оспожинки» справляются иногда в течение целой недели: чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник. Это деревенское «пировство» развертывается по всем правилам хлебосольства и со всеми приёмами гостеприимства по преданию и заветам седой старины и по возможности широко и разгульно.»
Поскольку с этого дня начинался сбор хмеля, на праздничном гулянье пели соответствующие моменту игровые песни:
Вейся ты, хмель, перевейся,
На нашу сторонку, Как на нашей на сторонке приволье большое! А приволье-то большое, мужики богаты! Что мужики-то богаты, каменны палаты! Что каменны палаты, двери золотые, Что маковки литые! Это традиционно женский праздник: женщину почитают как продолжательницу рода. В этот день обращают свои молитвы к Рожаницам бездетные матери, чтобы послали им ребёнка.
В Заонежье в некоторых деревнях молодёжь гадала, когда выезжала на острова для проведения молодежного праздника в честь завершения жатвы. На острова молодёжь вывозила с собой соломенное чучело, обряженное в женское платье и украшенное колосками ржи. Чучело на острове разрывалось на части, сжигалось на костре, а парни и девушки, гадая, как в летние святки, попарно прыгали через огонь (если руки не разъединятся, к удачному браку).
В этот день начинается обряд «похороны мух». Пойманную муху (таракана, комара, осу) кладут в домовину из моркови, торжественно относят на пустырь и зарывают в могилу, чем обозначают оцепенение насекомых на время наступающей зимы. На Севере Руси похороны мух называли «потешными». Устраивали этот обряд девушки. Сначала из разных овощей: репы, моркови, брюквы вырезали маленькие гробики и складывали в них мух. Делали это шутливо торжественно, иногда с причитаниями и даже плачем. Затем тела насекомых не менее торжественно предавали земле. Другие девушки в это время вооружившись тряпками, полотенцами гнали мух из домов, приговаривая: “Муха по мухе, летите мух хоронить” или “Мухи, вы мухи, комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя себя съешь”. В некоторых деревнях считалось, что выгонять насекомых необходимо, размахивая мужскими штанами.
Смысл обряда заключался не только в уничтожении и выгоне насекомых из крестьянских изб, но и в том, что во время “мушиных похорон” девушки устраивали себе смотрины, стараясь показать свои достоинства перед собравшимися посмотреть на обряд зрителями, особенно парнями, которые высматривали невест. Ведь приближалась осенняя пора свадеб. Девушки надевали лучшие наряды, старались отличиться шуточными приговорами и песнями.
Практически любой народный обряд состоит из конкретного действия и сопровождается специальными речами. Когда хоронили, насекомых приговаривали так:
“Таракан дрова рубил,
Комар водушку носил,В грязи ножки увязил. Вошка парилася Да ударилася Ненароком - Правым боком: Ребро вывихнула. Клопы подымали, Живот надорвали”. После того как насекомых закапывали в землю, начинался следующий этап праздника. Начиналась «охота на лосих». Две девушки, ряженные лосихами (оленихами), показываются на короткое время из леса и убегают. Вдогонку пускаются парни-охотники, стремясь их изловить. Одну пойманную «лосиху» сразу же отпускают, а вторую ведут к капищу, где также отпускают, предварительно поругав за то, что заставила молодцев долго бегать
Праздник заканчивается рожаничным пиром (обрядовая еда: творог, яйца, сыр, оленина или говядина, овсяная каша, мёд, пиво, ягодное вино) и игрищами. На пиру чаша пускается по кругу посолонь. Каждый произносит славления. Игрища начинаются с хоровода, который водят около самой старшей из женщин. Женщина держит в руках хлеб (желательно овсяный). По окончании хоровода хлеб делят и раздают для лечения людей и домашних животных.
После праздника Рода и Рожаниц в некоторых местах продолжается бабье лето.
|