16.03.2015, 14:57
(Последний раз сообщение было отредактировано 16.03.2015, 15:00 пользователем Милана.)
Божества в Викке
Любая религия из существующих на земле несет в себе принцип наличия божества - духовной сущности, невидимой простому человеческому глазу, но способной общаться с человеком путем воздействия на чувства и подсознание. Этот простой факт в определенном смысле роднит между собой и Викку, и христианство, и иудаизм, и ислам, и индуизм. Вопрос в общении представителей всех этих религий остается открытым, пожалуй, только в отношении численности божеств, которых следует чтить. Приверженцы наиболее древних религиозных систем придерживаются мнения о том, что божеств существует довольно много и среди них присутствует некая иерархия, ибо без нее невозможен порядок в контролируемой ими вселенной. Сторонники системы единобожия отвечают на этот тезис возражениями, но, говоря о собственных взглядах на мироустройство, окружают свое единственное божество сонмами ангелов и прочих служебных духов, без которых Верховное божество почему-то не может обойтись несмотря на свое всемогущество и вездесущность.
Впрочем, перечисленные выше религии несколько различаются также и в понимании роли духовных сущностей и их отношения к материальному миру вообще и к человеку в частности. Монотеистическим религиям более свойственно делить духовный мир на два противоположных полюса, один из которых, возглавляемый непосредственно Верховным божеством, неизмеримо прочнее и сильнее противоположного, где засела оппозиция в лице мятежных ангелов, которые рано или поздно будут пойманы и наказаны за сопротивление божеству и вред, наносимый ими человечеству. Политеистические религии, напротив, рассматривают духовный мир как нечто единое, целое, где каждое божество исполняет свой труд, ведя созидательную или разрушительную деятельность. В понимании язычника нет абсолютного добра и зла, они существуют только субъективно, в человеческом восприятии событий. Но созидание и разрушение, свет и тьма, жизнь и смерть, постоянно сменяющие друг друга в вечном круге бытия, равноценны между собой и ничто из них не обладает преимуществом перед противоположностью.
Викка - религия политеистическая, и этот факт характеризует ее как миролюбивую философию, представители которой всегда готовы к компромиссу и сотрудничеству с приверженцами других политеистических течений. Среди определенной части виккан существует мнение, что все известные боги являются всего лишь различными проявлениями единого Божества, но Викка - религия не пантеистическая, поскольку является прямой наследницей шаманских традиций палеолита и, следовательно, в ней господствует идея анимизма: у каждого человека, животного, растения, природного явления и даже предмета имеется собственная душа как независимое начало. Души природных явлений - и есть божества, этими явлениями управляющие. Все сущее рождено Великой Матерью, но, родившись, живет своей жизнью, отныне не являясь частью Ее, а лишь подчиняясь (или не подчиняясь, если не желает, обладая свободной волей) Ее законам.
Говоря о Викке, следует прежде всего иметь в виду, что это культ матриархальный. Это означает, что характер Верховного Божества виккан не похож не характер единого бога монотеистических религий. В Викке господствует материнский архетип, благодаря чему последователи этой религии отвергают идею тотальной слежки с небес и вечного наказания за грехи.
"Переживание сакрального психологически может иметь различные архетипические аспекты, важнейшими из которых являются материнский и отцовский, - утверждает А. Арапов в своем труде "Мистерии Богини Матери на востоке и западе". - Архетип отца предполагает в первую очередь требовательность и строгость, справедливый суд и жесткое подчинение заповедям. Материнский аспект религии предполагает ничем не обусловленное человеколюбие, готовность прийти на помощь человеку-ребенку в любых ситуациях и в любых нуждах, независимо от того, каков этот ребенок. С этими моментами тесно связаны два последующих. Материнская забота, материнское внимание распространяются на все сферы жизни ребенка; нет такой, на первый взгляд, мелкой или незначительной области в жизни ребенка, которая была бы не важна для матери. Для нее важно и ценно в ребенке и его существовании просто все, - в том, что касается ее чада, для матери нет мелочей. Отец сосредотачивает свое внимание на тех моментах в развитии ребенка, которые представляются ему более важными. Это прежде всего сфера социальная - то, что касается учебы, воспитания необходимых для жизни в социуме качеств и т.д.
Таким образом, в материнском аспекте религиозности мы можем ожидать тотальной сакрализации всех сторон человеческой жизни. Священными могут быть любые повседневные действия, если они совершаются в лоне традиции. Нет объектов, явлений и действий безусловно профанных, все причастно живительной силе Матери. Отцовская сакральность более избирательна, и граница между священным и мирским здесь намного жестче и резче. Определенные сферы жизни выделяются и освящаются, другие же рассматриваются как не заслуживающие внимания или даже как нечистые и греховные. Противопоставление "верха" и "низа", "приличного" и "неприличного", "духовного" и "материального" в отцовской традиции выступает наиболее отчетливо".
