Мифические магические камни - Версия для печати +- Onyx-club (https://on-x.in) +-- Форум: Магия вокруг (https://on-x.in/forumdisplay.php?fid=102) +--- Форум: Магия минералов (https://on-x.in/forumdisplay.php?fid=504) +--- Тема: Мифические магические камни (/showthread.php?tid=7759) |
Мифические магические камни - Meggi - 01.04.2016 Авторы Древнего мира не ограничились тем, что наделили камни и кристаллы чудодейственными свойствами. Подобно составителям бестиариев, включавших в них единорогов, кентавров, птицу-феникс и других вымышленных животных, они придумывали истории о появлении мифических камней, наделяя их невероятными, чудодейственными силами. И пусть камней этих на самом деле не существует, тексты эти столь поэтичны, что нельзя о них не упомянуть.Фантастические лапидарии были, по сути своей, выражением потаенных желаний человечества, стремления к совершенству. Одним из основных источников информации о вымышленных минералах стала посвященная минералогии XXXVII книга «Естественной истории» Плиния Старшего. Почти все камни относятся к числу таких, которые никто никогда не мог видеть, это — «волшебные» камни.Вот лишь некоторые из них: беловато-красный камень-афродизиак, свойства которого не требуют пояснений; твердый, черный с красными пятнами камень Диониса, превращающий воду в вино и препятствующий опьянению; камень Бронтея, растущий на голове у черепах, пораженных молнией, и оберегающий от пожаров; белый или черный с золотой каймой hermu aedoeon, обязанный своим именем половому органу Гермеса, свойства которого также не нуждаются в дополнительных комментариях. Аспилат с Аравийского полуострова препятствует завороту селезенки, если носить его на шее (на шнурке из верблюжьего волоса). Черный и непрозрачный антипатес отдает свои силы, будучи вываренным в молоке, издает сильный запах мирта и противостоит злым чарам.«Естественная история» Плиния Старшего (23-79 годы н.э.) содержит многочисленные описания вымышленных минералов. Черный халкофон при ударе звучит, как бронза, и гарантирует успех трагическим актерам. Белый дендрит можно закопать под срубаемое дерево, чтобы не затупился топор. Синахит удерживает на месте вызванные инфернальные тени. Добываемый в Силиции, Турция, ярко-красный гефестит обладает способностью отражать изображения. Бароптен служит настоящим антиамулетом, способным порождать монстров.Катохитис (Catochitis) — действительно замечательный камень. Его находят на островах Средиземноморья, особенно на Корсике. Он обладает магнетическими свойствами и может притягиваться к человеческой коже. Если потереть руки одна о другую и коснуться небольшого камня, то он прилипнет к руке.Абастонь — камень огненного цвета; находят в Аравии. Если его зажечь, он никогда не потухнет, подобно блуждающему огню, который называют «перо саламандры». Он содержит сырую густоту, благодаря которой огонь не гаснет.В Библии пророки часто упрекают ветхозаветные народы за их тягу к роскошным украшениям — очевидно, это те же египтяне, а также народы Востока, древней Греции и Рима. Однако и сами персонажи Библейских сказаний часто используют самоцветы. Так, храм царя Соломона по преданию был целиком выстроен из просвечивающего на солнце оникса, а в основе его было две колонны, целиком сделанные из драгоценных камней. Царица Савская, приехав в гости к Соломону, привезла ему подношение из «множества золота и драгоценных камней» — в те времена такой подарок считался знаком проявления самых лучших чувств и намерений. Самоцветами были усыпаны стены Вавилонской башни. В Ветхом Завете описано 12 камней нагрудника первосвященника (это сардоникс, топаз, изумруд, гиацинт, карбункул, сапфир, алмаз, агат, аметист, хризолит, берилл, оникс). В Новом Завете — 12 камней — оснований стены Нового Иерусалима (алмаз, сапфир, халцедон, сардоникс, сердолик, берилл, топаз, хризопраз, гиацинт, аметист, изумруд, хризолит). Священное Писание упоминает камни самого разного назначения. Это ножи из обсидиана или кремния, используемые для обрезания. Памятные камни, к примеру, «камень изголовья в Вефиле». Белый письменный камень типа «дощечки из мрамора». Использовалось упоминание камней и для выражения символического значения: «твердый как камень», «черствый как ка¬мень», «краеугольный камень».