07.12.2016, 09:37
Тибетский буддизм-ламаизм, как известно, испытал на себе серьёзное влияние древнего тибетского же шаманизма Бон, и шиваитского тантризма. Это сказалось в частности на любви лам к черепам и прочим костям, преимущественно человеческим. Именно из человеческих костей делают ламаисты ритуальные музыкальные инструменты ганлин (канглинг, рканг линг) и дамару, а также капалу (габалу) - сосуд для сбора милостыни и некоторых тантрических ритуалов.
Самым интересным в этом ряду является, без сомнения, ганлин, флейта, необходимая для тибетского обряда Чод (обряд отсечения). Дуя в ганлин, лама отсекает желания бренной плоти и неподлинного ума, приближается к Пустоте.
Делают ганлин из берцовой кости человека, но не любого человека, а исключительно из берцовой кости девственницы, погибшей насильственной смертью или в результате несчастного случая. В передней части ганлина делают две дырки, называемые лошадиными ноздрями. Звук этой ритуальной флейты должен напоминать ржание мистического коня, уносящего подлинный ум адепта в рай Сукхавати. Более профанное объяснение предназначения ганлина – он отгоняет злых духов.
Фото ламы, практикующего Чод:
В левой руке у него ганлин, в правой – дамару. Второе - двойной барабан из верхних частей двух человеческих черепов - мужского и женского.
Дамару пришёл в тибетский тантризм из шиваизма. Он символизирует первоначальный звук вселенной. Вот монгольский дамару, у мастера не оказалось под рукой черепов, поэтому он их просто нарисовал на боковых поверхностях барабана:
А вот дамару сам по себе:
Самым интересным в этом ряду является, без сомнения, ганлин, флейта, необходимая для тибетского обряда Чод (обряд отсечения). Дуя в ганлин, лама отсекает желания бренной плоти и неподлинного ума, приближается к Пустоте.
Делают ганлин из берцовой кости человека, но не любого человека, а исключительно из берцовой кости девственницы, погибшей насильственной смертью или в результате несчастного случая. В передней части ганлина делают две дырки, называемые лошадиными ноздрями. Звук этой ритуальной флейты должен напоминать ржание мистического коня, уносящего подлинный ум адепта в рай Сукхавати. Более профанное объяснение предназначения ганлина – он отгоняет злых духов.
Фото ламы, практикующего Чод:
В левой руке у него ганлин, в правой – дамару. Второе - двойной барабан из верхних частей двух человеческих черепов - мужского и женского.
Дамару пришёл в тибетский тантризм из шиваизма. Он символизирует первоначальный звук вселенной. Вот монгольский дамару, у мастера не оказалось под рукой черепов, поэтому он их просто нарисовал на боковых поверхностях барабана:
А вот дамару сам по себе: