26.04.2015, 19:34
Глава 1.
В свое время я уже публиковал некоторые постулаты описываемой ниже Системы. Поэтому, Вы можете столкнуться с тем, что некоторые вещи уже были сказаны мною.
Начнем с Одина, Вили и Ве. Это вариант Младшей Эдды. В Старшей Эдде – Один, Хенир, Лодур. Идет много споров и дискуссий на тему Вили и Ве и особенно Хенира и Лодура. В частности пытаются связать Лодура и Локи. Ну, очень хочется увидеть Вили и Ве или Хенира и Лодура в неких ипостасях. Увидеть этого нельзя. И Лодур никакого отношения к Локи не имеет. Один, Вили и Ве, – это система Валькнута. Валькнут – это изображение Бога. Один, Вили и Ве – это Создатели Мироздания. Это Бог. Говоря об Одине, Хенире и Лодуре – речь идет о создании человека, и только человека.
Надо сделать некоторое отступление. Хенир. Упоминание о нем есть в Младшей Эдде:
Имя третьего аса - Ньерд. Он живет на небе, в том месте, что зовется Ноатун. Он управляет движением ветров и усмиряет огонь и воды. Его нужно призывать в морских странствиях и промышляя морского меря и рыбу. Столько у него богатств, что он может наделить землями и всяким добром любого, кто будет просить его об этом. Он родился в Стране Ванов, но ваны отдали его богам как заложника, а от асов взамен взяли Хенира.
Разберем этот эпизод. Ибо здесь есть очень важное действо. Скажу то, что, говоря о Ньерде, мы говорим о том, кто управляет движением ветров. Он пришел от ванов – а ваны – это боги Природы. Речь идет о стихиях. Ньерд выступает, как бог ветра. Но нужно понимать, что обмен может быть только равноценный. Подтверждение этому будет немного позже. Это будет видно при обмене Мимир – Квасир. Ньерд – бог ветра. Соотвественно Хенир – бог ветра у асов. Отрывок из Старшей Эдды (Прорицание вельвы, 62,63):
Заколосятся
хлеба без посева,
зло станет благом,
Бальдр вернется,
жить будет с Хёдом
у Хрофта в чертогах,
в жилище богов —
довольно ль вам этого?
Хёнир берет
прут жеребьевый,
братьев обоих
живут сыновья
в доме ветров —
довольно ль вам этого?
Здесь мы конкретно видим о жилище Хенира, как о доме ветров. Еще отрывок из Старшей Эдды (Прорицание вельвы, 17,18):
И трое пришло
из этого рода
асов благих
и могучих к морю,
бессильных увидели
на берегу
Аска и Эмблу,
судьбы не имевших.
Они не дышали,
в них не было духа,
румянца на лицах,
тепла и голоса;
дал Один дыханье,
а Хёнир — дух,
а Лодур — тепло
и лицам румянец.
Один оживляет людей, делает из них то, что есть. Обратим внимание на то, что это не материализация некого объекта, ибо материальный объект уже был. Но это был не живой объект. Говоря о Хенире можно сказать, что Хенир приносит разум. Ибо Хенир тесно связан с Мимиром.
Вот отрывок из Саги об Инглингах (IV):
Один пошел войной против Ванов, но они не были застигнуты врасплох и защищали свою страну, и победа была то за Асами, то за Ванами. Они разоряли и опустошали страны друг друга. И когда это и тем и другим надоело, они назначили встречу для примиренья, заключили мир и обменялись заложниками. Ваны дали своих лучших людей, Ньёрда Богатого и сына его Фрейра, Асы же дали в обмен того, кто звался Хёниром, и сказали, что из него будет хороший вождь. Он был большого роста и очень красив. Вместе с ним Асы послали того, кто звался Мимиром, очень мудрого человека, а Ваны дали в обмен мудрейшего среди них. Его звали Квасир. Когда Хёнир пришел в Жилище Ванов, его сразу сделали вождем. Мимир учил его всему. Но когда Хёнир был на тинге или сходке и Мимира рядом не было, а надо было принимать решение, то он всегда говорил так: "пусть другие решают". Тут смекнули Ваны, что Асы обманули их. Они схватили Мимира и отрубили ему голову, и послали голову Асам. Один взял голову Мимира и натер ее травами, предотвращающими гниение, и произнес над ней заклинание, и придал ей такую силу, что она говорила с ним и открывала ему многие тайны.
Один сделал Ньёрда и Фрейра жрецами, и они были диями у Асов. Фрейя была дочерью Ньёрда. Она была жрица. Она первая научила Асов колдовать, как было принято у Ванов. Когда Ньёрд был у Ванов, он был женат на своей сестре, ибо такой был там обычай. Их детьми были Фрейр и Фрейя. А у Асов был запрещен брак с такими близкими родичами.
Как мы видим источник мудрости – это Мимир, а Хенир – “носитель мудрости”, “ветер мудрости”. Здесь речь идет не о носителе мудрости, как о хранителе мудрости, а о носителе мудрости, который “транспортирует”, “переносит” мудрость. Почему Хенир никогда не принимал решение без Мимира. А хранитель мудрости – Мимир, великан, йотун. Вот отрывок из Старшей Эдды (Прорицание вельвы, 46):
Игру завели
Мимира дети,
конец возвещен
рогом Гьяллархорн;
Хеймдалль трубит,
поднял он рог,
с черепом Мимира
Один беседует.
