Наверх
Нкиси в Кандомбле д’Ангола
#1
Нксиси или Мпунго – это божества, которые почитаются в традиции Кандомбле Анголы в Южной Америке. Вместе с рабами Банту-говорящих народностей из Африки в Бразилию попало большое количество различных клановых божеств. Однако, из-за трудностей, которые испытывали рабы в Бразилии, все культы претерпели изменения, реформы и из-за связей друг с другом получили, в некоторой степени, взаимные вкрапления культов одной группы народностей в культы других.

Наибольшей силой влияния обладали традиции Ориша, это привело к тому, что, например, во многих домах Кандомбле Анголы Нкиси могут именоваться именами Ориша, в священных песнях и молитвах для Нкиси могут звучать слова происхождения йоруба, и даже целые фразы. Верно так же и обратное - влияние Ангольцев на Йоруба – например, из-за исчезновения детальных знаний о культах отдельных Ориша, аналогичные знания были переняты народами йоруба от народов банту, однако, такая практика значительно менее распространена. Многим Нкиси банту (практически всем) можно найти аналоги среди Ориша йоруба. Местами параллели являются настолько явными, что для последователей Кандомбле нет особой разницы, как называть божество – Нкиси или Ориша – что можно видеть во многих книгах и статьях, написанных священниками. Однако, если говорить строго, Нкиси – это не Ориша.

Итак, в Кандомбле Анголы практикуются следующие культы Нкиси:



1. Нкиси Алувайа/Мпамбунжила/Мавиле-Маванго

Этот Нкиси представляет собой аналог Ориша Бара/Легба-Эшу, однако с характером более близким именно Эшу Йоруба. Он является хозяином перекрестка, который именуется «нбу дибиндика нжинжила». Мпамбунжила – это агент связывающий мир физический и мир духовный, мир людей и мир предков, а также мир Нкиси. Он единственный кто может делиться без конца и является тем самым активным агентом внутри вселенной «Ангоми Дуило», что заставляет ее существовать и развиваться. Это божество представляется часто в весьма неприличном виде, провоцирует аварии, несчастные случаи, различные ссоры и недопонимание. Он присутствует одновременно в обеих конфликтующих сторонах и разогревает эгоистические настроения и желания, тем самым накаляя обстановку. Он очень любопытен, любит радость, шум, веселье, большие скопления народа, где он провоцирует либо дружбу, либо конфликты, и праздники. Очень вспыльчив. Его проявления часто бывают весьма распущенными и имеют сексуальный подтекст. Эти обстоятельства испугали первых миссионеров, которые, столкнувшись с культом Мпамбунжила, соотнесли его с культом Дьявола христиан.

Однако, на самом деле этот Нкиси имеет как хорошую, так и дурную сторону, которые уравновешивают его и делают нейтральным. Если же люди обращаются к нему с уважением и соответствующими жертвоприношениями, тогда Мпамбунжила отвечает аналогично – добром. Если же его культом и советом пренебрегать – человек будет иметь множество бед, от которых, впрочем, мог бы защитить этот Нкиси. Вообще, Мпамбунжила рассматривается как защитник храма, дома и человека, а также защитник Нкиси и агент связи между человеком и другими Нкиси. Он первый откликается на зов человека и открывает дороги для появления других Нкиси, а также именно он сообщает советы, данные другими Нкиси через оракул и доставляет жертвоприношения в царства определенных Нкиси. Эти обстоятельства делают его одним из самых важных Нкиси вообще. Без Мпамбунжила невозможно сделать ничего.

Цвета этого Нкиси – красный и черный, это, согласно отдельным авторам обозначает мир невидимый (черный цвет) и активный (красный цвет). Приветствие: Киуа Алувайа Нгананзила Киуа! (Приветствуем тебя, Алувайа, Господин перекрестков).2. Нкиси Нкоси Мукумбе


Этот Нкиси является ангольским аналогом Ориша Огун. Он обычно используется во время инициации новичков. Слово «нкоси» обозначает льва. Нкиси Нкоси – это божество воин, хозяин всех орудий и оружия, он вечный полководец, борец и победитель. Ему соответствует все металлическое, будь то орудия труда или оружие. Нкоси – великий кузнец. А также ему соответствует кровь и мускулы, как человека, так и животных. Это весьма грубый и инстинктивный Нкиси.



