16.03.2015, 15:01
Богиня
Наследство древнего лунного культа в Викке наиболее ярко проявляется в образе Богини, лики Которой отождествляются с фазами Луны. Уже на начальной стадии обучения новичков в викканских ковенах им объясняют, что каждая лунная фаза соответствует одной из ипостасей Великой Богини. Тонкий серп нарождающейся Луны символизирует целомудренную Богиню Деву, Дикую Охотницу, олицетворение юности и красоты. Полная Луна, похожая на разбухшее чрево - образ Богини Матери, готовой вот-вот произвести на свет Свое потомство. Убывающая Луна - символ мудрой Богини Старухи, съеживающейся и готовящейся к смерти. Промежуток между видимыми лунными фазами, новолуние, так называемый период Темной Луны, считается у виккан временем Чародейки или Искусительницы.
Далее в этой главе мы поговорим о каждом из перечисленных ликов Богини и о том, как отражены они в викканских таинствах. Мы расскажем о Богине Матери, о Лунной Богине и о Тройственной Богине судьбы.
Богиня Мать
Образ Матери, несомненно, является одним из самых впечатляющих и непреходящих из всех образов Богини. Она - совершенное воплощение женского начала. Мать - это тот таинственный сосуд, из которого выходит в мир все живое. Самый главный Ее атрибут - это, конечно, плодовитость. В древней религии считалось, что Она руководит процессом оплодотворения у людей и у животных, а также управляет всей жизнью дикой природы. Одним из самых древних ее титулов был титул Госпожи зверей.
С древнейших времен Она известна и как наводящая страх Мать ужаса, потому что не только дает жизнь, но и отнимает ее. Если Великая Мать властвует над рождением и всей последующей жизнью, то Матери ужаса подвластны смерть и разрушение. Рождение и жизнь в понятии виккан многими нитями связаны со смертью и разрушением; образ дающего жизнь женского чрева в конце концов трансформировался в образ всепожирающей пасти иного мира. Именно в связи с этой постепенной трансформацией образов считается, что Богиня Мать обладает властью и над светом, и над тьмой.
Пещеры, как самые первые и древние символы Богини Матери, - это образ входа в женское чрево и в то же время образ могилы. Было время, когда поклонение Ей совершалось исключительно в пещерах и гротах. В давние времена Великая Мать изображалась с огромной грудью и большими ягодицами, символизируя изобилие. Ее пышное, полное тело показывало, что пища была обильна, почва - плодородна, а дородные женщины рожали крепких здоровых детей.
Со времен неолита Богиня Викки - Великая Богиня жизни, смерти и возрождения. В изображениях того времени Ее могущество подчеркивалось тем, что вместе с Ней изображались и некоторые насекомые и животные. Например, это могли быть пчелы или бабочки - древние женские символы возрождения. Так, в минойской культуре острова Крит бабочка была популярнейшим изображением, превратившись впоследствии в изображение двойного топора - лабриса. Из животных наиболее часто встречаются такие как олень, медведь, заяц, еж, собака, жаба и черепаха. На рисунках мы часто видим кого-либо из этих животных, сопровождающих Богиню. Однако Ее спутники всегда только самцы, что, видимо, должно было подчеркивать мощь оплодотворяющих сил природы, подвластных Великой Богине.
Образ Тройственной Матери впервые встречается у кельтов в романский период. Миранда Грин в книге "Символ и образы" говорит, что такая идея восходит еще к римским юнонам, то есть женским духам, сопровождаемым гением и Богиней-Кормилицей. [Гений - римское божество, управляющее рождением и жизнью каждого отдельного человека и определяющее его поведение, характер и судьбу. Считалось, что каждая женщина имела свою юнону, так же как каждый мужчина - своего гения.] Она утверждает, что кельтская концепция тройственности является ни чем иным, как усилением идеи Юноны, первоначально возникшей в Средиземноморье.
Существуют и два образа божества мужского пола, связанные с Богиней Матерью: божественное дитя и бог года - любовник Богини, он же Ее царственный супруг. С рождением божественного ребенка начинается история бога года.
В древнем искусстве было принято изображать Богиню, нянчащую Свое дитя, с маской на лице. Это была медвежья маска или маска змеи. Дитя также выглядело как медвежонок или новорожденный змееныш. Божественное дитя - это символ буйно расцветающей весною зелени или, в более общем смысле, символ неугасающих сил природы, обновляющих каждый год все живое. Бог года известен как любовник Богини и как скорбный бог.
В Южной Европе образу Великой Богини удалось пережить смешение культур во время индоевропейского культурного преобразования. Он смог пережить и бронзовый век, и классическую греческую эпоху, пока не был поглощен этрусской культурой. Кельты восприняли культ Великой Богини в результате своих контактов с греками, этрусками и римлянами, так как в самой Центральной Европе этот культ перестал существовать задолго до появления там кельтов в результате индоевропейского влияния вследствие военных нашествий.
