На закате 1 февраля начинается празднество, отмечающее завершение зимнего сезона и начало весеннего. Это Имболк (Imbolc [IM-bulk]), время очищения, роста и возобновления, воссоединения Бога и Богини, плодородия, освобождения от старого и привнесения в жизнь нового.
Другие названия: Oimelc, Brigantia, Имболг, Бригид, Пир Огней, Кельтское "Празднество Свечей". Друиды называли этот шабаш Имболк. Странно думать, что время весны наступает в самом начале лютого февраля, когда мы видим, что зима в самом разгаре. И пусть это самое холодное время года, но в это время дни становятся заметно дольше. Имболк - это праздник "увеличения света" и очищения. Он ассоциируется с кельтской богиней Бригит (Brid). В это время года на смену зимнему аспекту Богини, Старухе в черном плаще, приходит Дева, носящая белоснежный плащ (Бригит, Девственная Богиня).
Мы предчувствуем возвращение Богини из тьмы и зажигаем огни, чтобы она могла видеть свой путь. С этого дня и до 21 марта наступает ее сезон, чтобы приготовиться к росту и возобновлению. Змея Бригит появляется из лона Матери Земли, чтобы проверить погоду (отсюда произошел День Сурка), и во многих местах Земли крокусы начинают пробиваться сквозь замерзшую землю. Имболк также отмечает растущую силу Бога, который пока еще ребенок. Вместе с тем, как растут сила и свет Бога и Богини, растем и мы. Это праздник света и вдохновения, время, когда мы начинаем идти более устойчиво по своему пути, и семена, которые прорастут позже, начинают шевелиться внутри нас.
Католики в этот день празднуют Очищение Девы Марии, и в полночь зажигают свечи, как символ очищения. Согласно еврейскому закону, мать мальчика должна была очиститься с помощью ритуала в течение 40 дней после родов. Христианская церковь "переделала" Богиню Бригит в Святую Бриджет, и назвали этот день, соответственно, Днем Святой Бриджет.
Oimelc, другое название этого шабаша, означает "овечье молоко", так как в это время рождаются ягнята, и у Друидов это был праздник выделения молока у овец. В это время стадные животные рожают первых детенышей в году, их животы раздуваются и молоко жизни течет в их соски или вымя.
На Имбольк на закате или после ритуала по традиции принято зажигать все лампы в доме, на некоторое время. Или ставить в каждой комнате свечи, горящие в честь возрождения Бога. Можно также зажечь керосиновую лампу и красным стеклом и поставить ее на окно.(Не над входом в дом, не перепутайте...:) На улице лежит снег и на нем рисуют образ Солнца, призывая тепло. На алтарь должны быть установлены белые цветы, а также немного снега в хрустальном сосуде. Оранжевая свеча, натертая мускусным, коричным, ладанным или розмариновым маслом, незажженная пока, также должна быть на алтаре. Снег растопится и можно использовать талую воду для создания круга.
Наберите алтарь, зажгите свечи и курильницу, затем сделайте Круг. Дальше декламируют Песню Благословения.
Призывают Бога и Богиню.
Затем произносят что-то вроде:
Наступило время праздника факелов,
Когда каждая лампа горит и сияет
Приветствуя возрождение Бога.
Я славлю Богиню! Я славлю Бога!
Вся Земля, укрытая мантией сна,
Прославляет Их.
Зажигают оранжевую свечу от красной на алтаре (или от южной на границе Круга). Медленно идут по кругу по часовой стрелке, или совершают нечто подобное. Говорят примерно следущее:
...холодный и морозный воздух окутал землю,
Но повелитель Солнца,
Рогатый Бог животных и диких мсет
Уже невидимо возродился
У прекрасной Матери Богини
Повелительницы Плодородия.
Здравствуй Велкий Бог
Перед алтарем поднимают свечу. Смотрят в пламя. Делают, что надо. Это время заглянуть в прошлое и будущее. Потом совершают Угощение. Убирают Круг.
На Имбольк едят молочную пищу, так как божество отмечает свой день рождения. Пряная и жирная пища также посвящена Солнцу и может подаваться на Имбольк. Блюда заправляют перцем, луком, чесноком. В пряных винах и блюдах должен быть изюм.
Шабаш Кендлмас, так же известный как Имболк, - это фестиваль огней, праздник плодородия Богини и ее супруга, Великого Рогатого Бога. В древние времена его праздновали как Праздник Пана.
