25.09.2019, 02:44
Удивительно, но гипноз оказался едва ли не самой древней лечебной практикой – из тех, что не утратили актуальности и в настоящее время.
Кем был тот первый гипнотизер, что наслаждался эффектом от своего вмешательства в чужое сознание?
Это неизвестно. Зато в течение последних веков специалистов по наведению транса, в том числе медиков, было достаточно много, чтобы вывести гипнотерапию на заслуженно высокий уровень.
Шаманы, жрецы, прорицатели и другие гипнотизеры
Гипноз – особенное состояние сознания. Оно интересовало людей уже очень давно; нет данных о том, когда появились первые гипнотизеры, но несомненно, что это случилось на заре человеческой цивилизации. Окруженный «могущественными» божествами и находящийся во власти неведомых ему сил, человек с древности стремился почувствовать в себе такие же возможности, ощутить единение с духами и с предками. И, оказалось, это возможно, если воспользоваться помощью специального проводника – жреца или шамана и погрузиться в особое состояние, как будто вне реального мира.
В древних культурах гипноз мог служить инструментом во время отправления разных религиозных культов, когда через жрецов-гипнотизеров таким образом «передавалась» воля богов и демонстрировались «чудеса» – уже тогда, по утверждению ученых, практиковался массовый гипноз. Индийские факиры устраивали гипнотические сеансы с целью продемонстрировать невозможные для человека умения – вроде полета или внезапного полного преображения «в другого человека». Они же использовали метод наведения транса в отношении змей и других хищников с помощью блестящих предметов, которые вводили животных в состояние, близкое к тому, что испытывает загипнотизированный человек.
Индийские йоги, факиры, заклинатели змей владели искусством гипноза с древних времен
Шаманы с помощью гипноза исцеляли некоторые хвори, колдуны Африки и Австралии, используя помимо прочего и наркотические вещества, управляя волей племени, якобы слушая богов.
В античном мире техникой гипноза активно пользовались служители некоторых культов, в том числе жрецы богини Гекаты. Дельфийский оракул – пифия – тоже, по-видимому, была обучена основам наведения транса, благодаря чему могла вызывать в посетителях чувство трепета и покорности воле богов. Гипнотический транс описывал в своих трудах персидский врач Авиценна в XI веке, определяя его отличия от обычного сна.
Есть данные об использовании гипноза древнеегипетскими жрецами
Само собой, с наступлением эпохи Средневековья гипноз и его изучение были запрещены, приравнены к колдовству и преследовались. Да и позже церковь крайне негативно относилась к таким воздействиям на человеческое сознание, и первые серьезные опыты изучения гипноза начались лишь в восемнадцатом веке.
Во многих племенах и сейчас шаман - «проводник» в особое состояние сознания
От Франца Месмера и его магнетизма – к Зигмунду Фрейду и его психоанализу
Пионером в изучении гипноза стал немецкий целитель Франц Антон Месмер (родился в 1734 году, умер в 1815). Один из девяти сыновей лесничего, он смог подняться довольно высоко по социальной лестнице, выгодно женившись и поступив в ученики к придворному врачу австрийской императрицы, а также выпустив научный труд, посвященный влиянию небесных тел на самочувствие человека. Месмер провозгласил существование «животного магнетизма» - формы этого влияния.
Франц Месмер
Все существующее пространство якобы пронизывает некий «флюид», и некоторые тела способны усиливать его, а другие – ослаблять. Так вот, лечение болезней Месмер сводил к гармоничному перераспределению флюида в организме, а достигал этого эффекта использованием намагниченных железных предметов, а также прикосновениями к пациенту и пассами. Месмеризм, или «животный магнетизм», стал отправной точкой для развития разных теорий и практик целительства, а еще мог объяснить механизм телепатии и гипноза – неизученных до тех пор явлений. Несмотря на популярность проводимых Месмером сеансов, при его жизни учение о животном магнетизме активно критиковалось научным сообществом.
Джеймс Брэйд
Сам термин «гипноз» появился в 1820 году благодаря последователю месмеризма Этьену Феликсу д’Энину де Кювилье, который, правда, отрицал существование флюида как физического явления, придавая особенное значение психическим процессам. Его термин «гипноз» популяризировал позже шотландский хирург и офтальмолог Джеймс Брэйд (родился в 1795 году, умер в 1860). Брэйд скептически относился к месмеристам, но обнаружил, что присутствовавшие на их сеансах пациенты ведут себя особенным образом, будучи явно не в состоянии поднять веки. Проведя собственные эксперименты, Брэйд сделал вывод, что длительное всматривание в определенный предмет с фокусированием на нем внимания приводит к тому, что человек засыпает глубоким сном. Такой сон Брэйд назвал «нервным», а позже – «гипнозом». Много изучавший разные гипнотические техники, Брэйд описал и самогипноз – состояние, которое умели вызывать у себя жрецы и маги древних цивилизаций.
Один из последователей Месмера, маркиз де Пюисегюр, стал автором термина «сомнамбулизм» и описал его в своих работах как один из видов транса – хождение во сне.
Дж. Э. Милле. «Сомнамбула»
На протяжении первой половины XIX века дискуссии ученых сводились к поддержке идеи «флюида» либо ее критике. В дальнейшем учения относительно гипноза усложнялись и во второй половине столетия в медицине сформировались две главные школы: парижская и нансийская. Невролог Жан Мартен Шарко, представитель парижской школы, изучал воздействие гипноза на больных с истерией. Для погружения в транс он использовал внезапные сильные раздражители – свет, звук, температуру, атмосферное давление. В поле его зрения оказывалось применение гипноза для пациентов с неврозами, и потому гипноз он называл «искусственным неврозом», считая, что особое состояние сознания достигается лишь физическими воздействиями.