Мимир олицетворяет именно мудрость древних великанов (турсов), которые боги лишили своей мудрости и низвергли в мрачный (нижний) Нифельхейм. Мудрость турса, или развитое сознание в нашем понимании, особенно сознание, связанное с логическим мышлением, обобранное у турса, дается человеку.
Йотун – сознание жуткого турса. Но разделили создание боги. Турс в Нифельхейме влачит свою долю. Йотун же был передан людям.
(Современная Эдда. Речи Одина. 59)
Но как йотуна, так и самого главного йотуна – Мимира негоже оставлять без присмотра, поэтому с ним всегда Хенир. Итак, Хенир дает (приносит) людям разум, дает людям йотуна. В дальнейшем, после окончания войны между асами и ванами (а причиной войны, и был человек, которого включили в Природу), Хенир и Мимир передаются ванам, чтобы люди, с одной стороны, имели разум. А с другой стороны этот разум должен быть адаптирован к Природе. Но ваны убивают Мимира, тем самым гармония Сознание – Плоть нарушается. Что мы и имеем в настоящий момент. Итак, Хенир – Владыка Ветра. Его дом – Йотунхейм. Ньерд же становится асом, но не теряет связи с Землей. Он управляет движением ветров и усмиряет огонь и воды. Точно также Фрейр и Фрейя (дети Ньерда) отвечают у асов за земную ипостась.
Переходим к Лодуру. Это тоже бог стихии. Это Владыка Воды. Именно он дает людям тепло и дает их лицам румянец. Он дает им влагу тела – кровь. А четвертая стихия – Огонь. Бог Огня – Сутр. Его место в Муспельхейме.
Если вернуться к Лодуру, то ему соответствует руна Laguz. Он управляет переходом между Хел и Муспельхеймом. Здесь можно обратить внимание на очень интересный момент. Фактически Лодур, оживляет людей, переводя их состояние из Хел (состояние смерти) в состояние Муспельхейма (состояние энергии и активности).
Ньерд лишен пороков. А это в первую очередь определенное сознание. Вот отрывок из Старшей Эдды (Речи Гримнира, 16):
И Ноатун тоже —
Ньёрд себе там
построил палаты;
людей повелитель,
лишенный пороков,
владеет святилищем.
Он контролирует переход Альфхейм - Ванахейм. Руна Nauthiz. Он управляет движением ветров и усмиряет огонь и воды. Его нужно призывать в морских странствиях и промышляя морского меря и рыбу. Столько у него богатств, что он может наделить землями и всяким добром любого, кто будет просить его об этом. Но это только одна сторона деятельности Ньерда.
В деле нужны упорство и сила.
Душа из Альфхейма быть стойким велит.
Мост Альфхейм – Ванахейм – мост повеленья.
Руна Nauthiz – повелитель его.
(Современная Эдда. Речи Одина. 176)
Ньерд, сам лишенный пороков, влияет на людей, наставляя их на путь преодоления пороков.
Фрейр же отвечает за земное существование, за плодовитость в земном аспекте. Ему соответствует руна Ingwaz. Он управляет переходом Нифельхейм – Ванахейм. Вопросы жизни и смерти.
Младшая Эдда:
В Ноатуне у Ньерда родилось двое детей: сына звали Фрейром, а дочку Фрейей. Были они прекрасны собою и могущественны. Нет аса славнее Фрейра, ему подвластны дожди и солнечный свет, а значит, и плоды земные, и его хорошо молить об урожае и о мире. От него зависит и достаток людей.
Фрейя – это богиня земной женщины. Здесь четкое соответствие с руной Berkano. Она управляет переходом Свартальфхейм – Ванахейм.
Фрейя же - славнейшая из богинь. Владения ее на небе зовутся Фолькванг. И когда она едет на поле брани, ей достается половина убитых, а другая половина - Одину, как здесь о том говорится:
Фолькванг зовется,
там Фрейя решает,
где сядут герои:
поровну воинов,
в битве погибших,
с Одином делит.
Палаты ее - Сессрумнир, велики они и прекрасны. А ездит она на двух кошках, впряженных в колесницу. Она всех благосклоннее к людским мольбам, и по ее имени знатных жен величают госпожами. Ей очень по душе любовные песни. И хорошо призывать ее помощь в любви.
Мимир, - ему соответствует руна Mannaz. А Хенир контролирует переход Хел – Йотунхейм. Сам же Мимир находится в Хел. Хенир находится в Йотунхейме (жилище, дом ветра). Здесь мы видим неразрывность Мимира и Хенира. Фактически они вдвоем олицетворяют руну Mannaz.
На этом мы закончим наше отступление и вернемся к Валькнуту. Точно также Валькнутом можно описать и систему Верхнего, Среднего и Нижнего мира. Но эту систему мы сейчас не будем рассматривать. Нас сейчас интересует система Бога – система Один, Вили и Ве. Есть Бог – Творец всего сущего, то, что над сущим. Это то, что нельзя идентифицировать и то, чему нельзя присвоить индивидуальные черты. Ибо Бог есть все, а все не может иметь индивидуальность. Когда появляется индивидуальность, то уходит всесущность. Я долго думал, как назвать это понятие, и вот, наконец-то подобрал нужное, на мой взгляд, слово. Всесущность. Если приобретается индивидуальность, то происходит формирование некой конкретной направленности и всесущность исчезает. Это с одной стороны. С другой стороны появляется опасность придания некой частности статуса Идеала. Т.е., частность становится Идеалом. А это означает конец развития.