Установите алтарь в Северном направлении. Расположите перед ним освященную метлу. Приготовьте корону из 13 красных свечей и расположите ее посередине алтаря. С обеих сторон короны установите розовую или коричневую свечу. Слева поставьте курильницу с благовонием глицинии (или любым другим) и положите веточку вечнозеленого растения. Справа поставьте чашу с водой, маленькую мисочку с землей или песком и атам.
Создайте магический круг вокруг алтаря, используя белый мел. Рассыпьте немного соли по внутренним границам круга. Затем обойдите круг по часовой стрелке с атамом в руке и произнесите:
Солью и священным мечом
Я освящаю и благословляю
Этот праздничный круг магии и света.
Благословен будь во имя священное
Богини плодородия
И ее супруга, Великого Рогатого Бога.
Положите атам на алтарь перед короной свечей. Зажгите две алтарные свечи и скажите:
Богиня и Бог,
Я посвящаю Вам
Этот символ Огня.
Да будет так!
Воскурите благовоние и скажите:
Богиня и Бог,
Я посвящаю Вам
Этот символ Воздуха.
Да будет так!
Возьмите атам в правую руку и кончиком лезвия нарисуйте пентакль (пятилучевую звезду, заключенную в круг) на песке или земле со словами:
Богиня и Бог,
Я посвящаю Вам
Этот символ Земли.
Да будет так!
Верните атам на алтарь. Подожгите веточку вечнозеленого растения и визуализируйте сгорающую зимнюю тьму, которая заменяется теплым светом весны. Положите горящую ветку в курильницу и скажите:
Как символ зимы
Поглощен огнем,
Так и символ тьмы
Поглощен светом.
Да будет так!
Зажгите свечи короны и аккуратно оденьте ее на голову. Возьмите атам в правую руку и держите его возле сердца, говоря:
Как сладкая Кибела, я ношу корону
Из огня на своей голове,
Как Диана, благословенная мудрая Богиня,
Я зажигаю много красных свечей,
Чтоб пролить свет на свою молитву
Во имя мира и любви на Земле
Услышьте меня, духи воздуха,
Как на земле, так и на небе.
Да будет так!
Положите атам на алтарь и закройте круг против часовой стрелки символическим подметанием.
По одной из версий, название праздника Имболк (Imbolc) происходит от древнеирландского слова mblec — «молоко». Февраль — пик зимы, когда иссякают запасы пищи и топлива, а удача может перестать сопутствовать охотникам. В это время тепло, жилище, одежда и пища особенно нужны. У некоторых народов существовал обычай провести эту последнюю ночь в гулянии и веселье, а потом в течение определенного периода предаваться посту и очищению. Празднуют Имболк не только в Ирландии.
В этот день, согласно кельтской мифологии, Мать Хлеба отдыхала на Земле Духов (Аваллоне или Анноне), набираясь сил. Еще на Самайне она отдала всю свою жизненную силу Богу, чтобы помочь ему возродиться. Имболк — праздник выздоровления богини Бригиты (goddess Brighid), очищения и возрождения Земли. Имболк символизирует растущую фазу Богини, тогда как противоположный ей в Колесе года Ламмас — убывающую. В Ламмас Богиня — старуха, в Имболк — она возродившаяся и обновленная дева. Этот день — могущественный день для любого колдовства. Именно в Имболк молодые ведьмы и колдуны проходят посвящение. Символ Имболка — соединение противоположностей.
Во времена язычества на Имболк взбивали масло со свеженадоенного молока, и в качестве жертвоприношения Богине в ночь на маслобойке оставляли кусок хлеба с маслом. Имболк был также тесно связан со священным огнем, который очищает землю и поддерживает плодородие, и пробуждением солнца от зимнего сна. В этот день совершались обряды прогнозирования и свадебного гадания. Имболк был днем очищения. Было принято омываться самим, поливать водой собак и домашний скот, убирать дом с особой тщательностью, оставлять на ночь горящей хотя бы одну свечу.
В Имболк нельзя ткать, пить пиво, рукоделие запрещено — прялки убирались в чулан. Нельзя ходить в чужую деревню и присоединяться к их процессиям. Традиционная пища Имболка — молочная. Также подаются пряные, мясные блюда с перцем, луком, чесноком. Желательно, чтобы эти блюда (а также напитки) содержали изюм. В Имболк также жертвовали курицу или цыпленка, которого закапывали рядом с водой: источником или рекой в жертву. В ночь на Имболк перед домом выкапывали ямку, куда выливали немного молока. В Имболк гадали на будущее, на урожай и женихов.
