Наверх
Кандомбле Жеже (Candomble Jeje).
#1
Понятие «Жеже» обычно подразумевает народности Фон, Эве и Маи (Mahi), происходящие с территории Дагомеи. Это слово – «жеже» - происходит, однако, не с языка указанного региона Африки, или принадлежащего ему диалекта, но имеет корни в языке народности Йоруба. «DJEDJE» (ДЖЕДЖЕ , а также «ADJEJE» - АДЖЕЖЕ) - прозвище на языке йоруба, означающее буквально «незнакомец», «чужак», «посторонний», в уничижительной форме. Таким словом представители йоруба сначала называли тех представителей народностей соседнего региона (Дагомеи), что разговаривали на диалекте «DJEJI». Для йоруба – это был чужой непонятный и даже в чем-то «варварский» язык, что и привело к обозначению всего чужеродного словом на языке йоруба - DJEDJE, происходящим от названия диалекта Дагомейских племен. В Бразилии под влиянием португальского языка, на котором разговаривали хозяева рабов и католические миссионеры, со временем слово «ДЖЕДЖЕ» изменило свое звучание на более мягкое «ЖЕЖЕ», известное по сей день. Поэтому в действительности не существует такого имени собственного для какого-либо народа, как и самого народа с именем «Жеже».

Народы, получившие такое прозвище от Йоруба населяли соседние с Йоруба регионы, на востоке это были Маи, на юге же от территории Йоруба жили народы под именем Савалу. Термин «Салува» или «Савалу» происходит от названия «Савэ», области, где существовал культ Нана, связанный с одной из древних династий, происходящих от сына Одудуа (основателя города Ифе йоруба), являющегося основателем «Савэ». На западе от йоруба находились племена Абомея, а на севере – народы Ашанти/Акан. Среди прочих здесь стоит также упомянуть народности: Ган, Агони, Попо, Кру... Все эти «варварские» народы и назывались народом йоруба именем «Джедже». Как видно это понятие объединяет большое количество племен разговаривавших на таком же количестве разных языков и их диалектах. Однако, у всех у них была одна общая и очень важная в рассматриваемом вопросе черта – все эти народности поклонялись по сути одним и тем же божествам с небольшими разночтениями, которых они именовали словом ВОДУН (в ед. числе), за исключением разве что говоривших на языке Тобо/Тобос племен Ган, Агони, Попо.

Первые группы народностей Жеже попали в Бразилию через порт Сан-Луис (штат Мараньян, на северо-востоке Бразилии), потом вниз в Сальвадор, Байа, оттуда в Кашуэйра и Сан-Фелис. До сих пор там наблюдается большая концентрация потомков «жеже». Помимо этих штатов (Мараньян и Байа), народности «жеже» попали в штат Амазонас, на северо-западе страны, и спустя время следы их культур были замечены в Рио де Жанейро. Именно в этих областях сильны традиции общин Кандомбле Жеже, в которых мы видим почитание божеств Водун (с вариациями).

Среди почитавшихся божеств можно легко заметить практически общеупотребительные имена для таких Водунов как: Legba, Lisa, Fa, Ayzan, Sogbo, Ague, Loko, и т.д. однако, помимо таких общеизвестных Водунов существовало и не мало е количества других, уникальных для какого-либо одного племени. Культы таких уникальных Водунов, появившись в Африке и попав в Южную Америку, утратили свою актуальность под влиянием других культов и либо исчезли, либо влились в культы других Водунов, тем самым обогащая и укрупняя их.

Народности жеже, были не единственной группой имевшей большое влияние в Новом Свете. Помимо них, пожалуй, наиболее сильное влияние имели народности группы йоруба (Кету), поклонявшиеся божествам Ориша. Из-за неизбежного взаимодействия народностей случившегося в Бразилии произошло установление множества синкретических связей между Водун и Ориша (а также между этими божествами и божествами народностей банту – Нкиси). Существует мнение, что имя божеств «ВОДУН», происходит от корня имени богини матери йорубийского происхождения – ОДУ. Это, возможно, помимо прочего объясняет факт существования еще в Африке культов смешенного почитания божеств Ориша и Водун. Еще в Африке народы Йоруба и Эве в своей смеси известные как Наго/Анаго имели пантеон Ориша, в котором некоторые Ориша имели черты близкие к аналогичным им Водунам и наоборот. В Бразилии этот процесс синкретического совмещения продолжился и привел к формированию традиций Кандомбле в том виде, в котором они есть сейчас. Так, например, были сопоставлены божества: Ориша Оришанла и Водун Лиса, Ориша Шанго и Водун Согбо, Ориша Бара/Элегбара и Водун Легба, Ориша Огун и Водун Огу, Ориша Осаин и Водун Агуэ и так далее… Можно с уверенностью заявить, что сегодня практически не существует чистых ветвей традиции Кандомбле Жеже. Повсеместными являются влияния, в первую очередь, традиции Кандомбле Кету (то есть традиции почитания Ориша), а также традиции Кандомбле Анголы (то есть почитание Нкиси).

