Наверх
Многоуровневая структура общества
#1
Многоуровневая структура общества


Многоуровневая структура общества является следствием длительного пути эволюции человека и по сути дела отражает одновременное сосуществование на Земле людей, находящихся на разных этапах духовного развития:


1. "Работники" (условное название) - те, кто нарабатывает основу личности, индивидуальность. Они не могут воспринимать абстрактные модели, их мышление связано исключительно c физическим миром, они способны лишь к четкой и понятной деятельности, желательно - монотонной и однообразной. Интересы исчерпываются физиологическими потребностями и простыми развлечениями. Могут принимать мелкие бытовые решения, но в более глобальных областях следуют за людьми более высоких уровней. Практически не способны к рассуждениям об абстрактных вещах, однако могут наработать качества практической смекалки. Могут проявлять лишь простейшие эмоции.


2. "Купцы" - нарабатывают качества обмена информацией, общения (в различных сферах). Могут воспринимать элементарные абстрактные модели на уровне запоминания и описаний реальности (бытовая психология), не способны их осмысливать и развивать. Рассматривают абстрактные модели (идеологии) как данности, не способны за них самостоятельно сражаться. Занимаются общением друг с другом (и всеми профессиями, основанными на этом - торговлей), оборотом материальных и духовных ценностей (последних - без использования). Образ жизни предусматривает удовлетворение физиологических потребностей и общение, от бытового до сексуального, а также накопление денег как средства удовлетворения потребностей и критерия успешности в общении.


3. "Воины". Это этап дальнейшей наработки личности, проявляющийся в усилении ее границ и самоопределении в обществе. Здесь индивидуальность нарабатывается уже до такой степени, что человек начинает сильно отличаться от остальных, и эти отличия для него весьма существенны, но они еще жестко не оформились, поэтому возникают жесткие взаимодействия с окружением. Нарабатываемые качества - воля, твердость, стойкость, способность удерживать фиксацию.

Взаимодействия могут быть двух типов. В первом случае для человека особое значение приобретает его положение в обществе, его статус среди других себе подобных. Он начинает бороться за власть, за признание его "наиболее сильным" со стороны других. Власть, к которой стремится "воин", основана именно на признании со стороны остальных. Это этап конкуренции друг с другом, при такой конкуренции может выстраиваться иерархия среди "воинов" по степени "силы" (более сильного признают таковым остальные). Образ жизни - постоянная конкуренция, тренировка, воспитание готовности к битве, "дух воина".

Другая часть воинов тяготеет не к индивидуальной конкуренции, а к служении некой идее и к битвам за нее. При этом они не осмысливают идею, а принимают ее как данность и стремятся заставить служить той же идее как можно больше людей. Принцип конкуренции соблюдается и тут, но конкурируют здесь не индивидуумы, а сообщества, объединенные идеями.

"Воины" могут воспринимать абстрактные идеи, но лишь связанные с их кастой или идеологией ("путь воина", "бусидо"), вместе с тем осмысление этих идей им еще недоступно.


4. "Мудрецы". Это этап развития уже собственно "человека разумного", это люди, которым прежде всего интересно работать с информацией и исследовать окружающий мир (как самоценность, а не как средство для достижения более "низкокастовых" целей). На первом этапе, "входа на уровень", человек начинает осмыслять картину мира, которой он пользуется, осознавать ее и исследовать. Это период битв, но уже не методом принуждения, а методом обсуждения и осмысления. (Примерно в этом "диапазоне" находится большая часть современной науки.) На дальнейшем этапе человек может самостоятельно менять используемую модель мира, выбирать между ними, а при завершении входа на уровень - и самостоятельно создавать такие модели.

В какой-то степени уровень человека показывает его способность воспринимать абстрактные понятия, осознавать и строить в сознании сложные многомерные модели. Также с ростом уровня развития повышается сложность переживаемых эмоций: то, что на первых уровнях проявлялось лишь как бинарное ощущение "хорошо"-"плохо", "приятно"-"неприятно", на высших уровнях становится тем сложным переплетением ощущений и тонких чувств, которое так любят описывать поэты.

Наработка качеств каждого уровня происходит крайне медленно и сложно, поэтому в каждый конкретный момент социум можно рассматривать как состоящий из людей разного уровня без учета возможного перехода между ними.