Имболк (Imbolc) — это одна из восьми точек силы. Первая в году из второго «магического креста» (Имболк – Белтейн – Лугнасад – Самхейн). Обычно он празднуется 2 февраля, так как это день переходной четверти на солнечном календаре, на полпути между зимним солнцестоянием и весенним равноденствием. Астрономически это период прохождения Солнца с 10 по 15 градус Водолея, что соответствует календарной дате приблизительно с 29 января по 4 февраля.
Имболк – это время, когда сквозь зимнюю стужу начинают проявляться первые признаки приближающейся весны, первые признаки того, что Колесо года в своем вращении начинает двигаться к теплу и обновлению и зимние холода неизменно отступят перед надвигающейся весной, несущей с собой пробуждение жизни. В южном полушарии Имболку соответствует период с 29 июля по 4 августа. И всё таки более всего распространена фиксированная дата с 1 на 2 февраля. В настоящее время праздник отмечается Гельскими народами, а так же поклонниками кельтской культуры. Его так же празднуют последователи Викка, Нью-эйдж, колдуны, астрологи, реконструкторы и ролевики.
Краткая этимология
Праздник Имболк отмечается во многих европейских станах, в связи с чем имеет множество разных названий. Первое нзвание Imbolc происходит от древнеирландского слова mblec - "молоко" или «в молоке». Ф.Леру в книге "Друиды" дает другую версию: "префикс "imb-" «очищающий» и "folc" - "ливень". В некоторых источниках слово Имболк переводится, как «во чреве матери». Есть другие названия, например Оймелк (от кельтского Oimealg – «Овечье молоко»). В это время беременные овечки начинают давать молоко - явный признак приближающейся весны. Славянские народности в этот день празднуют Громницу – начало периода дождей и День Медведя, который по поверьям просыпается как раз в это время, что является явным признаком приближающейся весны. Примерно в это же время древние римляне праздновали Луперкалию – своеобразную церемонию возрождения.
Имболк посвящён кельтской богине Бриггите. В последствии католическая церковь адаптировала этот праздник под свои традиции, превратив его в день Святой Бригитты и Сретенье (Candlemas Day) (от слова «Candl» - свеча). Он посвящён Деве Марии и его обязательной частью были шествия со свечами. Считается, что этот огонь согревает сердца людей, среди зимних холодов. Не смотря на некоторые культурные различия, многие обрядовые схемы и суть праздника очень сходны.
Другие названия праздника: Имболг, Имболх, Имэлк, Пора Свечей, Пора Огней, Бригантия, День Бриждит, Конец зимы – начало Весны, Праздник течения молока, Праздник Факелов, Праздник Пана, Фестиваль Подснежников, Возвращение Весны, Бокогрей.
Кроме народов Европы, 2 февраля жители Пенсильвании будут праздновать День Сурка, потому что в это время в Америке просыпаются сурки (как славянские медведи ), местные жители будут следить за тем, увидит ли проснувшийся зверёк свою тень…
В Японии в этот период (3 февраля) по традиции жители изгоняют злого духа – Они. При помощи соевых бобов и произносят: «Они ва сото, фуку ва учи», что переводится, как «Они – вон, удача в дом!»… Тоже напоминает то, как прогоняют зиму
Имболк приходится на начало самого холодного зимнего месяца, когда зима как будто бы сопротивляется надвигающейся весне из последних сил. В Старой Шатландии этот месяц называется Faoilleach «волчий месяц» или marbh mhios - «мертвый месяц»). И символизирует завершение зимы и перелом к весне. Многие земледельческие народы ожидали появление какого-нибудь знака, свидетельствовавшего о близком окончании зимы: брожение сока в кленах, возвращение определенных видов птиц, появление весенних созвездий на зимнем небе. Именно с этим связано пробуждение сурков и медведей от зимней спячки. Но в первую очередь Имболк связан с лактацией, потому что именно в это время, когда в Шатландии температура воздуха ещё очень низка – рождались ягнята и овечки начинали давать молоко. В Ирландии в этот период начинался уже период сева.
