16.03.2015, 15:03
Бог
Согласно викканской теологии, верховный бог Викки, как бы подражая Великой Богине, также обладает тремя ипостасями.
Во-первых, он - Рогатый, то есть бог лесов, олицетворяющий неукротимую сущность всего, что свободно. Уже в первобытном обществе его чтили как покровителя охоты, и один из первых охотничьих ритуалов заключался в том, что лучший добытчик племени, надевая не себя звериную шкуру и оленьи рога, на время обряда как бы воплощал собой бога.
Во-вторых, он - Скрытый в зелени, господин урожая, Зеленый человек, бог плодородия. Со времен развития земледелия существует культ бога, умирающего осенью во имя жизни людей (собранный урожай, запасы на зиму) и весной возрождающегося в молодой зелени. В исторические времена этот культ в разных формах сохранился у различных народов Европы и Средиземноморья.
В-третьих, он - старик, и в этом облике символизирует накопленные человечеством мудрость и опыт.
Викканский бог в давние времена был известен под многими именами. Вначале его называли "Рогатый". По-латыни это звучало как cornuno: "cornu" значит "рог", а "uno" - "один". От этого слова и происходит название кельтского оленерогого бога - Цернунн (Цернуннос). Этого бога признавали даже римляне в общении с кельтами. Также он был известен как Дианус (от латинского divanus, то есть "божественный"), или Дионисий (то есть божество Низеи). У кельтов его называли Мирддин, Субхе Гейлт, Ху Гадарн, - и еще множеством других имен, кроме Цернунна.
Обычно он изображался как рогатый бог, часто в виде козла или быка (в палеолите - в виде оленя). Этот бог был непосредственно связан с плодородием и со зрелой мужской силой. Говоря об этом, Мария Гимбутас в книге "Богиня и ее речи" ссылается на любопытные археологические находки, относящиеся к пятому тысячелетию до нашей эры. Далее она употребляет название "Священный брак" вот в каком смысле:
"Так как в искусстве Старой Европы существует множество деталей, относящихся к празднованиям бога Года, то почему бы не предположить, что эти празднования происходили еще в неолитической Европе, и даже во времена каменного века? Возможно, что основная идея ритуального представления, "священный брак", состояла в ритуальном совокуплении Богини-женщины и бога-мужчины".
Древние культовые изображения бога Года выглядели обычно так: он изображался либо сидящим юношей с фаллосом в состоянии эрекции, либо - дряхлым стариком с вялыми гениталиями. Несомненно, юная фигура символизировала силы природы в момент ее расцвета, а старческая - в момент увядания и изнурения. Интересно, что некоторые из этих изображений были найдены в захоронениях вместе с изображениями Великой Богини. Эти находки важны, поскольку множество изображений Божественной Четы и самой Богини были уничтожены или утрачены во время нашествия кочевников.
Согласно викканской теологии, верховный бог Викки, как бы подражая Великой Богине, также обладает тремя ипостасями.
Во-первых, он - Рогатый, то есть бог лесов, олицетворяющий неукротимую сущность всего, что свободно. Уже в первобытном обществе его чтили как покровителя охоты, и один из первых охотничьих ритуалов заключался в том, что лучший добытчик племени, надевая не себя звериную шкуру и оленьи рога, на время обряда как бы воплощал собой бога.
Во-вторых, он - Скрытый в зелени, господин урожая, Зеленый человек, бог плодородия. Со времен развития земледелия существует культ бога, умирающего осенью во имя жизни людей (собранный урожай, запасы на зиму) и весной возрождающегося в молодой зелени. В исторические времена этот культ в разных формах сохранился у различных народов Европы и Средиземноморья.
В-третьих, он - старик, и в этом облике символизирует накопленные человечеством мудрость и опыт.
Викканский бог в давние времена был известен под многими именами. Вначале его называли "Рогатый". По-латыни это звучало как cornuno: "cornu" значит "рог", а "uno" - "один". От этого слова и происходит название кельтского оленерогого бога - Цернунн (Цернуннос). Этого бога признавали даже римляне в общении с кельтами. Также он был известен как Дианус (от латинского divanus, то есть "божественный"), или Дионисий (то есть божество Низеи). У кельтов его называли Мирддин, Субхе Гейлт, Ху Гадарн, - и еще множеством других имен, кроме Цернунна.
Обычно он изображался как рогатый бог, часто в виде козла или быка (в палеолите - в виде оленя). Этот бог был непосредственно связан с плодородием и со зрелой мужской силой. Говоря об этом, Мария Гимбутас в книге "Богиня и ее речи" ссылается на любопытные археологические находки, относящиеся к пятому тысячелетию до нашей эры. Далее она употребляет название "Священный брак" вот в каком смысле:
"Так как в искусстве Старой Европы существует множество деталей, относящихся к празднованиям бога Года, то почему бы не предположить, что эти празднования происходили еще в неолитической Европе, и даже во времена каменного века? Возможно, что основная идея ритуального представления, "священный брак", состояла в ритуальном совокуплении Богини-женщины и бога-мужчины".
Древние культовые изображения бога Года выглядели обычно так: он изображался либо сидящим юношей с фаллосом в состоянии эрекции, либо - дряхлым стариком с вялыми гениталиями. Несомненно, юная фигура символизировала силы природы в момент ее расцвета, а старческая - в момент увядания и изнурения. Интересно, что некоторые из этих изображений были найдены в захоронениях вместе с изображениями Великой Богини. Эти находки важны, поскольку множество изображений Божественной Четы и самой Богини были уничтожены или утрачены во время нашествия кочевников.