19.04.2021, 10:16
Сила трав
Могущество античных колдуний часто связывалось со знанием силы трав, плодов, корешков и снадобий, получаемых из них. Сохранилась цитата из утраченной трагедии "Софокла" Rizotomoi, в которой он описывает работу Медеи:
Отвращая свой взор от работы руки,
Она сок мутно-белый, стекающий с ран
Ядовитого зелья, в сосуд медяной
Осторожно приемлет...
А в ларцах сокровенных хранятся пучки
Ею срезанных трав.
Их она с причитанием громким в [ночи],
Обнаженная, медным ссекала серпом.
(Пер. Ф.Ф.Зелинского).
А вот уже Овидий в "Метаморфозах" (Книга 7):
И святыней богини триликой,
95
Темной дубравою той, где ее божество почиталось,
Вечно всезрящим отцом своего нареченного тестя,
Благополучьем своим и деяньями всеми клянется.
Верила дева - тотчас получил он волшебные травы;
Как применить их, узнал и довольный домой возвратился.
(Пер С. Шервинского)
Римский поэт Тибул говорит, что колдуньи обладают особой, только для них характерной властью:
Ей лишь одной вручены волшебные травы
Медеи, Ей лишь дано усмирить лютых Гекаты собак.
И Медея демонстрирует свою власть у того же Овидия:
Вышла Медея, одна, в распоясанном платье, босая,
Пышные волосы вдоль по плечам распустив без убора.
Шагом неверным, в немом молчании ночи глубокой,
185
Без провожатых идет. И люди, и звери, и птицы
Полный вкушают покой. Не шепчет кустарник, недвижим;
Леса безмолвна листва, туманный безмолвствует воздух.
Звезды мерцают одни. И она простерла к ним руки,
Трижды назад обернулась, воды зачерпнула в потоке
190
И омочила власы и трижды уста разрешила
Воем; потом, опершись коленом о твердую землю,
Молвила: "Ночь! Наперсница тайн, что луной золотою
Свету преемствуешь дня! Вы, звезды! Геката с главою
Троичной, ты, что ко мне сообщницей дела нисходишь
195
Мне помогать! Искусство волшбы и заклятия магов!
Ты, о Земля, что магам даешь трав знанье могучих,
Воздух и ветры, и вы, о озера и реки, и горы,
Вы все, боги лесов, все боги ночные, явитесь!
Вами, по воле моей, возвращаются реки к истокам
200
На удивленье брегам; заклинаньями я усмиряю
Бурного моря волну и волную безбурное море;
Ветры зову и гоню, облака навожу и свожу я;
Лопаться зевы у змей заставляю я словом заклятья;
Дикие камни, дубы, что исторгнуты с корнем из почвы,
205
Двигаю я и леса; велю - содрогаются горы,
И завывает земля, и выходят могильные тени.
Силой влеку и тебя, луна, хоть медью темесской*
Твой сокращаю ущерб. От заклятий моих колесница
Деда бледнее; мой яд бледнеть заставляет Аврору.
210
Вы мне и пламя быков притупили, изогнутым плугом
Вы пожелали сдавить их, груза не знавшую, выю;
В яростный бой меж собой вы бросили змеерожденных,
Стража, не знавшего сна, усыпили,- руно ж золотое,
Змея хитро обведя, переправили в гавани греков.
215
Ныне мне нужен состав, от которого стала бы старость
Вновь, освежившись, цвести и вернулись бы юные годы.
Вы не откажете мне. Не напрасно сверкали созвездья,
И не напрасно, хребтом влекома крылатых драконов,
Вот колесница летит".
Прошения подземным богам
В античные времена бытовала своеобразная практика. Составлялись свинцовые таблички (свинец - металл Сатурна), закапываемые в землю или опускаемые в погребение, в которых "проситель" обращался к Гермесу Подземному и Гекате Подземной с намерением причинить вред и навести порчу на своего врага. Например: "Предаю Офелиона и Канарида Гермесу Хтоническому и покорителю Гермесу. Офелиона проклинаю" Для проклятий помимо Гермеса и Гекаты, призывались Гея, Персефона и Аид. Часто встречается формула вроде: "как этот свинец сух и бездушен, так и дела врага моего пусть будут сухи и бездушны".
