26.04.2015, 19:39
Глава 2.
Светлый Бальдр
Снова приведем цитату из Младшей Эдды:
Второй сын едина - это Бальдр. О нем можно сказать только доброе. Он лучше всех, и его все прославляют. Так он прекрасен лицом и так светел, что исходит от него сияние. Есть растение, столь белоснежное, что равняют его с ресницами Бальдра, из всех растений оно самое белое. Теперь ты можешь вообразить, насколько светлы и прекрасны волосы его и тело. Он самый мудрый из асов, самый сладкоречивый и благостный. Но написано ему на роду, что не исполнится ни один из его приговоров. Он живет в месте, что зовется Брейдаблик, на небесах. В этом месте не может быть никакого порока, как здесь об этом сказано:
Брейдаблик зовется.
Бальдр там себе
построил палаты;
на этой земле
злодейств никаких
не бывало от века.
И мы сейчас рассмотрим несколько важнейших вопросов. Вопрос первый. Чтобы было, если Бальдр не погиб? Вопрос второй. Почему погиб Бальдр? Вопрос третий. Это выражение некой Судьбы Мирового Развития, или исключительно происки Локи?
Чтобы ответить на первый вопрос мы снова вернемся к Системе Валькнута. И нам придется повторить то, что уже было сказано в первой главе. Нас сейчас интересует система Бога – система Один, Вили и Ве. Есть Бог – Творец всего сущего, то, что над сущим. Это то, что нельзя идентифицировать и то, чему нельзя присвоить индивидуальные черты. Ибо Бог есть все, а все не может иметь индивидуальность. Когда появляется индивидуальность, то уходит всесущность. Я долго думал, как назвать это понятие, и вот, наконец-то подобрал нужное, на мой взгляд, слово. Всесущность. Если приобретается индивидуальность, то происходит формирование некой конкретной направленности и всесущность исчезает. Это с одной стороны. С другой стороны появляется опасность придания некой частности статуса Идеала. Т.е., частность становится Идеалом. А это означает конец развития.
В тоже время требуется некая индивидуальность, то, что будет понятно человеку. И Один становится выразителем этой индивидуальности. Вили и Ве не являются выразителями индивидуальности. И пытаться постичь их, и тем более найти их в неком индивидуальном облике невозможно. Они вместе с Одином объединяются в Боге, создавая Бога. Принцип отображен в Валькнуте. Таким образом, индивидуальность Одина, пребывающего в Боге растворяется. И индивидуальность появляется, когда он предстает перед нами.
Христианский вариант – Бог. И некая индивидуальность – Иисус Христос. То, что понятно человеку. Принцип четко скопирован с Системы Валькнута. Христианский вариант – Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух. Бог Сын – Иисус Христос имеет черты идентичные Бальдру. Тут можно искать некие различия, но суть одна. Фактически Иисус Христос был скопирован с Бальдра. И фактически христианская троица представляет собой следующую систему:
[*]Бог Отец – Система Валькнута (для примера - Один, Вили, Ве; но это только иллюстрация системы; ибо к Христианству это не относится);
[*]Бог Сын – Бальдр (Иисус Христос);
[*]Святой Дух - Система Мироздания. Например, - система девяти миров и мостов между ними с богами и богинями, контролирующими эти мосты и миры и соответствующими им рунами. Естественно, для Христианства – это своя система.
Тотчас собрались
все асы на тинг,
и асиньи все
сошлись на совет:
о том совещались
сильные боги,
отчего сны у Бальдра
такие зловещие.
Один поднялся,
древний Гаут,
седло возложил
на спину Слейпнира;
оттуда он вниз
в Нифльхель поехал;
встретил он пса,
из Хель прибежавшего.
У пса была грудь
кровью покрыта,
на отца колдовства
долго он лаял;
дальше помчался —
гудела земля —
Один к высокому
Хель жилищу.
На восток от ворот
выехал Один,
где, как он ведал,
вёльвы могила;
заклинанье он начал
и вещую поднял,
ответила вёльва
мертвою речью:
«Что там за воин,
неведомый мне,
что в путь повелел мне
нелегкий отправиться?
Снег заносил меня,
дождь заливал
и роса покрывала, —
давно я мертва».
Один сказал:
«Имя мне Вегтам,
я Вальтама сын;
про Хель мне поведай,
про мир я поведаю;
скамьи для кого
кольчугами устланы,
золотом пол
усыпан красиво?»
Вёльва сказала:
«Мед здесь стоит,
он сварен для Бальдра,
светлый напиток,
накрыт он щитом;
отчаяньем сыны
асов охвачены.
Больше ни слова
ты не услышишь».
Один сказал:
«Вёльва, ответь!
Я спрашивать буду,
чтоб все мне открылось:
еще хочу знать,
кому доведется
стать Бальдра убийцей,
кто сына Одина
смерти предаст».
Вёльва сказала:
«Хёд ввергнет сюда
дерево славы;
ему доведется
стать Бальдра убийцей,
он сына Одина
смерти предаст.
Больше ни слова
ты не услышишь».
Один сказал:
«Вёльва, ответь!
Я спрашивать буду,
чтоб все мне открылось:
еще хочу знать,
кто за убийство
Хёду отплатит,
кем на костер
он будет отправлен».
Вёльва сказала:
«Ринд в западном доме
Вали родит,
и Одина сын
начнет поединок,
рук не омоет,
волос не причешет,
пока не убьет
Бальдра убийцу.
Больше ни слова
ты не услышишь».
Один сказал:
«Вёльва, ответь!
Я спрашивать буду,
чтоб все мне открылось:
еще знать хочу,
кто эти девы,
что будут рыдать,
края покрывал
в небо бросая».
