03.06.2015, 12:45
В своей жизни каждый слышал о существовании и использовании кукол Вуду и каждый думает, что он в значительной степени знает их предназначение. В конце концов, что может проще? Небольшой кусок ткани, разрезанный так, чтобы быть похожим на человека, немного наполнителя (например, испанского мха), веревка или шнур, маркер, чтобы нарисовать лицо, и большая коробка новых булавок могут обеспечить часы сомнительной забавы кому-нибудь недовольному жизнью или просто настроенному навредить среди нас. Или, возможно вы видели у знакомых фигурку куклы, причудливо одетую, украшенную разноцветными перьями, посаженную на магнит на дверь холодильника - небольшой сувенир после посещения Нового Орлеана.
Но так ли безобидны эти притягательные, популярные маленькие существа? Являются ли они лишь предметом декора и коллекционирования?
Исследователь Ново-Орлеанского Вуду, Бакланд, определяет куклу как “фигуру, сделанную в виде человека, … используемую в магических ритуалах. Сделанная из ткани, воска, глины, или любого другого вещества, она может походить в точности или не походить совсем на человека, которого представляет”. Также он отмечает, что матерчатые куклы “всегда были более популярны в магии, особенно в ритуалах по целительству”. Тип божества, к которому она обращена, это, конечно, сочувствующее божество, и в этом отношении кукла специально создавалась в форме пухлого человечка, наполненного целебными травами, помогающими сражаться с болезнью или недугом того человека, для которого исполняется ритуал. Часто к кукле добавлялись частички ногтей или волос, и тогда кукла воспринималась уже как копия человека, которому необходимо лечение. Потом священник произносил заклинание посвящения, “Существо из ткани, ты - подобие (имя), и все, что я делаю по отношению к тебе, будет сделано и к (имя),” или что-то в этом роде.
Куклы, в том виде, в котором они нам известны, однако являются чуждыми традициям Вуду в Гаити, стране, наиболее тесно связанной с практикой Вуду. На самом деле, вудуисткие Bokors, или «черные священники», практиковали эту форму фетишизма, принесенного в Новый Свет африканской диаспорой, и использовали куклы и изображения, чтобы причинять зло выбранным жертвам. Но даже эти "куклы" имеют только небольшое сходство с куклами, которые большинство людей связывает с практикой Вуду.
Традиция создания и использования кукол Вуду в недобрых целях, протыкая их булавками и подвергая их всевозможным видам непристойностей, является известной специфической особенностью того, что называют “Новоорлеанским Вуду”.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУКОЛ В РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУРАХ
Искусство создания небольших изображений и фигурок в форме людей, богов, животных, и т.д., столь же старо, как и история человечества. Некоторые из самых ранних дошедших до нас форм народного искусства (искусства, созданного, чтобы развлечь массы, отчасти подобное нашему современному прикладному искусству) были небольшие изображениями людей, вовлеченных в повседневные действия: носильщики воды с ведрами, фермеры с вилами, и т.д. Многие из них были, вероятно, детскими игрушками, однако многие были созданы с эмпирическими целями, например, для украшения личных алтарей или сопровождения солдат в сражениях, или как крошечные памятники усопшим предкам или напоминания о живущих членах семьи. Но в противоположность позитивному, укрепляющему память о предках использованию этих изображений, существовала более темная сторона, которая нашла и более зловещее, и вредоносное им применение. И кукла перестала быть лишь детской игрушкой и стала выполнять мультизадачи.
Куклы появляются везде в истории европейского язычества и колдовства, и почти везде их появление обязано неким магическим ритуалам. Исторические хроники полны описаний людей, которые получили тяжелые увечья или болезни в результате вредоносной магии, направленной на куклу, сделанную намеренно для причинения зла. Некоторые из них даже умерли, хотя, вполне может быть и не в результате повреждений здоровья, а от страха, вызванного осознанием того, что на них могло быть направлено колдовство.
