Наверх
Кологод
#1
Эта статья посвящена наиболее важным славянским праздникам – святодням Годового Коло, а тако же – важнейшим мифам, с ними связанным, и обрядовым действам, Кои творятся на праздниках. Ни в коей мере эта работа не претендует на «абсолютную полноту» и «абсолютную истинность», и предназначена, в первую очередь, для людей, лишь недавно начавших интересоваться Традицией пращуров. За основу при написании статьи взяты календари и обрядность содружества родноверческих общин «Велесов Круг» и Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры.
 
СВЯТОДНИ:


1) КОЛЯДА (25 стужня/декабря).
Коляда – день зимнего солнцестояния (солнцеворота). По слову мифа, в этот день умирает Солнце-старик (Световид) и рождается Солнце-младенец – Хорс – так в поэтической форме отображено начало нового солнечного цикла. По традиции, Коляда отмечается не в самый день солнцеворота (21\22 стужня), а на несколько дней позже – когда ночь станет немного короче, а день «на воробьиный скок» прибудет.
(Подобным же образом отмечают и остальные три основных солнечных праздника –Комоедицы, Купалу и Радогощ). В праздник Коляды родноверы чествуют «родившееся»
Солнце, разжигая священные костры да принося требы, а также – поют колядки, рядятся в личины и т.п. Многие из древних обрядов, творившихся на Коляду, совершаются сейчас «православными» христианами в день «рождества Христова», заменивший собой празднование зимнего солнцеворота. Впрочем, подавляющее большинство христианских праздников есть ни что иное, как искажённые христианством родноверческие святодни…
 
2) СВЯТКИ (25 стужня/декабря – 6 сеченя/января).
Дни перехода от старого года к новому. Во время святок люди рядятся в личины и колядуют, играют в различные народные игры. Тако же это время считается благоприятным для гаданий…
 
3) ГРОМНИЦА (2 лютня/февраля).
Лютует Зима, но с каждым днём всё ярче разгорается Солнце и не за горами уже весеннее время. Согласно сказу, на Громницу сходятся в первой битве силы Весны и силы Зимы – но ни одна сторона не может пока одержать верх. День сей – день битвы, а потому посвящён Перуну-Громовержцу, Богу битв и борьбы. По одному из вариантов сказа, предводитель ратей Весны – сам Перун, ибо грозы начинаются лишь после того, как придёт Весна, а стало быть – они тоже являются Её силами. (Я же считаю, что это представление неверно, так как во время Громницы эти силы ещё не проявлены во Яви, а значит – не участвуют в борьбе с Зимой). Кстати говоря, согласно старинным народным поверьям, на Громницу можно услышать гром и увидеть молнии…
 
4) ВЕЛЕСОВ ДЕНЬ (11 лютня/февраля).
День Бога Велеса – волхвов мудрых учителя, люда простого и знатного покровителя…
Наши предки в этот святодень творили особый обряд оберега скота – дабы оградить от болезней своё главное богатство – домашний скот, ибо Велес – тако же и скотий Бог. День Велеса приходится на время, когда во Яви продолжается борьба Весны и Зимы, причём Весна уже начинает постепенно побеждать. Поэтому в народе говорят, что «Велес сшибает рог с Зимы», и в честь этого события на празднике нередко устраивают скоморошину – шуточный бой «Велеса» с «Марой», который заканчивается сшибанием рога…
 
5) СОРОКИ (9 берёзозола/марта).
Уже совсем рядом весеннее время, и потому в начале месяца берёзозола люди начинают закликать Весну – Богиню Лелю, Богиню Весны и девичьей Любви – дабы пришла Она да стала править на Земле Русской во срок свой – како самим Родом во Прави положено… Закликают Весну обычно девицы – читают славицы Леле-Деве да поют особые обрядовые песни. На Сороки принято печь из теста обрядовое печенье в форме птиц, кое бросают в небо и при этом зовут жаворонков вернуться из чужих краёв. Как известно, жаворонки прилетают весной – сей обряд также, по сути своей, – призывание Весны
 
6) КОМОЕДИЦЫ (25 берёзозола/марта).
Комоедицы – день весеннего равноденствия, когда, по слову мифа, Солнце-младенец Хорс становится Солнцем-юношей Ярилой. Тако же этот праздник – день полной победы Весны над Зимой, когда на смену Марене, изгнанной лучами Солнца – стрелами Ярилы, приходит Богиня Леля. На зачине святодня славят Ярилу и Лелю; после – устраивают обрядовую игру во «взятие крепости», а потом – «похороны Марены». Во «взятие крепости» играют так: из снега строится крепость, в центр которой кладётся чучело Марены. Участники игры делятся на две половины – мужскую и женскую. Задача мужчин – разбившись по парам и сидя верхом друг на друге, как при игре в «коняшки», прорваться в крепость и захватить чучело. Женщины же стараются не допустить этого, отбиваясь мешками с соломой, снежками и т.п. Мужская половина участников «взятия крепости» символизирует ярые силы Весны, а женская – силы Зимы: обрядовая игра эта отображает борьбу Весны и Зимы.
После того, как мужчины захватят чучело, творится следующий обряд – «похороны Марены» (сжигание Её чучела на погребальном костре) символизирующие окончание Зимы. «Похороны» творятся в соответствии со славянским погребальным обрядом. Тако же на Комоедицы обычно разводят большой костёр, через который прыгают дабы очиститься…
 