Существует интересная параллель между кельтской Богиней Артио и Богиней Средиземноморья Артемидой. Их обеих объединяет образ медведицы - древнего символа Матери. Артио была Богиней-медведицей, перед которой кельты благоговели. В некоторых легендах Она упоминается вместе с рогатым богом Цернунном. Артемида была связана с рогатым богом Дионисом. Афинские девушки наряжались медвежатами, исполняя танцы в честь Артемиды. Также ее именовали Артемида-Каллиста. Здесь, в свою очередь, необходимо вспомнить греческий миф о женщине по имени Каллисто, превращенную в медведицу. [Артемида (Диана, Синтия, Делия, Геката, Луна, Феба, Селена) - в греческой мифологии дочь Зевса и Лето (Латоны), двоюродная сестра Аполлона, Богиня Луны и охоты. В Риме - Богиня деторождения Люцина. Покровительница воздержанных и целомудренных девушек.] По-гречески artos - это медведь, и он же по латыни - arctus. Древнеримский писатель Порфирий (233-304 гг. н.э.) называл Артемиду Мелиссой, символически связывая ее с пчелой и медом. Понятно, что между медведями, пчелами и медом связь очевидная. Порфирий пишет, что Артемида, Лунная Богиня, способствовала удачным родам.
Мария Гимбутас считает, что уцелевшая Великая Богиня древней Европы и есть Артемида, причем подчеркивает, что Артемида не является ни греческой, ни индоевропейской Богиней. Под именем Атимита (Atimite) Она упоминается на критских табличках линейного письма еще в XIV в. до н.э. Известны и другие ее имена: Энодиа, Геката, Диана, Диктинна и Каллисто. Как в древнегреческом, так и в древнеримском искусстве Она изображалась со Своими (еще неолитическими) спутниками: оленем и собакой. Также считалась, что Она всегда присутствует при родах, а римляне, именуя Ее Дианой, называли "Открывательницей чрева". Благодаря Своему отношению к Диане (Артемиде), Великая Богиня Мать по-прежнему ассоциировалась с лунным культом.
Порфирий пишет, что на земле Геката была Артемидой, а Гесиод в свой книге "Теогония" говорит, что Геката управляла тремя величайшими таинствами: рождением, жизнью и смертью.
Конечно, были и другие причины, чтобы связывать Великую Богиню с Луной.
Наследство древнего лунного культа в Викке наиболее ярко проявляется в образе Богини, лики Которой отождествляются с фазами Луны. Уже на начальной стадии обучения новичков в викканских ковенах им объясняют, что каждая лунная фаза соответствует одной из ипостасей Великой Богини. Тонкий серп нарождающейся Луны символизирует целомудренную Богиню Деву, Дикую Охотницу, олицетворение юности и красоты. Полная Луна, похожая на разбухшее чрево - образ Богини Матери, готовой вот-вот произвести на свет Свое потомство. Убывающая Луна - символ мудрой Богини Старухи, съеживающейся и готовящейся к смерти. Промежуток между видимыми лунными фазами, новолуние, так называемый период Темной Луны, считается у виккан временем Чародейки или Искусительницы.
Далее в этой главе мы поговорим о каждом из перечисленных ликов Богини и о том, как отражены они в викканских таинствах. Мы расскажем о Богине Матери, о Лунной Богине и о Тройственной Богине судьбы.
Богиня Мать
Образ Матери, несомненно, является одним из самых впечатляющих и непреходящих из всех образов Богини. Она - совершенное воплощение женского начала. Мать - это тот таинственный сосуд, из которого выходит в мир все живое. Самый главный Ее атрибут - это, конечно, плодовитость. В древней религии считалось, что Она руководит процессом оплодотворения у людей и у животных, а также управляет всей жизнью дикой природы. Одним из самых древних ее титулов был титул Госпожи зверей.
С древнейших времен Она известна и как наводящая страх Мать ужаса, потому что не только дает жизнь, но и отнимает ее. Если Великая Мать властвует над рождением и всей последующей жизнью, то Матери ужаса подвластны смерть и разрушение. Рождение и жизнь в понятии виккан многими нитями связаны со смертью и разрушением; образ дающего жизнь женского чрева в конце концов трансформировался в образ всепожирающей пасти иного мира. Именно в связи с этой постепенной трансформацией образов считается, что Богиня Мать обладает властью и над светом, и над тьмой.
Пещеры, как самые первые и древние символы Богини Матери, - это образ входа в женское чрево и в то же время образ могилы. Было время, когда поклонение Ей совершалось исключительно в пещерах и гротах. В давние времена Великая Мать изображалась с огромной грудью и большими ягодицами, символизируя изобилие. Ее пышное, полное тело показывало, что пища была обильна, почва - плодородна, а дородные женщины рожали крепких здоровых детей.