Вёльва сказала:
«Нет, ты не Вегтам,
как я считала,
ты, верно, Один,
ты древний Гаут!»
Один сказал:
«Ты же не вёльва,
провидица вещая,
ты, верно, мать
трех великанов!»
Вёльва сказала:
«Домой поезжай!
Гордись своей славой!
Отныне сюда
никто не придет,
пока свои узы
Локи не сбросит
и не настанет
гибель богов!»
Светлый Бальдр
Снова приведем цитату из Младшей Эдды:
Второй сын едина - это Бальдр. О нем можно сказать только доброе. Он лучше всех, и его все прославляют. Так он прекрасен лицом и так светел, что исходит от него сияние. Есть растение, столь белоснежное, что равняют его с ресницами Бальдра, из всех растений оно самое белое. Теперь ты можешь вообразить, насколько светлы и прекрасны волосы его и тело. Он самый мудрый из асов, самый сладкоречивый и благостный. Но написано ему на роду, что не исполнится ни один из его приговоров. Он живет в месте, что зовется Брейдаблик, на небесах. В этом месте не может быть никакого порока, как здесь об этом сказано:
Брейдаблик зовется.
Бальдр там себе
построил палаты;
на этой земле
злодейств никаких
не бывало от века.
И мы сейчас рассмотрим несколько важнейших вопросов. Вопрос первый. Чтобы было, если Бальдр не погиб? Вопрос второй. Почему погиб Бальдр? Вопрос третий. Это выражение некой Судьбы Мирового Развития, или исключительно происки Локи?
Чтобы ответить на первый вопрос мы снова вернемся к Системе Валькнута. И нам придется повторить то, что уже было сказано в первой главе. Нас сейчас интересует система Бога – система Один, Вили и Ве. Есть Бог – Творец всего сущего, то, что над сущим. Это то, что нельзя идентифицировать и то, чему нельзя присвоить индивидуальные черты. Ибо Бог есть все, а все не может иметь индивидуальность. Когда появляется индивидуальность, то уходит всесущность. Я долго думал, как назвать это понятие, и вот, наконец-то подобрал нужное, на мой взгляд, слово. Всесущность. Если приобретается индивидуальность, то происходит формирование некой конкретной направленности и всесущность исчезает. Это с одной стороны. С другой стороны появляется опасность придания некой частности статуса Идеала. Т.е., частность становится Идеалом. А это означает конец развития.
В тоже время требуется некая индивидуальность, то, что будет понятно человеку. И Один становится выразителем этой индивидуальности. Вили и Ве не являются выразителями индивидуальности. И пытаться постичь их, и тем более найти их в неком индивидуальном облике невозможно. Они вместе с Одином объединяются в Боге, создавая Бога. Принцип отображен в Валькнуте. Таким образом, индивидуальность Одина, пребывающего в Боге растворяется. И индивидуальность появляется, когда он предстает перед нами.
Христианский вариант – Бог. И некая индивидуальность – Иисус Христос. То, что понятно человеку. Принцип четко скопирован с Системы Валькнута. Христианский вариант – Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух. Бог Сын – Иисус Христос имеет черты идентичные Бальдру. Тут можно искать некие различия, но суть одна. Фактически Иисус Христос был скопирован с Бальдра. И фактически христианская троица представляет собой следующую систему:
[*]Бог Отец – Система Валькнута (для примера - Один, Вили, Ве; но это только иллюстрация системы; ибо к Христианству это не относится);
[*]Бог Сын – Бальдр (Иисус Христос);
[*]Святой Дух - Система Мироздания. Например, - система девяти миров и мостов между ними с богами и богинями, контролирующими эти мосты и миры и соответствующими им рунами. Естественно, для Христианства – это своя система.
Индивидуальность Бога Отца выразилась в Боге Сыне, в Иисусе Христе (Бальдр) с одной стороны, а система Мироздания выразилась в Святом Духе. Рагнарок. Один, как индивидуальность погибает (уходит), а Бальдр возвращается из Хел. Один как многогранная индивидуальность выстраивает систему на основе девяти миров, вместе с другими богами и богинями. А Бальдр, как совсем иная индивидуальность выстраивает иную модель.
Не в этом ли кроется ответ на вопрос, почему погиб Бальдр? Бальдр погибает до Рагнарока. Рагнарок характерен тем, что он завершает некий этап развития Мироздания. Погибает Один, но из Хел возвращается Бальдр. Т.е. Бальдра как бы “убирают”(?) со сцены, чтобы в определенный момент иметь возможность заменить Одина. Бальдр заменит Одина, одна индивидуальность заменит другую. Естественно, на смену многогранной индивидуальности Одина приходит исключительно односторонняя индивидуальность Бальдра. Если некий сценарий развития Мироздания зашел в тупик, то есть новый сценарий. Совершенно новый. Ибо приходит новая индивидуальность. Что это будет за сценарий, – четко демонстрирует христианская система. Естественно, если Бальдр не погибает от прута омелы, то он гибнет во время Рагнарока, и иного сценария нет. Таким образом, мы ответили на вопрос: Чтобы было, если Бальдр не погиб? И ответили на вопрос: Почему погиб Бальдр? Теперь мы ответим на третий вопрос: Это выражение некой Судьбы Мирового Развития, или исключительно происки Локи? Для этого мы должны досконально рассмотреть смерть Бальдра. К чему мы и приступим.