Эти примеры служат иллюстрацией того, что так или иначе, связь между человеческой душой, связанной с куклой и потенциальным вредом существует. Тот факт, что использование кукол широко распространено, также указывает на то, что ни одна культура не осталась в стороне от этой черты. Даже среди большинства замкнутых культур использование кукол также является характерным. Например, цыгане создают соломенные куклы подобным традиционным способом и они, как известно, используются как для "доброй" так и для злой магии.
Куклы фигурировали и во многих европейских культурах, а потом из Европы были перенесены в Новый Свет, где пуританские идеалы навсегда связали их со злом. Так что, когда куклу, проткнутую булавками и щетинками борова, нашли в доме Бриджит Бишоп, женщины обвиненной в колдовстве во время Салемской охоты на ведьм, это стало очередным доказательством ее дьявольского использования.
НОВООРЛЕАНСКИЕ КУКЛЫ
Как известно почти каждому, традиции Вуду была принесены в Новый Орлеан африканскими рабами, часто через Гаити и другие острова на востоке Карибского моря. Когда Вуду появилось в штате Луизиана, конечно, оно приняло на себя влияние уже сложившихся религиозных традиций, присущих коренному населению Америки и ачтафалайским цыганам. В конечном итоге, ассимиляция африканского Вуду в эти традиции привела к возникновению ее мощной региональной ветви, которая сохраняется и по сей день.
Использование кукол Вуду было популярно среди рабов, вероятно, потому, что посредством магии и втыкания иголок в кукол раб мог иметь некий контроль над своим хозяином. С самого начала белые рабовладельцы, главным образом, европейского происхождения, очень боялись этих ритуалов, а также их очевидной связи с более знакомыми кукольными ритуалами их собственных культур. Однако чаще куклы Вуду использовалась как оружие против других приверженцев религии Вуду, или «вудуси», которые не стеснялись использовать эту практику и могли немедленно распознать ее последствия. Примитивные куклы, часто связанные бечевкой или шнуром и утыканные булавками с головы до ног, найденные на нескольких плантациях на юге штата Луизиана, свидетельствуют о том, что понятие опосредованного наказания через использование куклы твердо присутствовало в сознании африканских рабов 18-ого и 19-ого столетия.
Однако пик расцвета мастерства использования кукол и других форм сглаза, таких как gris-gris и mojo, пришелся на время господства печально известной Нью-Орлеанской Королевы Вуду Мари Лаво.
МАТЕРИАЛЫ И СИМВОЛИКА ЦВЕТОВ ДЛЯ КУКОЛ ВУДУ
Итак, для изготовления куклы Вуду вам понадобится:
- 2 крепкие палки
- испанский мох
- ненужная ткань разрезанная на полоски 4-6 см. (цвет – на ваше усмотрение)
- пряжа, или ткань контрастного цвета
- нитки, шнур, или вощеная нить
- 2 бусины черного цвета, чтобы использовать их как глаза
- игла с нитью того же цвета, что и ткань или противоположного
- клей
- 7 булавок с головками следующих цветов: красный, синий, зеленый, фиолетовый, желтый, черный, белый
Символика 7 цветов булавок:
желтый - успех
белый - позитив
красный – власть, сила
фиолетовый - духовность
зеленый - деньги
синий - любовь
черный - отпор отрицательной энергии
ПРИДАЧА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ КУКЛЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ШАГ: ДОБАВЬТЕ ОДЕЖДУ И ДЕТАЛИ
Этот шаг является необязательным. Однако неплохо будет добавить кое-какие детали одежды кукле, потому, что она начнет говорить с вами и рассказывать, что она хочет носить, является ли она мужчиной, женщиной, веселая она или грустная, лесбиянка или гермафродит, и какие типы аксессуары она хочет носить, мешочек или сумку.
Возьмите разноцветную пряжу или материал другого цвета и оберните там, где Вы хотите сделать акцент. Вы можете сделать пояс или использовать ее для волос или сделать какой-то предмет одежды: юбку, платок, шляпу и т.п.
