Onyx-club
Три Спаса (14, 19 и 29 августа) - Версия для печати

+- Onyx-club (https://on-x.in)
+-- Форум: Общение (https://on-x.in/forumdisplay.php?fid=10)
+--- Форум: Поздравления (https://on-x.in/forumdisplay.php?fid=14)
+---- Форум: Праздники (https://on-x.in/forumdisplay.php?fid=1007)
+---- Тема: Три Спаса (14, 19 и 29 августа) (/showthread.php?tid=9939)



Три Спаса (14, 19 и 29 августа) - Adora - 08.08.2016

Август – время трех праздников – Спасов. С каждым Спасом связано определенное религиозное событие. А по народным традициям у каждого из Спасов тоже имеется множество особенностей. В чем суть этих значимых августовских дней и какие обрядовые действия им присущи, мы и расскажем здесь.
[Изображение: HLAMjpg_1567573_22853946.jpg]


Медовый Спас 

14 августа – Медовый Спас. Православная Церковь празднует в этот день изнесение честных древ Животворящего Креста Господня. Дело в том, что после того, как Иисус Христос, распятый на кресте, освятил его тем самым своими страданиями, в кресте стала проявляться необыкновенная чудодейственная сила. Праздник этот зародился еще в IX веке в Константинополе. В православных церквях в этот день происходит крестный ход и поклонение кресту, малое освящение воды, а также меда. Поэтому-то в народе праздник и окрестили «Спасом на воде» и Медовым Спасом. Молятся в этот день о том, чтобы Господь силой креста оградил от всех врагов видимых и невидимых. Народное название праздника – Спас – дано в честь Христа-Спасителя. И по народным поверьям, спасать себя надо, употребляя в этот день определенную ритуальную пищу. В случае с Медовым Спасом это мед и мак, так как еще одно народное название этого Спаса – Маковей. Так в народной традиции переосмыслилось то, что это день памяти семи ветхозаветных мучеников – Макковеев. На Медовый Спас пекут постные блины на меду, медовые пряники, булочки, пышки и рулеты с маком и медом. А еще 14 августа – день, когда женщинам прощаются все «бабьи грехи»: нужно замаливать свои не замоленные грехи. На Спас на Воде принято освящать и чинить колодцы, а купание в освященной воде смывает болезни и сглаз.

Постный рулет с маком

Налейте в миску 200 мл теплой воды и разведите в ней 1,5 чайных ложки сухих дрожжей. Хорошенько размешайте, чтобы дрожжи растворились однородно. Поставьте в теплое место на 15 минут. Возьмите 600 грамм муки, как следует просейте, чтобы не было комочков. Постепенно, частями, вводите муку в миску с разведенными дрожжами, тщательно помешивая. В процессе добавьте 230 грамм сахара и 2,5 чайной ложки соли. При необходимости добавьте газированной минеральной воды – но тесто должно быть густое, вам его еще руками вымешивать! Вымесив руками, добавьте в тесто 4-5 столовых ложек растительного масла и помесите еще минут 15 до эластичного состояния. Тесто не должно липнуть к рукам! Затем присыпьте тесто мукой, накройте полотняным – хлопчатобумажным или льняным – полотенцем и оставьте на 40 минут. За это время тесто должно увеличиться в объеме в 2 раза. Пока тесто подходит, приготовьте начинку. Насыпьте в миску 300 грамм мака, залейте крутым кипятком и пусть запаривается минут 10. Затем откиньте мак на сито, чтобы вода стекла. Положите мак в ступку, добавьте сахару по вкусу и тщательно разотрите до однородной массы. В эту массу добавьте 1-2 столовых ложки освященного меда – еда-то ритуальная, чтобы здоровье обрести, не поленитесь сходить и освятить мед! Выложите тесто из миски на рабочую поверхность, присыпанную мукой. Разрежьте тесто на 2 или 3 части, из каждой сформируйте шар. Каждый шар раскатайте в квадрат. На полученные квадраты равномерно нанесите маковую начинку и скатайте их в рулеты. Края и шов рулетов хорошенько защипите. Положите рулеты швом вниз на смазанный растительным маслом противень на некотором расстоянии друг от друга, смажьте их водой с разведенным сахаром. Оставьте в тепле на 20 минут, чтобы подошли. Духовку разогрейте до 200 градусов и выпекайте рулеты в течение 30 минут. Затем остудите, посыпьте сахарной пудрой – и приятного аппетита!


