ЧТО ТАКОЕ ПСИХОАНАЛИЗ? - Версия для печати +- Onyx-club (https://on-x.in) +-- Форум: Парапсихология и психология (https://on-x.in/forumdisplay.php?fid=474) +--- Форум: В мире психологии (https://on-x.in/forumdisplay.php?fid=478) +--- Тема: ЧТО ТАКОЕ ПСИХОАНАЛИЗ? (/showthread.php?tid=6078) |
ЧТО ТАКОЕ ПСИХОАНАЛИЗ? - Meggi - 30.08.2015 Гипноз и бессознательная психическая реальность В лондонском доме - музее Фрейда над знаменитой психоаналитической кушеткой висит картина, изображающая сцену из театрализованного представления известного французского невропатолога и гипнотизера Ж. Шарко. Будучи молодым еще врачом, Фрейд проходил стажировку в клинике Шарко и был поражен тем, как вызванные под гипнозом (внушенные) представления приводили к появлению симптомов у больных (искусственные параличи, припадки, слепота, глухота, обмороки). Чем так важна и дорога Фрейду была эта картина, что она в течение всей его жизни занимала центральное место в его кабинете? Все дело в том, что Шарко с его опытами помог Фрейду прийти к удивительному выводу, из которого впоследствии появится психоанализ: «Если это могут сделать представления, привнесенные в психику извне, почему – и даже в большей степени – не могут этого сделать наши собственные бессознательные представления и фантазии?»
Предметом исследований Фрейда с этого момента становится бессознательная психическая реальность человека, которую он назвал ЭТО. В отличие от материальной, предметной реальности ЭТО невозможно пощупать и увидеть, но эта субъективная реальность не менее реальна и действенна, чем материальная. Мы не можем ее увидеть, но мы можем ЭТО услышать и самые яркие примеры тому - бред и галлюцинации. Человек «теряет разум» или связь с материальной реальностью, он становится безумным и в его сознание врываются бессознательные желания и представления, получающие власть над его действиями, что грозит опасностью и ему самому и его окружающим.
Конечно, ЭТО есть у каждого из нас, а не только у безумцев. Мы легко можем обнаружить проявления его действия, когда ведем себя вопреки своим сознательным намерениям, иррационально: оговариваемся, описываемся, совершаем ошибочные действия, когда видим сновидения или испытываем невротические симптомы. То есть, мы ЭТО наблюдать не можем, но обнаруживаем его воздействие на нас по косвенным проявлениям, подобно тому, как невидимый нам электрический ток, убеждает нас в своем существовании ударом тока. Фрейд вовсе не является первооткрывателем бессознательного. Идеи о его существовании высказывались задолго до Фрейда. Его заслуга перед человечеством в том, что он, сочетая в себе талант ученого и писателя, смог разработать психоанализ - метод исследования и понимания внутренней бессознательной психической реальности человека, являющийся в тоже время и методом лечения психики. Фрейд и его последователи задаются вопросами: что за фантазии и представления таятся в ЭТО, каким образом они там оказались, как ЭТО связано с нашим сознанием и физической реальностью. Понятно, по тому, как проявляет себя ЭТО, что силы, скрытые там очень могущественны. От того какие отношения между ЭТО и материальной (физической) реальностью зависят отношения человека с собственным телом, отношения с окружающими, и в целом, возможности повлиять на свою собственную судьбу. Когда отношения плохие, то душа болеет, или тело, или отношения с окружающими не получаются, но порой бывает и то, и другое и третье.
«Бессознательное должно быть возвращено в сознание!»
Разработка Фрейдом теории психоанализа (метапсихологии) велась параллельно разработке его техники. И поначалу эта техника основывалась на «археологической» модели устройства психического аппарата, которую принято называть топографической: сознательное, предсознательное, бессознательное. В сознательном находится все, что мы осознаем в данный момент и можем высказать. В предсознательном располагаются все воспоминания, представления, фантазии, которые хоть и не являются осознанными в данный момент, но могут быть легко осознаны и высказаны без помощи психоаналитика. Можно соотнести эти структуры с представлениями психологии о кратковременной (сознательное) и долговременной (предсознательное) памяти. Соответственно, в бессознательном находятся представления и фантазии, которые не могут быть осознанны без помощи психоаналитика.
Почему это так?
Во-первых, потому что на границе бессознательного и предсознательного располагается цензура, которой Фрейд дал название вытеснение и само ее наличие тоже не осознается. Цензура – это активная и неусыпная сила, она не допускает и вытесняет из предсознательного те представления, которые ею рассматриваются как предосудительные, запрещенные. Действие вытеснения в ходе психоанализа проявляется в виде сопротивления, то есть,противодействия осознанию бессознательного материала.
