23.06.2021, 05:13
Столетия после падения Римской империи в 476 году и завоевания её варварами часто называют «тёмными веками». Многие летописцы того времени описывали Средневековье, как мрачный период невежества, падения образования и науки.
Сразу в мозгу возникают картины религиозных фанатиков, сжигающих книги, а заодно и учёных, везде грязь и, конечно же, чума. Но было ли Средневековье таким «тёмным» на самом деле, как все привыкли считать?
1. Термин «Тёмные века» возник в поздний период, благодаря учёным, которые слишком предвзято относились к Древнему Риму
Это произошло после того как германские племена завоевали Римскую империю. На всей территории они уничтожили римские традиции, заменив их своими. Негативный взгляд на эту эпоху сформировался под влиянием сохранившихся текстов того времени. Такие авторы, как святой Иероним, святой Патрик, Григорий Турский и прочие были просто зациклены на Риме. Именно благодаря им всё стало рассматриваться в исключительно дурном свете.
Святой Иероним
Святой Патрик
Отчасти они были правы, ведь были утеряны многие инновации. Уровень грамотности упал в сравнении с Древним Римом. Но сказать, что наука и образование не развивались, нельзя. Учёные эпохи Возрождения, как например, Петрарка, обрисовывали Рим и Древнюю Грецию, как верх человеческих достижений во всех областях. Они бесконечно романтизировали это безвозвратно ушедшее время и полностью отвергали настоящее. Многие писатели и философы тех времён просто не замечали великих лидеров, научных достижений и шедевров искусства, живя прошлым.
Франческо Петрарка
2. Церковь заняла место Римской империи и стала самой могущественной силой в Европе
Когда пал Рим, в Европе не было властной централизованной политической структуры, которая могла бы заменить его. Исключение составил лишь короткий период правления Карла Великого. Но свято место пусто не бывает. Таким институтом власти стала церковь. Своё главенствующее место ей удалось занять благодаря развитию монашества. Это движение родилось в 3 веке, его родоначальником был Антоний Египетский. Период наибольшего расцвета монашества пришёлся на 10-13 века.
Все монархи того времени имели тесные взаимоотношения с церковью. Власть полностью опиралась на религиозные институты. В это время значительно вырос авторитет Римской католической церкви в лице пап. Короли и королевы не могли ничего решать без их одобрения. В отличие от времён Римской империи ни о какой монополизации власти правителями речи не шло. Мощный рычаг влияния в лице церкви нёс вполне позитивные последствия. Ограничение королевской власти, а позже принятие Великой хартии вольностей и рождение английского парламента – стали важными вехами в мировой истории.
Великая хартия вольностей
3. Рост монашества имел важные последствия для более поздних западных взглядов и формирования ценностей
Доминирование церкви в раннем средневековье было основной причиной, по которой более поздние учёные заклеймили этот период как «непросвещённый». Особенно ярко это было описано исследователями протестантской Реформации в 16 веке и эпохи Просвещения в 17 и 18 веках. Эти историки считали, что в этот период церковь оказывает тормозящее воздействие на научный и интеллектуальный прогресс. Они писали о том, что религиозное благочестие полностью подавляет науку и искусство. Но это совсем не было правдой. Раннехристианское монашество поощряло грамотность. При монастырях были школы, где люди обучались различным наукам. Многие средневековые церковники были не только покровителями разных искусств, но и сами были талантливыми художниками, писателями, учёными.
Реформация осуждала Средневековье
Сразу в мозгу возникают картины религиозных фанатиков, сжигающих книги, а заодно и учёных, везде грязь и, конечно же, чума. Но было ли Средневековье таким «тёмным» на самом деле, как все привыкли считать?
1. Термин «Тёмные века» возник в поздний период, благодаря учёным, которые слишком предвзято относились к Древнему Риму
Это произошло после того как германские племена завоевали Римскую империю. На всей территории они уничтожили римские традиции, заменив их своими. Негативный взгляд на эту эпоху сформировался под влиянием сохранившихся текстов того времени. Такие авторы, как святой Иероним, святой Патрик, Григорий Турский и прочие были просто зациклены на Риме. Именно благодаря им всё стало рассматриваться в исключительно дурном свете.
Святой Иероним
Святой Патрик
Отчасти они были правы, ведь были утеряны многие инновации. Уровень грамотности упал в сравнении с Древним Римом. Но сказать, что наука и образование не развивались, нельзя. Учёные эпохи Возрождения, как например, Петрарка, обрисовывали Рим и Древнюю Грецию, как верх человеческих достижений во всех областях. Они бесконечно романтизировали это безвозвратно ушедшее время и полностью отвергали настоящее. Многие писатели и философы тех времён просто не замечали великих лидеров, научных достижений и шедевров искусства, живя прошлым.
Франческо Петрарка
2. Церковь заняла место Римской империи и стала самой могущественной силой в Европе
Когда пал Рим, в Европе не было властной централизованной политической структуры, которая могла бы заменить его. Исключение составил лишь короткий период правления Карла Великого. Но свято место пусто не бывает. Таким институтом власти стала церковь. Своё главенствующее место ей удалось занять благодаря развитию монашества. Это движение родилось в 3 веке, его родоначальником был Антоний Египетский. Период наибольшего расцвета монашества пришёлся на 10-13 века.
Все монархи того времени имели тесные взаимоотношения с церковью. Власть полностью опиралась на религиозные институты. В это время значительно вырос авторитет Римской католической церкви в лице пап. Короли и королевы не могли ничего решать без их одобрения. В отличие от времён Римской империи ни о какой монополизации власти правителями речи не шло. Мощный рычаг влияния в лице церкви нёс вполне позитивные последствия. Ограничение королевской власти, а позже принятие Великой хартии вольностей и рождение английского парламента – стали важными вехами в мировой истории.
Великая хартия вольностей
3. Рост монашества имел важные последствия для более поздних западных взглядов и формирования ценностей
Доминирование церкви в раннем средневековье было основной причиной, по которой более поздние учёные заклеймили этот период как «непросвещённый». Особенно ярко это было описано исследователями протестантской Реформации в 16 веке и эпохи Просвещения в 17 и 18 веках. Эти историки считали, что в этот период церковь оказывает тормозящее воздействие на научный и интеллектуальный прогресс. Они писали о том, что религиозное благочестие полностью подавляет науку и искусство. Но это совсем не было правдой. Раннехристианское монашество поощряло грамотность. При монастырях были школы, где люди обучались различным наукам. Многие средневековые церковники были не только покровителями разных искусств, но и сами были талантливыми художниками, писателями, учёными.
Реформация осуждала Средневековье