Овидий в Метаморфозах (Книга 7) так фантазирует об обряде Медее омолаживания старца Эсона:
Два алтаря сложила из дерна Медея,
Справа - Гекаты алтарь и жертвенник Юности - слева.
Дикой листвой оплела и ветвями священными оба.
Недалеко откидав из ям двух землю, свершает
Таинство; в горло овцы чернорунной вонзает Медея
245
Нож и кровью ее обливает широкие ямы,
Чистого чашу вина сверх крови она возливала,
Медную чашу брала, молока возливала парного;
Льются меж тем и слова,- богов призывает подземных,
Молит владыку теней с похищенной вместе супругой,
250
Чтоб не спешили отнять у тела дряхлого душу.
Милость обоих снискав молитвенным шепотом долгим,
Хилого старца она приказала из дома наружу
Вынести и, погрузив его в сон непробудный заклятьем,
Словно безжизненный труп на подстил травяной положила.
255
Вот приказала она отойти и Ясону и слугам,
Непосвященный их взор отвести повелела от тайны.
И удаляются все. Волоса распустивши, Медея
Рдеющих два алтаря обошла по обряду вакханок.
В черной крови намочив расщепленные факелы, держит
260
Их на обоих огнях и вершит очищение старца
Трижды огнем, и трижды водой, и серою трижды.
В медном котле между тем могучее средство вскипает
И подымается вверх и вздувшейся пеной белеет.
Варит и корни она, в гемонийском найденные доле,
265
И семена, и цветы, и горькие соки растений;
В них добавляет еще каменья с окраин Востока,
Чистый песок, что омыт при отливе водой океана,
Вот подливает росы, что ночью собрана лунной;
С мясом туда же кладет и поганые филина крылья,
270
Оборотня потроха, что волчий образ звериный
В вид изменяет людской; положила в варево также
И кинифийской змеи чешуйчатой тонкую кожу;
Печень оленя-самца; в состав опустила вдобавок
Голову с клювом кривым вековухи столетней - вороны.
Торжества и Мистерии
Ежегодная телете [посвящение] Гекаты в Эгине, считалось, была основана самим Орфеем. Функции ее были, как полагают, "катарсическими и отвращающими"… Но мнение о том, что эти ритуалы были специально направлены на исцеление мании, кажется, всего лишь догадкой (см. Э.Р. Доддс Греки и иррациональное).
Полагают, что Геката играла роль в игровых мистериях на поле в Аграх. Дитер Лауэнштайн говорит, что начинаться все могло с растерзания и поедания мяса. Затем происходило искупление через Гекату. Богиня помогала преодолеть разверзнутую бездну жестокости и похоти. Затем приходит черед других богов и богинь помочь человеку. Лауэнштайн (Элевсинские мистерии. - М.: Энигма: 1996.) предлагает даже реконструкцию этих мистерий.
Геката играла свою важную роль в Элевсинских мистериях. Считается (Дитер Лауэнштайн), что в Элевсинских мистериях не существовало особых жриц Персефоны. Их роль исполняли жрицы Гекаты, в обычной жизни бывшие женами (матерями или сестрами) главных жрецов. Таинства сами по себе должны были гасить воспоминания об обычной, дневной жизни. Потому Персефона и Геката пробуждали в людях "ночное сознание".
Напомним, что единственной возможностью блуждать после смерти во мраке Аида было пройти посвящение в мистерии и повторять таинства самостоятельно.
Как говорится в Гомеровом гимне Деметре:
Счастливы те из людей земнородных, кто таинства видел,
Тот же, кто им непричастен, по смерти не будет вовеки
Доли подобной иметь в многосумрачном царстве подземном…
Гекате в числе других божеств приносились жертвы во время афинского праздника Фесмофории. А также на военных играх, предварявших Элевсинские мистерии.
По словам Нильссона, все-греческий фестиваль Гекаты проводился 13-14 августа. А фестиваль в Стратониках в Карии назывался Гекатесии. Храмы Гекаты обнаружены в Милете, Аргосе, Элевсинах, Эгине и Афинах, изваяния найдены по всей Греции. Культ Гекаты у неоплатоников
Понятное дело, что интеллектуал вряд ли смог найти в народном культе Гекаты что-либо для себя привлекательное. Нет, философы и мистики видели в Гекате нечто большее чем просто покровительницу всяких темных делишек.
Известно, что у них были свои теургические обряды. связанные с Гекатой. Теургия - это своего рода элитарная магия античного мира. "Синкретическая форма магического искусства, сложившаяся к I в. н.э., разительно отличается от классической. Это сложная профессиональная дисциплина, требующая особой подготовки, специальной литературы, опирающаяся на древние (отчасти реальные, отчасти вымышленные) традиции. В рамках этой формы магии существует иерархия процедур, на высшей ступени которой находятся магические сеансы контактов с богами". (А.В. Петров. Теургия: социо-культурные аспекты возникновения философски интерпретированной магии в античности.)
Неоплатоники, занимающиеся теургией, часто получали знамения от статуй, в том числе и от Гекаты. Максиму, ученику Ямвлиха, видилось, что Геката смеется, а факелы в ее руках зажигаются. Полагают, впрочем, что одушевление статуй Гекаты было обычным в классической греческой магии.
Прокл, живший в V веке нашей эры, будучи глубоким и немощным старцем "видел воочию светоносные призраки Гекаты". Его этому научила дочь его учителя Плутарха - Асклепигения, происходившая по материнской линии из древнего элевсинского жреческого рода. (Это опять отсылает нас к связи культа Гекаты с Элевсинскими мистериями.)
Известен гимн Прокла Диадоха Гекате и Янусу:
Радуйся, матерь богов многославная, с добрым потомством!
Радуйся, ты, о Геката преддверная, мощная силой!
Радуйся сам Иан прародитель, Зевес негубимый!
Радуйся, вышний Зевес! О, даруйте мне полную блага
5
Светлую жизни тропу и злые недуги гоните
Прочь от тела, а душу к себе привлеките, очистив
Ум пробуждающим действом от страстных земных искушений!
О, умоляю, подайте мне руку, стезю укажите
Богоизбранную мне, я желаю того! Да узреть мне
10
Свет драгоценный, рождений же черного зла да избегнуть!
О, умоляю, подайте мне руку, повейте мне ветром,
Что в благочестия гавань доставит страдавшего много.
Радуйся, матерь богов многославная, с добрым потомством!
Радуйся ты, о Геката преддверная, мощная силой!
15
Радуйся сам Иан прародитель, о Зевс высочайший!
(Перевод О.В. Смыки)
В приватные таинства Гекаты был посвящен римский император Юлиан Солнцепоклонник. Его посвятил еще в девятнадцати-двадцатилетнем возрасте философ Максим Эфесский.
Аналоги
Гекуба
Гекуба в греческой мифологии - жена троянского царя Приама. Ее отцом считался фригийский царь Димант или некий Киссей (эпоним фракийского города Киссос). Кем была ее мать - неизвестно было даже в античности. В "Илиаде" Гекуба - мать девятнадцати сыновей. По крайней мере она точно мать известных Гектора, Париса, Елена, Деифоба, Троила (от Аполлона), Полидора и дочерей Кассандры и Поликсены. Гекуба известна более всего своим горем по убитому сыну - герою Гектору, плененной дочери Кассандре, и невестке Андромахе, принесенной в жертву дочери Поликсене.
Гекуба отомстила правителю Херсонеса Фракийского Полиместру за коварно убитого им сына Гекубы - Полидора. (Когда Полиместор узнал о гибели Трои, он убил юношу.) Она убила всех его детей и ослепила самого царя. Гекубу побили камнями жители города. О дальнейшей судьбе ее говорят две версии. Она была перенесена Аполлоном в Ликию, где было известное святилище малоазийской Гекаты. Или превращена в собаку и бросилась в Геллеспонт, а мы помним, что собака - это животное Гекаты. Также и мыс Киноссема ("пёсий курган") в Геллеспонте, считавшийся могилой Гекуба называли также памятником Гекаты.
