14.08.2021, 08:49
Что такое исламский календарь и какой год у мусульман сейчас?
Эти вопросы невозможно рассмотреть без детального рассмотрения того, как было установлено исламское летоисчисление и календарь, и что было взято за начало мусульманского года в исламском календаре.
Что является датой начала летоисчисления мусульманского календаря
Детально и подробно этот вопрос был рассмотрен в книге ибн Хаджара «Фатх Аль-Бари», в ней же даны были детальные комментарии к хадисам из сборника «Сахих аль-Бухари», который считают самым авторитетным мусульманским сборником хадисов. В этом сборнике автор приводит слова Сахля ибн Са‘да, сподвижника Пророка Мухаммада ﷺ который сказал о том, что сподвижниками не была установлена дата, когда Пророк Мухаммад ﷺ был послан, за дату отсчета календаря, как и не была установлена за начало отсчета дата его смерти.
Но начало отсчета календаря ведется с того момента, как Пророк Мухаммад ﷺ отправился в Медину.
Так сказано в хадисе, переданном Бухари.
Кто установил исламский календарь
Существует немало мнений о том, как исламское летоисчисление было установлено, и самым авторитетным из них является то, что решение об этом принадлежит второму халифу Умару ибн аль-Хаттабу. Это подтверждает и имам Абу Нуайм, который свидетельствует, что Умару написал Абу Муса аль-Ашари наместник халифа в Басре, что Умар присылает им послания, у которых нет числа. Умар собрал людей, и от них прозвучало предложение установить отсчет календаря с момента послания Пророка Мухаммада ﷺ, Али ибн Абу Талиб высказал предложение, что отсчет календаря следует начинать с момента переселения Посланника Всевышнего ﷺ, Умар ибн аль-Хаттаб прислушался к совету Али.
Выслушав все предложения, Умар сказал, что переселение было тем, что разделило «между истиной и ложью», поэтому с переселения и нужно начинать отсчет времени в календаре.
Этот разговор состоялся в семнадцатом году от хиджры. Большинство людей согласилось с его словами, но от некоторых прозвучало предложение начинать календарь с Рамадана. И тогда Умар сказал, что начинать календарь нужно с мухаррама, поскольку в это время паломники возвращаются из хаджа. С этим мнением согласились все.
Есть также сообщение о том, что Усман ибн Аффан указал во время этого собрания на мухаррам как на первый для отсчета календаря месяц, то есть и Умар, и Усман имели одинаковое мнение относительно начала отсчета календаря.
Почему была выбрана дата по хиджре (переселению)
Многих интересует ответ на вопрос о том, почему же для того, чтобы начать отсчет календаря и мусульманского летоисчисления, сподвижниками был выбран именно момент переселения Пророка Мухаммада ﷺ, а не дата его рождения или день его смерти, ведь эти даты также в Исламе могут быть очень важными.
Ответ на этот вопрос заключается в следующем: о дате рождения Посланника Аллаха ﷺ, как и о дне его послания существует много разногласий, и точно определить день представляется сложным.
А день смерти Пророка ﷺ сопровождался скорбью по нему, поэтому он также не был использован.
День переселения Пророка Мухаммада ﷺ – единственная из возможных точно установленных дат, поэтому она и была использована для календаря.
По словам имама ас-Сухейли, сподвижники в своем решении основывались на словах Аллаха
«Та мечеть, которая была построена с первых дней на богобоязненности…» в суре «Покаяние», где Аллах говорит о мечети аль-Куба, которую в Медине построили сразу по завершении переселения.
Всевышний говорит «первые дни», хотя ни первыми днями после переселения, ни первыми днями Ислама дни строительства мечети не были, но Всевышний Аллах подразумевает это, как первые дни, когда Пророк Мухаммад ﷺ получил возможность поклоняться Всевышнему без опасений, а Ислам начал набирать силу.
На основе этого указания было решено сподвижниками считать не день рождения Пророка Мухаммада ﷺ началом исламского календаря, а именно дату переселения Посланника Аллаха.