Яблочный Спас 

19 августа – день Яблочного Спаса. На этот день в православии приходится великий праздник – Преображение Господне. Он установлен в честь события, описанного в Евангелиях – как Иисус Христос явил перед тремя учениками свою божественную природу, оставаясь при этом в своем человеческом облике: «…лицо Его просияло как солнце, одежды сделались белы, как свет. Явились два ветхозаветных пророка — Моисей и Илия — и беседовали с Господом о Его близком отшествии. Их осенило облако, и из него раздался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих, Его слушайте». Таким образом, этот праздник – в честь соединения Божественного и человеческого в лице Иисуса Христа. В конце праздничной литургии происходит освящение плодов земных. Изначально это был виноград нового урожая. Но там, где винограда не выращивали, в частности в средней полосе России, освящались яблоки. Поэтому праздник в народе и получил название Яблочный Спас. По русской традиции на Яблочный Спас освящались не только яблоки, но и другие плоды, поспевающие на ту пору в садах – груши, сливы. Вообще-то, по правилам есть яблоки нового урожая до Спаса было нельзя. Особенно матерям, у которых умерли дети – по народным поверьям умершие дети, родители которых не ели яблок до Спаса, одаривались на том свете гостинцами. Те же дети, родители которых этого правила не соблюли, гостинцев не получали. Освященные яблоки и другие плоды не только ели на праздничной трапезе, несколько яблок родители обязательно относили на могилку усопших детей. Оставляли яблоки и на могилах всех умерших родственников, или прямо в церквях – в качестве пожертвования. Девушки же, разговляясь яблочком нового урожая, загадывали на женихов, произнося старинный заговор: «Что загадано – то надумано! Что надумано – то сбудется! Что сбудется – не минуется!». Кроме яблок и других садовых даров к праздничной трапезе подавались всевозможные постные пироги с яблоками, ягодами да грибами (шел Успенский пост), а также мед, фруктовые и ягодные настойки и наливки.

Постный яблочный пирог

Возьмите одно большое яблоко. Очистите от кожуры и семян и натрите в миску на крупной терке. Затем всыпьте туда же полстакана сахара, перемешайте. Влейте полстакана растительного масла и снова перемешайте. Потом туда же добавьте полтора стакана муки и чайную ложку разрыхлителя и хорошенько вымешайте тесто. Оно должно получиться достаточно густым. Затем приготовьте карамель для начинки. Для этого в глубокую небольшую сковороду или кастрюлечку положите 2 столовые ложки сахара, 2 столовые ложки меда и 1 столовую ложку воды. Доведите до кипения и варите, помешивая, 3-4 мин. до растворения сахара. Вылейте карамель в форму. Очистите от кожуры и семян 2 крупных яблока, нарежьте дольками и выложите на карамель. На яблоки выложите тесто. Выпекайте в разогретой до 200 градусов духовке 40-45 мин. Форму переверните на тарелку, чтобы яблоки оказались сверху, а тесто – внизу. Дайте пирогу остыть и подавайте к столу.


Ореховый Спас 

29 августа – день Третьего Спаса, называемого также Хлебным или Ореховым. По церковному календарю в этот день почитается перенесение Нерукотворного образа Спасителя, а также мученик Диомид-врач и Феодоровская икона Божьей матери. К Диомиду обращаются за помощью в исцелении от недугов, а перед Феодоровской иконой Божией матери молятся за разрешение житейских и семейных проблем, помогает она и будущим матерям, облегчая роды. Обрядовая еда на Третий Спас – хлеб из зерна нового урожая, каши, и, конечно же, орехи. По народным приметам, если урожай орехов обилен – значит, на следующий год хорошо уродится хлеб. Потому как замечено, что в один год не бывало хорошего урожая и на хлеб, и на орехи. Если хлеб уродился богато – орехов мало, если орехи уродились – хлеба недород.

Ореховый пирог

Разбейте в миску два яйца, добавьте 150 гр. сахара, 150 гр. Растопленого сливочного масла, полстакана сметаны, щепотку соли и чайную ложку ванильного сахара и хорошенько взбейте. В другой миске смешайте 4 столовых ложки (с верхом) муки, 1 чайную ложку разрыхлителя и стакан измельченных грецких орехов. Потом эту смесь постепенно введите в яично-масляную смесь и как следует промешайте. Форму смажьте маслом и выложите туда тесто. Выпекайте пирог в разогретой до 200 градусов духовке 35-45 минут. Готовый пирог остудите, выньте из формы на блюдо и украсьте по вкусу.


Автор: Галина Богометова


RE: Три Спаса (14, 19 и 29 августа) - Adora - 12.08.2016

СЛАВЯНСКИЙ ПРАЗДНИК УРОЖАЯ

Как и в других культурах, у славян есть свой праздник урожая. Сейчас его связывают с тремя "Спасами" и полагают только христианским праздником. Однако, в старину этот праздник был языческим, поклонение земле, благодарность за урожай, просьбы о плодородном годе - всё это возникло до появления христианства. А традициях же, которые соблюдались в деревнях, можно найти явно языческие моменты, например, обращение к Земле.