Могущество античных колдуний часто связывалось со знанием силы трав, плодов, корешков и снадобий, получаемых из них. Сохранилась цитата из утраченной трагедии "Софокла" Rizotomoi, в которой он описывает работу Медеи:
Отвращая свой взор от работы руки,
Она сок мутно-белый, стекающий с ран
Ядовитого зелья, в сосуд медяной
Осторожно приемлет...
А в ларцах сокровенных хранятся пучки
Ею срезанных трав.
Их она с причитанием громким в [ночи],
Обнаженная, медным ссекала серпом.
(Пер. Ф.Ф.Зелинского).
А вот уже Овидий в "Метаморфозах" (Книга 7):
И святыней богини триликой,
95
Темной дубравою той, где ее божество почиталось,
Вечно всезрящим отцом своего нареченного тестя,
Благополучьем своим и деяньями всеми клянется.
Верила дева - тотчас получил он волшебные травы;
Как применить их, узнал и довольный домой возвратился.
(Пер С. Шервинского)
Римский поэт Тибул говорит, что колдуньи обладают особой, только для них характерной властью:
Ей лишь одной вручены волшебные травы
Медеи, Ей лишь дано усмирить лютых Гекаты собак.
И Медея демонстрирует свою власть у того же Овидия:
Вышла Медея, одна, в распоясанном платье, босая,
Пышные волосы вдоль по плечам распустив без убора.
Шагом неверным, в немом молчании ночи глубокой,
185
Без провожатых идет. И люди, и звери, и птицы
Полный вкушают покой. Не шепчет кустарник, недвижим;
Леса безмолвна листва, туманный безмолвствует воздух.
Звезды мерцают одни. И она простерла к ним руки,
Трижды назад обернулась, воды зачерпнула в потоке
190
И омочила власы и трижды уста разрешила
Воем; потом, опершись коленом о твердую землю,
Молвила: "Ночь! Наперсница тайн, что луной золотою
Свету преемствуешь дня! Вы, звезды! Геката с главою
Троичной, ты, что ко мне сообщницей дела нисходишь
195
Мне помогать! Искусство волшбы и заклятия магов!
Ты, о Земля, что магам даешь трав знанье могучих,
Воздух и ветры, и вы, о озера и реки, и горы,
Вы все, боги лесов, все боги ночные, явитесь!
Вами, по воле моей, возвращаются реки к истокам
200
На удивленье брегам; заклинаньями я усмиряю
Бурного моря волну и волную безбурное море;
Ветры зову и гоню, облака навожу и свожу я;
Лопаться зевы у змей заставляю я словом заклятья;
Дикие камни, дубы, что исторгнуты с корнем из почвы,
205
Двигаю я и леса; велю - содрогаются горы,
И завывает земля, и выходят могильные тени.
Силой влеку и тебя, луна, хоть медью темесской*
Твой сокращаю ущерб. От заклятий моих колесница
Деда бледнее; мой яд бледнеть заставляет Аврору.
210
Вы мне и пламя быков притупили, изогнутым плугом
Вы пожелали сдавить их, груза не знавшую, выю;
В яростный бой меж собой вы бросили змеерожденных,
Стража, не знавшего сна, усыпили,- руно ж золотое,
Змея хитро обведя, переправили в гавани греков.
215
Ныне мне нужен состав, от которого стала бы старость
Вновь, освежившись, цвести и вернулись бы юные годы.
Вы не откажете мне. Не напрасно сверкали созвездья,
И не напрасно, хребтом влекома крылатых драконов,
Вот колесница летит".