Основные сведения о мусульманском календаре
Исламский календарь – это лунный календарь, который мусульмане используют для того, чтобы определять даты религиозных праздников.
По мусульманскому календарю летоисчисление ведется от 16 июля 622 года григорианского календаря, когда состоялась хиджра, то есть переселение Пророка Мухаммада ﷺ, а с ним и первых мусульман в Медину из Мекки. Исламский календарь также называют календарем Хиджры.
По его структуре, сутки начинаются не в полночь, как это считает григорианский календарь, а с захода солнца. Начало месяца по мусульманскому календарю – день, в который лунный серп появляется на небе впервые в вечерние сумерки после полнолуния.
Неомения наступает через один-три дня после Новолуния.
Синодический месяц календаря мусульман длится около 29,53 суток в среднем, поэтому дней в месяце по мусульманскому календарю может быть как двадцать девять, так и тридцать.
Если Луну можно увидеть на небе после двадцать девятого дня вечером, то следующие сутки будут первыми в новом месяце.
Если Луну не видно, то наступающие сутки будут тридцатыми в текущем месяце.
Добавочным днем может быть только один, который используют для того, чтобы удержать новолуние вблизи первого числа месяца, и этот день включают в месяц зуль-хиджа.
И если дату Новолуния рассчитывают точно, то реальную видимость полумесяца сложно точно предсказать, поскольку это зависит от многих факторов, таких, как погода или географическое положение того, кто наблюдает, а также от оптических свойств атмосферы.
Предсказать, когда начнется следующий месяц, довольно проблематично, да и по продолжительности синодический месяц в календаре мусульман может быть короче, чем среднее значение, или длиннее.
Неомения может как раньше за день наступить, так и позже, чем средняя ожидаемая дата, того, как можно будет увидеть ночью Луну.
Как определяется начало месяца
Современные ученые сейчас применяют два подхода к тому, как определять начало месяца по исламскому календарю.
Есть страны, где сейчас определяют, когда начался новый месяц календаря, по фактической видимости зарождающейся Луны ночью: один человек, являющийся мусульманином и заслуживающим доверие, должен засвидетельствовать, что лунный серп появился, некоторые ученые считают, что свидетельство одного не достаточно.
Но большая часть стран мусульманского мира сейчас применяют для определения астрономические правила, с помощью которых рассчитывают заранее наступление неомении.
Разными правилами сейчас пользуются разные страны, но из-за того, что отсутствует один общий подход, на конкретный день, указанием однозначным считают сочетание года, числа и месяца. Поэтому сейчас в лунном календаре указывают и дни недели, чтобы устранить неоднозначность.
В Исламском лунном календаре в году – двенадцать месяцев, а дней, в отличие от григорианского, или триста пятьдесят пять, или триста пятьдесят четыре.
Разные мусульманские страны сейчас используют разные циклы, по которым чередуются обычные года, в которых триста пятьдесят четыре дня, и високосные, в которых - триста пятьдесят пять.
Високосные годы были введены в календарь, поскольку по длительности двенадцать синодических месяцев не составляют триста пятьдесят четыре дня точно.
В «Арабском цикле» - тридцать лет. Из них девятнадцать обычных, в которых триста пятьдесят четыре дня, и одиннадцать високосных, в которых триста пятьдесят пять дней.
Високосными годами являются второй, пятый, седьмой, десятый, тринадцатый, шестнадцатый, восемнадцатый, двадцать первый, двадцать четвертый, двадцать шестой и двадцать девятый.
В «Турецком цикле» - восемь лет, из которых високосными годами являются второй, пятый и седьмой. К последнему месяцу добавляют дополнительный день.
Исламский календарь подразумевает, что год будет меньше, чем год по солнечному календарю, на десять-одиннадцать дней, а месяцы в лунном годе относительно сезонов смещаются.
Если в каком-то году определенные месяцы мусульманского календаря приходились на лето, то через какое-то время они могут приходиться на зиму.
Название месяцев мусульманского календаря
По исламскому календарю месяцы носят следующие названия.
* Первый мусульманский месяц называется Мухаррам, что в переводе с арабского языка означает «запрещенный» или «запретный». Походы или военные действия в этом году проводить запрещалось.