Если Нкиси Мпамбунжила соответствуют все перекрестки и обочины дорог, то этому Нкиси – центр перекрестка и дорог. «Он тот, кому открывают дорогу, что он смог защитить своих последователей». Также ему соответствуют проходы, входы в дома и храмы.


Его призывают вторым, сразу после Мпамбунжила, для того чтобы он мог расчистить путь для прихода других Нкиси и защитить их если враги решат воспользоваться и нападут во время вызова Нкиси. Этот Нкиси является одним из самых древних божеств, подобно Ориша Огун. Ему соответствует число 7. Семь инструментов свисает с его посоха – это его символ. Его приветствие: Луна Кубанга Муэту – Нкоси эээ! (Тот, кто сражается за нас – это Нкоси!)3. Нкиси Микайа/Калунга/Каитумба


Это великая женская Нкиси, владычица морей, вод, глубин подсознания, всех Камутуэ (Ори) людей – аналог Ориша Йеманжа, лунная богиня. Она одаривает счастьем иметь ребенка, богатством, любовью, успехом. Она большая защитница семейного очага, детей и дома. Он та, кто держит голову младенца при его появлении на свет. Она дает чувство любви и близости к родному человеку, сплоченность членов семьи, родственные связи, материнский инстинкт любви, а также и отцовскую любовь к ребенку.



Внутри Нзо эта Нкиси отвечает за сплоченность духовных связей, за близость и симпатию, братские и дружеские отношения между Тата Нкиси и Мамету Нкиси и остальными младшими по рангу членами Нзо. Она вселяет веру в добро и надежду. Она великая заступница и помощница тем, кто нуждается в помощи. Приносит радость верности и правильных решений. Воплощение гармонии отношений и мира между людьми.

В тех домах Кандомбле, где присутствует сильное влияние Католицизма, она ассоциируется с разными ипостасями Девы Марии.


Также в сферу е ответственности входят богатство морей, здоровье, приливы/отливы, разные виды жемчуга и янтаря. Ее цвет серебристый, цвет морской воды, прозрачный. Приветствие: Киуа Кайайа Какуэто – Мамето Риа Амазэ! Киуа! (Приветсвуем тебя, Кайайа Какуэто, – Мать Вод! Приветствуем!)4. Нкиси Катенде


Нкиси Катенде – это божество в определенных аспектах сравнимое с Ориша Осаин. Его имя означает «маленькая ящерица». Он является защитником животного и растительного мира, воплощенной живой природой. Именно он снабжает своей силой Нгунзу все растения, листья и травы. По этой причине он хозяин силы трав, растений, листьев и т.д. Катенде служит доктором, как для животного, так и для человеческого царства, поскольку он знает силу и секреты всех трав и растений.



Помимо этого он понимается как колдун, знающий секретные зелья и снадобья. Его сила очень велика, он знает все, что происходит в мире, поскольку всюду в природе присутствуют его слуги – духи лесов, полей, и т.д. О них рассказывают как о духах, являющихся в человеческом виде, но имеющих только половину тела, прыгающих на одной ноге.



Прежде чем взять ту или иную траву или сорвать какой-то лист для приготовления растворов или снадобий всегда просят о разрешении у Катенде, включая и других Нкиси. Катенде очень заботится о сохранении природы и если нарушать его просьбы о бережном обращении с природой он может лишить человека силы трав и тогда тот останется беззащитным перед новыми болезнями.