Песня о Бальдре
Светлый Бальдр погибает, сраженный прутом омелы…. Цитата из Младшей Эдды:
Надо поведать и о событиях, что еще важнее для асов. Начинается сказ с того, что Бальдру Доброму стали сниться дурные сны, предвещавшие опасность для его жизни. И когда он рассказал те сны асам, они держали все вместе совет, и было решено оградить Бальдра от всяких опасностей. И Фригг взяла клятву с огня и воды, железа и разных металлов, камней, земли, деревьев, болезней, зверей, птиц, яда и змей, что они не тронут Бальдра. А когда она это сделала и другим поведала, стали Бальдр и асы забавляться тем, что Бальдр становился на поле тинга, а другие должны были кто пускать в него стрелы, кто рубить его мечом, а кто бросать в него каменьями. Но что бы они ни делали, все было Бальдру нипочем, и все почитали это за великую удачу.
Как мы видим, тут есть ряд существенных моментов. Первый момент – это то, что данные события очень важны для асов, причем это наиважнейшие события. Это так и говорится в начале повествования. Второй момент, - сны Бальдра. Приведем полностью текст:
Не в этом ли кроется ответ на вопрос, почему погиб Бальдр? Бальдр погибает до Рагнарока. Рагнарок характерен тем, что он завершает некий этап развития Мироздания. Погибает Один, но из Хел возвращается Бальдр. Т.е. Бальдра как бы “убирают”(?) со сцены, чтобы в определенный момент иметь возможность заменить Одина. Бальдр заменит Одина, одна индивидуальность заменит другую. Естественно, на смену многогранной индивидуальности Одина приходит исключительно односторонняя индивидуальность Бальдра. Если некий сценарий развития Мироздания зашел в тупик, то есть новый сценарий. Совершенно новый. Ибо приходит новая индивидуальность. Что это будет за сценарий, – четко демонстрирует христианская система. Естественно, если Бальдр не погибает от прута омелы, то он гибнет во время Рагнарока, и иного сценария нет. Таким образом, мы ответили на вопрос: Чтобы было, если Бальдр не погиб? И ответили на вопрос: Почему погиб Бальдр? Теперь мы ответим на третий вопрос: Это выражение некой Судьбы Мирового Развития, или исключительно происки Локи? Для этого мы должны досконально рассмотреть смерть Бальдра. К чему мы и приступим.
Песня о Бальдре
Светлый Бальдр погибает, сраженный прутом омелы…. Цитата из Младшей Эдды:
Надо поведать и о событиях, что еще важнее для асов. Начинается сказ с того, что Бальдру Доброму стали сниться дурные сны, предвещавшие опасность для его жизни. И когда он рассказал те сны асам, они держали все вместе совет, и было решено оградить Бальдра от всяких опасностей. И Фригг взяла клятву с огня и воды, железа и разных металлов, камней, земли, деревьев, болезней, зверей, птиц, яда и змей, что они не тронут Бальдра. А когда она это сделала и другим поведала, стали Бальдр и асы забавляться тем, что Бальдр становился на поле тинга, а другие должны были кто пускать в него стрелы, кто рубить его мечом, а кто бросать в него каменьями. Но что бы они ни делали, все было Бальдру нипочем, и все почитали это за великую удачу.
Как мы видим, тут есть ряд существенных моментов. Первый момент – это то, что данные события очень важны для асов, причем это наиважнейшие события. Это так и говорится в начале повествования. Второй момент, - сны Бальдра. Приведем полностью текст:
Сны Бальдра (Песнь о Вегтаме)
Тотчас собрались
все асы на тинг,
и асиньи все
сошлись на совет:
о том совещались
сильные боги,
отчего сны у Бальдра
такие зловещие.
Один поднялся,
древний Гаут,
седло возложил
на спину Слейпнира;
оттуда он вниз
в Нифльхель поехал;
встретил он пса,
из Хель прибежавшего.
У пса была грудь
кровью покрыта,
на отца колдовства
долго он лаял;
дальше помчался —
гудела земля —
Один к высокому
Хель жилищу.
На восток от ворот
выехал Один,
где, как он ведал,
вёльвы могила;
заклинанье он начал
и вещую поднял,
ответила вёльва
мертвою речью:
«Что там за воин,
неведомый мне,
что в путь повелел мне
нелегкий отправиться?
Снег заносил меня,
дождь заливал
и роса покрывала, —
давно я мертва».
Один сказал:
«Имя мне Вегтам,
я Вальтама сын;
про Хель мне поведай,
про мир я поведаю;
скамьи для кого
кольчугами устланы,
золотом пол
усыпан красиво?»
Вёльва сказала:
«Мед здесь стоит,
он сварен для Бальдра,
светлый напиток,
накрыт он щитом;
отчаяньем сыны
асов охвачены.
Больше ни слова
ты не услышишь».
Один сказал:
«Вёльва, ответь!
Я спрашивать буду,
чтоб все мне открылось:
еще хочу знать,
кому доведется
стать Бальдра убийцей,
кто сына Одина
смерти предаст».
Вёльва сказала:
«Хёд ввергнет сюда
дерево славы;
ему доведется
стать Бальдра убийцей,
он сына Одина
смерти предаст.
Больше ни слова
ты не услышишь».
Один сказал:
«Вёльва, ответь!
Я спрашивать буду,
чтоб все мне открылось:
еще хочу знать,
кто за убийство
Хёду отплатит,
кем на костер
он будет отправлен».
Вёльва сказала:
«Ринд в западном доме
Вали родит,
и Одина сын
начнет поединок,
рук не омоет,
волос не причешет,
пока не убьет
Бальдра убийцу.
Больше ни слова
ты не услышишь».
Один сказал:
«Вёльва, ответь!
Я спрашивать буду,
чтоб все мне открылось:
еще знать хочу,
кто эти девы,
что будут рыдать,
края покрывал
в небо бросая».
