22.08.2015, 14:33
Магия нити и узла применялась не только при изготовлении наузов или завязывании узелков для лечения больных. Охранительную магическую роль играли вышивки на одежде наших предков. Наверняка каждый из нас видел разноцветные красивые узоры, покрывавшие сарафаны, рубашки, полотенца и скатерти славян. Они очень нарядны и на первый взгляд играют чисто декоративную роль. Но это не так. Доброжелательные языческие символы в огромном количестве встречаются в оформлении жилищ славян, их одежды. Это и резные коньки на крышах, и прекрасные наличники на окнах, изображения солнца, «громовые знаки», конские головы, подковы над дверьми.
Орнаментами «заделывались» все проемы, через которые нечисть могла проникнуть к человеку, — окна, двери, дымоходные трубы. Это справедливо и для одежды. Обязательно вышивались магическим охранительным узором ворот и рукава рубах, поясные и нижние части порток, подолы, разрезы рубах и сарафанов. Считалось, что сквозь саму ткань злые силы проникнуть не могут, ведь при ее изготовлении использовались сильные и добрые магические предметы — прялки, ткацкие станки, кроме того, человека охраняли нити, из которых состояла ткань. Поэтому и было столь важно защитить те места, где магическая ткань уже не защищала и всевозможные злыдни могли добраться до человека.
Узоры состояли из замкнутых, округлых линий, которые воспроизводили те или иные орнаменты. Не рекомендовалось смешивать различные узоры на одной вышивке, скорее всего, это исходит от того самого принципа, что не надо завязывать в науз много амулетов, не следует навязывать много узлов. Достаточно и чего-то одного, во что вложена добрая энергия и во что верят.
Некоторые мастерицы-вышивальщицы считают, что вышивка должна быть абсолютно гладкой и в ней не должно быть никаких узлов, так как узлы препятствуют вращению по вышивке обережной силы. Другие же, напротив, уверяют, что искусно спрятанные на внутренней стороне вышивки узелки только усиливают действие вышивки. Мать моей знакомой, ведунья из Костромы, рассказала мне о механизме действия запрятанных узлов так, как она понимает его сама и как ей рассказывала ее мать. Когда какое-нибудь создание зла пытается проникнуть к телу человека, его отпугивает орнамент, вышитый на одежде. Ежели силы и решимость нечисти столь велики, что она все же бросается на человека, она запутывается в потайных узелках, теряет все свои силы, бьется, как рыба в сети. Если следовать всем ритуалам, то одежду в конце каждого дня надо очищать — обмахивать березовым или вербовым веничком, освященным в церкви. Запутавшаяся в узелках нечисть гибнет. Погубить злые силы можно, зайдя в церковь в одежде, в узлы которой, как в сеть, попался нечистый дух.
Интересно отметить, что многие обычаи наших предков сейчас возрождаются в молодежной среде. Наверное, все видели в электричках и поездах метро юношей и девушек в странных одеждах — плащах, рубахах, стилизованных под древность, — и с деревянными мечами, посохами. Изначально это последователи Толкиена, английского писателя, создавшего в своих книгах удивительный мир эльфов, гномов, троллей и драконов. Эти книги учат добру, справедливости, честности и благородству. Ребята разыгрывают эпизоды из его книг и книг его учеников. Но, кроме того, в их среде разыгрывают сцены из истории средневековой Европы и жизни наших предков-славян. Они серьезно изучают обычаи прошлого. Мои знакомые, которые часто ездят на подобные «игрища», рассказывали, что они много читали о применении узлов, слышали они и о силе наузов, правда, употребляли они более распространенное слово — ладанка. Некоторые из их компании носят ладанки с оберегами. Особенное же распространение у них получила вышивка.
У меня была возможность посмотреть на их вышивки и сравнить их с теми, что хранятся в питерском этнографическом музее. Я должен признать, что ребята воссоздают те же мотивы — кресты, цветы, деревья, звезды, геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники и волнистые линии) — с искусностью, которой не постыдились бы и мастера прошлого. Остается только радоваться тому, что молодое поколение интересуется своим прошлым, дорожит и гордится им, старается правильно использовать наследие наших предков.
Говоря о вышивке, оберегающей людей, надо вспомнить о культуре хиппи, которая родилась в результате переосмысления древних индийских и буддистских ценностей в годы «холодной» войны. В эпоху ядерного противостояния, когда сверхдержавы СССР и США были готовы уничтожить весь мир ради доказательства своего превосходства и своих интересов, когда шла агрессия США во Вьетнаме, во многих странах начало развиваться движение хиппи. Они проповедовали мир и согласие, прекращение войн, возвращение к традиционным, природным ценностям — человеческой жизни и счастью, любви между людьми, любви к детям.
В рамках этой культуры появилась замечательная техника вышивания. Изображались как целые картины, не имевшие магического значения, так и знаки-обереги, почерпнутые хиппи из индийской культуры. Особую роль в культуре хиппи играют фенечки — украшения, сплетенные из ниток и бисера. Обмены такими украшениями стали ритуалами — люди показывают свое расположение друг к другу. Фенечки имеют как чисто декоративную, так и символическую обережную функции. Сочетания цветов ниток и бисеринок, манера плести узлы, слагать нити в замысловатые орнаменты — все это несло огромную смысловую нагрузку. Одни фенечки создавались как любовные амулеты и дарились возлюбленным, другие — как обереги от несчастных случаев. Например, имелась особенная техника изготовления фенечки, защищающей хиппи от полиции, которая, проводя в жизнь милитаристскую политику Америки, преследовала молодых людей и девушек, протестовавших против войн.