* Второй мусульманский месяц называется Сафар, что в переводе с арабского означает «пустой» - есть версия, что арабы покидали свои жилища в поисках еды или выдвигались в боевые походы, тем самым оставляя свои дома пустыми.
* Третий месяц носит название Рабиу ль-авваль, где слово «раби» в современном арабском языке переводится как «весна», возможно этот месяц получил свое название в весенний сезон.
* Четвертый месяц года мусульман носит название Рабиу с-сани или аль-ахир, что в переводе с арабского означает «второй Раби» или «последний».
* Пятый месяц года в лунном календаре мусульман носит название Джумада аль-уля, и слово «джумада» в его названии переводится как «замерзать» или «застывать». Этот месяц зимний.
* Шестой месяц года мусульман называется Джумада аль-ахира или Джумада ас-сани, и его название происходит от того же корня, что и пятый месяц, а слово «ахира» в его названии переводится как «последний».
* Раджаб является седьмым месяцем года по лунному календарю, и его название в переводе означает «бояться», то есть это месяц, в который арабы воздерживались от военных действий и походов.
* Восьмым месяцем мусульманского лунного календарного года является Ша‘бан, его название произошло от слова «разделяться». Это был месяц, в который в походы отправлялись племена.
* Месяц поста Рамадан или Рамазан – это девятый месяц исламского года, и его название означает «быть раскаленным». Это был месяц, в который солнце, раскаляя землю выжигало всю растительность. Это священный месяц, в который мусульмане держат пост.
* Десятым месяцем исламского года является Шавваль, его начало ознаменуется окончанием поста, поэтому первое число месяца Шавваль – праздник разговения, Ураза-байрам, и его название происходит от действия, когда верблюдица после того, как забеременеет приподнимает свой хвост и уменьшается ее молоко.
* Месяцем стоянок был одиннадцатый месяц исламского года Зуль-ка‘да, и его название переводится как «находиться на месте» или «сидеть», то есть отказываться от ведения боевых действий.
* Двенадцатым месяцем года у мусульман является Зуль-хиджа, и его название переводится как «совершать паломничество». В этот месяц проходит великий праздник жертвоприношения или Курбан-байрам.
Названия в транслитерации на русский язык может различаться в разных источниках.
В исламском календаре ряд месяцев – запретные, и в них нельзя было в доисламские времена вести войну, убивать, а также вокруг священной Каабы охотиться.
Это Раджаб, Мухаррам, Зуль-хиджа и Зуль-ка‘да.
В Исламе это священные месяцы.
В них военные действия были запрещены по причине того, что была необходимо обезопасить паломников, которые прибывали к священной Каабе, возле которой в этот период торговля приносила большие прибыли.
Если же война была неизбежна, то язычники арабы запретный месяц передвигали и вели военные действия. Мусульмане такого запрета придерживались на заре Ислама, но уже во втором году по хиджре, когда заканчивался раджаб, отряд мусульман, отправленный в Нахлю, напал на мекканцев, шедших караваном, и тем самым нарушил запрет.
В этом сражении погиб Амр ибн аль-Хадрами, а также были взяты в плен два его спутника.
Со стороны мекканцев были выдвинуты обвинения мусульманам в том, что они нарушили общепринятые законы, но впоследствии Пророку Мухаммаду ﷺ был ниспослан Всевышним аят суры Аль-Бакара, в котором разрешалось в запретный месяц сражаться.
По мнению факихов, во время запретных месяцев развязывать войну и начинать военные действия нельзя, но можно их завершать и продолжать, если они уже были начаты.
Но это не относится к тем случаям, когда на территорию мусульманской страны вторгается враг с агрессивными целями.
ДОПОЛНЕНИЕ
Мусульманский календарь построен только на изменении лунных фаз. Поэтому он является чисто лунным.