Внутри Кандомбле (традиции) Жеже существует разветвленная иерархия жреческих тиутлов, здесь мы приведем лишь некоторые общие сведения о наиболее важных титулах для понимания этой иерархии.

Во-первых, необходимо назвать такой титул как «Боконо». Этот титул является аналогичным титулу «Бабалаво» народностей йоруба – то есть «отец тайн». Как говорит это имя такие священники очень высокого уровня знаний, и пользуются значительным уважением у народов йоруба, а их собратья Боконо – у народов Жеже. Бабалаво – жрецы Ифа (Божественной Мудрости) являются предсказателями и знатоками оракулов Ифа, одним из которых являетсяоракул-цепь - «OPELE». Аналогичный инструмент оракула культа Фа народностей жеже (аналог Ифа йоруба), внутри которого и работают Боконо, носит название «AGU-MAGA» (Агу-Мага).

Во-вторых, у народностей жеже существует такой тип священников как «Оган» (Ogan). Это слово Можно перевести как «Мастер» или «Господин». Существует несколько разных «Оган»: это «Пежиган» (Pejigan) – что переводится как «Господин, наблюдающий за Священным Алтарем» (Peji – священный алтарь, Gan – от Ogan – Господин). Этот Оган является первым и главным в Доме Кандомбле. Вторым является «Рунто» (Runto) – тот, кто играет на барабанах для Водун. Слово «Runto» происходит от слова «Run» и «Runpi», обозначающего собственно барабан для Водун. Йоруба или как их принято называть в Бразилии «Кету» называют барабан словом «ILU». Существуют также и другие «Оган», важные в культах тех или иных Водун: Gaipe, Runso, Gaito, Arrow, Arrontode.

В третьих, существуют такие титулы как «Аджойе» и «Экеди» (Ajoiye и Ekedi). Первый титул пришел к народам жеже от йоруба и означает буквально следующее: мать, которую выбрал и утвердил Ориша. Его аналог на языке народности жеже – Эве – звучит как «Экеджи» (Ekedji). Это женский вариант важного жреческого титула «Оган». У «Аджойе» обычно просят благословений от Водун, в ее обязанности входит обслуживание Водун. В обязанности Аджойе помимо прочего входит готовка пищи на торжествах Водун/Ориша и приготовление церемониальных костюмов для детей Водунов.

В четвертых, это титул «Абийан» (Abiyan, Abiyoon). Этот титул означает: abiy – «тот, кто», oon (onoon) – «идет по новой дороге». Этот титул подразумевает человека который толкьо начал свой путь в кандомбле и может иметь ожерелья Водун (Элеке), выполненное обязательство «Бори» (от «бо ори» - «кормление головы») и даже в отдельных случаях может иметь каких-то усаженных Водун/Ориша. Этот титул означает человека вошедшего в традицию, но не получившего инициацию. Как правило, такие люди имеют в качестве своих обязанностей помощь в работе остальных жрецов, например, украшение и подготовка храма к празднику, уборка, помощь при приготовлении пищи для участвующих и т.д. Период Абийан очень важен в Кандомбле Жеже, потому что в этот период новичок находится под наблюдением старших и начинает понимать смысл духовной жизни. Некоторые люди проходят очень долгий период Абийан прежде чем получают инициацию в Кандомбле. В культуре Кету (йоруба) также существует аналог этого титула – это «Лемо-Му» (Lemo-Mu – «завсегдатай храмов»).

Среди прочих версий Кандомбле имеющих составляющую традиций Водун Кандомбле Жеже, широко распространена традиция Кандомбле Жеже-Наго, называемая также традицией «Ориша Жеже-Наго». Эта традиция с сильным влиянием Ориша традиции от народности Наго, однако, в ней можно увидеть и почитание имен Водунов, часто как дорог тех или иных Ориша.
न प्रथमदृष्ट्याः किन्तु यावन्न प्राणवियोगः।
आत्मा प्रेमेश्वर इति वस्तुत्रये मम श्रद्धा॥
Ответить


Похожие темы
Тема: Автор Ответов: Просмотров: Посл. сообщение
  Таинства традиции Кандомбле д'Ангола bruja 0 2,283 16.04.2015, 02:33
Посл. сообщение: bruja
  Ритмы кандомбле к традиции Кету bruja 0 2,023 16.04.2015, 02:31
Посл. сообщение: bruja
  Нкиси в Кандомбле д’Ангола bruja 0 1,913 16.04.2015, 02:30
Посл. сообщение: bruja

Переход:


Пользователи просматривают эту тему: 1 Гость(ей)