Вёльва сказала:
«Нет, ты не Вегтам,
как я считала,
ты, верно, Один,
ты древний Гаут!»
Один сказал:
«Ты же не вёльва,
провидица вещая,
ты, верно, мать
трех великанов!»
Вёльва сказала:
«Домой поезжай!
Гордись своей славой!
Отныне сюда
никто не придет,
пока свои узы
Локи не сбросит
и не настанет
гибель богов!»
Таким образом, весь сценарий был доподлинно известен. Не были озвучены детали. Это верно. Ни одна ключевая деталь, которая могла бы дать картину детальной смерти Бальдра, сказана не была. Не было сказано про то, что Бальдр все же останется уязвимым (ибо Фригг забудет взять клятву с омелы), и про то, что смерть Бальдра будет необычайно нелепой (смерть на поле для тинга). Поэтому боги посчитали, что предусмотрели все и изменили ход Мирового Развития. Де-юре – это так. Де-факто нет. И дело тут не в ключевых деталях, оказавшихся роковыми. Тут дело в самом подходе. Ибо есть ряд мест, которые были явно проигнорированы богами.
Вопрос Одина:
«Имя мне Вегтам,
я Вальтама сын;
про Хель мне поведай,
про мир я поведаю;
скамьи для кого
кольчугами устланы,
золотом пол
усыпан красиво?»
Вёльва сказала:
«Мед здесь стоит,
он сварен для Бальдра,
светлый напиток,
накрыт он щитом;
отчаяньем сыны
асов охвачены.
Больше ни слова
ты не услышишь».
Речь идет о роскошном приеме Бальдра в Хел. Его уже там ждут. И ждут именно Бальдра. И дело не в том, что он сын Одина, и поэтому ему и оказывают столь роскошный прием. Это само собой. Дело в том, как этот прием преподносится. Можно было просто сказать, что Бальдр окажется в Хел. И указать, что ему будет оказан соответствующий прием в Хел. Но здесь явно готовится некое действо. И Один не замечает это. Просто он не придает значения столь большой торжественности. Он замечает эту торжественность, но расценивает ее, как то, что здесь окажется Некто очень высокого положения. И все. А на то, что это действо, что это ритуал, он не обращает внимание. Вот что главное – РИТУАЛ. И это подчеркивается в ответе:
«Мед здесь стоит,
он сварен для Бальдра,
светлый напиток,
накрыт он щитом;….».
А уже дальше – вообще конкретно:
«Хёд ввергнет сюда
дерево славы;
ему доведется
стать Бальдра убийцей,
он сына Одина
смерти предаст.
Больше ни слова
ты не услышишь».
Хёд ввергнет сюда дерево славы…. Вот ключевые слова. Поэтому трагические случайности, это лишь случайности. Если бы они не произошли, то произошли бы другие трагические случайности. Ибо уже исполнен РИТУАЛ.
Как увидел то Локи, сын Лаувейи, пришлось ему не по нраву, что ничего не вредит Бальдру. Он пошел к Фригг, в Фенсалир, приняв образ женщины. А Фригг и спрашивает, ведомо ли той женщине, что делают асы на поле тинга. Та отвечает, что все, мол, стреляют в Бальдра, но это не причиняет ему вреда. Тогда промолвила Фригг: "Ни железо, ни дерево не сделают зла Бальдру. Я взяла с них в том клятву". Тут женщина спрашивает: "Все ли вещи дали клятву не трогать Бальдра?". Фригг отвечает: "Растет к западу от Вальгаллы один побег, что зовется омелою. Он показался мне слишком молод, чтобы брать с него клятву". Женщина тут же ушла.
Локи вырвал с корнем тот побег омелы и пошел на поле тинга. Хёд стоял в стороне от мужей, обступивших Бальдра, ибо он был слеп. Тогда Локи заговорил с ним: "Отчего не метнешь ты чем-нибудь в Бальдра?". Тот отвечает: "Оттого, что я не вижу, где стоит Бальдр, да и нет у меня оружия". Тогда сказал Локи: "Все ж поступи по примеру других и уважь Бальдра, как и все остальные. Я укажу тебе, где он стоит; метни в него этот прут". Хёд взял побег омелы и метнул в Бальдра, как указывал ему Локи. Пронзил тот прут Бальдра, и упал он мертвым на землю. И так свершилось величайшее несчастье для богов и людей.
Теперь встает вопрос. Почему Хед? Да, он слеп. Его легче обмануть. У него нет оружия и ему проще подсунуть прут омелы. Но он мог не попасть в Бальдра. Он же слепой. Во всяком случае, он мог не попасть с первого раза. Да и можно было попасть, так сказать в то место, которое не было жизненно опасным. Собеседник может улыбнуться и сказать, что это же аллегория. Да, согласен. Именно, аллегория. В первой главе “Северного пантеона богов” я уже приводил цитату Галины Бедненко: “Хёд - темная часть Одина - воина, слепая его половина (ведь Один слеп на один глаз). Но ведь и Бальдр может быть частью, ипостасью Одина - его светлой стороной. У него нет другого смысла, кроме как быть самым прекрасным богом, сыном Одина и умереть. А так Один уже поступал: приносил себя в жертву себе же”. Вот в чем дело. Темная часть убивает Светлую часть. Сценарий (РИТУАЛ) сделан именно так, чтобы Темная часть убила Светлую часть. А то, что попал сразу и в цель…. Так Хед же олицетворяет подсознание…. Тут попадешь и с завязанными глазами….