7) ЛЕЛЬНИК (22 цветня/апреля).
Святодень, посвящённый Леле – славянской Богине Весны и девичьей любви. Лельник – девичий праздник; в этот день, после обряда славления Лели, девушки выбирают самую красивую из них, усаживают на дёрновую скамью, водят вокруг неё хороводы да поют величальные песни.
 
8) ЯРИЛО ВЕШНИЙ (23 цветня/апреля).
Ярое Солнце ласкает лучами своими Землю, согревает Её – и оттого прорастают семена в Ней лежавшие, зеленеют деревья, пробуждаясь от подобного смерти долгого зимнего сна… В сказе вещем говорится об этом так: о сию пору Бог Ярило оплодотворяет Землю своим златым семенем, и потому начинает Она рожать. Свадьбе Солнца и Земли посвящён праздник Ярилы Вешнего. В святодень сей родноверы собираются на капище и славят Ярого Бога, после же – пируют да играют в буйные игрища, показывая удаль свою. Нередко в сей праздник играется скоморошина «приход Ярилы», воспроизводящая миф о свадьбе Ярилы и Земли-Матери.
 
9) РОДОНИЦА (30 цветня/апреля).
Родоница – праздник поминовения Предков. В этот день на закате Солнца возжигают
священный костёр, сложенный в форме колодца (подобно погребальной краде), славят
Предков своих да приносят Им требы.
 
10) ЖИВИН ДЕНЬ (1 травня/мая).
Этот праздник посвящён Живе – Богине Жизни. Обрядовое действо начинается ночью (в
ночь с 30 цветня на 1 травня) – с обрядовой пляски с метлами вокруг костра. Пляс сей исполняется женщинами; с его помощью они очищают место, прогоняя прочь Силы Мары. Всю ночь напролёт, а тако же – наступившим утром, жгут костры, прыгают через них, очищаясь, славят богиню Живу и торжество Жизни над Смертью.
 
11) ДЕНЬ ЗЕМЛИ (10 травня/мая).
Десятого числа месяца травня родноверы отмечают праздник, посвящённый Земле. В этот день, в знак уважения к Ней, не принято втыкать в Землю колья, копать Её, проводить борозды и т.п. На зачине – славят Мать Сыру Землю да приносят Ей требу (чаще всего – льют наземь пиво или молоко).
 
12) ЯРИЛО В СИЛЕ (3 кресеня/июня).
Название сего святодня говорит само за себя – это праздник, посвящённый Богу Вешнего Солнца, в месяце кресене достигающему предела своей силы. Недалёк уже тот день, когда окончится Время Ярилино и «умрёт» Он – дабы стать Трисветлым Даждьбогом.
 
13) КУПАЛО (24 кресеня/июня).
Праздник летнего солнцеворота, один из величайших славянских святодней в году. Время торжества Света над Тьмой, время самых долгих дней и самых коротких ночей… В миг летнего солнцестояния, согласно вещему сказу, умирает Вешнее Солнце, любострастный Ярило и рождается Солнце Летнее – могучий Даждьбог. В это же время на смену Леле, Богине Весны, приходит Матерь Лада, управительница Лета. Сказы вещие, как водится, находят своё отображение в скоморошинах да обрядовых игрищах. В праздник Купалы творятся «похороны Ярилы» -скоморошина, коя, как явствует из названия, в потешной форме изображает «смерть» Весеннего Солнца. Устраивают сии «похороны» тако: Делается (обычно – из травы да веток) чучело Ярилы с ярко выраженными мужскими причиндалами (иногда чучело заменяет один лишь большой деревянный гой). Вокруг этой куклы участники праздника водят хоровод да поют песни. Во время пляски кто-нибудь «случайно» задевает «Ярилу», отчего тот падает. Все с криками бросаются к «Яриле» и пытаются оживить его; когда же становится ясно, что ничего из этого невыйдет – оплакивают «умершего» (особенно горько рыдают женщины). После же – чучело Ярилы сжигают на краде со всеми почестями и устраивают тризну. Тако же на Купалу обычно творится такая обрядовая игра: вокруг берёзки (как правило, -заранее срубленной и неглубоко врытой в землю) женщины водят хоровод. Мужская половина участников праздника должна прорвать хоровод, вырвать из земли берёзку и бросить её в воду. Обрядовая игра сия знаменует собой окончание Времени Лели: ведь берёзка – Её дерево. Обряд славления Богов на празднике творится дважды. На первом обряде славят Ярилу, после – играют скоморошину, «хоронят» Ярилу, а вечером (но не после заката) рекут славу Даждьбогу. Ночью же – жгут огромный костёр (Купалец), скатывают с горы горящее колесо (сей обряд символизирует начало убывания светового дня), ходят по углям, выбирают себе суженых, прыгают через костры, ищут в лесу цветок папоротника…Поистине, много чего ещё творится во время купальских празднеств.
 