Во вторых, потому что бессознательное не имеет слов. Дело в том, что мы мыслим с помощью словесных представлений, то есть любое наше слово связано с определенными представлениями. Представление - то, что мы можем вспомнить и представить себе когда слышим слово. Понятно, что формирование словесных (акустических) представлений происходит в детстве, когда мы слышим слова своих родителей. Эти представления слов нагружены аффектом или энергией (приятной или неприятной, болезненной), источник которой находится в бессознательном. Наше сознательное и предсознательное наполнено словесными представлениями. А вот в бессознательном, находятся представления не связанные со словами, которые называют представлениями вещей. Это представления визуального характера, такие же, как и во снах. Представление вещей может достичь сознания только будучи ассоциированным с каким- нибудь словом. Вспомните, как трудно вспомнить и рассказать то, что видели во сне.Между предсознательным и сознанием тоже есть цензура, но она вполне сознательна и выражается в том, что мы вполне сознательно можем избегать каких- то мыслей или фантазий. В ходе психоанализа действие этой цензуры проявляется в сознательном обмане, утаивании и избегании пациентом определенного хорошо ему известного, но неприятного материала. Фрейд, в качестве иллюстрации того, как действует эта модель, предлагает представить себе господина, сидящего в кабинете (сознательное). Перед кабинетом находится приемная и в ней сидят господа, ожидающие вызова в кабинет и допущенные привратником (цензурой), стоящим у выхода на улицу. На улице (бессознательное) много других людей, которые хотели бы попасть в приемную, но привратник пускает лишь тех, что достойны и изгоняет тех недостойных, которым удалось мимо него проскочить. Когда человек спит, или находится в измененном состоянии сознания (сон, гипноз или воздействие на организм алкоголя, наркотиков), цензура тоже засыпает (пьянеет) и в предсознательное прорываются «недостойные господа» и их присутствие мы можем обнаруживать в своих сновидениях. Потому Фрейд и называл сновидения «королевской дорогой в бессознательное». Если источник невроза в бессознательных представлениях, то нужна техника, позволяющая до них добраться и сделать осознанными, преодолев действие цензуры и дав им слово. Этот процесс связывания бессознательного представления вещи со словом (символом) называют в психоанализе символизацией. Таким образом, бессознательная энергия с помощью символизации поступает на службу Я. Вытесненное содержание из подсознания необходимо переводить в сознание, или как говорил Фрейд: «Там где было ЭТО должно стать Я!. Поначалу Фрейд использовал гипноз: он укладывал пациента на кушетку, вводил его в состояние легкого транса и, надавливая пациенту ладонью на лоб, убеждал и уговаривал пациента признаться в тех мыслях, побуждениях, которые связаны с симптомами, вызывающими страдания. Выглядит это смешно и невозможно представить себе современного психоаналитика таким образом «выдавливающим» из пациента бессознательный материал. То есть, Фрейд не анализировал сопротивление, как это делается в современном психоанализе, а преодолевал его. Но такая техника действовала! Одна из первых пациенток Фрейда Элизабет фон Риттер страдала тяжелыми симптомами афазии и абазии после смерти замужней сестры. Она была тайно влюблена в мужа сестры, но никак не могла выразить это. Когда она смогла проговорить ЭТО , ее симптомы прошли. Такое лечение Фрейд назвал катарсическим, что в переводе с греческого означает – очищающее.
Но, довольно быстро Фрейд разочаровался в гипнозе, как в методе излечения, поскольку обнаружил, что вместо исчезнувших симптомов появляются другие. Гипноз давал возможность преодолеть цензуру. Но сама эта цензура (вытеснение) не осознавалась пациентами, что приводило к тому, что, через некоторое время после лечения, пациент снова обнаруживал себя больным. Он понял, что для излечения необходима работа с вытеснением – защитой, запускающей сопротивление. Важно, чтобы пациент мог сам осознать свое сопротивление осознанию и понять мотивы этого сопротивления. Для такой работы нужна иная техника, позволяющая помочь пациенту обнаружить и интерпретировать конфликт между вытесняющими и вытесненными идеями. В результате отказа от катарсической техники и гипноза появляется иная техника, до сих пор остающейся на службе психоанализа – техника свободных ассоциаций
Свободные ассоциации
Теперь Фрейд, сидя у изголовья кушетки с лежащим на ней пациентом, предлагает ему проговаривать вслух все мысли приходящие в голову. Он делает особый акцент на том, чтобы пациент постарался не следить за логичностью и связностью своих мыслей, не отсортировывал и не оценивал их, с точки зрения уместности и приличий. Эту инструкцию называют – основным правилом психоанализа. Кушетка, перешедшая из гипнотической техники, помогает пациенту расслабиться и уйти от внешних стимулов, главным из которых является сам аналитик. Идея введения основного правила заключалась в том, что в ходе свободного ассоциирования пациент проговаривает сознательный материал, что, в свою очередь, приводит к осознанию предсознательных чувств, мыслей, фантазий и образов. Но оказалось, что свободному ассоциированию постоянно мешает сопротивление (цензура), что проявляется в том, что пациент прекращает говорить, либо говорит невнятно, избегает определенных тем, и т.п. Сейчас большинство аналитиков согласны с тем, что как такового свободного ассоциирования просто и быть не может. Это идеал, а в реальности относительно свободное ассоциирование возможно лишь на заключительной фазе анализа. Мешает сопротивление. Поэтому, задача психоаналитика - понять, какие именно бессознательные идеи приводят к блокировке процесса свободных ассоциаций иинтерпретировать сопротивление. То есть, психоаналитику необходимопривлечь внимание пациента к фактам наличия сопротивления и высказать свои предположения, связывающие блокировку процесса с предположительной бессознательной причиной сопротивления. Но что это могут быть за причины? Какова природа тех сил и идей, которые приводят пациента к тому, что он начинает сопротивляться сотрудничеству с психоаналитиком?