Поскольку практически во всех Нзо Кандомбле Анголы (как и в храмах других линий Кандомбле) использование тех или иных трав и листьев поставлено во главу угла, то Нкиси Катенде очень часто вызывается и его культы весьма уважаемы. Приветствие: Кисаба Киасамбука – Катенде! (Священные Листья – принадлежат Катенде!)5. Нкиси Нзази Лоанго


Этот Нкиси является аналогом Ориша Шанго. Его называют: «тот, кто выделяется своей силой и раскрывает секреты». Nzaze является Нкиси карьеров, каменоломен, Нкиси молнии и грома, Нкиси правосудия, Нкиси, что ведет свою политику с позиции силы. Воин, смелый и храбрый, Нзази также известен как наиболее тщеславный среди мужчин Нкиси. Это Монарх, являющийся таковым по своей природе. Нзази - это идеология, решение, воля, инициатива. Но также и жестокость, гнев, агрессия.



Нзази отвечает за организацию, работу, улучшения социального и культурного прогресса, голос народа, восстание, волю к победе. Это благородный дух людей, "голубая кровь", сила руководства и управление. Для Нзази любой успех является бессмысленным, если он не связан со справедливостью. Этот Нкиси не будет делать ничего, что могло бы хоть как-то быть названо несправедливым. СПРАВЕДЛИВОСТЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО!


Этот Нкиси не любит болезни и смерть. Все что мертво, особенно духи умерших людей – Мфумбе/Нфумбе/Мвумбе – вызывают его отвращение. Приветствие: А Ку Менекене Усоба Нзажи. Нзази! (Спаси нас Великий Царь Грома и Молний! Нзази!)6. Нкиси Кингонго/Кавиунго

Этот Нкиси может быть сравнен с Ориша Бабалуайе/Обалуайе. Это «Царь и Повелитель земли». Этот Нкиси рассматривается как хозяин недр, он воин, весьма агрессивный, защитник и опекун. Это весьма старый Нкиси. Он знает множество тайн магии и колдовства.

Также этот Нкиси приводит сильную жару и усиливает влияние солнца, заставляет его приносить засуху, болезни, особенно связанные с нехваткой воды, а также приносит набеги насекомых-вредителей. Его тело полностью покрыто соломой, поскольку человеку нельзя его видеть, из-за того, что его тело было полностью изуродовано разными болезнями. Он очень сильный Нкиси, его всегда нужно уважать, поскольку он заботится о нашем здоровье.

Говорят, что он приходит изнутри, но отображается в первую очередь на коже. Это означает, что все болезни приходят изнутри нашего тела и нашей психики, однако, последствия болезней мы видим на нашем теле и его поверхности. В первую очередь, здесь нужно упомянуть кожные заболевания, чья природа часто не известна врачам. Кавиунго либо дает здоровье, либо отнимает его.

Кавиунго также рассматривается как хозяин мертвых, то есть Мвумбе (по крайней мере, один из них), он путеводитель и проводник духов умерших. Поскольку его называют и хозяином недр земли, то есть глубин земли, то он именно тот, кто отвечает за разложение трупов в могилах и дальнейшее использование этой материи в недрах земли.

Кавиунго присутствует рядом с нами каждый день, когда мы испытываем боль от болезни, когда нам нездоровится. Все это следствие нашей невнимательности по отношению к условиям нашей жизни и к нашему телу, которое требует внимательного обхождения. Кавиунго дает болезни, чтобы наказать человека, если же урок усвоен – Кавиунго может вернуть здоровье, причем последнее является его первоочередным призванием. Вообще, считается, что, несмотря на свою силу и воинственность, этот Нкиси является повелителем милосердия. Приветствие: Татето Матеба Сакула Оиза – Дишибэ! (Отец Пальмы скоро прибудет! – Молчите!)



7. Нкиси Мутакаламбо/Муталамбо/Ламбарангуанже/Кабила/Гонгобиро

Этот Нкиси является охотником и является божеством близким по своим характеристикам Ориша Ошоси. Это охотник, связанный с получением добычи, прибыли. Он также может и отнять все названные выше блага. Он защищает охотников и приносит им успех, а в их дом изобилие.

