16.01.2021, 14:11
Битвы и войны
Понимая, что мировой процесс – это совокупность игр, маг, тем не менее, относится к ним максимально серьезно, задействуя в каждой игре все свои ресурсы и бросая на неё все свои силы. Поэтому для мага игра превращается в битву.
Такое отношение не означает, что маги «усложняют» ситуацию, наоборот, оно подразумевает ответственное отношение мага ко всему, что он делает. Понимая, что в игре процесс важнее результата, маг, тем не менее, знает, что не он делает битву из игры, а наоборот, именно безответственное отношение превращает битвы в игры. Этот взгляд является прямым следствием общей концепции Магического мифа, которая настаивает, что в мироздании все тесно связано со всем, и любые изменения любого элемента отражаются на всём универсуме.
Иными словами, совершенное понимание Игры означает, что «все одинаково не важно», а трактовка этого понимания Магией говорит, что «все одинаково важно».
Формально эти два утверждения означают одно и то же, но они имеют совершенно разное влияние на практическую деятельность. Первый вариант учит легкомыслию, второй – ответственности. Тем не менее, маги сражаются, играя, и играют, сражаясь. Именно в таком соединении рождается стратегия мага.
Для понимания этой стратегии важным является представление о разнице понятий «битва» и «война».
Парадокс заключается в том, что битва – игра – ценна сама по себе, она может быть как проиграна, так и выиграна, и при этом её ценность не меняется. Война же – это глобальная деятельность, и, хотя она слагается из отдельных битв, в ней ценен именно результат. Таким образом, стратегия мага заключается в том, чтобы, сосредоточивая всю свою активность на настоящем моменте (на текущей битве), тем не менее, маневрировать так, чтобы ни на секунду не забывать и о глобальной цели.
Это, в свою очередь, означает, что для мага очень важно понимать пределы и масштабы каждой битвы, её место в общей войне и цену проигрыша или выигрыша в ней. Иными словами, успешность мага определяется двумя, казалось бы, взаимоисключающими умениями: как можно более полного погружения в битву, и, в то же время, оценить её «со стороны».
Это означает, что маг должен уметь одновременно и полностью быть как полностью погруженным в битву, так и отстранённым от неё.
Это кажется противоречащим концепции целостности, к которой стремится маг, но на деле противоречия нет. Речь о том, что маг, являясь и деятелем и наблюдателем одновременно, достигает наивысшего синтеза, нейтрализуя бинер личность-индивидуальность.
Известно красивое сравнение этого аспекта мага со стрелком: маг тщательно прицеливается, натягивает тетиву и отпускает стрелу. Хотя он и не влияет на стрелу во время её полета, тем не менее, именно его действия определяют траекторию и скорость её полета, именно его сила направляет стрелу, и именно его сила заставляет стрелу попасть (или не попасть) в цель.
Кроме того, он должен точно знать время начала и конца битвы.
На последнем моменте остановимся чуть подробнее.
Для мага знать время окончания битвы очень важно прежде всего потому, что именно в этот момент он может (и должен) перегруппировать силы, проанализировать ход битвы, учесть свои достоинства и недостатки для подготовки к следующему сражению. На деле же бывает так, что существо переходит из игры в игру, даже не заметив смену игр – а значит – и смену правил.
Говоря формально, игра заканчивается в трех случаях:
1) по исчерпанию лимита времени;
2) по исчерпанию ресурсов;
3) по исчерпанию сценария.
Значит, для мага, вступающего в битву, очень важно знать
1)сколько времени может длиться эта битва;
2) каких ресурсов она требует;
3) что может считаться её осуществлением.
Причем все эти условия должны быть рассмотрены до начала игры, поскольку в её ходе отступление от них может означать дезертирство и приводить к различным неблагоприятным последствиям.
Для такого видения также важно сочетать дальновидность и концентрацию, уметь оценивать как общий план, так и детали.
Суммируя сказанное выше, подчеркнём, что маг – это воин, для которого битва является абсолютной реальностью и самостоятельной ценностью – до тех пор, пока она длится – и превращается в источник опыта, когда она прекращается.
Проигрывая битву, маг проигрывает лишь тогда, когда не извлекает уроков из этого поражения, а извлекая их – превращает поражение в победу.
И, наконец, битвы мага – это элементы его общей войны – войны, в которой единственное, что он может завоевать – или потерять – это он сам.
автор Энмеркар