Орнаментами «заделывались» все проемы, через которые нечисть могла проникнуть к человеку, — окна, двери, дымоходные трубы. Это справедливо и для одежды. Обязательно вышивались магическим охранительным узором ворот и рукава рубах, поясные и нижние части порток, подолы, разрезы рубах и сарафанов. Считалось, что сквозь саму ткань злые силы проникнуть не могут, ведь при ее изготовлении использовались сильные и добрые магические предметы — прялки, ткацкие станки, кроме того, человека охраняли нити, из которых состояла ткань. Поэтому и было столь важно защитить те места, где магическая ткань уже не защищала и всевозможные злыдни могли добраться до человека.
Узоры состояли из замкнутых, округлых линий, которые воспроизводили те или иные орнаменты. Не рекомендовалось смешивать различные узоры на одной вышивке, скорее всего, это исходит от того самого принципа, что не надо завязывать в науз много амулетов, не следует навязывать много узлов. Достаточно и чего-то одного, во что вложена добрая энергия и во что верят.
Некоторые мастерицы-вышивальщицы считают, что вышивка должна быть абсолютно гладкой и в ней не должно быть никаких узлов, так как узлы препятствуют вращению по вышивке обережной силы. Другие же, напротив, уверяют, что искусно спрятанные на внутренней стороне вышивки узелки только усиливают действие вышивки. Мать моей знакомой, ведунья из Костромы, рассказала мне о механизме действия запрятанных узлов так, как она понимает его сама и как ей рассказывала ее мать. Когда какое-нибудь создание зла пытается проникнуть к телу человека, его отпугивает орнамент, вышитый на одежде. Ежели силы и решимость нечисти столь велики, что она все же бросается на человека, она запутывается в потайных узелках, теряет все свои силы, бьется, как рыба в сети. Если следовать всем ритуалам, то одежду в конце каждого дня надо очищать — обмахивать березовым или вербовым веничком, освященным в церкви. Запутавшаяся в узелках нечисть гибнет. Погубить злые силы можно, зайдя в церковь в одежде, в узлы которой, как в сеть, попался нечистый дух.
Интересно отметить, что многие обычаи наших предков сейчас возрождаются в молодежной среде. Наверное, все видели в электричках и поездах метро юношей и девушек в странных одеждах — плащах, рубахах, стилизованных под древность, — и с деревянными мечами, посохами. Изначально это последователи Толкиена, английского писателя, создавшего в своих книгах удивительный мир эльфов, гномов, троллей и драконов. Эти книги учат добру, справедливости, честности и благородству. Ребята разыгрывают эпизоды из его книг и книг его учеников. Но, кроме того, в их среде разыгрывают сцены из истории средневековой Европы и жизни наших предков-славян. Они серьезно изучают обычаи прошлого. Мои знакомые, которые часто ездят на подобные «игрища», рассказывали, что они много читали о применении узлов, слышали они и о силе наузов, правда, употребляли они более распространенное слово — ладанка. Некоторые из их компании носят ладанки с оберегами. Особенное же распространение у них получила вышивка.
У меня была возможность посмотреть на их вышивки и сравнить их с теми, что хранятся в питерском этнографическом музее. Я должен признать, что ребята воссоздают те же мотивы — кресты, цветы, деревья, звезды, геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники и волнистые линии) — с искусностью, которой не постыдились бы и мастера прошлого. Остается только радоваться тому, что молодое поколение интересуется своим прошлым, дорожит и гордится им, старается правильно использовать наследие наших предков.
Говоря о вышивке, оберегающей людей, надо вспомнить о культуре хиппи, которая родилась в результате переосмысления древних индийских и буддистских ценностей в годы «холодной» войны. В эпоху ядерного противостояния, когда сверхдержавы СССР и США были готовы уничтожить весь мир ради доказательства своего превосходства и своих интересов, когда шла агрессия США во Вьетнаме, во многих странах начало развиваться движение хиппи. Они проповедовали мир и согласие, прекращение войн, возвращение к традиционным, природным ценностям — человеческой жизни и счастью, любви между людьми, любви к детям.
В рамках этой культуры появилась замечательная техника вышивания. Изображались как целые картины, не имевшие магического значения, так и знаки-обереги, почерпнутые хиппи из индийской культуры. Особую роль в культуре хиппи играют фенечки — украшения, сплетенные из ниток и бисера. Обмены такими украшениями стали ритуалами — люди показывают свое расположение друг к другу. Фенечки имеют как чисто декоративную, так и символическую обережную функции. Сочетания цветов ниток и бисеринок, манера плести узлы, слагать нити в замысловатые орнаменты — все это несло огромную смысловую нагрузку. Одни фенечки создавались как любовные амулеты и дарились возлюбленным, другие — как обереги от несчастных случаев. Например, имелась особенная техника изготовления фенечки, защищающей хиппи от полиции, которая, проводя в жизнь милитаристскую политику Америки, преследовала молодых людей и девушек, протестовавших против войн.