По наблюдениям, соотношение численности людей на соседних уровнях составляет примерно 1:20 - 1:40 (т.е. на одного "воина" приходится 40 "купцов" и 1600 "работников"). Вместе с тем люди схожего уровня склонны общаться в основном между собой, поэтому в круге общения каждого человека обычно оказывается максимальное количество людей своего собственного уровня. По образу же жизни можно сказать, что "высшее низшему непонятно, низшее высшему неприятно".

С помощью массированного внешнего воздействия человека можно временно сместить на соседний уровень, но если уровень выше - он там не удержится (т.к. не способен осознавать, что происходит, и при прекращении воздействия вернется на свой базовый уровень), если ниже - это будет для него неприятно.

В своем естественном состоянии, без целенаправленного внешнего вмешательства общество самопроизвольно складывается в иерархическую структуру. "Работники" создают материальные ценности, "купцы" налаживают систему обмена этими ценностями (изымая их часть), "воины" обеспечивают управление системой (изымая большую часть ценностей), "мудрецы" занимаются познанием окружающего, определяют картины мира и модели, по которым живут предыдущие касты, хранят знания и создают новые технологии. При этом люди каждого уровня нарабатывают необходимые им качества.

Технический прогресс приводит к тому, что все касты становятся вынуждены работать не только с материальными, но и с информационными ценностями, но принцип этой работы не меняется.

Воздействие внешней идеологии "равенства" приводит к тому, что люди низших уровней (каст) начинают целенаправленно лезть в делание высших, с которым они справляться не могут. При попытках занять места 2 и 3 уровней это приводит к проблемам у самих занимающих ("работника", полезшего в мир "купцов", легко облапошат, "купца" в мире "воинов" просто раздавят). Но когда эти касты претендуют на делание "мудрецов", на определение ценностей общества, они уничтожают самый вектор развития людей - вместо знания и мудрости в качестве высшей ценности ставят "победу в конкуренции" и примитивную власть над людьми (каста воинов) или банальные богатство и "успех у др.пола" (каста купцов), высшие же мотивации и ценности отвергаются вследствие непонятности. Это губит общество в целом, поэтому идеология равенства - вирус, разрушающий социум, уничтожающий его вектор развития и приводящий к господству примитивных низкокастовых идеологий в качестве "высших ценностей".

Следует помнить, что социальная структура общества отнюдь не обязательно соответствует уровневой. Так, в случае резкого усиления какой-либо касты из-за определенных условий или внешнего воздействия социальное положение более высоких каст может резко ухудшиться ("воины", дорвавшиеся до безграничной власти, могут захотеть подчинить себе и "мудрецов"). Кроме того, жесткая социальная структура со временем перестает соответствовать реальной сама по себе, вследствие изменений последней. В таком случае рано или поздно общество претерпит преобразование, по мере возможности восстанавливающее естественную структуру. Так, перед революцией в России в низших социальных слоях оказалось огромное множество представителей высших каст, в то же время верхние социальные слои (дворянство) заполнили лица низших уровней. Слом социальных границ после революции во многом исправил данную проблему.

Понимание многоуровневой структуры общества позволяет каждому человеку определить своё реальное место на эволюционной лестнице, определить свои текущие и дальнейшие задачи, понять окружающих людей, их мотивацию, их поведение.

Проходя свою касту, человек нарабатывает ряд качеств, которые в итоге, будучи собранными, дадут некую высшую структуру, "суть" касты. При этом данные промежуточные качества у разных каст в некоторой степени подобны. После сборки "сути" касты человек переходит дальше и начинает нарабатывать следующий уровень (т.к. собранная структура уже не требует наработки, не "тянет на себя").

Например, в кастах "купцов" и "воинов" этапы развития внутри касты можно описать примерно так.

1. Вначале человек знакомится с новым уровнем своего развития, с правилами, существующими в касте.

"Купец": это самые простые, примитивные сознания, которые в принципе умеют что-то делать, если их научить, но слабо способны общаться. Они ещё не понимают, чего "хотят в жизни", легко управляемы, обычно безответственны (без внешнего воспитания), но стремятся к взаимодействию с людьми.