В ложно приписываемом Плутарху трактате III века «О реках» содержится описание любопытнейших речных камней. Среди прочего, в нем упоминается, что в Ниле встречается камень в форме боба, при виде которого собака утрачивает способность лаять. Камень этот защищает от злых духов: если поднести его к лицу человека, одержимого демоном, тот умчится прочь. В реке Сакарья находят священный черный камень — камень богини Кибелы. Если камень этот попадется жрецу Кибелы, что обычно происходит поздно вечером, жрец этот должен не только спокойно принять свою кастрацию (все жрецы Кибелы были скопцами), но и радостно встретить ее. В реке Инах есть камень, похожий на морские водоросли, чернеющий, когда его касается лжесвидетель. В водах реки Эвротас плавает круглый, похожий на черепок камень, стремящийся на зов грубы и уходящий ко дну при упоминании афинян.Тот же трактат повествует, что на реке Каике растет снотворный мак, дающий вместо плодов крошечные камни. Некоторые из них — черные, похожие на пшеницу. Их следует разбросать над возделанными землями, и если они останутся неподвижными, то год будет бесплодным. Если же они начнут скакать, подобно кузнечикам, то урожай будет обильным. Интересна история полосатого человекоподобного камня с реки Танаис. Когда умирал король, народ собирался на берегу реки и искал заветный камень. Тот, кто находил его, автоматически становился королем.Персидские легенды повествуют о камне биллур, вымышленной разновидности алмаза, испускавшей непереносимый для человеческого глаза свет. Подобно философскому камню, являющемуся для многих лишь символом, этот камень мог лечить все болезни и превращать любой металл в золото.Средние века — эпоха смешения мифов, легенд и эзотерики. Именно в это время по¬является один из самых известных эзотерических текстов — трактат «Малый алхимический свод» Альберта Великого. В этом труде описываются основные положения алхимии, а также практические указания к занятиям. Это произведение, появившись в XIII веке, претерпело несчетное множество переизданий, дойдя до наших дней практически на всех известных языках, в том числе и на русском. Великий философ пишет: «С помощью алхимии заключающиеся в минералах металлы, пораженные порчей, возрождаются, причем несовершенные становятся совершенными».В трактате описываются минералы и их чудесные свойства. Вот некоторые из них. Медорский камень, названный так по имени азиатской народности медов, помогает бороться с подагрой и укрепляет зрение. Если растворить черный медорский камень в горячей воде, то те, кто омоет в ней руки, сожгут их, а те, кто выпьет ее, умрут, и ничто не спасет их. Камень мемфит из египетского города Мемфис делает своего обладателя нечувствительным к боли. Камень истмос шафранового цвета, встречающийся «в окрестностях Гибралтарского пролива», «полон ветра»; достаточно натереть им ткань, чтобы она стала несгораемой. Камень юпере из Ливии защитит любое животное от охотников и собак. Вымышленный камень трасидил плывет по водам реки Эвротас на зов трубы, но едва заслышав упоминание об афинянах, уходит на дно.В «Жизни Аполлония Тианского» древнегреческий софист Филострат (175-249 годы н.