Поклонение Великой Богине и Рогатому богу в Викке считается классикой. Во многих викканских заклинаниях не употребляются даже их традиционные имена. Общепринятое толкование викканской теологии гласит, что Великая Богиня и Рогатый бог - архетипы противоположностей, из которых состоит вся Природа. Наличие противоположностей, в отличие от монотеистических взглядов, не означает борьбы между ними, а скорее указывает на гармоничность их сосуществования. Тем не менее, ряд викканских общин, следуя обычаям доисторической древности, ставит Великую Богиню во главе пантеона, где Рогатый бог, Ее сын и супруг, занимает лишь второе по значимости место. В самом деле, несмотря на провозглашаемое значительной частью виккан равенство полов, большинство обрядов, ритуалов, заклинаний и поэтических произведений в Викке посвящено именно Богине. Эсбаты, совершаемые тринадцать раз в году по лунному календарю, практически полностью посвящены магической силе Великой Богини. В большинстве случаев образ Рогатого бога является лишь вспомогательным, дополняющим общую картину. Поэтому, перефразируя Савла Тарсийского (в своем учении перевернувшего действительность с ног на голову), в соответствии с глубинной сутью викканского вероучения "всякий муж да боится жены своей".
Такое положение дел легко объяснимо, если учитывать тот факт, что по мнению ведьм, отраженный лунный свет, в отличие от рассеянного солнечного, сам по себе является магической субстанцией. Таким образом, сила магии в сознании виккан связывается прежде всего с личностью Богини, и именно поэтому Викка повсеместно признается не только матриархальным, но и лунным культом. Сила Рогатого бога, напротив, связана с Солнцем, что является отголоском первых патриархальных культов, признаваемых солнечными.
Великая Богиня и Рогатый бог в викканской мифологии выступают как Верховные божества, прародители всех прочих богов, - духов природы, - а также материального мира и всего, что он в себя включает. Боги охотно вступают в контакт с людьми, если те готовы и хотят общения с ними. Непосредственно к человеческим чувствам и подсознанию они обращаются во время молитв и совершения ритуалов. Соединение жизненной силы человека и божества во время близкого контакта производит магические явления.
Боги различны по характеру, возможностям и образу деятельности. Светлые и темные, они попеременно созидают и разрушают что-то в мире, постепенно доводя его до совершенства. В Викке отсутствует отрицательное отношение к тьме, разрушению и смерти, поскольку они являются частью единого процесса непрекращающегося бытия. С одинаковым уважением и почтением виккане совершают обряды в честь блистательной Бригиты, освещенной огнями, и мрачной Гекаты, окруженной сворой черных собак.
Великая Богиня и Рогатый бог в Викке рассматриваются как архетипы, поскольку они существовали всегда, до появления человечества и независимо от его представлений о них. "Младшие" божества, их дети, характеризуются словом "духи" в смысле форм в сознании, энергии и действия.
Любая религия из существующих на земле несет в себе принцип наличия божества - духовной сущности, невидимой простому человеческому глазу, но способной общаться с человеком путем воздействия на чувства и подсознание. Этот простой факт в определенном смысле роднит между собой и Викку, и христианство, и иудаизм, и ислам, и индуизм. Вопрос в общении представителей всех этих религий остается открытым, пожалуй, только в отношении численности божеств, которых следует чтить. Приверженцы наиболее древних религиозных систем придерживаются мнения о том, что божеств существует довольно много и среди них присутствует некая иерархия, ибо без нее невозможен порядок в контролируемой ими вселенной. Сторонники системы единобожия отвечают на этот тезис возражениями, но, говоря о собственных взглядах на мироустройство, окружают свое единственное божество сонмами ангелов и прочих служебных духов, без которых Верховное божество почему-то не может обойтись несмотря на свое всемогущество и вездесущность.
Впрочем, перечисленные выше религии несколько различаются также и в понимании роли духовных сущностей и их отношения к материальному миру вообще и к человеку в частности. Монотеистическим религиям более свойственно делить духовный мир на два противоположных полюса, один из которых, возглавляемый непосредственно Верховным божеством, неизмеримо прочнее и сильнее противоположного, где засела оппозиция в лице мятежных ангелов, которые рано или поздно будут пойманы и наказаны за сопротивление божеству и вред, наносимый ими человечеству. Политеистические религии, напротив, рассматривают духовный мир как нечто единое, целое, где каждое божество исполняет свой труд, ведя созидательную или разрушительную деятельность. В понимании язычника нет абсолютного добра и зла, они существуют только субъективно, в человеческом восприятии событий. Но созидание и разрушение, свет и тьма, жизнь и смерть, постоянно сменяющие друг друга в вечном круге бытия, равноценны между собой и ничто из них не обладает преимуществом перед противоположностью.
Викка - религия политеистическая, и этот факт характеризует ее как миролюбивую философию, представители которой всегда готовы к компромиссу и сотрудничеству с приверженцами других политеистических течений. Среди определенной части виккан существует мнение, что все известные боги являются всего лишь различными проявлениями единого Божества, но Викка - религия не пантеистическая, поскольку является прямой наследницей шаманских традиций палеолита и, следовательно, в ней господствует идея анимизма: у каждого человека, животного, растения, природного явления и даже предмета имеется собственная душа как независимое начало. Души природных явлений - и есть божества, этими явлениями управляющие. Все сущее рождено Великой Матерью, но, родившись, живет своей жизнью, отныне не являясь частью Ее, а лишь подчиняясь (или не подчиняясь, если не желает, обладая свободной волей) Ее законам.