А какова цель РИТУАЛА? Поначалу она не совсем понятна. Но, она становится понятна тогда, когда изложить и четко представить модель Мироздания. Что я и сделал в первой главе “Северного пантеона богов”. Все четко. Все исключительно работает. Все гармонично и сбалансировано. Но теперь внесем сбой во что-то из верхней части Мироздания. В Асгард - нельзя. Но можно это сделать с Альфхеймом. А для этого надо убрать Бальдра. Что и было задумано. Светлой части не стало. И тогда останется только Темная часть. Но идет адекватный ответ, и Темной стороны тоже не стало. Вали убивает Хеда. Да и второй исполнитель сценария (или Сценарист?) тоже получает по заслугам.
Стал тот побег,
тонкий и стройный,
оружьем губительным,
Хёд его бросил.
У Бальдра вскоре
брат народился, —
ночь проживя,
он начал сражаться.
Ладоней не мыл он,
волос не чесал,
пока не убил
Бальдра убийцу;
оплакала Фригг,
в Фенсалир сидя,
Вальгаллы скорбь -
довольно ль вам этого?
Сплел тогда Вали.
страшные узы,
крепкие узы
связал из кишок.
Пленника видела
под Хвералундом,
обликом схожего
с Локи зловещим;
там Сигюн сидит,
о муже своем
горько печалясь, —
довольно ль вам этого?
Старшая Эдда (Прорицание Вёльвы, 32-35)
Но что в итоге? А в итоге получилось остановка в развитии. Нет ни Светлой части (духовность), нет ни Темной части (единения с Природой; это же четко оформленные функции подсознания, олицетворяемые слепым Хедом). Де-юре Хед есть, а вот де-факто…. Как говориться в Эдде, он не выходит из своего дома….
Когда Бальдр упал, язык перестал слушаться асов, и не повиновались им руки, чтобы поднять его. Они смотрели один на другого, и у всех была одна мысль - о том, кто это сделал. Но мстить было нельзя: было то место для всех священно. И когда асы попытались говорить, сначала был слышен только плач, ибо никто не мог поведать другому словами о своей скорби. Но Одину было тяжелее Всех сносить утрату: лучше других постигал он, сколь великий урон причинила асам смерть Бальдра.
Когда же боги обрели разум, молвила слово Фригг и спросила, кто из асов хочет снискать любовь ее и расположение, и поедет Дорогою в Хель, и постарается разыскать Бальдра, и предложит за него выкуп Хель, чтобы она отпустила Бальдра назад в Асгард. И тот, кого называют Хермод Удалой, сын едина, вызвался ехать. Вывели тут Слейпнира, коня едина, вскочил Хермод на того коня и умчался прочь.
Теперь надо поведать о Хермоде, что он скакал девять ночей темными и глубокими долинами и ничего не видел, пока не подъехал к реке Гьелль и не ступил на мост, выстланный светящимся золотом. Модгуд - имя девы, охраняющей тот мост. Она спросила, как звать его и какого он роду, и сказала, что за день до того проезжали по мосту пять полчищ мертвецов, "так не меньше грохочет мост и под одним тобою, и не похож ты с лица на мертвого. Зачем же ты едешь сюда, по Дороге в Хель?". Он отвечает: "Нужно мне в Хель, чтобы разыскать Бальдра, да может статься, видала ты Бальдра на Дороге в Хель?". И она сказала, что Бальдр проезжал по мосту через Гьелль, "а Дорога в Хель идет вниз и к северу".
Вернусь к тому, что сказал ранее. Хермод не может изменить Судьбу. Ибо он контролирует выполнение Глобальной Задачи, и не может сделать так, чтобы Глобальная Задача не была исполнена. Он может лишь просить Хель отпустить Бальдра. Т.е. он должен исполнить свою Глобальную Задачу, но и должен следить за тем, чтобы выполнялись другие Глобальные Задачи. Снова цитата из Младшей Эдды:
Тогда Хермод поехал дальше, пока не добрался до решетчатых ворот в Хель. Тут он спешился, затянул коню подпругу, снова вскочил на него, всадил в бока шпоры, и конь перескочил через ворота, да так высоко, что вовсе их не задел. Тогда Хермод подъехал к палатам и, сойдя с коня, ступил в палаты и увидел там на почетном месте брата своего Бальдра.
Мы опять сталкиваемся с тем, что Бальдр находится в Хел на почетном месте.
Хермод заночевал там. А наутро стал он просить Хель отпустить Бальдра назад, рассказывая, что за плач великий был у асов. Но Хель сказала, что надо проверить, правда ли все так любят Бальдра, как о том говорят. И если все, что ни есть на земле живого иль мертвого, будет плакать по Бальдру, он возвратится к асам. Но он останется у Хель, если кто-нибудь воспротивится и не станет плакать. Тогда Хермод поднялся, а Бальдр проводил его из палат и, взяв кольцо Драупнир, послал его на память Одину, а Наина послала Фригг свой плат и другие дары, а Фулле - перстень.
Но Локи опять мешает богам.
Вот пустился Хермод в обратный путь, приехал в Асгард и поведал, как было дело, что он видел и слышал. Асы тут же разослали гонцов по всему свету просить, чтобы все плакали и тем вызволили Бальдра из Хель.
Все так и сделали: люди и звери, земля и камни, деревья и все металлы, и ты ведь видел, что все они плачут, попав с мороза в тепло. Когда гонцы возвращались домой, свое дело как должно исполнив, видят: сидит в одной пещере великанша. Она назвалась Текк. Они просят ее вызволить плачем Бальдра из Хель. Она отвечает:
"Сухими слезами
Текк оплачет
кончину Бальдра.
Ни живой, ни мертвый
он мне не нужен,
пусть хранит его Хель".
