09.09.2020, 05:36
- Наш мир – не приветливая колыбель добра и радости, преисполненная светом – это мрачное и жестокое место пребывания – механизм, все шестерни которого устроены вокруг единой задачи – выживания в конкурентной среде. Человек – не исключение. Будучи представителем той же фауны планеты – будучи представителем «животного царства», он подвержен тем же факторам и законам, царящим в суровом и темном мире, единственное отличие которого, пожалуй, залегает на интеллектуальном уровне – хомо сапиенс имел удачу обрести и развить в себе несравненно высокий, сравнительно с остальными живыми организмами, разум, который явился инструментом, поставившим его во главе земной эволюции. Именно эта добродетель может считаться главной ценностью вида хомо сапиенс для него самого и именно она станет ключом к дальнейшему эволюционному движению вида.
- С ходом эволюции, развития когнитивных способностей и как следствие познания мира человеком, для регуляции собственной жизни, оным было создано большое количество разнообразных систем знаний, которые должны были отвечать на вопросы разумного существа – о смысле жизни, о его предназначении, об окружающем мире, об истоках его появления в этом мире. Системы ценностей и ответы на философские вопросы постоянно менялись в зависимости от частных факторов – географии, климата, быта, окружающей среды, степени прогресса отдельно взятой группы вида. Различные системы знаний, отвечающие на фундаментальные философские вопросы, формировались, достигали своего пика и уходили в небытие всю историю существования разумного человека. Не всегда можно доподлинно сказать о причинах появления определенной философской системы именно в тот момент именно в том месте, однако всегда можно обозначить причину потери системы, ушедшей в небытие, актуальности для самих людей – это несоответствие ее целей и ценностей с реальным положением дел в мире. Так, например, философия Спарты утратила свою актуальность, а вместе с тем подвергла краху одноименное государство в момент, когда ключ к успеху более не залегал исключительно в силовом аспекте, а прекрасно обученная армия более не гарантировала победы, та же судьба постигла и народы Европы при столкновениях с римлянами. Несоответствие происходящего в головах людей с событиями, происходящими в мире – неизбежно ведут к краху философских систем и людей, их исповедующими. Подобное положение дел имеет место ввиду несовершенной основы, на которую опираются такие системы – они частны и слишком субьективны, отчего стоит миру лишь немного измениться в историческом масштабе – как пирамида доводов и суждений падает. Подобной проблемой обладают религиозные философские концепции, чья основа представляет собой веру в сверхъестественное, как правило сконцентрирована вокруг центрального персонажа – объекта поклонения, а не мира в целом, и предлагает систему знаний, которые непригодны для проверки эмпирическим методом в условиях реального мира. Главная проблема, знаменующая неизбежную утрату актуальности таких систем в будущем – несоответствие их законов с законами мира, в котором живут их носители.
Задача любой попытки человека философски осмыслить свое существование заключается в потребности найти путь к цели его существования, обретя которую, он получил бы вечное блаженство.
- Гедонизм – основная движущая сила и смысл жизни человека разумного на сегодняшний день – получение полного физиологического и психологического удовлетворения своих потребностей и есть цель движения не только человека, но и любого другого животного на планете. Помимо актуализации смысла своей жизни, для человека очень важно понимать какие именно действия стоит предпринимать для того, чтобы цель своей жизни достигнуть – таким образом ключевой способностью на пути к человеческому предназначению является способность отличить пользу от вреда для него самого – для обретения им удовольствия, не попав в под влияние явлений-антагонистов удовольствия. Единственным известным на сегодняшний день, актуальным по меркам окружающего мира, мерилом суждения, являются именно понятия пользы и вреда – это ни что иное, как ориентир к достижению человеком успеха.