"Воин": уже более сложное (в полной мере научившееся общаться) сознание, которому претят ценности предыдущего этапа, и он стремится наработать качества "воина", власти.

2. Затем он пытается осознать себя и окружающий мир на текущем уровне.

"Купец": этап описаний. Человек интересуется всем вокруг, пытается всё это описывать, обговаривать. Этап большого количества обмена информацией описательного характера без её осознавания (пример - пресловутая передача "Дом-2", прямо-таки школа для людей этого этапа).

"Воин": человек, дошедший до этого этапа, изучает, как ему достичь того, что он хочет, как выбрать нужное направление. Он ещё не имеет целеустремлённости, но лишь мечтает о будущей власти и "воинских" качествах, выбирает, куда ему направиться. Это период обсуждений и выяснений, "куда идти" (ещё без собственно движения).

3. Затем он, поняв, что тут нужно делать, начинает накапливать то, что нужно.

"Купец": начинает целенаправленно копить деньги, связи, друзей. Именно к этому этапу относятся люди, которые (без внешнего воздействия) стремятся заполучить побольше половых партнёров, побольше разнообразных друзей, просто побольше денег и вещей.

"Воин": начинает бороться за власть (над собой, над другими). Это этап, когда человек ставит своей целью максимально развить в себе качества "воина", или воспитать себя, или подчинить других. Обычно таковые идут на низовые должности в группировках, начинают заниматься боевыми искусствами, муссируют мораль "смелости", "отваги".

4. Это этап, когда человек обучается не только брать готовое, но и создавать новое.

"Купец": здесь, отработав умение "тащить на себя" мужчин-женщин, деньги, друзей, человек учится создавать новое, "создавать отношения", создавать "свое дело", убеждать человека стать своим другом.

"Воин": став "управителем" чего-либо, человек начинает пробовать эту власть применить (т.е. "создать новую власть", ограничить поведение подвластных как-то ещё). Акцент с собственно власти здесь смещается на "правила", "понятия": если на предыдущем этапе человек стремился просто получить власть, то здесь - принудить подвластных жить по правилам, по понятиям, изменить их поведение. Именно таковые составляют основную часть "пропагандистов морали", "блюстителей чести", именно такие люди, например, в том же ЖЖ постоянно пытаются насадить некие "правила, как должны жить люди". Однако эти их "свои мнения" всегда являются заимствованными, т.е. это адепты готовых систем этики, а не творцы. Среди чиновников именно таковые "проявляют инициативу", придумывая по зову сердца некие новые законы (обычно лишь портящие жизнь людям).

Люди касты "купцов" в норме т.н. "своего мнения" не имеют вообще, их поведение скорее можно назвать инстинктивным (и оттого столько наблюдений, что "капитал аморален", что "сексуально успешные люди часто бывают негодяями"). Поведение с "высказыванием мнения" современным людям этой касты навязано вредоносным воздействием в результате неадекватного воспитания.

5. На этом этапе человек учится своё созданное "новое" делать "живым", т.е. живущим самостоятельно, без дополнительных усилий с его стороны - в том числе посредством выделения сути этого нового, "ядра".

"Купец": это те, кто создаёт успешные фирмы, кто "играючи" заводит новых партнёров и друзей ("люди с огоньком"), кто умеет "вдохнуть жизнь и огонь" в отношения, в фирму, в людей. У таких людей то, что на предыдущем этапе получалось с трудом и усилиями, здесь получается сразу, само собой.

"Воин": это период выделения самой сути "власти", жесткости и управления. На этом этапе человек начинает задумываться о сути морали, правил, принципов (ранее просто ими управлялся или убегал из-под них). Сюда же относятся всевозможные "кодексы чести", "кодексы воина", тут человек пробует выделить из власти "суть", "дух", что обычно и превращается в "понятия", "честь", "мораль", которые впервые создаются тут на основе "спущенной сверху" картины мира (а, будучи готовыми, используются и внедряются людьми предыдущего этапа). В жизни это "начинающие фюреры", которые учатся "зажигать людей идеей".

6. Это этап "роста". Здесь то, что было создано на предыдущем этапе, растёт и развивается. Качество успешно получено, если такой рост сам происходит самостоятельно.

"Купец": это те, кто не только "вдохнёт жизнь и огонь" в отношения, в фирму, в дружбу, но и сможет делать это постоянно.