Пребывая долгое время в джунглях, выслеживая добычу, этот Нкиси также является другом Нкиси Катенде (хозяина трав и листьев) и потому Муталамбо имеет отчасти знания, которые ему были поведаны Катенде. Муталамбо имеет аспект медицины – выслеживание и победа над источником болезни.
Помимо этого Муталамбо имеет аспект следопыта и первооткрывателя, поскольку выслеживая добычу, охотник Муталамбо неминуемо попадает в новые области и местности. Он указывает путь до точки назначения кратчайшей и безопаснейшей дорогой.

И наконец, последний аспект этого Нкиси – это сторож или охранник. Эту роль играет каждый охотник, который находится в дозоре на привале, наблюдая за тем, чтобы к стоянке охотников не приблизились звери и враги.

Мы живем в тесном контакте с этим Нкиси, поскольку каждый из нас является охотником в повседневной жизни. Это Нкиси легкости, мудрости, хитрости, созерцания и наблюдения. Он способен погружаться в себя и видеть сквозь пространство и преграды свою цель.

Внутри культа Кандомбле он рассматривается как тот, кто защищает последователей культа и охотится, чтобы привести в храм положительные энергии. У Нкиси Мутакаламбо существует аспект Гонгобиро – это мальчик охотник, в то время как Муталамбо – это Царь Охотников.

Существует другая версия, согласно которой Кабила – это охотник леса и повелитель животных, в то время как Мутакаламбо – это повелитель водных животных и рыбы.

Приветствие: Брунгунзо Дуилу – Бурунгунзо! (Охотник Небес – Охотник!)



8. Нкиси Хонголо/Ангоро/Ангоромеа

Этот Нкиси сравнивается с Ориша Ошумаре. Сферой ответственности этого божества является приспособление и трансформация. Этот Нкиси связан со способностью человека изменять и изменяться. Это сила очень древняя и фундаментальная. Считается что Нкиси Хонголо представляется змеей с двумя головами или же двумя змеями. Одна змея – мужского пола – Ангоро, друга – женского – Ангоромеа. Обе представляют силу связывающую небеса и землю.

Некоторые видят в этом Нкиси индийскую фундаментальную силу Кундалини и в каком-то смысле они правы. Другие видят в этом Нкиси символ силового аспекта совершенного человека, поскольку символом Нкиси является симбиоз мужской и женской ипостасей силы производящей движения и изменения.

Банту понимают этих змей двояко. С одной стороны как животных, представляющих собой силу приспособления – изворотливость и способность пролезть в самые узкие места в самых сложных условиях. С другой стороны – это радуга, сила природы, цветовое явление в небесах после дождя. Нксиси Хонголо называют «тем, кто приносит дождь».

Это Нксиси движения. Словно змея, кусающая свой собственный хвост, этот Нкиси показывает бесконечный принцип движения и нахождения в покое одновременно – это и есть трансформация. Соединение противоположностей и варьирование между ними, отход от жесткой картины мира – «либо-либо» - в пользу третьего варианта – срединного, «золотого пути» - это сила Хонголо.

Хонголо приносит успех и победу над обстоятельствами. Часто этот Нкиси рассматривается как Нкиси богатства. Приветствие: Нгана Калабаса – Ангоро Лэ! (Повелитель Радуги - Сегодня это Ангоро!)



9. Нкиси Матамба/Нунвурусэ Мавула/Мбамбу Руссенда



Это женский Нкиси, аналогом которого среди Ориша является Ойа/Йанса. Эта Нкиси – есть «небесный огонь», «огненный меч», повелительница бури, циклонов, штормов, молний, ураганов, тайфунов. Это огонь страсти. Это ярость и храбрость смелого и отчаянного воина. Нкиси Матамба рассматривается как «мать Нвумбе» - мать мертвых, их королева, а также как одна из хозяев кладбища.