И люди полагают, что это был не кто иной, как Локи, сын Лаувейи, причинивший асам величайшее зло".
Таким образом, Бальдр остается в Хел. Но мы видим, что он занимает там почетное место, и не только почетное, а самое почетное, и понимаем, что его пребывание там – пребывание временное.
Далее следует расплата. И Локи дастается по заслугам. Что приобрел Локи за вышеуказанный сценарий? Позор, страдания и плен. Больше ничего. Поэтому называть Локи главным сценаристом этого действа как-то не получается. Как говориться, не поворачивается язык. Поэтому я бы остановился на некой Судьбе Мирового Развития. О том, что в результате этого Бальдр не погибает во время Рагнарока, мы уже говорили, и о том, что в результате один сценарий Мирового Развития заменяется другим, тоже говорили. Это одна сторона вопроса. Это один ключевой момент. Теперь мы перейдем к другому ключевому моменту. Вернемся к тому, что я говорил чуть выше. Но что в итоге? А в итоге получилось остановка в развитии. Нет ни Светлой части (духовность), нет ни Темной части (единения с Природой; это же четко оформленные функции подсознания, олицетворяемые слепым Хедом). Речь идет об окружении Мидгарда. Речь идет о людях. Они и вырваны из Природы, и они лишены присутствия Бальдра. Т.е. с одной стороны дается запасной вариант Мирового Развития, а с другой стороны наносится удар по Существующей Системе. Чтобы было, если бы Бальдр и Хед полноценно функционировали бы в Системе? Для этого надо рассмотреть сам Рагнарок.
Рагнарок
Турсы были лишены богами своей мудрости и низвергнуты в мрачный (нижний) Нифельхейм. Мудрость турса, или развитое сознание в нашем понимании, особенно сознание, связанное с логическим мышлением, обобранная у турса, дается человеку.
Йотун – сознание жуткого турса.
Но разделили создание боги.
Турс в Нифельхейме влачит свою долю.
Йотун же был передан людям.
(Современная Эдда. Речи Одина. 59)
Если человек достойно заканчивает свою инкарнацию, то его душа возвращается к Богу, и готовится к следующей инкарнации, получает новую Глобальную Задачу. При этом его душа обогащается мудростью йотуна (творчеством сознания), а сам йотун уходит в Йотунхейм – в мир логического и творческого мышления. Причем здесь это творческое мышление основывается на логике. Здесь нет Любви, как великого Вдохновения. Но рождаются великие Мысли.
Это творение Богу приятно.
Душу бессмертную это наполнит.
Только теперь йотун свободен.
Йотун свободен – в Йотунхейм мчится.
(Современная Эдда. Речи Одина. 143)
Если человек проигрывает (сначала) своим страстям, инстинктам и низменным желаниям, склоняется к порокам, и, в результате после смерти физического тела попадает в Нифельхейм и (впоследствии) проигрывает схватку с турсом, то его душа не попадает к Богу, а спускается в Хел, а его йотун (его ментальность) достается турсу.
Ты человек – мысли имеешь.
Как кладезь сознания, турса ты манишь.
Кто победит – тот сознанье получит.
Битва такая тебя ожидает.
(Современная Эдда. Речи Одина. 72)
Ниже Свартальфхейма – Хел, ниже не будет.
Там погибают заблудшие души.
И туда ты пойдешь, если твой йотун
Турсом будет проглочен.
(Современная Эдда. Речи Одина. 221)
Вопрос Одина:
«Имя мне Вегтам,
я Вальтама сын;
про Хель мне поведай,
про мир я поведаю;
скамьи для кого
кольчугами устланы,
золотом пол
усыпан красиво?»
Вёльва сказала:
«Мед здесь стоит,
он сварен для Бальдра,
светлый напиток,
накрыт он щитом;
отчаяньем сыны
асов охвачены.
Больше ни слова
ты не услышишь».
Речь идет о роскошном приеме Бальдра в Хел. Его уже там ждут. И ждут именно Бальдра. И дело не в том, что он сын Одина, и поэтому ему и оказывают столь роскошный прием. Это само собой. Дело в том, как этот прием преподносится. Можно было просто сказать, что Бальдр окажется в Хел. И указать, что ему будет оказан соответствующий прием в Хел. Но здесь явно готовится некое действо. И Один не замечает это. Просто он не придает значения столь большой торжественности. Он замечает эту торжественность, но расценивает ее, как то, что здесь окажется Некто очень высокого положения. И все. А на то, что это действо, что это ритуал, он не обращает внимание. Вот что главное – РИТУАЛ. И это подчеркивается в ответе:
«Мед здесь стоит,
он сварен для Бальдра,
светлый напиток,
накрыт он щитом;….».
А уже дальше – вообще конкретно:
«Хёд ввергнет сюда
дерево славы;
ему доведется
стать Бальдра убийцей,
он сына Одина
смерти предаст.
Больше ни слова
ты не услышишь».
Хёд ввергнет сюда дерево славы…. Вот ключевые слова. Поэтому трагические случайности, это лишь случайности. Если бы они не произошли, то произошли бы другие трагические случайности. Ибо уже исполнен РИТУАЛ.
Как увидел то Локи, сын Лаувейи, пришлось ему не по нраву, что ничего не вредит Бальдру. Он пошел к Фригг, в Фенсалир, приняв образ женщины. А Фригг и спрашивает, ведомо ли той женщине, что делают асы на поле тинга. Та отвечает, что все, мол, стреляют в Бальдра, но это не причиняет ему вреда. Тогда промолвила Фригг: "Ни железо, ни дерево не сделают зла Бальдру. Я взяла с них в том клятву". Тут женщина спрашивает: "Все ли вещи дали клятву не трогать Бальдра?". Фригг отвечает: "Растет к западу от Вальгаллы один побег, что зовется омелою. Он показался мне слишком молод, чтобы брать с него клятву". Женщина тут же ушла.