14) СТРИБОГ (14 липня/июля).
Праздник Стрибога – Бога ветров отмечается родноверами в середине липня-месяца. В святодень сей славят Владыку воздушного пространства да приносят Ему требу (иногда – особым способом – развеивая муку по ветру).
.
15) ПЕРУНОВ ДЕНЬ (20 липня/июля).
Святодень, посвящённый Перуну Сварожичу – Богу грозы и войны. В сей день речётся слава Богу Перуну да творится тризна по всем павшим в боях за Землю Русскую. Поскольку праздник Перуна – праздник воинский, на нём особенно уместны различные воинские игрища да состязания – кулачные бои, стеношный бой, борьба многоразличная, «коняшки», «Перуново Коло» и т.п. В День Перуна обычно творятся воинские посвящения, после прохождения коих достойные получают право именоваться воинами и принимаются в дружину. Тако же в сей праздник скоморохи веселят люд честной – разыгрывают в лицах сказы вещие – о битве Перуна со Змеем либо с Велесом – о борьбе Сил Верхнего и Нижнего Мира…
 
16) СПОЖИНКИ (15 серпня/августа).
Праздник начала жатвы. В святодень сей родноверы славят Богов-подателей урожая: Макошь, Даждьбога, Перуна, Велеса и других…
 
17) РОД И РОЖАНИЦЫ (8 вересня/сентября).
Ещё один праздник урожая, святодень, посвящённый Роду Всебогу и Рожаницам (Ладе и Леле). После славления Богов проводится обрядовая игра – «охота на лосих». Две девушки, ряженые лосихами, стараются убежать и спрятаться в лесу; парни же – ловят их. После – одну из лосих отпускают, а другую – ведут к капищу, где тоже отпускают… Лосихи, как известно, священные животные Рожаниц.
 
18) РАДОГОЩ (24 вересня/сентября).
Праздник осеннего равноденствия, когда, по слову вещего сказа, Солнце-муж Даждьбог становится солнцем-стариком Световидом. В святодень сей творится слава Богу Световиду; после обряда славления жрецы (а тако же все желающие) занимаются хождением по горящим углям – древней практикой, помогающей укрепить дух, очиститься и вобрать в себя Силу огня.
 
19) ДЕДЫ (24 листопада/октября).
День поминовения предков. В святодень сей палят краду-«колодец» да возлагают на неё требы своим родным, покинувшим мир Яви. После обряда устраивают поминальный пир, на который приглашают умерших родичей. Согласно обычаю, каждый участник праздника должен принести ещё одну ложку (или больше – в зависимости от того, сколько своих предков он хочет позвать на пир).
 
20) МАКОШЬ (31 листопада/октября).
Последний в Годовом Коло праздник урожая, святодень, посвящённый Макоши – Богине
судьбы и земного плодородия, покровительнице волшбы, гаданий и женского рукоделия. На обряде славления родноверы рекут славицы Макоши, благодаря Её за урожай, собранный в этом году.
 
21) СВАРОГОВ ДЕНЬ (14 грудня/ноября).
В середине месяца грудня отмечается День Сварога, древнего Бога неба (как неба физического, так и Неба Духовного, то есть Верхнего Мира). У горящей крады творится великая слава Сварогу – Деду Богов.
 
22) МАРЕНА (21 грудня/ноября).
День Марены, Богини зимы и смерти. Праздник сей знаменует собой наступление Ночи Года, холодной зимы и проводится не раньше, чем выпадет первый снег. Дабы почтить Чёрную Мать, собравшиеся величат Её особым образом – встав спиной к огню да прижав к сердцу правую руку, сжатую в кулак – в обережном жесте. После величания Мары-Марены в трясине или в снегу тушат горящие факелы – в знак того, что наступило зимнее время…
 
Писано Мирославом, верховодой курганской славянской общины «Пламя Сварги»,
Во славу Богов Родных!
Ответить


Переход:


Пользователи просматривают эту тему: 1 Гость(ей)