Поскольку кукла, которая получилась, оказалась домашним божеством , то она также захотела иметь талисман в виде метлы, и можно сделать ей метлу из сухой травы. В Штате Луизиана, метла обычно символизирует хорошее здоровье и изобилие. Добавить бусинку от дурного глаза, белого голубя для мира в доме, золотую монету, и сердце, которое символизирует Дух Богини – сердце дома.
Самая важная вещь: просто творите и забавляйтесь! В действительности нет никаких ограничений к тому, что вы можете сделать, используя эти инструкции, так что - вперед!
Но так ли безобидны эти притягательные, популярные маленькие существа? Являются ли они лишь предметом декора и коллекционирования?
Исследователь Ново-Орлеанского Вуду, Бакланд, определяет куклу как “фигуру, сделанную в виде человека, … используемую в магических ритуалах. Сделанная из ткани, воска, глины, или любого другого вещества, она может походить в точности или не походить совсем на человека, которого представляет”. Также он отмечает, что матерчатые куклы “всегда были более популярны в магии, особенно в ритуалах по целительству”. Тип божества, к которому она обращена, это, конечно, сочувствующее божество, и в этом отношении кукла специально создавалась в форме пухлого человечка, наполненного целебными травами, помогающими сражаться с болезнью или недугом того человека, для которого исполняется ритуал. Часто к кукле добавлялись частички ногтей или волос, и тогда кукла воспринималась уже как копия человека, которому необходимо лечение. Потом священник произносил заклинание посвящения, “Существо из ткани, ты - подобие (имя), и все, что я делаю по отношению к тебе, будет сделано и к (имя),” или что-то в этом роде.
Куклы, в том виде, в котором они нам известны, однако являются чуждыми традициям Вуду в Гаити, стране, наиболее тесно связанной с практикой Вуду. На самом деле, вудуисткие Bokors, или «черные священники», практиковали эту форму фетишизма, принесенного в Новый Свет африканской диаспорой, и использовали куклы и изображения, чтобы причинять зло выбранным жертвам. Но даже эти "куклы" имеют только небольшое сходство с куклами, которые большинство людей связывает с практикой Вуду.
Традиция создания и использования кукол Вуду в недобрых целях, протыкая их булавками и подвергая их всевозможным видам непристойностей, является известной специфической особенностью того, что называют “Новоорлеанским Вуду”.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУКОЛ В РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУРАХ
Искусство создания небольших изображений и фигурок в форме людей, богов, животных, и т.д., столь же старо, как и история человечества. Некоторые из самых ранних дошедших до нас форм народного искусства (искусства, созданного, чтобы развлечь массы, отчасти подобное нашему современному прикладному искусству) были небольшие изображениями людей, вовлеченных в повседневные действия: носильщики воды с ведрами, фермеры с вилами, и т.д. Многие из них были, вероятно, детскими игрушками, однако многие были созданы с эмпирическими целями, например, для украшения личных алтарей или сопровождения солдат в сражениях, или как крошечные памятники усопшим предкам или напоминания о живущих членах семьи. Но в противоположность позитивному, укрепляющему память о предках использованию этих изображений, существовала более темная сторона, которая нашла и более зловещее, и вредоносное им применение. И кукла перестала быть лишь детской игрушкой и стала выполнять мультизадачи.
Куклы появляются везде в истории европейского язычества и колдовства, и почти везде их появление обязано неким магическим ритуалам. Исторические хроники полны описаний людей, которые получили тяжелые увечья или болезни в результате вредоносной магии, направленной на куклу, сделанную намеренно для причинения зла. Некоторые из них даже умерли, хотя, вполне может быть и не в результате повреждений здоровья, а от страха, вызванного осознанием того, что на них могло быть направлено колдовство.
Эти примеры служат иллюстрацией того, что так или иначе, связь между человеческой душой, связанной с куклой и потенциальным вредом существует. Тот факт, что использование кукол широко распространено, также указывает на то, что ни одна культура не осталась в стороне от этой черты. Даже среди большинства замкнутых культур использование кукол также является характерным. Например, цыгане создают соломенные куклы подобным традиционным способом и они, как известно, используются как для "доброй" так и для злой магии.