Со времен неолита Богиня Викки - Великая Богиня жизни, смерти и возрождения. В изображениях того времени Ее могущество подчеркивалось тем, что вместе с Ней изображались и некоторые насекомые и животные. Например, это могли быть пчелы или бабочки - древние женские символы возрождения. Так, в минойской культуре острова Крит бабочка была популярнейшим изображением, превратившись впоследствии в изображение двойного топора - лабриса. Из животных наиболее часто встречаются такие как олень, медведь, заяц, еж, собака, жаба и черепаха. На рисунках мы часто видим кого-либо из этих животных, сопровождающих Богиню. Однако Ее спутники всегда только самцы, что, видимо, должно было подчеркивать мощь оплодотворяющих сил природы, подвластных Великой Богине.
Образ Тройственной Матери впервые встречается у кельтов в романский период. Миранда Грин в книге "Символ и образы" говорит, что такая идея восходит еще к римским юнонам, то есть женским духам, сопровождаемым гением и Богиней-Кормилицей. [Гений - римское божество, управляющее рождением и жизнью каждого отдельного человека и определяющее его поведение, характер и судьбу. Считалось, что каждая женщина имела свою юнону, так же как каждый мужчина - своего гения.] Она утверждает, что кельтская концепция тройственности является ни чем иным, как усилением идеи Юноны, первоначально возникшей в Средиземноморье.
Существуют и два образа божества мужского пола, связанные с Богиней Матерью: божественное дитя и бог года - любовник Богини, он же Ее царственный супруг. С рождением божественного ребенка начинается история бога года.
В древнем искусстве было принято изображать Богиню, нянчащую Свое дитя, с маской на лице. Это была медвежья маска или маска змеи. Дитя также выглядело как медвежонок или новорожденный змееныш. Божественное дитя - это символ буйно расцветающей весною зелени или, в более общем смысле, символ неугасающих сил природы, обновляющих каждый год все живое. Бог года известен как любовник Богини и как скорбный бог.
В Южной Европе образу Великой Богини удалось пережить смешение культур во время индоевропейского культурного преобразования. Он смог пережить и бронзовый век, и классическую греческую эпоху, пока не был поглощен этрусской культурой. Кельты восприняли культ Великой Богини в результате своих контактов с греками, этрусками и римлянами, так как в самой Центральной Европе этот культ перестал существовать задолго до появления там кельтов в результате индоевропейского влияния вследствие военных нашествий.
Существует интересная параллель между кельтской Богиней Артио и Богиней Средиземноморья Артемидой. Их обеих объединяет образ медведицы - древнего символа Матери. Артио была Богиней-медведицей, перед которой кельты благоговели. В некоторых легендах Она упоминается вместе с рогатым богом Цернунном. Артемида была связана с рогатым богом Дионисом. Афинские девушки наряжались медвежатами, исполняя танцы в честь Артемиды. Также ее именовали Артемида-Каллиста. Здесь, в свою очередь, необходимо вспомнить греческий миф о женщине по имени Каллисто, превращенную в медведицу. [Артемида (Диана, Синтия, Делия, Геката, Луна, Феба, Селена) - в греческой мифологии дочь Зевса и Лето (Латоны), двоюродная сестра Аполлона, Богиня Луны и охоты. В Риме - Богиня деторождения Люцина. Покровительница воздержанных и целомудренных девушек.] По-гречески artos - это медведь, и он же по латыни - arctus. Древнеримский писатель Порфирий (233-304 гг. н.э.) называл Артемиду Мелиссой, символически связывая ее с пчелой и медом. Понятно, что между медведями, пчелами и медом связь очевидная. Порфирий пишет, что Артемида, Лунная Богиня, способствовала удачным родам.
Мария Гимбутас считает, что уцелевшая Великая Богиня древней Европы и есть Артемида, причем подчеркивает, что Артемида не является ни греческой, ни индоевропейской Богиней. Под именем Атимита (Atimite) Она упоминается на критских табличках линейного письма еще в XIV в. до н.э. Известны и другие ее имена: Энодиа, Геката, Диана, Диктинна и Каллисто. Как в древнегреческом, так и в древнеримском искусстве Она изображалась со Своими (еще неолитическими) спутниками: оленем и собакой. Также считалась, что Она всегда присутствует при родах, а римляне, именуя Ее Дианой, называли "Открывательницей чрева". Благодаря Своему отношению к Диане (Артемиде), Великая Богиня Мать по-прежнему ассоциировалась с лунным культом.
Порфирий пишет, что на земле Геката была Артемидой, а Гесиод в свой книге "Теогония" говорит, что Геката управляла тремя величайшими таинствами: рождением, жизнью и смертью.
Конечно, были и другие причины, чтобы связывать Великую Богиню с Луной.