в мусульманском календаре год не выполняет требования, предъявляемого к нему как к одной из основных единиц измерения больших промежутков времени: он не связан с временами года. Поэтому даты мусульманского календаря указывают лишь на то, какой фазе Луны они соответствуют
Эти вопросы невозможно рассмотреть без детального рассмотрения того, как было установлено исламское летоисчисление и календарь, и что было взято за начало мусульманского года в исламском календаре.
Что является датой начала летоисчисления мусульманского календаря
Детально и подробно этот вопрос был рассмотрен в книге ибн Хаджара «Фатх Аль-Бари», в ней же даны были детальные комментарии к хадисам из сборника «Сахих аль-Бухари», который считают самым авторитетным мусульманским сборником хадисов. В этом сборнике автор приводит слова Сахля ибн Са‘да, сподвижника Пророка Мухаммада ﷺ который сказал о том, что сподвижниками не была установлена дата, когда Пророк Мухаммад ﷺ был послан, за дату отсчета календаря, как и не была установлена за начало отсчета дата его смерти.
Но начало отсчета календаря ведется с того момента, как Пророк Мухаммад ﷺ отправился в Медину.
Так сказано в хадисе, переданном Бухари.
Кто установил исламский календарь
Существует немало мнений о том, как исламское летоисчисление было установлено, и самым авторитетным из них является то, что решение об этом принадлежит второму халифу Умару ибн аль-Хаттабу. Это подтверждает и имам Абу Нуайм, который свидетельствует, что Умару написал Абу Муса аль-Ашари наместник халифа в Басре, что Умар присылает им послания, у которых нет числа. Умар собрал людей, и от них прозвучало предложение установить отсчет календаря с момента послания Пророка Мухаммада ﷺ, Али ибн Абу Талиб высказал предложение, что отсчет календаря следует начинать с момента переселения Посланника Всевышнего ﷺ, Умар ибн аль-Хаттаб прислушался к совету Али.
Выслушав все предложения, Умар сказал, что переселение было тем, что разделило «между истиной и ложью», поэтому с переселения и нужно начинать отсчет времени в календаре.
Этот разговор состоялся в семнадцатом году от хиджры. Большинство людей согласилось с его словами, но от некоторых прозвучало предложение начинать календарь с Рамадана. И тогда Умар сказал, что начинать календарь нужно с мухаррама, поскольку в это время паломники возвращаются из хаджа. С этим мнением согласились все.
Есть также сообщение о том, что Усман ибн Аффан указал во время этого собрания на мухаррам как на первый для отсчета календаря месяц, то есть и Умар, и Усман имели одинаковое мнение относительно начала отсчета календаря.
Почему была выбрана дата по хиджре (переселению)
Многих интересует ответ на вопрос о том, почему же для того, чтобы начать отсчет календаря и мусульманского летоисчисления, сподвижниками был выбран именно момент переселения Пророка Мухаммада ﷺ, а не дата его рождения или день его смерти, ведь эти даты также в Исламе могут быть очень важными.
Ответ на этот вопрос заключается в следующем: о дате рождения Посланника Аллаха ﷺ, как и о дне его послания существует много разногласий, и точно определить день представляется сложным.
А день смерти Пророка ﷺ сопровождался скорбью по нему, поэтому он также не был использован.
День переселения Пророка Мухаммада ﷺ – единственная из возможных точно установленных дат, поэтому она и была использована для календаря.
По словам имама ас-Сухейли, сподвижники в своем решении основывались на словах Аллаха
«Та мечеть, которая была построена с первых дней на богобоязненности…» в суре «Покаяние», где Аллах говорит о мечети аль-Куба, которую в Медине построили сразу по завершении переселения.
Всевышний говорит «первые дни», хотя ни первыми днями после переселения, ни первыми днями Ислама дни строительства мечети не были, но Всевышний Аллах подразумевает это, как первые дни, когда Пророк Мухаммад ﷺ получил возможность поклоняться Всевышнему без опасений, а Ислам начал набирать силу.
На основе этого указания было решено сподвижниками считать не день рождения Пророка Мухаммада ﷺ началом исламского календаря, а именно дату переселения Посланника Аллаха.
Основные сведения о мусульманском календаре
Исламский календарь – это лунный календарь, который мусульмане используют для того, чтобы определять даты религиозных праздников.