"Воин": "кодекс воина", который сам заставляет человека вести себя определённым образом, без дополнительных усилий с его стороны, человек на этом этапе уже не принуждает себя "быть честным", а не может без этого жить, он сам растёт в рамках этого "кодекса".

Дальнейшие этапы связаны с завершением сборки "сути" касты - например, "купец" обучается управлению ростом того, что он уже умеет создавать, затем - преобразованию всего вокруг в "растущее" (умение сделать из неуспешного - успешное, из плохого - хорошее), ну и, затем, полной реализации всех своих качеств (возможность создавать, развивать и управлять большими системами связей и взаимоотношений).

Разделение на этапы в некоторой степени условное, но сути это не меняет - каждый следующий этап является закономерным итогом предыдущего: научившись брать и использовать готовое, стоит пробовать создать новое, а потом сделать созданное живым, а потом вдохнуть в живое дух развития, а потом его развивать...

Скорость прохождения касты стремительно увеличивается при приближении к её концу (начиная где-то с 4 этапа), т.к. собираемая структура "сути" начинает стремиться достроиться, тем самым побуждая своего носителя к соответствующему поведению. Первые этапы каждой касты без внешнего направляющего воздействия обычно проходятся довольно долго. Поэтому распределение количества людей по качествам внутри касты представляет собой точно такую же "пирамиду": больше всего будет народа на этапах 2 и 3, людей же, достигших вершины касты, окажется очень мало (как мало в мире супербогачей и сверхуспешных людей, правителей и королей). Кроме того, будет выполняться и общий закон соотношения численности каст (примерно 1:40), таким образом, основная часть населения планеты представлены 2 и 3 этапами касты "купцов" и в меньшей степени 2 и 3 касты "воинов".

Следует обратить внимание, что место на этой "лестнице качеств" определяется качествами сознания, поведение же и успехи человека являются производными. Так, "купец" с собранным качеством "вдыхания жизни и огня" может как быть успешным предпринимателем, так и обычным наёмным работником, который, с другой стороны, каждый свой союз с женщиной может легко превратить в ослепительный роман для обоих. Того же, кто умеет "управлять ростом созданного", очень даже могут заприметить по успехам на работе и поставить руководить финансами в фирме. Человек с почти собранным верхом касты "воинов", скорее всего, добьётся реальной власти, удержит её и будет способен превосходно управлять - но в то же время ему может и не повезти, и он не будет занимать сколь-нибудь значимых постов, хотя вероятность этого неизмеримо ниже, чем для человека начала касты.

На начальном уровне касты "мудрецов" человек стремится познавать окружающий мир, создаёт в своём сознании модели, структуры, концепции, идеологии, участвует в интеллектуальных "битвах" за них. Как и начальный этап любой другой касты, он довольно многочисленный, хотя и гораздо меньше по численности, чем предыдущий аналогичный уровень. Именно на этом уровне обычно находятся реальные учёные, философы, исследователи - те, кто реально может осознавать мир, а не просто служить чужим концепциям (это "воины") или пропагандировать их, не понимая (это "купцы").

Для прохождения каждого качества вовсе не обязательно осваивать его полностью, "поперёк и вдоль" - нет, есть некий "обязательный минимум", которого достаточно для формирования минимально устойчивой структуры. Поэтому то или иное пройденное качество может быть недоработанным, недостаточным для его активного функционирования. Поэтому "мудрец" начального этапа вовсе не обязательно будет именно превосходным "воином" или "купцом", он лишь в принципе сможет работать и на тех уровнях. Есть люди, которые по тем или иным причинам останавливаются на том или ином этапе, тогда они могут проработать его до совершенства, но это бывает редко.

В описании выше указаны те делания, которые являются основной целью жизни и основной мотивацией человека. У людей, прошедших то или иное качество, оно будет иметься (и использоваться при необходимости), но заниматься деланием по его применению ему будет неинтересно.