Локи вырвал с корнем тот побег омелы и пошел на поле тинга. Хёд стоял в стороне от мужей, обступивших Бальдра, ибо он был слеп. Тогда Локи заговорил с ним: "Отчего не метнешь ты чем-нибудь в Бальдра?". Тот отвечает: "Оттого, что я не вижу, где стоит Бальдр, да и нет у меня оружия". Тогда сказал Локи: "Все ж поступи по примеру других и уважь Бальдра, как и все остальные. Я укажу тебе, где он стоит; метни в него этот прут". Хёд взял побег омелы и метнул в Бальдра, как указывал ему Локи. Пронзил тот прут Бальдра, и упал он мертвым на землю. И так свершилось величайшее несчастье для богов и людей.
Теперь встает вопрос. Почему Хед? Да, он слеп. Его легче обмануть. У него нет оружия и ему проще подсунуть прут омелы. Но он мог не попасть в Бальдра. Он же слепой. Во всяком случае, он мог не попасть с первого раза. Да и можно было попасть, так сказать в то место, которое не было жизненно опасным. Собеседник может улыбнуться и сказать, что это же аллегория. Да, согласен. Именно, аллегория. В первой главе “Северного пантеона богов” я уже приводил цитату Галины Бедненко: “Хёд - темная часть Одина - воина, слепая его половина (ведь Один слеп на один глаз). Но ведь и Бальдр может быть частью, ипостасью Одина - его светлой стороной. У него нет другого смысла, кроме как быть самым прекрасным богом, сыном Одина и умереть. А так Один уже поступал: приносил себя в жертву себе же”. Вот в чем дело. Темная часть убивает Светлую часть. Сценарий (РИТУАЛ) сделан именно так, чтобы Темная часть убила Светлую часть. А то, что попал сразу и в цель…. Так Хед же олицетворяет подсознание…. Тут попадешь и с завязанными глазами….
А какова цель РИТУАЛА? Поначалу она не совсем понятна. Но, она становится понятна тогда, когда изложить и четко представить модель Мироздания. Что я и сделал в первой главе “Северного пантеона богов”. Все четко. Все исключительно работает. Все гармонично и сбалансировано. Но теперь внесем сбой во что-то из верхней части Мироздания. В Асгард - нельзя. Но можно это сделать с Альфхеймом. А для этого надо убрать Бальдра. Что и было задумано. Светлой части не стало. И тогда останется только Темная часть. Но идет адекватный ответ, и Темной стороны тоже не стало. Вали убивает Хеда. Да и второй исполнитель сценария (или Сценарист?) тоже получает по заслугам.
Стал тот побег,
тонкий и стройный,
оружьем губительным,
Хёд его бросил.
У Бальдра вскоре
брат народился, —
ночь проживя,
он начал сражаться.
Ладоней не мыл он,
волос не чесал,
пока не убил
Бальдра убийцу;
оплакала Фригг,
в Фенсалир сидя,
Вальгаллы скорбь -
довольно ль вам этого?
Сплел тогда Вали.
страшные узы,
крепкие узы
связал из кишок.
Пленника видела
под Хвералундом,
обликом схожего
с Локи зловещим;
там Сигюн сидит,
о муже своем
горько печалясь, —
довольно ль вам этого?
Старшая Эдда (Прорицание Вёльвы, 32-35)
Но что в итоге? А в итоге получилось остановка в развитии. Нет ни Светлой части (духовность), нет ни Темной части (единения с Природой; это же четко оформленные функции подсознания, олицетворяемые слепым Хедом). Де-юре Хед есть, а вот де-факто…. Как говориться в Эдде, он не выходит из своего дома….
Когда Бальдр упал, язык перестал слушаться асов, и не повиновались им руки, чтобы поднять его. Они смотрели один на другого, и у всех была одна мысль - о том, кто это сделал. Но мстить было нельзя: было то место для всех священно. И когда асы попытались говорить, сначала был слышен только плач, ибо никто не мог поведать другому словами о своей скорби. Но Одину было тяжелее Всех сносить утрату: лучше других постигал он, сколь великий урон причинила асам смерть Бальдра.
Когда же боги обрели разум, молвила слово Фригг и спросила, кто из асов хочет снискать любовь ее и расположение, и поедет Дорогою в Хель, и постарается разыскать Бальдра, и предложит за него выкуп Хель, чтобы она отпустила Бальдра назад в Асгард. И тот, кого называют Хермод Удалой, сын едина, вызвался ехать. Вывели тут Слейпнира, коня едина, вскочил Хермод на того коня и умчался прочь.
Теперь надо поведать о Хермоде, что он скакал девять ночей темными и глубокими долинами и ничего не видел, пока не подъехал к реке Гьелль и не ступил на мост, выстланный светящимся золотом. Модгуд - имя девы, охраняющей тот мост. Она спросила, как звать его и какого он роду, и сказала, что за день до того проезжали по мосту пять полчищ мертвецов, "так не меньше грохочет мост и под одним тобою, и не похож ты с лица на мертвого. Зачем же ты едешь сюда, по Дороге в Хель?". Он отвечает: "Нужно мне в Хель, чтобы разыскать Бальдра, да может статься, видала ты Бальдра на Дороге в Хель?". И она сказала, что Бальдр проезжал по мосту через Гьелль, "а Дорога в Хель идет вниз и к северу".