- Человеческие потребности давно известны самому человеку – от элементарных физиологических, до потребностей самоактуализации и возвышения над собой прежним. Положительные факторы окружающего мира, способные удовлетворить человеческие потребности, и как следствие продлить его жизнь, ввиду особенностей человеческого мышления, представляющего собой тенденцию к дуализму, – издревле принято считать «светлыми», те же факторы, что способны заметно сократить срок жизни человека, такие, как голод, переохлаждение, травмы, патогены, и, собственно, смерть – принято считать аспектами «темными». Само появление дуального мышления закономерно и вполне естественно – в мире, где один вид растения способен отравить, а другой несет в себе полезные элементы, очень быстро вырабатывается представление о пользе и вреде, и как следствие, двойственное мышление – так, при поддержке свойственного человеку символизма, появились философские представления «света и тьмы», которые актуальны и по сей день. «Свет» стал образной квинтэссенцией всех факторов, помогающих человеку жить и жить хорошо, Тьма – собирательный образ всех явлений окружающего мира, направленных на достижение прямо пропорционального эффекта. Подобная образная система суждений зародилась в человеческом сознании для облегчения его жизнедеятельности и выживания. Сам выбор именно образа света и тьмы для олицетворения пользы и вреда также очень закономерен и обусловлен устройством человеческих органов восприятия – тьма – отсутствие света, в котором человек слеп и наиболее уязвим, стала олицетворением негативных воздействий окружающей среды, свет – при котором человеческий глаз прекрасно передает картинку в мозг и позволяет ориентироваться, предрекая опасности, стал воплощением полезных влияний и событий. Это фундаментальная основа любой философской системы знаний – свет и тьма – польза и вред – неизменные постоянные человеческого мышления, присутствующие в той или иной мере в любом философском течении, обусловленные человеческими потребностями, которые в свою очередь обусловлены человеческой физиологией, где физиология человека и его взаимодействие с миром, как и сам мир – именно то постоянное, что не подвержено глобальным изменениям – по крайней мере сейчас.
Но безграничная способность человека к приспособлению породила занимательный парадокс в такой системе, и вместо того, чтобы всячески избегать «темные» аспекты жизни, отдельные представители человечества научились извлекать пользу и из них – колдуны начали задабривать злых духов, победитель начал надевать одежду поверженного им врага на себя в знак своей победы над «фактором окружения, который желал ему навредить», пить его кровь, приватизировать его имущество в качестве трофея. Человеческое любопытство и стремление к удовольствию со временем поставили его на порог картины, в которой имелась возможность не только избегать «темные» факторы нашей жизни, но преодолевать их, а затем и обращать оные себе на благо. Таким образом, обыкновенный врач, например, буднично сталкивается с апофеозом тьмы – со смертью пациентов, и имея подобный опыт, впоследствии применяет его на благо своего вида.
- Наш мир – тёмен. Он тёмен для самого человека, и это первое суждение, которое следует усвоить и трезво воспринимать прежде, чем перейти к последующим. Но вместе с тем, тьма – прекрасный учитель, делающий попавшего в ее влияние человека несравненно сильнее, ведь тот, кто смог преодолеть многообразие негативных факторов окружающего нас жестокого мира, несомненно перспективнее, с точки зрения выживания, того, кто подобного опыта не имеет. В этом и заключается прелесть «тьмы» - она – не лучшая среда для пребывания в ней человека, однако она дает отличные представления о мире, с которым в следствии своего появления на свет, предстоит столкнуться человеку и выжить в нём.
- «Свет» - несомненно благоприятная среда, в которой можно провести свою вечность, но нет никаких гарантий, что в мире, преисполненным тьмой, однажды не погаснет солнце, этот свет дарующее, и тогда тем, кто не имел никакого взаимодействия с тьмой, не останется ничего лучшего,чем в ускоренном темпе познакомиться с наивысшим её проявлением – смертью – В этом главная проблема «света». В этом же заключается главная проблема философских течений, основанных на фокусировании внимания только лишь на «Свете» - фундаментальная проблема христианства заключается в том, что исповедующие его люди вообразили себе светлый рай в мире, который тёмен в своей сущности, невзирая на тот факт, что лев остается плотоядным, а волчья ягода ядовитой, допуская критическую ошибку – несоответствие основ учения с реальным положением дел.