Наверх
Мифология банту, повлиявшая на культы Бразилии.
#1
Все народности банту верят в жизнь духа после смерти, а также в то, что духи могут влиять на мир живых. Если кто-то слегает от болезни то как правило считается что какой-то дух обижен и насылает болезнь, пытаясь таким образом обратить внимание на себя и на свои неудовлетворенные потребности, если же обижен не дух, то возможно кто-то из живых обижен и заключил с духом договор мести врагу. В любом случае банту консультируются с духом и узнают причину болезни, имя врага и способ исправить положение. 


Нкиси Калунга Нгомбе (Kalunga Ngombe – (букв. банту) «смерть скота», это название объясняется тем, что когда наступала засуха скот умирал от жажды; считалось, что это гнев Калунга Нгомбе), известный как Хозяин Смерти, культ которого происходил с юга экс-Заира и существовал практически во всем регионе банту Анголы, также представлен и в Бразильской Кимбанде. Ему соответствует Ориша Обалуайе, Obaluaiye – с йоруба, «Oba-lu-aiye» - «Царь-горячей-земли», йоруба верят, что когда приходит засуха и пересыхают водоемы, то из-за нехватки питьевой воды начинаются различные эпидемии инфекционных заболеваний, и приходит смерть, то есть Ориша Обалуайе разгневан. Их вестником является ни кто иной как Эшу Калунга. К нему обращаются по тем же причинам, что и в Африке, и он общается кимбандейру точно так же, как и раньше. То же верно и относительно Нкиси Карунга Нжамби, который рассматривался как «Великая Змея», живущая в море (нужно отметить, что само слово «Нкиси» - это не что иное, как буквальное «Змей» с языка банту, в смысле «змей мудрости»; сравнение и использование названия «змей» для обозначения богов и высших духовных существ, ближайших помощников Всевышнего характерно практически для всех древнейших религиозно-мистических систем). Этот Нкиси соответствует Ориша Йемоджа культуры йоруба. Их вестником в Кимбанде считается Эшу Рэй да Прайа. Другой широко известный Нкиси, который так же находит свое сопряженное с Ориша отражение в Кимбанде – это Нкиси Тата Нфумбе, Хозяин Душ и Мертвых. Он соответствует Ориша Омулу в Кимбанде, а их вестником является Эшу Омулу. 


Культ Калунга (Kalunga – (букв. банту) «кладбище») по сей день именуется как «Кимбандизм» или «Кимбангизм». Однако, в данном случае имеется в виду примитивный изначальный культ, а не тот, который появился путем синкретизации, усложнения и принятия в себя смежных традиций других народов. Все жрецы банту «нгангас» и «кимбандас» совершают животные жертвоприношения: козлов, буйволов, баранов, петухов. 


Большинство народностей банту верят в семейных духов и в духов предков (отец, мать, бабушка, дедушка, дядя и т.д.). Они называют их «Макунгу». Этот дух теряет свою индивидуальность с течением поколений и сливается с единым океаном духа. Такой океан банту называют Виньямбела или Мвене Мбаго. Виньямбела – это духи детей, а Мвене Мбаго (Mwene Mbago – с банту, «повелители священного леса») – духи взрослых. Считается, что такой поток духа как Мвене Мбаго имеет куда больше силы, чем отдельное его течение – Макунгу. Здесь нужно отметить важное обстоятельство: Умбанды существующая в Бразилии на самом деле имеет то же основание! В Умбанде, несмотря на распространенное заблуждение, не работают с Ориша или с Нкиси, там призываются только их вестники «кабоклу» или «прету вельу». Последние как видно полностью соответствуют именно Макунгу (или трансформированному «Кунгу», «Конго»). Они имеют названия «матерей», «отцов», «дядей» и т.д. и со временем растворяются в большем потоке, который уже не имеет каких-то индивидуальных атрибутов, тогда их и называют общими именами «Шанго», «Огун», «Ошун» и т.д. в зависимости от линии, в которой работал тот или иной дух. 


В Африке Духи народностей банту живут в основном в священной горе, где устроено место захоронения усопших. Деревья в таких священных местах никогда не рубятся, но защищаются и оберегаются. Часто в такие места запрещен вход всем кроме жрецов. У подножия горы разбитыми горшками, стрелами и сломанными мотыгами отмечаются могилы усопших. Также существует поверье, согласно которому человек, который попадал в мир мертвых умышленно или специально, не должен был там вкушать пищу, поскольку, попробовав пищу мертвых, он уже не смог бы никогда вернуться в мир живых и остался бы там навсегда. Это табу существует также и в культах Бразилии и в частности в Кимбанде – нельзя трогать пищу со «стола» с приношениями, чтобы не быть заточенным в Царстве Калунга. 


Большая часть народностей банту была сформирована кланами, которые так или иначе ассоциировались с определенными Нкиси, они занимались определенным делом, имели определенные запреты, табу. Такие табу банту называли «нзио», «мвидзило», «кизилиа», «нзила» согласно разным диалектам. Это табу могло быть связано с запретом на определенные действия на пищу или на работу с определенными предметами или явлениями природы, например, запрет на прикосновение к углю, речной воде, определенному типу древесины и т.д. В Бразильской Кимбанде «кизилиа» - это запрет на намокание под дождем кимбандейру находящемуся в состоянии одержимости, поскольку согласно мифу банту это может привести к его смерти. Подобный запрет существовал для клана «увингу» (клан неба), что возможно говорит о принадлежности большинства духов Кимбанды именно к этому клану. 