В тоже время требуется некая индивидуальность, то, что будет понятно человеку. И Один становится выразителем этой индивидуальности. Вили и Ве не являются выразителями индивидуальности. И пытаться постичь их, и тем более найти их в неком индивидуальном облике невозможно. Они вместе с Одином объединяются в Боге, создавая Бога. Принцип отображен в Валькнуте. Таким образом, индивидуальность Одина, пребывающего в Боге растворяется. И индивидуальность появляется, когда он предстает перед нами. Христианский вариант – Бог. И некая индивидуальность – Иисус Христос. То, что понятно человеку. Принцип четко скопирован с Системы Валькнута. Хотя, опять же, если это Истина, то нельзя Истину сделать только достоянием только кого-то. Просто Система Валькнута была создана раньше. Другое дело, что из четкой и понятной Системы Валькнута (я описал ее выше) в Христианстве получился несколько не совсем понятный (в первую очередь для самих христиан) вариант. Я бы не стану сейчас уделять этому внимание. Об этом поговорим позже. Главное – Истина. Ислам. Там есть Аллах (Бог) и все. Идея Ислама в том, что не надо ничего постигать, - нужно просто следовать определенным правилам. Поэтому там не нужно никакой индивидуальности, не нужно выразителя неких качеств.
Если мы вернемся к Христианству, то там есть Бог, который есть все, в том числе и Сын Божий – Иисус Христос, который обладает индивидуальностью. Далее эту индивидуальность нельзя делегировать и давать ей некую специализацию. А в этом есть необходимость. Поэтому появляются иные персонажи. Пророки, апостолы, святые. Что, кстати, использует и Ислам.
В нашем случае, Бог – это Система - Один, Вили и Ве. Причем, самое главное, что это Система трех братьев, трех РАВНОЗНАЧНЫХ богов. Это абсолютно сбалансированная система и она выражается в том, что ВСЕ треугольники Валькнута равнозначны. Далее Один выступает и как Соучастник Системы, и как некая индивидуальность. Но так как он равнозначный Соучастник Системы, то он может делегировать индивидуальность дальше и давать индивидуальности, которая была делегирована далее, специализацию. Появляются сыновья Одина. И они являются богами, что тоже являет собой высшую гармонию. Вот цитата из Младшей Эдды:
Есть в Асгарде место Хлидскьяльв. Когда Один восседал там на престоле, видел он все миры и все дела людские, и была ему ведома суть всего видимого. Имя жены его - Фригг, дочь Фьергвина, и от них родились все те, кого мы зовем родом асов и кто населяет древний Асгард и соседние страны. Все они божественного происхождения. И должно величать едина Всеотцом, ибо он - отец всем богам и людям, всему, что мощью его было создано. И Земля была ему дочерью и женою. От нее родился его старший сын, это Аса-Тор. Дана ему великая сила и мощь. Потому побеждает он все живущее.
Здесь мы вообще сталкиваемся с понятием старших сыновей Одина. Это те сыновья Одина, которые матерью которых является Фригг. Причем в качестве отца старших сыновей Один выступает не как индивидуальность, а как Соучастник Системы Валькнута. Не случайно в Старшей Эдде (Перебранка Локи, 26) Локи упрекает Фригг:
Ты, Фригг, молчи!
Ты Фьёргюна дочь
и нравом распутна:
хоть муж тебе Видрир,
ты Вили и Ве
обнимала обоих.
Безусловно, слова Локи воспринимаются, как очередной пасквиль, но Локи, возводя на Фригг клевету в прямом смысле, говорит некую высшую Истину, которую, впрочем, сам не понимает. Здесь устами безумца дается понимание того, что Фригг является супругой Одина, как супругой Соучастника Системы Валькнута.
Говоря о Фригг, нужно особо отметить, что она - дочь Фьёргюна (Фьергвина). Фьёргюн рассматривается, как порождающая мать-земля. Это точно подмечено у Галины Бедненко: “Впрочем, можно полагать, что в скандинавской мифологии существовало два существа с именем Фьёргюн - одной мужского, другое - женского пола, но с одним, или подобным именем (Fjorgyn - женское и Fjorgynn - мужское).” Далее я хочу обратить Ваше внимание, что это некое высшее порождение (рождение). Это не физиологическое воспроизводство в земном плане. Это управление реинкарнациями. Говоря о Фригг – мы фактически говорим об управлении мостом (переходом) между Ванахеймом и Мидгардом, и мы говорим о руне Perthro. Самому же Одину соответствует руна Ansuz и контроль за мостом (переходом) Асгард – Йотунхейм.
Старшие сыновья. Тор – великая сила и мощь. Бальдр – олицетворение всего светлого и прекрасного. Хермод – мужественный и бесстрашный.
Хермод. Вот что сказано о нем в Млашей Эдде:
Локи вырвал с корнем тот побег омелы и пошел на поле тинга. Хёд стоял в стороне от мужей, обступивших Бальдра, ибо он был слеп. Тогда Локи заговорил с ним: "Отчего не метнешь ты чем-нибудь в Бальдра?". Тот отвечает: "Оттого, что я не вижу, где стоит Бальдр, да и нет у меня оружия". Тогда сказал Локи: "Все ж поступи по примеру других и уважь Бальдра, как и все остальные. Я укажу тебе, где он стоит; метни в него этот прут". Хёд взял побег омелы и метнул в Бальдра, как указывал ему Локи. Пронзил тот прут Бальдра, и упал он мертвым на землю. И так свершилось величайшее несчастье для богов и людей.