Ведический праздник, названный позднее Спасом 

Августовские празднества, известные в народе как «Спас», считаются радостью в честь урожая и подаренных землею плодов. Вот тут и пригодятся слова нужные, вовремя духу плодородия сказанные. Конечно, не всё поспевает к середине месяца, особенно у нас на севере, когда посадки делаются в конце мая. Поэтому издавна из одного праздника сделали три, и празднуются они всю вторую половину августа. Первый ведический праздник — медовый Спас 14 августа, второй — Яблочный Спас 19 августа и третий Спас 29 августа, ореховый, по новому стилю. А ведический праздник, связанный с этими урожаями, зовется «дожинками». Сразу скажу, что в разных районах нашей необъятной земли-матушки Спасы по-разному называют, но в этой статье — наши северные традиции. 

Первый ведический праздник 14 августа 

Первый Спас зовут у нас «медовым», потому как «пчеляки» второй раз подрезают ульи с мёдом и, выбрав самый наполненный сот, несут его на обряд помина родителей, который проводится дома. К этому дню варили всегда медовый квас и, вспоминая предков, угощали всех родственников, соседей и гостей. Самый старый член семьи выносил соседям мёд в сотах на пробу. 

Славили хозяина так: 

«Дай бог хозяину многие лета. 
А и долго ему жить, богов не гневить. 
Богов не гневить, божьих пчел водить, 
Ярый воск топить»


В этот же день принято купаться в чистых природных водах и купать всю скотину, которая делается здоровее от этого. Этот праздник иногда называли «мокрым». Как видите, все обряды дохристианские, уходящие корнями в далёкие времена. 


Второй ведический праздник 19 августа 

Второй яблочный Спас известен тем, что с этого времени собирали урожай плодов и овощей. И именно с этого дня разрешалось их есть, что, верно, удивительно нам, привыкшим к иноземным круглогодичным фруктам. День этот — самый большой ведический праздник из Спасов. И что очень красноречиво, в обычаях наших северных праздник этот мало связан с христианскими датами. В первую очередь — это праздник сбора земных плодов и жатвы. Когда-то было принято в складчину делать общие столы, которые ломились от гор огурцов, картофеля, репы, пшеницы, брюквы и, конечно, яблок. Говорят, что в совсем давние времена волхвы совершали обряды над такими столами и призывали родных Богов даровать народу славный урожай и в будущее лето.

Собравшись вокруг столов, люди пробуют урожай, потом отправляются на гороховое поле и до самого вечера лакомятся зелёными стручками, не разделяя своё или чужое. Детишкам радость, а взрослым — обряд, который надо исполнить в честь этого дня. 



Третий ведический праздник 29 августа 

Третий Спас посвящён сбору орехов и жатве. Знаменуется тем, что в этот день печётся хлеб из нового урожая. Вот что делали у нас издавна в праздник сбора плодов земных. 

При «дожинках» связывали «бороду» из последних оставшихся на убранном поле стеблей. Подрезали её верхушку поровнее и кричали при этом: «Рано не вставали, долго не жинали, ура, ура, Сергеева борода» (Сергей в данном случае — имя хозяина поля, заменялось на соответствующее). Срезанную «бороду» сверху засыпали землёй, украшали это место цветами, устанавливали маленький снопик. Хозяева поля приговаривали при этом: «Тебе, поле, красота, а нам всё лето легота. Нива, нива, бери свою силу назад». Это и есть заговор, с которым обращались к полю и духу поля, чтобы оно возвратило себе утраченную силу. 

Повсеместно бытовало убеждение, что духу растительности — полевику, находящему последний приют в крайнем снопе, при жатве причинялся вред. С помощью заламывания и завязывания, подстригания «бороды» сила этого теперешнего урожая переходила на следующий урожай. Древний обычай ещё предписывал хозяевам покататься – покувыркаться по земле, приговаривая: «Жнивка, жнивка, отдай нашу силку на пшеницу, на овёс (перечислялись те плоды, что были здесь собраны)». 

На дожин хозяйка приглашала помощников в жатве на пир, пекла духмяные обрядовые шаньги да подавала их политыми растопленным сливочным маслом для полного счастья. В Лешуконском и Пинежском районе ещё традиционно подавалась кашу. Собственно, и помощь в жатве называлась «кашей»: «делать кашу», «звать на кашу». На другой день уже этих хозяев звали «на кашу» в помощь для сборки урожая. Сохранилось и старинное название этой каши — «саламата». 

Делали её из овсяной или пшеничной муки, предварительно прожаренной на сливочном масле. Такую муку заваривали кипятком, добавляли сметану или сливки и распаривали до состояния жидкого киселя в печи с добавлением масла. Собственно, выражение «заварить кашу» пошло именно от этого способа. 

Было принято угощаться от всей души, петь песни, и славить предков да землю-матушку, благодаря за урожай. Такие обряды были до недавнего времени были известны в Мезенском районе и в селах нижнего течения Северной Двины.