Символически Имболк отожествляется с деторождением и противопоставляется смерти. Этот день требует наибольшего воздержания и благочестия. Например в Имболк нельзя пить пиво, ткать (вообще всякое рукоделие запрещено), прялки убирались в чулан. Нельзя ходить в чужую деревню и присоединяться к их процессиям, зато гадать на будущий урожай и женихов всеми возможными способами – сколько душе угодно. Бурные и продолжительные народные гуляния, знаменующие начало нового сезона, пробуждения и возрождения природы считались непременным атрибутом праздника. Примерно в это же время церковь устраивает праздник в честь Святой Бригиты - христианского аналога кельтской богини Бригиты. Согласно христианской мифологии, Святая Бригита была повивальной бабкой Девы Марии, а повивальные бабки, конечно, являются напоминанием о зарождающейся новой жизни.
В викканских традициях во время этого праздника Богиня уже оправилась после родов и нянчит маленького Бога, кормит его грудью. Мелкие домашние божества и духи помогают ей и развлекают сказками и песнями.
Бог - еще маленький мальчик - начинает чувствовать свою растущую силу. Богиня набирает силу, а вместе с ней начинает пробуждаться еще скованная снегом и льдом земля. Таким образом праздник символизирует возвращение в мир Солнца, которое ещё слабое, но набирает силу.
Кроме этого, Имболк раньше других стал праздником домашнего очага. Его отмечали не всем племенем, а каждым домом в отдельности или узкой группой людей, которые объединены общей миссией. Это время считается самым лучшим для всех магических ритуалов, особенно для посвящения.
Энергия этого праздника восстанавливает истощенные или загрязненные земли, смягчает жесткие позиции некоторых людей, которые могут привести к конфликтам между округами или этническими группами и к изоляции части населения страны из-за предвзятого отношения. Этот праздник способствует повышению благосостояния и благополучию, маленьких детей и животных.
Отдельному человеку эти ритуалы приносят умственное, эмоциональное и духовное возрождение, особенно если он обижен или недостаточно уверен в себе. Если вы проведете ритуал, к вам вернутся оптимизм, уверенность, завяжутся прочные новые знакомства, ведущие к любви или дружбе.
Это праздник поэзии и бардов, потому что Бриггита покровительница певцов и поэтов. Поэтому в этот день поют и рассказывают много песен, сказок и баллад. Барды и поэты специально готовят свои выступления к этому дню.
Символом плодородия именно в этот праздник является не зерно (и не хлеб), а молоко: его не только пили, его лили на землю и в водоемы, свеженадоенным молоком обрызгивали постели в доме и дверные косяки. Кроме этого время года тоже наложило свой отпечаток на этот праздник, поэтому кроме молока символами являются так же: лед, семена, снежинки или очень рано распустившиеся листья или цветы (Что для Сахалина весьма не характерно Смеющийся).
Цвета праздника: белый, кремовый, розовый и все пастельные тона — они означают невинность и благородство. В качестве символа праздника могут быть использованы любые белые или жёлтые цветы, даже сделанные из бумаги своими руками, а также немного снега в хрустальном сосуде.
Покровитель праздника — бык, он не дает погаснуть первым появляющимся искрам тепла. Кроме того – это символ рогатого Бога, который набирает силу.
Также это праздник света и плодородия, иногда отмечаемый в Европе в свете пламени, факелов, огней и костров разного рода и вида. Огонь здесь предсталяет наше собственное просвещение и вдохновение, так же как свет и тепло. Поэтому символом праздника является свеча, выбранная согласно цветовой символике. В качестве украшения используются жёлтые и оранжевые ленты и вечнозелёные растения. Общей энергетике праздника соответствуют: Солнечное Колесо, Навеста, Брачное Ложе, Крест Бриджит, символы солнца, огни, фонари, светильники, свечи. Символически они соответствуют: росту, обновлению, восстановлению, воссоединению и чистоте.
Традиционно дом украшают белыми, жёлтыми и оранжевыми лентами. Одну из лент принято вешать на пороге для благословления Бриггиты, оставляя её на всю ночь или на весь период. После чего эта лента может быть использована для защитных и целебных целей. В каждой комнате устанавливают по свече. На подоконник помещают сосуд с талой или святой водой, которую набирают на крещение (в ночь с 18 на 19 января по христианским традициям). На самом деле эта традиция уходит корнями в древность, в этот период Солнце переходит из знака Козерог в знак Водолея, марс находится в экзальтации, благодаря чему вода в это время максимально заряжается космическими энергиями. Некоторые украшают дом солнечными символами или вешают керосиновую лампу за порог и не гасят всю ночь. Как и на Белтейн в этот праздник принято зажигать все лампы в доме, правда на этот раз свет является символом приближающейся весны и не призван отгонять тонкоплановых сущностей.