Жрецы банту известные как «нганга» призывали богов (Нкиси), духов, использовали алкоголь, табак и травяные смеси, «одерживались» духами и через это заставляли говорить оракулы, предсказывать, исцелять, разрешать проблемы, оживлять умерших. Эти жрецы согласно разным диалектам банту назывались «син-нганга», «нганга», «мганга», «ганга», «ванга», «иньянга». Для того чтобы стать «нганга» необходимо было быть обученным и натренированным, опытным жрецом. Сначала необходимо было стать учеником и работать с опытным «нганга» как его помощник, до тех пор пока не получишь достаточно знаний и понимание практики. Существует также специальные обряды инициаций. Для проведения инициации инициируемый должен был провести в священном лесу длительный период времени в полном одиночестве, находясь в постоянном напряжении и концентрации с целью войти в контакт с определенным духом и получить опыт «одержимости». Считалось, что в лесу живут различные духи, которые могли являться инициируемому. Они имели лишь половину тела и передвигались, прыгая от дерева к дереву на одной единственной ноге, другие же имеют одну руку, один глаз и т.д. Существует старая песня инициируемого, упоминающая это: 


«Я был в зарослях. О! Нганга!


Разрезал лианы. О! Нганга!


Я видел жука. О! Нганга!


У которого был один глаз. О! Нганга!» 


Иногда человек мог быть «одержимым» этими духами, тогда он падал на землю и бился в судорогах, либо замирал и не шевелился, ему было видение. Такой человек после должен был рассматриваться как уже инициированный. Он мог видеть этих духов повсюду, в то время как для других они оставались невидимы. Такой человек становился экспертом в составлении специальных песен, которые исполнялись на различных церемониях и ритуалах, а также становился специалистом в ритуальных танцах. Здесь нужно отметить, что в Бразильской Кимбанде так же используются транс, песни и танцы в состоянии «одержимости». Транс – хорошо известное состояние для жрецов. В частности нганга сами провоцируют транс, как для себя, так и для других. Методы вызова трансовых состояний, как правило, секретны. 


Знаменитый «гаргальяда» - «взрыв смеха», который, как правило, издают Эшу в моменты одержимости является также характерным для банту продолговатым криком которым сопровождаются многие общественно-религиозные мероприятия. 


Женщины банту могут становитmся царицами, принцессами или попросту колдуньями. Эти титулы очень уважаемы у банту и фактически тождественны. Та женщина, которая стала Царицей, получает привилегию иметь нескольких мужей, которые становятся ее рабами. Это обстоятельство также находит четкое отражение в Кимбанде. Помбажира в Кимбанде рассматривается как Царица и как «жена 7 мужей». Другие народы Бразилии не смогли правильно воспринять эту особенность банту и со временем стали сравнивать Помбажиру с проституткой, а вовсе не с Царицей, имеющей мужской гарем, как это было изначально. 


Народы банту верят в существование Нкиси Алувайа сравнимого с Ориша Эшу культуры йоруба, который может являться в виде, как мужчины, так и женщины, поскольку в действительности он не имеет пола. Имена этого Нкиси согласно разным диалектам банту следующие: «Алувайа», «Нкуйу-унана», «Жини», «Чируви», «Мангабангабана», «Китунуси». Однако, в Бразилии, когда произошла синкретизация этого Нкиси с Ориша Эшу йоруба, «Эшу» банту, известный так же под именем «Помбожира», когда он являлся в виде женщины, был назван сходным по звучанию португальским «Помба-Жира» («кружащаяся голубка»). Так в Кимбанде известно ровно столько же «Помбажир» сколько и Эшу, поскольку каждый Эшу Кимбанды имеет пару или супругу «Помбажиру». 


Существует заблуждение относительно народов банту, согласно которому считается, что банту не верят в силы природы и даже не входят в контакт с ними напрямую, как, например, это делают йоруба, призывая Ориша. Необходимо прояснить этот момент: банту верят в силы природы – это и есть Нкиси. Банту входят в контакт с ними через их вестников, духов «кимбандас». Этот положение полностью подтверждается Кимбандой, где многим Ориша соответствуют Нкиси и наоборот, и где им в свою очередь отвечают их вестники – различные Эшу Кимбанды. 


Рисование символов «пембой», использование пороха, алкоголя и керосина в ритуалах – это элементы хорошо известные банту, которые получили их от арабов пришедших в Африку. Когда мы видим любовь традиции к таким вещам, как хорошие ткани и роскошные украшения, мы понимаем, что все это было принято и оценено чернокожими, когда они были свободными в Африке. Многие элементы, которые мы наблюдаем сегодня в Кимбанде, остались еще с тех времен, когда банту не были порабощены.
न प्रथमदृष्ट्याः किन्तु यावन्न प्राणवियोगः।
आत्मा प्रेमेश्वर इति वस्तुत्रये मम श्रद्धा॥
Ответить


Похожие темы
Тема: Автор Ответов: Просмотров: Посл. сообщение
  Мифология Конго. bruja 0 1,772 05.04.2015, 22:44
Посл. сообщение: bruja

Переход:


Пользователи просматривают эту тему: 1 Гость(ей)