Когда Бальдр упал, язык перестал слушаться асов, и не повиновались им руки, чтобы поднять его. Они смотрели один на другого, и у всех была одна мысль - о том, кто это сделал. Но мстить было нельзя: было то место для всех священно. И когда асы попытались говорить, сначала был слышен только плач, ибо никто не мог поведать другому словами о своей скорби. Но Одину было тяжелее всех сносить утрату: лучше других постигал он, сколь великий урон причинила асам смерть Бальдра.
Когда же боги обрели разум, молвила слово Фригг и спросила, кто из асов хочет снискать любовь ее и расположение, и поедет Дорогою в Холь, и постарается разыскать Бальдра, и предложит за него выкуп Хель, чтобы она отпустила Бальдра назад в Асгард. И тот, кого называют Хермод Удалой, сын едина, вызвался ехать. Вывели тут Слейпнира, коня едина, вскочил Хермод на того коня и умчался прочь.
Хермод безусловно исполняет особую роль. Он не фигурирует в других эпизодах из жизни богов. Ибо у него особая роль. Хермод выражает и контролирует исполнение Судьбы. И руна, которая соответствует ему – руна Raidho. И его путешествие в Хел символично. С одной стороны, это проявление именно руны Пути, Дороги. А с другой стороны, кто как не тот, кто контролирует исполнение Судьбы должен внести коррекцию в эту Судьбу. И Хермод отправляется в Хел. Под контролем Хермода мост (переход) между Альфхеймом и Муспельхеймом. Поэтому, не удивительно, что он не знает дорогу в Хел. Вот цитата из Младшей Эдды:
Теперь надо поведать о Хермоде, что он скакал девять ночей темными и глубокими долинами и ничего не видел, пока не подъехал к реке Гьелль и не ступил на мост, выстланный светящимся золотом. Модгуд - имя девы, охраняющей тот мост. Она спросила, как звать его и какого он роду, и сказала, что за день до того проезжали по мосту пять полчищ мертвецов, "так не меньше грохочет мост и под одним тобою, и не похож ты с лица на мертвого. Зачем же ты едешь сюда, по Дороге в Хель?". Он отвечает: "Нужно мне в Хель, чтобы разыскать Бальдра, да может статься, видала ты Бальдра на Дороге в Хель?". И она сказала, что Бальдр проезжал по мосту через Гьелль, "а Дорога в Хель идет вниз и к северу".
Но Хермод не может изменить Судьбу. Ибо он контролирует выполнение Глобальной Задачи и не может сделать так, чтобы Глобальная Задача не была исполнена. Он может лишь просить Хель отпустить Бальдра. Т.е. он должен исполнить свою Глобальную Задачу, но и должен следить за тем, чтобы выполнялись другие Глобальные Задачи. Снова цитата из Младшей Эдды:
Тогда Хермод поехал дальше, пока не добрался до решетчатых ворот в Хель. Тут он спешился, затянул коню подпругу, снова вскочил на него, всадил в бока шпоры, и конь перескочил через ворота, да так высоко, что вовсе их не задел. Тогда Хермод подъехал к палатам и, сойдя с коня, ступил в палаты и увидел там на почетном месте брата своего Бальдра.
Хермод заночевал там. А наутро стал он просить Хель отпустить Бальдра назад, рассказывая, что за плач великий был у асов. Но Хель сказала, что надо проверить, правда ли все так любят Бальдра, как о том говорят. И если все, что ни есть на земле живого иль мертвого, будет плакать по Бальдру, он возвратится к асам. Но он останется у Хель, если кто-нибудь воспротивится и не станет плакать. Тогда Хермод поднялся, а Бальдр проводил его из палат и, взяв кольцо Драупнир, послал его на память Одину, а Наина послала Фригг свой плат и другие дары, а Фулле - перстень.
Но Локи опять мешает богам. Снова цитата из Младшей Эдды:
Вот пустился Хермод в обратный путь, приехал в Асгард и поведал, как было дело, что он видел и слышал. Асы тут же разослали гонцов по всему свету просить, чтобы все плакали и тем вызволили Бальдра из Хель.
Все так и сделали: люди и звери, земля и камни, деревья и все металлы, и ты ведь видел, что все они плачут, попав с мороза в тепло. Когда гонцы возвращались домой, свое дело как должно исполнив, видят: сидит в одной пещере великанша. Она назвалась Текк. Они просят ее вызволить плачем Бальдра из Хель. Она отвечает:
"Сухими слезами
Текк оплачет
кончину Бальдра.
Ни живой, ни мертвый
он мне не нужен,
пусть хранит его Хель".
И люди полагают, что это был не кто иной, как Локи, сын Лаувейи, причинивший асам величайшее зло".
Таким образом, Бальдр остается в Хел. Но мы видим, что он занимает там почетное место, и понимаем, что его пребывание там – пребывание временное. Теперь я хотел бы остановиться на отношениях Фригг к Хермоду и Бальдру. Вот что пишет Галина Бедненко: “Хермод - сын Фригг, появляющийся в мифе о Бальдре. Фригг обещает свою любовь тому, кто поедет в Хель вызволять ее любимого сына. И Хермод, если он действительно сын Фригг, кажется сыном нелюбимым. Похоже, мать больше любит красивого и нежного Бальдра, нежели "мужественного, удалого" Хёрмода”. На самом деле все очень просто. Фригг – это рождение, это порождение. Один дает этому Глобальную Задачу. Норны плетут по этой Глобальной Задаче нити Судьбы. А Хермод контролирует выполнение этой Глобальной Задачи. Он непреклонен и неумолим. Фригг, как Великой Матери жалко своих порождений, она видит каким испытаниям они подвергаются, и ее отношение к Хермоду обусловлено этим.
В свое время я уже публиковал некоторые постулаты описываемой ниже Системы. Поэтому, Вы можете столкнуться с тем, что некоторые вещи уже были сказаны мною.
Начнем с Одина, Вили и Ве. Это вариант Младшей Эдды. В Старшей Эдде – Один, Хенир, Лодур. Идет много споров и дискуссий на тему Вили и Ве и особенно Хенира и Лодура. В частности пытаются связать Лодура и Локи. Ну, очень хочется увидеть Вили и Ве или Хенира и Лодура в неких ипостасях. Увидеть этого нельзя. И Лодур никакого отношения к Локи не имеет. Один, Вили и Ве, – это система Валькнута. Валькнут – это изображение Бога. Один, Вили и Ве – это Создатели Мироздания. Это Бог. Говоря об Одине, Хенире и Лодуре – речь идет о создании человека, и только человека.
Надо сделать некоторое отступление. Хенир. Упоминание о нем есть в Младшей Эдде:
Имя третьего аса - Ньерд. Он живет на небе, в том месте, что зовется Ноатун. Он управляет движением ветров и усмиряет огонь и воды. Его нужно призывать в морских странствиях и промышляя морского меря и рыбу. Столько у него богатств, что он может наделить землями и всяким добром любого, кто будет просить его об этом. Он родился в Стране Ванов, но ваны отдали его богам как заложника, а от асов взамен взяли Хенира.
Разберем этот эпизод. Ибо здесь есть очень важное действо. Скажу то, что, говоря о Ньерде, мы говорим о том, кто управляет движением ветров. Он пришел от ванов – а ваны – это боги Природы. Речь идет о стихиях. Ньерд выступает, как бог ветра. Но нужно понимать, что обмен может быть только равноценный. Подтверждение этому будет немного позже. Это будет видно при обмене Мимир – Квасир. Ньерд – бог ветра. Соотвественно Хенир – бог ветра у асов. Отрывок из Старшей Эдды (Прорицание вельвы, 62,63):
Заколосятся
хлеба без посева,
зло станет благом,
Бальдр вернется,
жить будет с Хёдом
у Хрофта в чертогах,
в жилище богов —
довольно ль вам этого?
Хёнир берет
прут жеребьевый,
братьев обоих
живут сыновья
в доме ветров —
довольно ль вам этого?
Здесь мы конкретно видим о жилище Хенира, как о доме ветров. Еще отрывок из Старшей Эдды (Прорицание вельвы, 17,18):
И трое пришло
из этого рода
асов благих
и могучих к морю,
бессильных увидели
на берегу
Аска и Эмблу,
судьбы не имевших.
Они не дышали,
в них не было духа,
румянца на лицах,
тепла и голоса;
дал Один дыханье,
а Хёнир — дух,
а Лодур — тепло
и лицам румянец.
Один оживляет людей, делает из них то, что есть. Обратим внимание на то, что это не материализация некого объекта, ибо материальный объект уже был. Но это был не живой объект. Говоря о Хенире можно сказать, что Хенир приносит разум. Ибо Хенир тесно связан с Мимиром.
Вот отрывок из Саги об Инглингах (IV):
Один пошел войной против Ванов, но они не были застигнуты врасплох и защищали свою страну, и победа была то за Асами, то за Ванами. Они разоряли и опустошали страны друг друга. И когда это и тем и другим надоело, они назначили встречу для примиренья, заключили мир и обменялись заложниками. Ваны дали своих лучших людей, Ньёрда Богатого и сына его Фрейра, Асы же дали в обмен того, кто звался Хёниром, и сказали, что из него будет хороший вождь. Он был большого роста и очень красив. Вместе с ним Асы послали того, кто звался Мимиром, очень мудрого человека, а Ваны дали в обмен мудрейшего среди них. Его звали Квасир. Когда Хёнир пришел в Жилище Ванов, его сразу сделали вождем. Мимир учил его всему. Но когда Хёнир был на тинге или сходке и Мимира рядом не было, а надо было принимать решение, то он всегда говорил так: "пусть другие решают". Тут смекнули Ваны, что Асы обманули их. Они схватили Мимира и отрубили ему голову, и послали голову Асам. Один взял голову Мимира и натер ее травами, предотвращающими гниение, и произнес над ней заклинание, и придал ей такую силу, что она говорила с ним и открывала ему многие тайны.
Один сделал Ньёрда и Фрейра жрецами, и они были диями у Асов. Фрейя была дочерью Ньёрда. Она была жрица. Она первая научила Асов колдовать, как было принято у Ванов. Когда Ньёрд был у Ванов, он был женат на своей сестре, ибо такой был там обычай. Их детьми были Фрейр и Фрейя. А у Асов был запрещен брак с такими близкими родичами.
Как мы видим источник мудрости – это Мимир, а Хенир – “носитель мудрости”, “ветер мудрости”. Здесь речь идет не о носителе мудрости, как о хранителе мудрости, а о носителе мудрости, который “транспортирует”, “переносит” мудрость. Почему Хенир никогда не принимал решение без Мимира. А хранитель мудрости – Мимир, великан, йотун. Вот отрывок из Старшей Эдды (Прорицание вельвы, 46):
Игру завели
Мимира дети,
конец возвещен
рогом Гьяллархорн;
Хеймдалль трубит,
поднял он рог,
с черепом Мимира
Один беседует.
Мимир олицетворяет именно мудрость древних великанов (турсов), которые боги лишили своей мудрости и низвергли в мрачный (нижний) Нифельхейм. Мудрость турса, или развитое сознание в нашем понимании, особенно сознание, связанное с логическим мышлением, обобранное у турса, дается человеку.