Эта Нкиси пламенной страстной любви и ревности, сильное сексуальное желание, желание владеть кем-то или чем-то, апогей возбуждения и похоти, сильные будоражащие чувства. Сильное чувство любви – безумная любовь, быстро приходящая и быстро уходящая. Она всегда устраивает проверку на преданность и верность своим последователям, провоцируя их. Если же последователи преданы ей, то она ревностно заботится о них, опекая их, как мать собственное дитя.



Матамба делает наши чувства пламенными, она придает поразительную силу и смелость воинам, бОльшую интенсивность переживаний и очарований влюбленным. Матамба не знает страха, ее отвага и сила удивляет и мужских воинов Нкиси.



Как и ветер, которым она управляет, Матамба способна очень быстро изменять любые вещи и явления, словно изменяя погоду, когда безоблачное небо меняется на бурю. Сила Матамба повсюду в атмосфере. Она - воздух, которым мы дышим и потому живем.



Нкиси Матамба очень близка к Нкиси Кавиунго – вместе они заботятся о душах умерших и направляют их по дороге после смерти.


Приветствие: Ненгуа Маванжу – Киуа Матамба! (Госпожа ветров! – Приветствуем Матамба!)
10. Нкиси Нданда Лунда/Кисимби/Нсамба



Это женский Нкиси – ближайший аналог Ориша Ошун. Нкиси Кисимби живет в пресной воде – это реки, водопады, озера. Обычно для нее оставляют приношения (кудиа) на берегу водоемов или в самой воде. Эта Нкиси рассматривается как хозяйка материнства, богиня любви, красоты и сладострастия. Она может быть и колдуньей, хитрой, красивой и изворотливой, может быть и сильным воином, в зависимости от ситуации и рассматриваемого проявления.



Также эта Нкиси является покровительницей богатства и роскоши, «гламура». Как богиня материнства она отвечает за развитие ребенка еще в утробе матери.



Она любит устраивать интриги, распускать сплетни, секретничать, обсуждать красивые вещи и достоинства мужчин, хихикать, танцевать и улыбаться. Она красива, на нее все смотрят и все поражаются ее совершенным и желанным телом, зная это, она блистает в обществе и всегда имеет успех у мужчин. Это типично женские черты и характеристики. Она есть Любовь и Нежность. Но любовь, не становящаяся страстью, не безумная, но спокойная и продолжительная. Она может провоцировать измены, используя магию для возбуждения любви в желаемом мужчине.



Эта Нкиси как покровительница богатства владеет всеми золотыми и драгоценными изделиями на свете. Она и есть собственно золото – желтый, золотистый и оранжевый цвета являются ее любимыми.
Приветствие: Мамето Маза Мазенза – Нданда Лунда э! (Мать пресных вод – это Нданда Лунда!)11. Нкиси Темпо/Китембо

Этот Нкиси является божеством погоды. Изменения, бесконечные жизненные циклы природы и сила жизни сокрытая в этих циклах и изменениях – эти атрибуты делают этого Нкиси близким, в определенном смысле, Ориша Ироко.

Это Нкиси изменений климата, смены сезонов, изменения погоды. Все в мире следует порядку из 4 стадий – рождение и развитие (1), становление (2), расцвет и принесение плодов (3), осознание свершенного и проявление последствий или умирание (4). Эти 4 стадии образуют цикл, который повторяется без конца, образуя спираль развития и эволюции. Центральная сила, ось, вокруг которой и происходят эти циклические движения и есть Нкиси Темпо – повелитель жизни и циклов времени.
Время очень важный фактор в жизни на земле и в зависимости от того, как мы проживем тот или иной промежуток времени зависит то, какого уровня успеха мы добьемся. Чтобы время не прошло впустую и принесло успех – последователи Кандомбле обращаются к Нкиси Китембо.

Этот Нкиси часто называется Царем Нгола. У входов в храмы Кандомбле Анголы и Конго, как правило, растет дерево Гамелейра (или «белая фига»). Это аналог Сейба на Кубе или Ироко в Африке. Оно связано с Нкиси Нзази и представляет собой воплощение Нкиси Китембо. К массивным корням этого дерева обычно приносят свои подношения последователи Кандомбле.