Говоря о Викке, следует прежде всего иметь в виду, что это культ матриархальный. Это означает, что характер Верховного Божества виккан не похож не характер единого бога монотеистических религий. В Викке господствует материнский архетип, благодаря чему последователи этой религии отвергают идею тотальной слежки с небес и вечного наказания за грехи.
"Переживание сакрального психологически может иметь различные архетипические аспекты, важнейшими из которых являются материнский и отцовский, - утверждает А. Арапов в своем труде "Мистерии Богини Матери на востоке и западе". - Архетип отца предполагает в первую очередь требовательность и строгость, справедливый суд и жесткое подчинение заповедям. Материнский аспект религии предполагает ничем не обусловленное человеколюбие, готовность прийти на помощь человеку-ребенку в любых ситуациях и в любых нуждах, независимо от того, каков этот ребенок. С этими моментами тесно связаны два последующих. Материнская забота, материнское внимание распространяются на все сферы жизни ребенка; нет такой, на первый взгляд, мелкой или незначительной области в жизни ребенка, которая была бы не важна для матери. Для нее важно и ценно в ребенке и его существовании просто все, - в том, что касается ее чада, для матери нет мелочей. Отец сосредотачивает свое внимание на тех моментах в развитии ребенка, которые представляются ему более важными. Это прежде всего сфера социальная - то, что касается учебы, воспитания необходимых для жизни в социуме качеств и т.д.
Таким образом, в материнском аспекте религиозности мы можем ожидать тотальной сакрализации всех сторон человеческой жизни. Священными могут быть любые повседневные действия, если они совершаются в лоне традиции. Нет объектов, явлений и действий безусловно профанных, все причастно живительной силе Матери. Отцовская сакральность более избирательна, и граница между священным и мирским здесь намного жестче и резче. Определенные сферы жизни выделяются и освящаются, другие же рассматриваются как не заслуживающие внимания или даже как нечистые и греховные. Противопоставление "верха" и "низа", "приличного" и "неприличного", "духовного" и "материального" в отцовской традиции выступает наиболее отчетливо".
Поклонение Великой Богине и Рогатому богу в Викке считается классикой. Во многих викканских заклинаниях не употребляются даже их традиционные имена. Общепринятое толкование викканской теологии гласит, что Великая Богиня и Рогатый бог - архетипы противоположностей, из которых состоит вся Природа. Наличие противоположностей, в отличие от монотеистических взглядов, не означает борьбы между ними, а скорее указывает на гармоничность их сосуществования. Тем не менее, ряд викканских общин, следуя обычаям доисторической древности, ставит Великую Богиню во главе пантеона, где Рогатый бог, Ее сын и супруг, занимает лишь второе по значимости место. В самом деле, несмотря на провозглашаемое значительной частью виккан равенство полов, большинство обрядов, ритуалов, заклинаний и поэтических произведений в Викке посвящено именно Богине. Эсбаты, совершаемые тринадцать раз в году по лунному календарю, практически полностью посвящены магической силе Великой Богини. В большинстве случаев образ Рогатого бога является лишь вспомогательным, дополняющим общую картину. Поэтому, перефразируя Савла Тарсийского (в своем учении перевернувшего действительность с ног на голову), в соответствии с глубинной сутью викканского вероучения "всякий муж да боится жены своей".
Такое положение дел легко объяснимо, если учитывать тот факт, что по мнению ведьм, отраженный лунный свет, в отличие от рассеянного солнечного, сам по себе является магической субстанцией. Таким образом, сила магии в сознании виккан связывается прежде всего с личностью Богини, и именно поэтому Викка повсеместно признается не только матриархальным, но и лунным культом. Сила Рогатого бога, напротив, связана с Солнцем, что является отголоском первых патриархальных культов, признаваемых солнечными.
Великая Богиня и Рогатый бог в викканской мифологии выступают как Верховные божества, прародители всех прочих богов, - духов природы, - а также материального мира и всего, что он в себя включает. Боги охотно вступают в контакт с людьми, если те готовы и хотят общения с ними. Непосредственно к человеческим чувствам и подсознанию они обращаются во время молитв и совершения ритуалов. Соединение жизненной силы человека и божества во время близкого контакта производит магические явления.
Боги различны по характеру, возможностям и образу деятельности. Светлые и темные, они попеременно созидают и разрушают что-то в мире, постепенно доводя его до совершенства. В Викке отсутствует отрицательное отношение к тьме, разрушению и смерти, поскольку они являются частью единого процесса непрекращающегося бытия. С одинаковым уважением и почтением виккане совершают обряды в честь блистательной Бригиты, освещенной огнями, и мрачной Гекаты, окруженной сворой черных собак.
Великая Богиня и Рогатый бог в Викке рассматриваются как архетипы, поскольку они существовали всегда, до появления человечества и независимо от его представлений о них. "Младшие" божества, их дети, характеризуются словом "духи" в смысле форм в сознании, энергии и действия.