Йотун – сознание жуткого турса. Но разделили создание боги. Турс в Нифельхейме влачит свою долю. Йотун же был передан людям.
(Современная Эдда. Речи Одина. 59)
Но как йотуна, так и самого главного йотуна – Мимира негоже оставлять без присмотра, поэтому с ним всегда Хенир. Итак, Хенир дает (приносит) людям разум, дает людям йотуна. В дальнейшем, после окончания войны между асами и ванами (а причиной войны, и был человек, которого включили в Природу), Хенир и Мимир передаются ванам, чтобы люди, с одной стороны, имели разум. А с другой стороны этот разум должен быть адаптирован к Природе. Но ваны убивают Мимира, тем самым гармония Сознание – Плоть нарушается. Что мы и имеем в настоящий момент. Итак, Хенир – Владыка Ветра. Его дом – Йотунхейм. Ньерд же становится асом, но не теряет связи с Землей. Он управляет движением ветров и усмиряет огонь и воды. Точно также Фрейр и Фрейя (дети Ньерда) отвечают у асов за земную ипостась.
Переходим к Лодуру. Это тоже бог стихии. Это Владыка Воды. Именно он дает людям тепло и дает их лицам румянец. Он дает им влагу тела – кровь. А четвертая стихия – Огонь. Бог Огня – Сутр. Его место в Муспельхейме.
Если вернуться к Лодуру, то ему соответствует руна Laguz. Он управляет переходом между Хел и Муспельхеймом. Здесь можно обратить внимание на очень интересный момент. Фактически Лодур, оживляет людей, переводя их состояние из Хел (состояние смерти) в состояние Муспельхейма (состояние энергии и активности).
Ньерд лишен пороков. А это в первую очередь определенное сознание. Вот отрывок из Старшей Эдды (Речи Гримнира, 16):
И Ноатун тоже —
Ньёрд себе там
построил палаты;
людей повелитель,
лишенный пороков,
владеет святилищем.
Он контролирует переход Альфхейм - Ванахейм. Руна Nauthiz. Он управляет движением ветров и усмиряет огонь и воды. Его нужно призывать в морских странствиях и промышляя морского меря и рыбу. Столько у него богатств, что он может наделить землями и всяким добром любого, кто будет просить его об этом. Но это только одна сторона деятельности Ньерда.
В деле нужны упорство и сила.
Душа из Альфхейма быть стойким велит.
Мост Альфхейм – Ванахейм – мост повеленья.
Руна Nauthiz – повелитель его.
(Современная Эдда. Речи Одина. 176)
Ньерд, сам лишенный пороков, влияет на людей, наставляя их на путь преодоления пороков.
Фрейр же отвечает за земное существование, за плодовитость в земном аспекте. Ему соответствует руна Ingwaz. Он управляет переходом Нифельхейм – Ванахейм. Вопросы жизни и смерти.
Младшая Эдда:
В Ноатуне у Ньерда родилось двое детей: сына звали Фрейром, а дочку Фрейей. Были они прекрасны собою и могущественны. Нет аса славнее Фрейра, ему подвластны дожди и солнечный свет, а значит, и плоды земные, и его хорошо молить об урожае и о мире. От него зависит и достаток людей.
Фрейя – это богиня земной женщины. Здесь четкое соответствие с руной Berkano. Она управляет переходом Свартальфхейм – Ванахейм.
Фрейя же - славнейшая из богинь. Владения ее на небе зовутся Фолькванг. И когда она едет на поле брани, ей достается половина убитых, а другая половина - Одину, как здесь о том говорится:
Фолькванг зовется,
там Фрейя решает,
где сядут герои:
поровну воинов,
в битве погибших,
с Одином делит.
Палаты ее - Сессрумнир, велики они и прекрасны. А ездит она на двух кошках, впряженных в колесницу. Она всех благосклоннее к людским мольбам, и по ее имени знатных жен величают госпожами. Ей очень по душе любовные песни. И хорошо призывать ее помощь в любви.
Мимир, - ему соответствует руна Mannaz. А Хенир контролирует переход Хел – Йотунхейм. Сам же Мимир находится в Хел. Хенир находится в Йотунхейме (жилище, дом ветра). Здесь мы видим неразрывность Мимира и Хенира. Фактически они вдвоем олицетворяют руну Mannaz.
На этом мы закончим наше отступление и вернемся к Валькнуту. Точно также Валькнутом можно описать и систему Верхнего, Среднего и Нижнего мира. Но эту систему мы сейчас не будем рассматривать. Нас сейчас интересует система Бога – система Один, Вили и Ве. Есть Бог – Творец всего сущего, то, что над сущим. Это то, что нельзя идентифицировать и то, чему нельзя присвоить индивидуальные черты. Ибо Бог есть все, а все не может иметь индивидуальность. Когда появляется индивидуальность, то уходит всесущность. Я долго думал, как назвать это понятие, и вот, наконец-то подобрал нужное, на мой взгляд, слово. Всесущность. Если приобретается индивидуальность, то происходит формирование некой конкретной направленности и всесущность исчезает. Это с одной стороны. С другой стороны появляется опасность придания некой частности статуса Идеала. Т.е., частность становится Идеалом. А это означает конец развития.