э.) описывает поистине удивительный камень: «Ибо камень этот притягивает к себе все остальные камни и присоединяет их к себе (говорит Аполлоний). Вам должно увидеть его и познать его силу. Самый большой камень такого рода — размером с этот ноготь (Аполлоний показывает большой палец). Прячется он в недрах земли, на глубине четыре локтя. В нем так много ветра, что он заставляет землю вздуваться и растрескиваться. Его невозможно поднять, он исчезает из рук, если только не воспользоваться специальным приспособлением. Мы — единственные, кто может добыть его при по¬мощи особых обрядов и заклинаний. Называют этот камень «пантарб». Ночью он светится подобно пламени, и ярок и ослепителен его блеск; днем он сияет тысячами отблесков. Этот камень обладает огромной силой притяжения: он притягивает к себе все, что ни есть вокруг. И не только вокруг. С его помощью можно извлечь камни отовсюду: из реки, из моря, на большом расстоянии. Достаточно направить пантарб в их сторону, и он притянет их все. И вы увидите, как они повиснут рядом с ним, подобно виноградной грозди или скоплению пчел (сказав это, он показал слушателям пантарб и предложил испробовать его в деле)». В Древнем мире этот камень пользовался большой славой. Многие авторы того времени наделяли его магическим свойством — притягивать драгоценные металлы на больших расстояниях, другие считали его прародителем всех драгоценных камней. Гелиодор (III век н.э.) в своей «Эфиопике» говорил, что камень этот давал огонь своему обладателю и что Хариклея была под его защитой.Мифология парсов, связанная с родившейся в Персии зороастрической религией, рассказывает о хварне, которую Ахриман, дух зла, унес с собой как символ своей власти над пространством, когда дух добра отнял у него его силу. С падением Ахримана хварна попала на Землю и была подобрана людьми. Хварна — частица божественной силы и мудрости, не только освобождает от рабства судьбы, но и возносит над ограниченным временем. Обычно хварну изображают как светящийся нимб.Офтальм делает своего обладателя невидимым, отводя от него взгляды окружающих (в частности, указывается, что когда император Константин хотел остаться незамеченным, он всегда сжимал в своей руке офтальм). Камень абастонь с Аравийского полуострова имеет огненный цвет и «никогда не сгорает». При этом очевидно, что в основе мифа об абастоне лежат амианты, чьи «перламутровые шелковистые волокна не горят в огне».Королем всех фантастических лапидариев был карбункул. Сегодня так называют рубины и гранаты, но на протяжении веков карбункул считался чудесным камнем, «светящимся во тьме, подобно угольку, разгоняя царящий вокруг мрак». Карбункул из древних легенд — это волшебный камень, который носили в зубах старые драконы, когда у них начинало сдавать зрение. Некоторые легенды утверждают, что карбункул освещал Ноев ковчег и служил источником света в волшебной лампе Аладдина. Английский писатель Джон Мандевиль в XIV веке писал, как великий хан велел установить на одной из золотых колонн своей спальни десятисантиметровый карбункул, «освещавший помещение подобно солнцу».Камень, известный сегодня как рубин, а в древности называвшийся карбункулом, веками занимал самое почетное место в иерархии лапидариев. Во фрагменте из Библии, повествующем о том, как «уголь горящий» был взят клещами с алтаря одним из серафимов и поднесен к устам Исайи, «чтобы снять с него беззакония его и очистить грехи его» (Книга Исайи 6, 6.7), также, безусловно, имеется в виду карбункул, обладающий не только свойством светиться, но и способностью отгонять злых духов, сохранять огонь и исцелять физические и психические недуги. Хотя сегодня карбункул считается вымыслом, некоторые до сих пор разыскивают «сий чудотворный камень», а имя его стало синонимом яркой и светящейся драгоценности.Знаменитый философ, целитель и алхимик эпохи Возрождения Корнелиус Агриппа (1486-1535) описывает в своих сочинениях вымышленный камень пирофил: «Это красный, покрытый прожилками камень, о котором говорил Эскулапий в своих «посланиях Октавию Августу». По свидетельству Альберта, это столь холодный яд, что он не дает сердцу мертвого человека иссохнуть. Положив пирофил в огонь и подержав там определенное время, его можно превратить в камень. Отсюда и его название (в переводе с греческого «пирофил» означает «друг огня»). Этот камень защищает от любого рода ядов и помогает тем, кто был отравлен, возвыситься и возвеличиться над своими врагами». |