Трансфер (перенос)
Если поначалу, используя эту технику, Фрейд полагал, что сопротивление вызвано болезненностью самих воспоминаний из прошлого, вытесненных в бессознательное, то вскоре он обнаружил, что еще более мощное сопротивление вызвано теми чувствами и мыслями пациента, которые у него возникают в отношении самого психоаналитика. Как правило, это были конфликтные и бессознательные представления и чувства враждебного или эротического характера. Вместо того, чтобы вспоминать и размышлять над своим прошлым, как ожидал Фрейд, пациент стремился к удовлетворению своих бессознательных желаний в отношениях с аналитиком. То есть, ассоциации пациента прерывались вторжением бессознательных желаний к аналитику, что нарушало сознательную установку на сотрудничество (рабочий альянс) с ним, а сопротивление против воспоминания прошлого принимает форму бессознательного отыгрывания прошлого в отношениях с аналитиком «здесь и сейчас». Прошлое оживает в настоящем в виде трансфера (переноса). То что не осознается переводится в действия Открытый Фрейдом трансфер - это универсальное явление – мы все друг на друга переносим (смещаем) бессознательные представления, желания, ожидания, которые у нас были в раннем детстве по отношению к родителям, на тех людей, с которыми мы вступаем в отношения в настоящем. Понятно, что чем больше было разочарований и неудовлетворенности в детстве, тем мощнее будут влиять на отношения бессознательные желания, лежащие в основе переноса, и напротив, если родителям удавалось помочь своему ребенку пережить (выразить в словах) его желания, пусть неприемлемые и неисполнимые, направленные на них, тем меньше перенос будет влиять на его отношения с другими людьми в будущем и тем неповторимее и уникальнее будут его отношения с другими людьми. Осознав, что возникновение трансфера неизбежно и закономерно, Фрейд меняет свое отношение к трансферу. Это явление не помеха излечению, как он полагал поначалу, а союзник аналитика. Анализ и интерпретация аналитиком трансфера позволяет пациенту осознать, какие именно желания к близким, вытесненые в бессознательное, оживают теперь в его отношениях с психоаналитиком. Первоочередной задачей психоаналитика становится теперь – наблюдение за развитием трансфера и помощь пациенту в осознании трансферных желаний и чувств, держащих его «в плену прошлого».
Травмирующие влечения
Изменения в теории психоанализа происходили по мере накопления клинических данных, опровергающих или дополняющих первоначальные гипотезы. Фрейд, анализируя своих первых пациентов, обнаруживал у них очень схожие вытесненные воспоминания о сексуальных совращениях. И поначалу онпредложил простое и жестокое объяснение того, почему люди заболевают истерией и навязчивыми неврозами: все они в детстве подвергались совращению. Детское Я, не в силах вынести потрясения, шока и их душевных последствий, а потому, неприятные, болезненные переживания (образные представления или репрезентации) вытесняются в бессознательное, тогда как связанные с ними аффекты не находят себе выражения, продолжают бессознательно развиваться и приводят к попыткам опосредованно покончить с невыносимым мучением и, как следствие к невротическим симптомам. Сама эта идея плохих поступков по отношению к невинным детям была понятной и приемлемой для Фрейда-физиолога, поскольку была основана на физической реальности, как и физиологическая модель мозга. Эту первую теорию возникновения неврозов в психоанализе называют теорией травмы.
Однако, довольно скоро у Фрейда возникает все больше сомнений в правдивости этих вытесненных воспоминаний. Он разочарован еще и тем, что ему часто не удается добиться полного успеха в лечении пациентов (симптомы возвращались, несмотря на то, что вытесненные «воспоминания» были возвращены в сознание). В 1897 г. он пишет своему другу доктору Вильгельму Флиссу: «Неожиданно то, что во всех без исключения случаях отца обвиняют в извращениях, (и мой собственный опыт не исключение), удивительна частота истерий при подобных обстоятельствах, хотя частота такого рода извращенных тенденций по отношению к детям вряд ли так велика». В этот период он предпринимает свой самоанализ («Главный пациент, который меня занимает – это я сам»), в результате которого пересматривает свое отношение к причинам невроза: « Я обнаружил, и у себя тоже, то, что я был влюблен в мать и ревновал ее к отцу, и теперь я считаю это общим событием для всех людей в раннем детстве. Если это так, можно понять, почему на людей производит такое сильное впечатление история о царе Эдипе. Эта греческая легенда основана на желании, знакомом каждому по своим собственным чувствам. Все когда-то в мечтах хотели быть подобными Эдипу, и каждый сжимается от ужаса, видя, как в этой легенде мечта становится реальностью.» Так Фрейд, путем проб и ошибок, приходит к мысли, что наряду с травмой, которую наносит внешнее окружение, существуют влечения, управляющие людьми. Влечения, зарождаясь в теле, как соматическое возбуждение, требующее немедленной разрядки, нацелены на наслаждение, они требуют действия, вызывающего наслаждение и добиваются своей цели с помощью другого человека или самоудовлетворением. Психические проявления действия влечений – это желания, фантазии и представления, сопровождающиеся аффектами, эмоциями, страстями. Теория влечений кладет конец мифу о «невинном детстве». Фрейд открываетдетскую сексуальность, которая вытеснялась на протяжении веков и обществом и наукой ( Ж. Руссо еще за 150 лет до Фрейда описывал свои детские сексуальные фантазии в «Исповеди»). На самом деле убедиться в этом настолько легко, что действительно потребуется много сил, чтобы не замечать этих проявлений. Мальчик 4-х лет говорит: «Я хочу быть с мамой! Когда я вырасту, я на ней женюсь!» А как же отец? Но , понятно, что этим заявлением отец уже устранен! Каждый из нас прошел эту фазу в детстве, но затем вытеснил ее и предал забвению. Боязнь инцеста и сильное чувство виновности – это то, что осталось от этого периода детства. Такую упорную «слепоту» взрослых по поводу страстей, кипящих в душе ребенка, ничем иным кроме их бессознательного запрета «видеть» (идущего из их собственного детства) объяснить невозможно.
Это открытие приводит Фрейда к отказу от теории травмы в пользу теории влечений, лучше объясняющей причины невроза. Конечно, такое объяснение происхождения невроза вызвало ожесточенные нападки на Фрейда и в общественных и в научных кругах того времени. Далеко не все соратники Фрейда смогли принять эту теорию – лагерь Фрейда, покинули талантливые ученики А.Адлер и К. Юнг и создали свои школы (аналитическая психология Юнга и индивидуальная психология Адлера). Споры сторонников теории влечений и теории травмы в рамках психоанализа продолжаются и поныне.
Разработка теории влечений приводит далее к появлению теории детского психосексуального развития. Следует сразу сказать, что понятие сексуальности в психоанализе используется в широком смысле – это все, что доставляет удовольствие, наслаждение. Упреки в зацикленности психоанализа на сексе часто связаны как раз с тем, что критикующие воспринимают сексуальность лишь как взрослую, то есть генитальную. Новорожденный не обладает изначально генитальной сексуальностью, но она формируется постепенно до 5-6 лет, по мере развития ребенка, объединяя различные эрогенные зоны (задействованные в получении удовольствия органы) – оральную, анальную и генитальную (эдипову). Теория детского психосексуального развития объясняет каким образом рождается и формируется психика ребенка, и какую роль в этом играют его влечения и отклик на них его ближайшего окружения (отца, матери или людей их заменяющих)
Влечение в понимании Фрейда имеет два полюса: один полюс соматический, другой психический, то есть это то, что связывает душу и тело. Влечение рождается в теле в виде неудовольствия, соматического возбуждения, требующего немедленной разрядки в наслаждении и эта волна возбуждения достигает психики в виде образов, желаний, фантазий и представлений. Соматическое возбуждение может и не достигнуть психики, то есть телесная энергия требующая разрядки окажется непредставлена в психике, тогда она остается в теле, становясь причиной соматических заболеваний. Понятие влечения, как его представил Фрейд, объединяет сразу три точки зрения:
|