По мусульманскому календарю летоисчисление ведется от 16 июля 622 года григорианского календаря, когда состоялась хиджра, то есть переселение Пророка Мухаммада ﷺ, а с ним и первых мусульман в Медину из Мекки. Исламский календарь также называют календарем Хиджры.
По его структуре, сутки начинаются не в полночь, как это считает григорианский календарь, а с захода солнца. Начало месяца по мусульманскому календарю – день, в который лунный серп появляется на небе впервые в вечерние сумерки после полнолуния.
Неомения наступает через один-три дня после Новолуния.
Синодический месяц календаря мусульман длится около 29,53 суток в среднем, поэтому дней в месяце по мусульманскому календарю может быть как двадцать девять, так и тридцать.
Если Луну можно увидеть на небе после двадцать девятого дня вечером, то следующие сутки будут первыми в новом месяце.
Если Луну не видно, то наступающие сутки будут тридцатыми в текущем месяце.
Добавочным днем может быть только один, который используют для того, чтобы удержать новолуние вблизи первого числа месяца, и этот день включают в месяц зуль-хиджа.
И если дату Новолуния рассчитывают точно, то реальную видимость полумесяца сложно точно предсказать, поскольку это зависит от многих факторов, таких, как погода или географическое положение того, кто наблюдает, а также от оптических свойств атмосферы.
Предсказать, когда начнется следующий месяц, довольно проблематично, да и по продолжительности синодический месяц в календаре мусульман может быть короче, чем среднее значение, или длиннее.
Неомения может как раньше за день наступить, так и позже, чем средняя ожидаемая дата, того, как можно будет увидеть ночью Луну.
Как определяется начало месяца
Современные ученые сейчас применяют два подхода к тому, как определять начало месяца по исламскому календарю.
Есть страны, где сейчас определяют, когда начался новый месяц календаря, по фактической видимости зарождающейся Луны ночью: один человек, являющийся мусульманином и заслуживающим доверие, должен засвидетельствовать, что лунный серп появился, некоторые ученые считают, что свидетельство одного не достаточно.
Но большая часть стран мусульманского мира сейчас применяют для определения астрономические правила, с помощью которых рассчитывают заранее наступление неомении.
Разными правилами сейчас пользуются разные страны, но из-за того, что отсутствует один общий подход, на конкретный день, указанием однозначным считают сочетание года, числа и месяца. Поэтому сейчас в лунном календаре указывают и дни недели, чтобы устранить неоднозначность.
В Исламском лунном календаре в году – двенадцать месяцев, а дней, в отличие от григорианского, или триста пятьдесят пять, или триста пятьдесят четыре.
Разные мусульманские страны сейчас используют разные циклы, по которым чередуются обычные года, в которых триста пятьдесят четыре дня, и високосные, в которых - триста пятьдесят пять.
Високосные годы были введены в календарь, поскольку по длительности двенадцать синодических месяцев не составляют триста пятьдесят четыре дня точно.
В «Арабском цикле» - тридцать лет. Из них девятнадцать обычных, в которых триста пятьдесят четыре дня, и одиннадцать високосных, в которых триста пятьдесят пять дней.
Високосными годами являются второй, пятый, седьмой, десятый, тринадцатый, шестнадцатый, восемнадцатый, двадцать первый, двадцать четвертый, двадцать шестой и двадцать девятый.
В «Турецком цикле» - восемь лет, из которых високосными годами являются второй, пятый и седьмой. К последнему месяцу добавляют дополнительный день.
Исламский календарь подразумевает, что год будет меньше, чем год по солнечному календарю, на десять-одиннадцать дней, а месяцы в лунном годе относительно сезонов смещаются.
Если в каком-то году определенные месяцы мусульманского календаря приходились на лето, то через какое-то время они могут приходиться на зиму.
Название месяцев мусульманского календаря
По исламскому календарю месяцы носят следующие названия.
* Первый мусульманский месяц называется Мухаррам, что в переводе с арабского языка означает «запрещенный» или «запретный». Походы или военные действия в этом году проводить запрещалось.