Как Мировое Древо или Древо Жизни, Темпо в виде дерева Гамелейра рассматривается как первый дар земли человеку – оно стоит с начала времен, обозначает силу жизни и плодовитости, все видело в прошлом с начала времен и увидит все в будущем, дожив до конца времен.
В действительности Китембо представляя мировую ось, является первым владельцем или Царем народа Нгола. Его обозначает также высокий шест, с флагом на нем - ось мира. Флаг говорит о жизни народа, нации, то есть сынов Всевышнего.

Существует легенда, согласно которой существовал человек, который имел множество планов и все старался выполнить сразу, однако, у него мало что получалось. Однажды, раздосадованный этот человек взмолился Всевышнему Нзамби и Тот, услышав молитвы, сказал: «По всей видимости это была моя ошибка создавать таких людей, как ты, ведь ты слишком поспешен и все делаешь второпях». На что человек ответил Нзамби: «Это не была Ваша ошибка! Проблема в том, что я хронически не успеваю ничего сделать из того, что запланировал, ведь времени всегда не хватает, и оно пролетает как мгновение, а часы и минуты – это мизерные промежутки времени!» Тогда Нзамби решил сделать этого человека хозяином времени, чтобы тот мог распоряжаться им как ему заблагорассудится – так родился Нкиси Китембо/Темпо.

Приветствие: Нзара Китембо – Китембо Ло! (Слава Китембо – Время Китембо!)



12. Нкиси Зумбаранда

Это наиболее древняя Мать из всех Нкиси женщин. Она есть аналог Ориша Нана, очень уважаема, полная тайн, трансцендентального знания и загадок. Она есть и рождение, и смерть, поскольку представляет материю, из которой создан человек. Она близка к На Калунга первой женщине Нзамби ставшей согласно мифам демоном Мулунги Мужимо. Это очень страшная и могущественная Нкиси.

Эта Нкиси ассоциируется с болотом, глиной, болотной жижей, землей. Согласно мифологии Банту между миром Мвумбе (мертвых) и Людей существует портал. Есть легенды, которые рассказывают о связи между этими двумя мирами, через которую люди опадали в мир мертвых и возвращались назад. Как говорит миф, этот портал возник от взаимодействия света и тьмы и повелителем этого портала является Зумбаранда.

Эта Нкиси обычно используется для очисток, что, по сути, означает новое рождение от этой Великой Матери. Приветствие: Мамето Иши Онока – Зумбаранда! (Мать Сырой Земли – Зумбаранда!)



13. Нкиси Вунжи/Вунго

Этот Нкиси представляет собой радость и веселье детства и юности, это самый юный из всех Нкиси – аналог Ориша Ибежи – Божественные Близнецы, представляющие силу и единство противоположностей. Имена близнецов Вунжи – Нгонго Гоулнголони и Нгонго Майомбензо. Как и Мпамбунжила Нкиси Вунжи призывается в любом ритуале или сессии почтения Нкиси и если он не был удовлетворен, то, как и Мпамбунжила, может строить козни и мешать. Вунжи использует различные трюки, играя с людьми, иногда в добрые игры, а если же человек разозлил этого Нкиси то и злые игры. Этот Нкиси несет с собой энергию детства и юности, радость, веселья, беззаботность, наивность, капризы, смех. Именно этот Нксиси является покровителем всех детей вне зависимости от того какой Нкиси является родителем того или иного ребенка.

Эта энергия пробуждает в нас чувства прекрасного, воспоминания о теплом родительском доме из детства, шалостях детей, дает радость и счастье, которые приносят дети и их сияющие от восторга и детской наивности глаза.

Заботьтесь о своих и чужих детях, давайте им ласку, любовь и делайте так, чтобы они улыбались, будь то ваши дети или же чьи-то чужие, возможно, те, что одиноки, без родителей и без дома. Принося радость детям, вы радуете Вунжи, и он будет радовать вас снова и снова.