Жан Мартен Шарко
Кем был тот первый гипнотизер, что наслаждался эффектом от своего вмешательства в чужое сознание?
Это неизвестно. Зато в течение последних веков специалистов по наведению транса, в том числе медиков, было достаточно много, чтобы вывести гипнотерапию на заслуженно высокий уровень.
Шаманы, жрецы, прорицатели и другие гипнотизеры
Гипноз – особенное состояние сознания. Оно интересовало людей уже очень давно; нет данных о том, когда появились первые гипнотизеры, но несомненно, что это случилось на заре человеческой цивилизации. Окруженный «могущественными» божествами и находящийся во власти неведомых ему сил, человек с древности стремился почувствовать в себе такие же возможности, ощутить единение с духами и с предками. И, оказалось, это возможно, если воспользоваться помощью специального проводника – жреца или шамана и погрузиться в особое состояние, как будто вне реального мира.
В древних культурах гипноз мог служить инструментом во время отправления разных религиозных культов, когда через жрецов-гипнотизеров таким образом «передавалась» воля богов и демонстрировались «чудеса» – уже тогда, по утверждению ученых, практиковался массовый гипноз. Индийские факиры устраивали гипнотические сеансы с целью продемонстрировать невозможные для человека умения – вроде полета или внезапного полного преображения «в другого человека». Они же использовали метод наведения транса в отношении змей и других хищников с помощью блестящих предметов, которые вводили животных в состояние, близкое к тому, что испытывает загипнотизированный человек.
Индийские йоги, факиры, заклинатели змей владели искусством гипноза с древних времен
Шаманы с помощью гипноза исцеляли некоторые хвори, колдуны Африки и Австралии, используя помимо прочего и наркотические вещества, управляя волей племени, якобы слушая богов.
В античном мире техникой гипноза активно пользовались служители некоторых культов, в том числе жрецы богини Гекаты. Дельфийский оракул – пифия – тоже, по-видимому, была обучена основам наведения транса, благодаря чему могла вызывать в посетителях чувство трепета и покорности воле богов. Гипнотический транс описывал в своих трудах персидский врач Авиценна в XI веке, определяя его отличия от обычного сна.
Есть данные об использовании гипноза древнеегипетскими жрецами
Само собой, с наступлением эпохи Средневековья гипноз и его изучение были запрещены, приравнены к колдовству и преследовались. Да и позже церковь крайне негативно относилась к таким воздействиям на человеческое сознание, и первые серьезные опыты изучения гипноза начались лишь в восемнадцатом веке.
Во многих племенах и сейчас шаман - «проводник» в особое состояние сознания
От Франца Месмера и его магнетизма – к Зигмунду Фрейду и его психоанализу
Пионером в изучении гипноза стал немецкий целитель Франц Антон Месмер (родился в 1734 году, умер в 1815). Один из девяти сыновей лесничего, он смог подняться довольно высоко по социальной лестнице, выгодно женившись и поступив в ученики к придворному врачу австрийской императрицы, а также выпустив научный труд, посвященный влиянию небесных тел на самочувствие человека. Месмер провозгласил существование «животного магнетизма» - формы этого влияния.
Франц Месмер
Все существующее пространство якобы пронизывает некий «флюид», и некоторые тела способны усиливать его, а другие – ослаблять. Так вот, лечение болезней Месмер сводил к гармоничному перераспределению флюида в организме, а достигал этого эффекта использованием намагниченных железных предметов, а также прикосновениями к пациенту и пассами. Месмеризм, или «животный магнетизм», стал отправной точкой для развития разных теорий и практик целительства, а еще мог объяснить механизм телепатии и гипноза – неизученных до тех пор явлений. Несмотря на популярность проводимых Месмером сеансов, при его жизни учение о животном магнетизме активно критиковалось научным сообществом.
Джеймс Брэйд
Сам термин «гипноз» появился в 1820 году благодаря последователю месмеризма Этьену Феликсу д’Энину де Кювилье, который, правда, отрицал существование флюида как физического явления, придавая особенное значение психическим процессам. Его термин «гипноз» популяризировал позже шотландский хирург и офтальмолог Джеймс Брэйд (родился в 1795 году, умер в 1860). Брэйд скептически относился к месмеристам, но обнаружил, что присутствовавшие на их сеансах пациенты ведут себя особенным образом, будучи явно не в состоянии поднять веки. Проведя собственные эксперименты, Брэйд сделал вывод, что длительное всматривание в определенный предмет с фокусированием на нем внимания приводит к тому, что человек засыпает глубоким сном. Такой сон Брэйд назвал «нервным», а позже – «гипнозом». Много изучавший разные гипнотические техники, Брэйд описал и самогипноз – состояние, которое умели вызывать у себя жрецы и маги древних цивилизаций.
Один из последователей Месмера, маркиз де Пюисегюр, стал автором термина «сомнамбулизм» и описал его в своих работах как один из видов транса – хождение во сне.
Дж. Э. Милле. «Сомнамбула»
На протяжении первой половины XIX века дискуссии ученых сводились к поддержке идеи «флюида» либо ее критике. В дальнейшем учения относительно гипноза усложнялись и во второй половине столетия в медицине сформировались две главные школы: парижская и нансийская. Невролог Жан Мартен Шарко, представитель парижской школы, изучал воздействие гипноза на больных с истерией. Для погружения в транс он использовал внезапные сильные раздражители – свет, звук, температуру, атмосферное давление. В поле его зрения оказывалось применение гипноза для пациентов с неврозами, и потому гипноз он называл «искусственным неврозом», считая, что особое состояние сознания достигается лишь физическими воздействиями.
Жан Мартен Шарко