* Второй мусульманский месяц называется Сафар, что в переводе с арабского означает «пустой» - есть версия, что арабы покидали свои жилища в поисках еды или выдвигались в боевые походы, тем самым оставляя свои дома пустыми.
* Третий месяц носит название Рабиу ль-авваль, где слово «раби» в современном арабском языке переводится как «весна», возможно этот месяц получил свое название в весенний сезон.
* Четвертый месяц года мусульман носит название Рабиу с-сани или аль-ахир, что в переводе с арабского означает «второй Раби» или «последний».
* Пятый месяц года в лунном календаре мусульман носит название Джумада аль-уля, и слово «джумада» в его названии переводится как «замерзать» или «застывать». Этот месяц зимний.
* Шестой месяц года мусульман называется Джумада аль-ахира или Джумада ас-сани, и его название происходит от того же корня, что и пятый месяц, а слово «ахира» в его названии переводится как «последний».
* Раджаб является седьмым месяцем года по лунному календарю, и его название в переводе означает «бояться», то есть это месяц, в который арабы воздерживались от военных действий и походов.
* Восьмым месяцем мусульманского лунного календарного года является Ша‘бан, его название произошло от слова «разделяться». Это был месяц, в который в походы отправлялись племена.
* Месяц поста Рамадан или Рамазан – это девятый месяц исламского года, и его название означает «быть раскаленным». Это был месяц, в который солнце, раскаляя землю выжигало всю растительность. Это священный месяц, в который мусульмане держат пост.
* Десятым месяцем исламского года является Шавваль, его начало ознаменуется окончанием поста, поэтому первое число месяца Шавваль – праздник разговения, Ураза-байрам, и его название происходит от действия, когда верблюдица после того, как забеременеет приподнимает свой хвост и уменьшается ее молоко.
* Месяцем стоянок был одиннадцатый месяц исламского года Зуль-ка‘да, и его название переводится как «находиться на месте» или «сидеть», то есть отказываться от ведения боевых действий.
* Двенадцатым месяцем года у мусульман является Зуль-хиджа, и его название переводится как «совершать паломничество». В этот месяц проходит великий праздник жертвоприношения или Курбан-байрам.
Названия в транслитерации на русский язык может различаться в разных источниках.
В исламском календаре ряд месяцев – запретные, и в них нельзя было в доисламские времена вести войну, убивать, а также вокруг священной Каабы охотиться.
Это Раджаб, Мухаррам, Зуль-хиджа и Зуль-ка‘да.
В Исламе это священные месяцы.
В них военные действия были запрещены по причине того, что была необходимо обезопасить паломников, которые прибывали к священной Каабе, возле которой в этот период торговля приносила большие прибыли.
Если же война была неизбежна, то язычники арабы запретный месяц передвигали и вели военные действия. Мусульмане такого запрета придерживались на заре Ислама, но уже во втором году по хиджре, когда заканчивался раджаб, отряд мусульман, отправленный в Нахлю, напал на мекканцев, шедших караваном, и тем самым нарушил запрет.
В этом сражении погиб Амр ибн аль-Хадрами, а также были взяты в плен два его спутника.
Со стороны мекканцев были выдвинуты обвинения мусульманам в том, что они нарушили общепринятые законы, но впоследствии Пророку Мухаммаду ﷺ был ниспослан Всевышним аят суры Аль-Бакара, в котором разрешалось в запретный месяц сражаться.
По мнению факихов, во время запретных месяцев развязывать войну и начинать военные действия нельзя, но можно их завершать и продолжать, если они уже были начаты.
Но это не относится к тем случаям, когда на территорию мусульманской страны вторгается враг с агрессивными целями.
ДОПОЛНЕНИЕ
Мусульманский календарь построен только на изменении лунных фаз. Поэтому он является чисто лунным.
в мусульманском календаре год не выполняет требования, предъявляемого к нему как к одной из основных единиц измерения больших промежутков времени: он не связан с временами года. Поэтому даты мусульманского календаря указывают лишь на то, какой фазе Луны они соответствуют