Приветствие: Вунжи Пафунди – Вунжи ээ! (Счастье Вунжи – это сам Вунжи!)



14. Нкиси Лемба/Лембаранганга/Лемба-Дилэ/Жакатамба/Гангайобанда/Нкассутэ/Кукурукайа

Этот Нкиси, будучи аналогом Ориша Обатала/Ошанла, является самым важным и главным среди Нкиси. Это божество было создано как последователь Всевышнего Нзамби Апунгу. Он представляет власть Всевышнего в мире, закон морали и правосудие Всевышнего.

Этот Нкиси живет на возвышенных и удаленных местах, где чувствуется его уединение, покой, медитация и размышление. Это Нкиси созерцания и проникновения в суть вещей и явлений. Он есть источник разума людей. Это равновесие вселенной, жизни, завершение хаоса и путаницы. Хаос, суматоха и страсть, которые могли быть привнесены различными божествами, например, Нкиси Зумбаранда развеивается и сквозь тучи пробивается солнце, принося ясность и понимание – это энергия Лемба.

Лемба – это, как правило, старец, который прожив долгую жизнь и получив знания обо всем, спокойно созерцает течение жизни и приход смерти, понимая, что смерть – это естественная вещь, она не властна над разумом и духом существа, но лишь переносит сквозь портал бессознательного, где главенствует Нкиси Зумбаранда, в мир духа.

Как и с Ориша Ошанла, имеющим два проявления в кандомбле – Ошалуфа-старец и Ошангийан-принц, применительно к Нкиси Лемба гвоорят о об аналогичных двух ипостасях. Первая ипостась – это Лемба-Дилэ – это молодой и воинственный Лемба, аналогичный Ошангийан, конфликтующий и находящийся на пути борьбы и поиска знаний. Вторая ипостась – Лембаранганга – старый и мудрый, находящийся в спокойствии и медитации – аналог Ошалуфа. Иногда последняя дорога именуется Лембаранганга-Кукурукайа.

Мпамбунжила – тот, кто приносит хаос и суматоху, тот, кто устраивает конфликты и противоречия. Этим хаосом Мпамбунжила заставляет мир двигаться, решать проблемы и развиваться. Лемба, в противовес Мпамбунжила, приносит покой через понимание и осознание. Мпамбунжила начинает жизнь с самого зачатия ребенка отцом и матерью, Лемба – заканчивает жизнь, к старости, будучи мудрым и всезнающим. В Кандомбле, Лемба рассматривается Нкиси близким к смерти (Калунга Нгомбе).

Аналогично истории с Орунмила/Ифа, который в Кандомбле понимается как одно из проявлений Всевышнего и близкий к Ориша Ошанла, Нкиси Кассумбенка (аналог Орунмила), рассматривается как проявление Всевышнего и близкий к Нкиси Лемба. Иногда говорят, что Кассумбенка – это просто Лемба-предсказатель. Женщины не могут быть жрицами Кассумбенка, но только мужчины.

Првиетствие: Калаэпи Сакула Лемба Пембелэ! (Приветствуем Господина Мира!)
न प्रथमदृष्ट्याः किन्तु यावन्न प्राणवियोगः।
आत्मा प्रेमेश्वर इति वस्तुत्रये मम श्रद्धा॥
Ответить


Похожие темы
Тема: Автор Ответов: Просмотров: Посл. сообщение
  Таинства традиции Кандомбле д'Ангола bruja 0 2,301 16.04.2015, 02:33
Посл. сообщение: bruja
  Ритмы кандомбле к традиции Кету bruja 0 2,038 16.04.2015, 02:31
Посл. сообщение: bruja
  Кандомбле Жеже (Candomble Jeje). bruja 0 1,869 16.04.2015, 02:24
Посл. сообщение: bruja

Переход:


Пользователи просматривают эту тему: 1 Гость(ей)