В тоже время требуется некая индивидуальность, то, что будет понятно человеку. И Один становится выразителем этой индивидуальности. Вили и Ве не являются выразителями индивидуальности. И пытаться постичь их, и тем более найти их в неком индивидуальном облике невозможно. Они вместе с Одином объединяются в Боге, создавая Бога. Принцип отображен в Валькнуте. Таким образом, индивидуальность Одина, пребывающего в Боге растворяется. И индивидуальность появляется, когда он предстает перед нами. Христианский вариант – Бог. И некая индивидуальность – Иисус Христос. То, что понятно человеку. Принцип четко скопирован с Системы Валькнута. Хотя, опять же, если это Истина, то нельзя Истину сделать только достоянием только кого-то. Просто Система Валькнута была создана раньше. Другое дело, что из четкой и понятной Системы Валькнута (я описал ее выше) в Христианстве получился несколько не совсем понятный (в первую очередь для самих христиан) вариант. Я бы не стану сейчас уделять этому внимание. Об этом поговорим позже. Главное – Истина. Ислам. Там есть Аллах (Бог) и все. Идея Ислама в том, что не надо ничего постигать, - нужно просто следовать определенным правилам. Поэтому там не нужно никакой индивидуальности, не нужно выразителя неких качеств.
Если мы вернемся к Христианству, то там есть Бог, который есть все, в том числе и Сын Божий – Иисус Христос, который обладает индивидуальностью. Далее эту индивидуальность нельзя делегировать и давать ей некую специализацию. А в этом есть необходимость. Поэтому появляются иные персонажи. Пророки, апостолы, святые. Что, кстати, использует и Ислам.
В нашем случае, Бог – это Система - Один, Вили и Ве. Причем, самое главное, что это Система трех братьев, трех РАВНОЗНАЧНЫХ богов. Это абсолютно сбалансированная система и она выражается в том, что ВСЕ треугольники Валькнута равнозначны. Далее Один выступает и как Соучастник Системы, и как некая индивидуальность. Но так как он равнозначный Соучастник Системы, то он может делегировать индивидуальность дальше и давать индивидуальности, которая была делегирована далее, специализацию. Появляются сыновья Одина. И они являются богами, что тоже являет собой высшую гармонию. Вот цитата из Младшей Эдды:
Есть в Асгарде место Хлидскьяльв. Когда Один восседал там на престоле, видел он все миры и все дела людские, и была ему ведома суть всего видимого. Имя жены его - Фригг, дочь Фьергвина, и от них родились все те, кого мы зовем родом асов и кто населяет древний Асгард и соседние страны. Все они божественного происхождения. И должно величать едина Всеотцом, ибо он - отец всем богам и людям, всему, что мощью его было создано. И Земля была ему дочерью и женою. От нее родился его старший сын, это Аса-Тор. Дана ему великая сила и мощь. Потому побеждает он все живущее.
Здесь мы вообще сталкиваемся с понятием старших сыновей Одина. Это те сыновья Одина, которые матерью которых является Фригг. Причем в качестве отца старших сыновей Один выступает не как индивидуальность, а как Соучастник Системы Валькнута. Не случайно в Старшей Эдде (Перебранка Локи, 26) Локи упрекает Фригг:
Ты, Фригг, молчи!
Ты Фьёргюна дочь
и нравом распутна:
хоть муж тебе Видрир,
ты Вили и Ве
обнимала обоих.
Безусловно, слова Локи воспринимаются, как очередной пасквиль, но Локи, возводя на Фригг клевету в прямом смысле, говорит некую высшую Истину, которую, впрочем, сам не понимает. Здесь устами безумца дается понимание того, что Фригг является супругой Одина, как супругой Соучастника Системы Валькнута.
Говоря о Фригг, нужно особо отметить, что она - дочь Фьёргюна (Фьергвина). Фьёргюн рассматривается, как порождающая мать-земля. Это точно подмечено у Галины Бедненко: “Впрочем, можно полагать, что в скандинавской мифологии существовало два существа с именем Фьёргюн - одной мужского, другое - женского пола, но с одним, или подобным именем (Fjorgyn - женское и Fjorgynn - мужское).” Далее я хочу обратить Ваше внимание, что это некое высшее порождение (рождение). Это не физиологическое воспроизводство в земном плане. Это управление реинкарнациями. Говоря о Фригг – мы фактически говорим об управлении мостом (переходом) между Ванахеймом и Мидгардом, и мы говорим о руне Perthro. Самому же Одину соответствует руна Ansuz и контроль за мостом (переходом) Асгард – Йотунхейм.
Старшие сыновья. Тор – великая сила и мощь. Бальдр – олицетворение всего светлого и прекрасного. Хермод – мужественный и бесстрашный.
Хермод. Вот что сказано о нем в Млашей Эдде:
Локи вырвал с корнем тот побег омелы и пошел на поле тинга. Хёд стоял в стороне от мужей, обступивших Бальдра, ибо он был слеп. Тогда Локи заговорил с ним: "Отчего не метнешь ты чем-нибудь в Бальдра?". Тот отвечает: "Оттого, что я не вижу, где стоит Бальдр, да и нет у меня оружия". Тогда сказал Локи: "Все ж поступи по примеру других и уважь Бальдра, как и все остальные. Я укажу тебе, где он стоит; метни в него этот прут". Хёд взял побег омелы и метнул в Бальдра, как указывал ему Локи. Пронзил тот прут Бальдра, и упал он мертвым на землю. И так свершилось величайшее несчастье для богов и людей.