В начале каждой касты существует некоторый период, когда могущество человека (его способность влиять на окружающий мир) меньше, чем на высших качествах предыдущей касты. Так, начинающий "воин" значительно слабее, чем успешный бизнесмен (у последнего больше возможностей добиться своего в социуме, чем у такого "воина"), но уже к середине касты (примерно уровень 4-5 в "лестнице качеств") способности сопоставимы (например, чиновник средней руки вполне может разрушить и подчинить даже самый успешный бизнес самого успешного "купца"), далее же высшая каста гораздо могущественнее в любом случае. Люди начала уровня "мудрецов" точно так же имеют меньше возможности влиять на мир, чем верхушка третьей касты, но их возможности вполне сопоставимы с продвинутыми "воинами" (могут легко решить разумом проблему, которую такой воин будет долго решать своими способами), а, начиная с определённого уровня, могуществу "мудрецов" никакие действия "воинов" противостоять не могут.

Данная схема структуры общества определена на основе исследований окружающего мира как наиболее точно отражающая процесс развития человека. Прямое подчинение меньших высшим кастам является попросту способом наиболее эффективного развития посредством копирования с высших нужных качеств. При отсутствии внешнего влияния общество складывается естественным образом несколько менее эффективно, но более устойчиво: так, начинающие "мудрецы" занимают места советников и специалистов при успешных "воинах", тем самым переваливая на таких воинов всю ответственность и все проблемы за реализацию своих решений. (Точно так же начинающие "воины" нередко ходят в слугах у успешных "купцов".)

Процесс "подчинения посредством кулаков" характерен для воздействия, оказываемого человеком касты воинов. "Мудрец", которому нужно подчинить кого-либо, будет действовать иным, более результативным методом (в общем его можно описать словами "создание воину условий, в которых он будет вынужден поступить нужным образом").

*****

"Односторонняя" проработка того или иного уровня в некоторой степени предопределит направление развития в проработанную сторону. Кроме того, при необходимости реализации качества этого уровня человек столкнётся с рядом трудностей.

Например, если человек прошёл всю касту "купцов" исключительно работой с финансами и связями (например, в каком-либо "ордене" подобного толка), не занимаясь проработкой стороны общения с противоположным полом и с друзьями, то у него и дальше будут сложности в реализации качеств социального общения. А это, вкупе с наработанными качествами "деятельности в структуре", скорее всего, приведёт к тому, что в качестве места своего дальнейшего развития он выберет какой-нибудь религиозный орден, монастырь, а не проработку уровня "воина" в социуме и в конкуренции между людьми. Он относительно быстро достигнет уровня "мудрецов", но весьма значительные части жизненного опыта у него окажутся непроработанными и сложными в реализации. В результате в том случае, если условия в социуме резко изменятся (например, сейчас роль монашеских орденов ничтожна, а в своё время они подчиняли себе цивилизацию), он получит серьёзные проблемы в своём дальнейшем развитии.

С другой стороны, проработать до конца низшие уровни с более высоких можно проще и быстрее, чем при "законном" движении. Так, для полноценной проработки каких-нибудь качеств "купца" мудрецу потребуется в десятки раз меньше времени, чем "купцу" того уровня. Собственно, во многом ради этого и создавались монастыри: это возможность дать человеку средства быстрого, хоть и однобокого развития, в надежде на то, что он впоследствии с более высокого уровня сам завершит проработку пропущенного. Вместе с тем такая проработка зачастую сопряжена с проблемами отсутствия интереса к пройденным этапам, поэтому обычно к ней вынуждает сама жизнь.

Прохождение касты не всегда выполняется полностью, с первых качеств до последнего. В общем случае можно сказать, что первую половину касты человек нарабатывает базис (развивается вверх), а вторую - расширяет и оттачивает наработанные качества (развивается вширь). Поэтому нередки случаи, когда, наработав нужную основу (этапы 4-5), человек предпочитает продолжить "вертикальное" развитие, интересуясь деланием следующей касты, а не завершает свою текущую задачу, достигая вершин мастерства на своём уровне.

Подобный подход ускоряет развитие, но лишает человека мощной основы и устойчивости. Кроме того, развитие личности в таком случае получается однобоким: прорабатываются лишь некоторые аспекты касты, но отнюдь не весь спектр качеств. С другой стороны, наработать качества предыдущей касты проще и быстрее с более высокой позиции.

Антон Орлов (командорство "Рубедо"), 2010 г.
_______________________________________________

Ответить


Переход:


Пользователи просматривают эту тему: