Фатальные семейные сценарии - Версия для печати +- Onyx-club (https://on-x.in) +-- Форум: Парапсихология и психология (https://on-x.in/forumdisplay.php?fid=474) +--- Форум: В мире психологии (https://on-x.in/forumdisplay.php?fid=478) +--- Тема: Фатальные семейные сценарии (/showthread.php?tid=7625) |
Фатальные семейные сценарии - Adora - 25.03.2016 «Родовая карма», «проклятие рода», «на роду написано» - как только не обозначают ситуацию, когда человек, сколько он не бьется, не может вырваться из заколдованного круга неблагоприятных обстоятельств, которые повторяются в его роду из поколения в поколение. В психологии такие повторяющиеся семейные истории принято называть семейным сценарием. Например, бывает много установок в семье про счастливую женскую долю – в чем она, как надо себя вести, чтобы удачно выйти замуж. Или про успех – к кому он приходит сам, а кому «без труда не выловить и рыбку из пруда»… Родня и бессознательное Выявление семейного сценария – особая психологическая работа. Вот несколько примеров семейных сценариев. «В нашей семье все мужчины женятся на нелюбимых» - говорит отец сыну и тем самым передает ему родовую установку. «Женщины нашего рода сильные», «В нашем роду женщины всегда удачно выходили замуж и жили ради мужа», «Все женщины в нашем роду хорошие хозяйки» – и вот, у девочки уже запущена определенная программа. Такие послания формируют судьбу человека и особенно сильно действуют, когда человек зависим от мнения родительской семьи. Эти установки срабатывают бессознательно и, неосознанные, руководят человеком при выборе того или иного пути, в кризисных ситуациях, при принятии жизненно важных решений. У семейного сценария есть три основных признака. Первый признак – родительские установки транслируются в раннем детстве, когда ребенок еще не может критически воспринимать окружающий мир и очень зависит от родителей – как физически, так и психологически. Такие установки по форме – не нравоучительные прокламации. Они формируются исподволь – ребенок улавливает эмоции, слышит разговоры в семье. Все это целостным образом попадает в его сознание, потом вытесняется, забывается, уходит в подсознание, чтобы «выпрыгнуть» в подходящий момент и «подсказать», как надо действовать в той или иной ситуации. Второй признак – в семейный сценарий попадают те установки, которые дают определенный метод, который приносит успех или не успех. Например, помогло когда-то семье выжить то, что они закрылись, отгородились от всех и сплотились вокруг главы рода, беспрекословно выполняя его распоряжения. И на многие поколения это будет формула спасения: жить закрыто, подчиняться авторитету старейшины, не пускать чужаков в семью. Третий признак – эти установки становятся глубоким убеждением человека. Например, он верит, что все младшие сыновья должны оставаться при родителях и не заводить собственную семью, т.к. именно на их плечах забота о родителях, они всегда должны быть на месте, если кому-то из родственников что-то понадобится. А продолжение рода и создание семьи – удел старшего сына, ибо так было когда-то заведено в роду. Роли и судьбы Как и в любом сценарии, у участников семейного сценария есть определенные роли. Именно в этих ролях каждый и проживает свою жизнь. Например, «кто в доме хозяин?» – это не расхожая фраза, а вполне себе роль, за право играть которую в иных семьях разворачиваются целые баталии. Ведь быть Хозяином почетно, жизнь наполняется особым смыслом, но ответственность и непосильный груз проблем способны перечеркнуть все личные желания, устремления и планы. То ли дело жизнь человека, за которого все важные решения принимают другие, например, тот же Хозяин. Свобода от обязательств и ответственности, легкость и праздность делают этого человека Гостем в собственной семье. Впрочем, иногда происходит смена ролей, но чаще они закрепляются прочно и тогда в семье возникает зависимость. В семейных сценариях есть роли Спасателя и Жертвы, Героя, Хозяина, Жилетки для слез, Козла отпущения, Монстра и Сокровища, Нахлебника и Кормильца, Победителя и Изгоя, Оракула, который всегда все знает и Шута, которому все дозволено, потому, что дурак. Иногда с удивлением замечаешь, как же не похожи дети в одной семье. Вроде и родители те же, и воспитание одинаковое дали, и главная семейная ценность – всегда все и всем поровну. А получается как в сказке: «старший умный был детина, средний сын и так и сяк, младший вовсе был дурак». А все дело в том, что в семейном сценарии старшим может отводиться роль умников и умниц, а младшим роль неудачников и бедных девочек. А может и наоборот: младшие – любимые, им все в жизни позволено и дается без труда, а старшие – упорные Герои, которые всего достигают собственным трудом. Роль в семейном сценарии – индивидуальный миф человека про себя, свое место в семье, про свои функции и задачи. Но выбрана эта роль не осознанно, а бессознательно, в силу того, что так было заведено еще до его рождения. Ведь каждый приходит в семейную систему, состоящую не только из детей и родителей. Существовали поколения и поколения предков, среди которых были Шуты и Защитники, Роковые Красавицы и Милые Простушки, Мудрецы и Простофили. Меняйтесь – и будьте счастливы! Даже когда повторы семейных ситуаций явно заметны со стороны, изнутри они могут быть совсем не заметны. И мы раз за разом наступаем на одни и те же грабли – выбираем «не тех» мужчин или женщин; или везде и во всем ведем себя как Герои, теряя силы и здоровье; или пассивно сдаемся при первых же сложностях – мол, я неудачник и все равно ничего у меня не получится… А иногда мы видим сценарий и бываем сильно против него, то попадаем как бы в антисценарий и делаем все наоборот. «Женщина должна выйти замуж и посвятить себя мужу». Тогда я буду делать карьеру! «В нашей семье все женились один раз и никаких разводов». Тогда я вообще не женюсь! Это такое же зависимое поведение, только со знаком минус. Семейный сценарий и свою роль в нем помогают выявить сказки – как известно, «сказка ложь, да в ней намек, добрым молодца урок». В детстве у каждого были любимые сказки. И любимые герои с которыми себя хотелось идентифицировать: кому-то была ближе история Золушки, кому-то – Белоснежки, кому-то – Русалочки, а кому-то – и Гадкого утенка. Проверьте себя – попробуйте сочинить собственную сказку, думая о своей жизни. Что за история у вас получиться? Может, такая: «Жила-была маленькая гусеница, страшная и невзрачная. Она долго терпела страдания, потом спряталась от всех обидчиков в кокон. И превратилась прекрасную в бабочку!» Или такая: «Жил маленький лев в стае овец, так уж случилось.. Жевал траву вместе со всеми, бродил медленно и сонно, покуда однажды на стадо его «родичей» не напали волки. И тогда!..» Догадываетесь, что случилось дальше, и как Лев понял, что он Лев?! Даже такой нехитрый способ может помочь осознать свою роль и увидеть сценарий со стороны, а то и переделать конец истории так, как вам это видится сейчас, с высоты прожитых лет, жизненного опыта. Когда пришло осознание, что многие семейные установки больше не приносят успеха, а только мешают жить. Ведь не обязательно повторять ошибки и оплошности наших предков, придерживаться чужих стратегий поведения. Подобно любой работе над собой, исследование своих семейных и жизненных сценариев, своих ролей в них, помогает обрести Осознанность, свободу быть собой: и по отношению к себе, и по отношению к своей семье. Изменись сам и изменится мир вокруг тебя! Справиться со сценарием и с антисценарием помогает психологическое взросление, умение видеть, что и зачем происходит, осознавать свои выгоды от поведения по шаблону и в то же время принимать ответственность за самостоятельность решений и собственный выбор. Не застревать в устаревших принципах и установках, лучше справляться с кризисами, легче переносить стресс, иметь больший контакт с собой и с миром, умение жить «здесь и сейчас» и быть счастливым! Автор: Лариса Нарышкина, психолог, гештальт-терапевт |