Имболк – это праздник света и очищения, поэтому перед проведением праздника необходимо пройти соответствующий ритуал. Затем можно украсить волосы лентами соответствующих цветов и по-возможности одеть что-то светлое.
Перед тем, как приступить к празднованию или проведению ритуала – необходимо пройти самоочищение, которое заключается в принятии ванны с травами, солью или ароматическими маслами. Вода снимает тревожные вибрации ежедневного напряжения и приводит человека в состояние чистого тела и чистых мыслей, соль впитывает весь негатив, который человек успел накопить. Желательно навести уборку в квартире или хотя бы привести в порядок все вещи. Выпить чай с ромашкой, который способствует очищению.
Имболк можно праздновать, как в помещении в кругу семьи, так и на улице… Если вы приняли решение праздновать Имболк в лесу, то место необходимо выбрать заранее, чтобы успеть его очистить и всё подготовить. Механическое очищение места осуществляется стандартным путём сбора мусора на выбранном участке. Затем следует магическое очищение, которое на природе достаточно осуществить при помощи воды (разбрызгать её на ритуальное место), или ритуальной метлы. Для ритуалов Имболка используется талая или святая вода. После чего можно проделать такую же процедуру с молоком, для того, чтобы место благословить. Соль используется только для очистки помещений.
Можно продекламировать песню благословения:
«Сила Единого,
Источника всего сущего,
Вездесущего, всемогущего, вечного.
Богиня,
Повелительница Луны,
и Бог,
Рогатый Охотник Солнца,
Сила Духов камней,
управителей элементалов,
сила звёзд небесных,
благословите это место, эту минуту
и меня, единого с вами»
Или призвать силу четырёх элементов, в зависимости от того, что вам ближе.
Атрибуты празднования
После того, как поляна очищена, можно приступать к установке атрибутов праздника.
Алтарь
«Алтарь может быть изготовлен из любых материалов, особенно рекомендуется дуб (символ Бога) и ива (символ Богини). Но можно вылепить его из снега. На этот праздник алтарь располагается в северном направлении и покрывается тканью светлых оттенков: белой, жёлтой или розовой. Левая половина алтаря обычно посвящена Богине (Земле или Луне). Символы, посвящённые Ей располагаются здесь же: чаша, белая или жёлтая свеча, камень с дырочкой, символ Богини.
Правая сторона посвящена Богу (Солнцу). Здесь обычно располагаются: красная, оранжевая или золотистая свеча, жезл или кинжал, фигурка быка жёлуди и всевозможные конусы, символ Бога. Свечи иногда натирают ароматическими маслами, например: мускусным, коричным, ладанным, розмариновым или любым другим. Их пока не зажигают, это производят во время ритуалов, которые я опишу позже.
Снежинки, а так же белые или жёлтые цветы могут быть положены в середину. Курильницу так же ставят в центре, так как её дым является жертвой Богам. Чуть ниже помещается жертвенная чаша, куда в качестве жертвы наливают молоко. Так же на алтарь можно установить хрустальный сосуд с талой водой.
Когда алтарь собран его можно украсить всевозможными символами этого праздника, например хвойными веточками.
Костёр
Как и на все остальные праздники колеса года, костёр на Имболк является одним из главных атрибутов. Принято разводить большие костры – в честь солнца, а так же зажигать множество свечей. Костёр олицетворяет возрождающуюся силу солнца и символизирует очищение.
В этот праздник вокруг полей носили пылающие факелы, для пробуждения нового Солнца на вершинах гор зажигали священные огни. Считалось, что Бриггита сама обходит поля с факелом, растапливая снега и пробуждая новую жизнь, так что в первую очередь это был праздник света. В языческих и христианских обрядах разных стран принято зажигать свечи и факелы, чтобы возвратить в мир тепло и свет.
Крест Бриггиты
На Имболк принято делать квадратные кресты из соломы или сухой травы, которая осталась с Лугнасада. Иногда делают костяные или деревянные кресты из прутиков. Они называются Крестами Бриггиты и символизируют праздники «малого креста». Готовые кресты можно украсить символами праздника, например бумажными цветами белого или жёлтого цвета. Можно украсить кресты изображениями Солнца. Они считаются оберегами от болезней и разного рода напастей. В древности их помещали в домах и хлеву, а в настоящее время помещают на кухне.