Вернусь к тому, что сказал ранее. Хермод не может изменить Судьбу. Ибо он контролирует выполнение Глобальной Задачи, и не может сделать так, чтобы Глобальная Задача не была исполнена. Он может лишь просить Хель отпустить Бальдра. Т.е. он должен исполнить свою Глобальную Задачу, но и должен следить за тем, чтобы выполнялись другие Глобальные Задачи. Снова цитата из Младшей Эдды:
Тогда Хермод поехал дальше, пока не добрался до решетчатых ворот в Хель. Тут он спешился, затянул коню подпругу, снова вскочил на него, всадил в бока шпоры, и конь перескочил через ворота, да так высоко, что вовсе их не задел. Тогда Хермод подъехал к палатам и, сойдя с коня, ступил в палаты и увидел там на почетном месте брата своего Бальдра.
Мы опять сталкиваемся с тем, что Бальдр находится в Хел на почетном месте.
Хермод заночевал там. А наутро стал он просить Хель отпустить Бальдра назад, рассказывая, что за плач великий был у асов. Но Хель сказала, что надо проверить, правда ли все так любят Бальдра, как о том говорят. И если все, что ни есть на земле живого иль мертвого, будет плакать по Бальдру, он возвратится к асам. Но он останется у Хель, если кто-нибудь воспротивится и не станет плакать. Тогда Хермод поднялся, а Бальдр проводил его из палат и, взяв кольцо Драупнир, послал его на память Одину, а Наина послала Фригг свой плат и другие дары, а Фулле - перстень.
Но Локи опять мешает богам.
Вот пустился Хермод в обратный путь, приехал в Асгард и поведал, как было дело, что он видел и слышал. Асы тут же разослали гонцов по всему свету просить, чтобы все плакали и тем вызволили Бальдра из Хель.
Все так и сделали: люди и звери, земля и камни, деревья и все металлы, и ты ведь видел, что все они плачут, попав с мороза в тепло. Когда гонцы возвращались домой, свое дело как должно исполнив, видят: сидит в одной пещере великанша. Она назвалась Текк. Они просят ее вызволить плачем Бальдра из Хель. Она отвечает:
"Сухими слезами
Текк оплачет
кончину Бальдра.
Ни живой, ни мертвый
он мне не нужен,
пусть хранит его Хель".
И люди полагают, что это был не кто иной, как Локи, сын Лаувейи, причинивший асам величайшее зло".
Таким образом, Бальдр остается в Хел. Но мы видим, что он занимает там почетное место, и не только почетное, а самое почетное, и понимаем, что его пребывание там – пребывание временное.
Далее следует расплата. И Локи дастается по заслугам. Что приобрел Локи за вышеуказанный сценарий? Позор, страдания и плен. Больше ничего. Поэтому называть Локи главным сценаристом этого действа как-то не получается. Как говориться, не поворачивается язык. Поэтому я бы остановился на некой Судьбе Мирового Развития. О том, что в результате этого Бальдр не погибает во время Рагнарока, мы уже говорили, и о том, что в результате один сценарий Мирового Развития заменяется другим, тоже говорили. Это одна сторона вопроса. Это один ключевой момент. Теперь мы перейдем к другому ключевому моменту. Вернемся к тому, что я говорил чуть выше. Но что в итоге? А в итоге получилось остановка в развитии. Нет ни Светлой части (духовность), нет ни Темной части (единения с Природой; это же четко оформленные функции подсознания, олицетворяемые слепым Хедом). Речь идет об окружении Мидгарда. Речь идет о людях. Они и вырваны из Природы, и они лишены присутствия Бальдра. Т.е. с одной стороны дается запасной вариант Мирового Развития, а с другой стороны наносится удар по Существующей Системе. Чтобы было, если бы Бальдр и Хед полноценно функционировали бы в Системе? Для этого надо рассмотреть сам Рагнарок.
Рагнарок
Турсы были лишены богами своей мудрости и низвергнуты в мрачный (нижний) Нифельхейм. Мудрость турса, или развитое сознание в нашем понимании, особенно сознание, связанное с логическим мышлением, обобранная у турса, дается человеку.
Йотун – сознание жуткого турса.
Но разделили создание боги.
Турс в Нифельхейме влачит свою долю.
Йотун же был передан людям.
(Современная Эдда. Речи Одина. 59)
Если человек достойно заканчивает свою инкарнацию, то его душа возвращается к Богу, и готовится к следующей инкарнации, получает новую Глобальную Задачу. При этом его душа обогащается мудростью йотуна (творчеством сознания), а сам йотун уходит в Йотунхейм – в мир логического и творческого мышления. Причем здесь это творческое мышление основывается на логике. Здесь нет Любви, как великого Вдохновения. Но рождаются великие Мысли.
Это творение Богу приятно.
Душу бессмертную это наполнит.
Только теперь йотун свободен.
Йотун свободен – в Йотунхейм мчится.
(Современная Эдда. Речи Одина. 143)
Если человек проигрывает (сначала) своим страстям, инстинктам и низменным желаниям, склоняется к порокам, и, в результате после смерти физического тела попадает в Нифельхейм и (впоследствии) проигрывает схватку с турсом, то его душа не попадает к Богу, а спускается в Хел, а его йотун (его ментальность) достается турсу.
Ты человек – мысли имеешь.
Как кладезь сознания, турса ты манишь.
Кто победит – тот сознанье получит.
Битва такая тебя ожидает.
(Современная Эдда. Речи Одина. 72)
Ниже Свартальфхейма – Хел, ниже не будет.
Там погибают заблудшие души.
И туда ты пойдешь, если твой йотун
Турсом будет проглочен.
(Современная Эдда. Речи Одина. 221)