Когда Бальдр упал, язык перестал слушаться асов, и не повиновались им руки, чтобы поднять его. Они смотрели один на другого, и у всех была одна мысль - о том, кто это сделал. Но мстить было нельзя: было то место для всех священно. И когда асы попытались говорить, сначала был слышен только плач, ибо никто не мог поведать другому словами о своей скорби. Но Одину было тяжелее всех сносить утрату: лучше других постигал он, сколь великий урон причинила асам смерть Бальдра.
Когда же боги обрели разум, молвила слово Фригг и спросила, кто из асов хочет снискать любовь ее и расположение, и поедет Дорогою в Холь, и постарается разыскать Бальдра, и предложит за него выкуп Хель, чтобы она отпустила Бальдра назад в Асгард. И тот, кого называют Хермод Удалой, сын едина, вызвался ехать. Вывели тут Слейпнира, коня едина, вскочил Хермод на того коня и умчался прочь.
Хермод безусловно исполняет особую роль. Он не фигурирует в других эпизодах из жизни богов. Ибо у него особая роль. Хермод выражает и контролирует исполнение Судьбы. И руна, которая соответствует ему – руна Raidho. И его путешествие в Хел символично. С одной стороны, это проявление именно руны Пути, Дороги. А с другой стороны, кто как не тот, кто контролирует исполнение Судьбы должен внести коррекцию в эту Судьбу. И Хермод отправляется в Хел. Под контролем Хермода мост (переход) между Альфхеймом и Муспельхеймом. Поэтому, не удивительно, что он не знает дорогу в Хел. Вот цитата из Младшей Эдды:
Теперь надо поведать о Хермоде, что он скакал девять ночей темными и глубокими долинами и ничего не видел, пока не подъехал к реке Гьелль и не ступил на мост, выстланный светящимся золотом. Модгуд - имя девы, охраняющей тот мост. Она спросила, как звать его и какого он роду, и сказала, что за день до того проезжали по мосту пять полчищ мертвецов, "так не меньше грохочет мост и под одним тобою, и не похож ты с лица на мертвого. Зачем же ты едешь сюда, по Дороге в Хель?". Он отвечает: "Нужно мне в Хель, чтобы разыскать Бальдра, да может статься, видала ты Бальдра на Дороге в Хель?". И она сказала, что Бальдр проезжал по мосту через Гьелль, "а Дорога в Хель идет вниз и к северу".
Но Хермод не может изменить Судьбу. Ибо он контролирует выполнение Глобальной Задачи и не может сделать так, чтобы Глобальная Задача не была исполнена. Он может лишь просить Хель отпустить Бальдра. Т.е. он должен исполнить свою Глобальную Задачу, но и должен следить за тем, чтобы выполнялись другие Глобальные Задачи. Снова цитата из Младшей Эдды:
Тогда Хермод поехал дальше, пока не добрался до решетчатых ворот в Хель. Тут он спешился, затянул коню подпругу, снова вскочил на него, всадил в бока шпоры, и конь перескочил через ворота, да так высоко, что вовсе их не задел. Тогда Хермод подъехал к палатам и, сойдя с коня, ступил в палаты и увидел там на почетном месте брата своего Бальдра.
Хермод заночевал там. А наутро стал он просить Хель отпустить Бальдра назад, рассказывая, что за плач великий был у асов. Но Хель сказала, что надо проверить, правда ли все так любят Бальдра, как о том говорят. И если все, что ни есть на земле живого иль мертвого, будет плакать по Бальдру, он возвратится к асам. Но он останется у Хель, если кто-нибудь воспротивится и не станет плакать. Тогда Хермод поднялся, а Бальдр проводил его из палат и, взяв кольцо Драупнир, послал его на память Одину, а Наина послала Фригг свой плат и другие дары, а Фулле - перстень.
Но Локи опять мешает богам. Снова цитата из Младшей Эдды:
Вот пустился Хермод в обратный путь, приехал в Асгард и поведал, как было дело, что он видел и слышал. Асы тут же разослали гонцов по всему свету просить, чтобы все плакали и тем вызволили Бальдра из Хель.
Все так и сделали: люди и звери, земля и камни, деревья и все металлы, и ты ведь видел, что все они плачут, попав с мороза в тепло. Когда гонцы возвращались домой, свое дело как должно исполнив, видят: сидит в одной пещере великанша. Она назвалась Текк. Они просят ее вызволить плачем Бальдра из Хель. Она отвечает:
"Сухими слезами
Текк оплачет
кончину Бальдра.
Ни живой, ни мертвый
он мне не нужен,
пусть хранит его Хель".
И люди полагают, что это был не кто иной, как Локи, сын Лаувейи, причинивший асам величайшее зло".
Таким образом, Бальдр остается в Хел. Но мы видим, что он занимает там почетное место, и понимаем, что его пребывание там – пребывание временное. Теперь я хотел бы остановиться на отношениях Фригг к Хермоду и Бальдру. Вот что пишет Галина Бедненко: “Хермод - сын Фригг, появляющийся в мифе о Бальдре. Фригг обещает свою любовь тому, кто поедет в Хель вызволять ее любимого сына. И Хермод, если он действительно сын Фригг, кажется сыном нелюбимым. Похоже, мать больше любит красивого и нежного Бальдра, нежели "мужественного, удалого" Хёрмода”. На самом деле все очень просто. Фригг – это рождение, это порождение. Один дает этому Глобальную Задачу. Норны плетут по этой Глобальной Задаче нити Судьбы. А Хермод контролирует выполнение этой Глобальной Задачи. Он непреклонен и неумолим. Фригг, как Великой Матери жалко своих порождений, она видит каким испытаниям они подвергаются, и ее отношение к Хермоду обусловлено этим.