Куклы фигурировали и во многих европейских культурах, а потом из Европы были перенесены в Новый Свет, где пуританские идеалы навсегда связали их со злом. Так что, когда куклу, проткнутую булавками и щетинками борова, нашли в доме Бриджит Бишоп, женщины обвиненной в колдовстве во время Салемской охоты на ведьм, это стало очередным доказательством ее дьявольского использования.
НОВООРЛЕАНСКИЕ КУКЛЫ
Как известно почти каждому, традиции Вуду была принесены в Новый Орлеан африканскими рабами, часто через Гаити и другие острова на востоке Карибского моря. Когда Вуду появилось в штате Луизиана, конечно, оно приняло на себя влияние уже сложившихся религиозных традиций, присущих коренному населению Америки и ачтафалайским цыганам. В конечном итоге, ассимиляция африканского Вуду в эти традиции привела к возникновению ее мощной региональной ветви, которая сохраняется и по сей день.
Использование кукол Вуду было популярно среди рабов, вероятно, потому, что посредством магии и втыкания иголок в кукол раб мог иметь некий контроль над своим хозяином. С самого начала белые рабовладельцы, главным образом, европейского происхождения, очень боялись этих ритуалов, а также их очевидной связи с более знакомыми кукольными ритуалами их собственных культур. Однако чаще куклы Вуду использовалась как оружие против других приверженцев религии Вуду, или «вудуси», которые не стеснялись использовать эту практику и могли немедленно распознать ее последствия. Примитивные куклы, часто связанные бечевкой или шнуром и утыканные булавками с головы до ног, найденные на нескольких плантациях на юге штата Луизиана, свидетельствуют о том, что понятие опосредованного наказания через использование куклы твердо присутствовало в сознании африканских рабов 18-ого и 19-ого столетия.
Однако пик расцвета мастерства использования кукол и других форм сглаза, таких как gris-gris и mojo, пришелся на время господства печально известной Нью-Орлеанской Королевы Вуду Мари Лаво.
МАТЕРИАЛЫ И СИМВОЛИКА ЦВЕТОВ ДЛЯ КУКОЛ ВУДУ
Итак, для изготовления куклы Вуду вам понадобится:
- 2 крепкие палки
- испанский мох
- ненужная ткань разрезанная на полоски 4-6 см. (цвет – на ваше усмотрение)
- пряжа, или ткань контрастного цвета
- нитки, шнур, или вощеная нить
- 2 бусины черного цвета, чтобы использовать их как глаза
- игла с нитью того же цвета, что и ткань или противоположного
- клей
- 7 булавок с головками следующих цветов: красный, синий, зеленый, фиолетовый, желтый, черный, белый
Символика 7 цветов булавок:
желтый - успех
белый - позитив
красный – власть, сила
фиолетовый - духовность
зеленый - деньги
синий - любовь
черный - отпор отрицательной энергии
ПРИДАЧА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ КУКЛЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ШАГ: ДОБАВЬТЕ ОДЕЖДУ И ДЕТАЛИ
Этот шаг является необязательным. Однако неплохо будет добавить кое-какие детали одежды кукле, потому, что она начнет говорить с вами и рассказывать, что она хочет носить, является ли она мужчиной, женщиной, веселая она или грустная, лесбиянка или гермафродит, и какие типы аксессуары она хочет носить, мешочек или сумку.
Возьмите разноцветную пряжу или материал другого цвета и оберните там, где Вы хотите сделать акцент. Вы можете сделать пояс или использовать ее для волос или сделать какой-то предмет одежды: юбку, платок, шляпу и т.п.
Поскольку кукла, которая получилась, оказалась домашним божеством , то она также захотела иметь талисман в виде метлы, и можно сделать ей метлу из сухой травы. В Штате Луизиана, метла обычно символизирует хорошее здоровье и изобилие. Добавить бусинку от дурного глаза, белого голубя для мира в доме, золотую монету, и сердце, которое символизирует Дух Богини – сердце дома.
Самая важная вещь: просто творите и забавляйтесь! В действительности нет никаких ограничений к тому, что вы можете сделать, используя эти инструкции, так что - вперед!