Прошения подземным богам
В античные времена бытовала своеобразная практика. Составлялись свинцовые таблички (свинец - металл Сатурна), закапываемые в землю или опускаемые в погребение, в которых "проситель" обращался к Гермесу Подземному и Гекате Подземной с намерением причинить вред и навести порчу на своего врага. Например: "Предаю Офелиона и Канарида Гермесу Хтоническому и покорителю Гермесу. Офелиона проклинаю" Для проклятий помимо Гермеса и Гекаты, призывались Гея, Персефона и Аид. Часто встречается формула вроде: "как этот свинец сух и бездушен, так и дела врага моего пусть будут сухи и бездушны".
Овидий в Метаморфозах (Книга 7) так фантазирует об обряде Медее омолаживания старца Эсона:
Два алтаря сложила из дерна Медея,
Справа - Гекаты алтарь и жертвенник Юности - слева.
Дикой листвой оплела и ветвями священными оба.
Недалеко откидав из ям двух землю, свершает
Таинство; в горло овцы чернорунной вонзает Медея
245
Нож и кровью ее обливает широкие ямы,
Чистого чашу вина сверх крови она возливала,
Медную чашу брала, молока возливала парного;
Льются меж тем и слова,- богов призывает подземных,
Молит владыку теней с похищенной вместе супругой,
250
Чтоб не спешили отнять у тела дряхлого душу.
Милость обоих снискав молитвенным шепотом долгим,
Хилого старца она приказала из дома наружу
Вынести и, погрузив его в сон непробудный заклятьем,
Словно безжизненный труп на подстил травяной положила.
255
Вот приказала она отойти и Ясону и слугам,
Непосвященный их взор отвести повелела от тайны.
И удаляются все. Волоса распустивши, Медея
Рдеющих два алтаря обошла по обряду вакханок.
В черной крови намочив расщепленные факелы, держит
260
Их на обоих огнях и вершит очищение старца
Трижды огнем, и трижды водой, и серою трижды.
В медном котле между тем могучее средство вскипает
И подымается вверх и вздувшейся пеной белеет.
Варит и корни она, в гемонийском найденные доле,
265
И семена, и цветы, и горькие соки растений;
В них добавляет еще каменья с окраин Востока,
Чистый песок, что омыт при отливе водой океана,
Вот подливает росы, что ночью собрана лунной;
С мясом туда же кладет и поганые филина крылья,
270
Оборотня потроха, что волчий образ звериный
В вид изменяет людской; положила в варево также
И кинифийской змеи чешуйчатой тонкую кожу;
Печень оленя-самца; в состав опустила вдобавок
Голову с клювом кривым вековухи столетней - вороны.
Торжества и Мистерии
Ежегодная телете [посвящение] Гекаты в Эгине, считалось, была основана самим Орфеем. Функции ее были, как полагают, "катарсическими и отвращающими"… Но мнение о том, что эти ритуалы были специально направлены на исцеление мании, кажется, всего лишь догадкой (см. Э.Р. Доддс Греки и иррациональное).
Полагают, что Геката играла роль в игровых мистериях на поле в Аграх. Дитер Лауэнштайн говорит, что начинаться все могло с растерзания и поедания мяса. Затем происходило искупление через Гекату. Богиня помогала преодолеть разверзнутую бездну жестокости и похоти. Затем приходит черед других богов и богинь помочь человеку. Лауэнштайн (Элевсинские мистерии. - М.: Энигма: 1996.) предлагает даже реконструкцию этих мистерий.
Геката играла свою важную роль в Элевсинских мистериях. Считается (Дитер Лауэнштайн), что в Элевсинских мистериях не существовало особых жриц Персефоны. Их роль исполняли жрицы Гекаты, в обычной жизни бывшие женами (матерями или сестрами) главных жрецов. Таинства сами по себе должны были гасить воспоминания об обычной, дневной жизни. Потому Персефона и Геката пробуждали в людях "ночное сознание".
Напомним, что единственной возможностью блуждать после смерти во мраке Аида было пройти посвящение в мистерии и повторять таинства самостоятельно.
Как говорится в Гомеровом гимне Деметре:
Счастливы те из людей земнородных, кто таинства видел,
Тот же, кто им непричастен, по смерти не будет вовеки
Доли подобной иметь в многосумрачном царстве подземном…
Гекате в числе других божеств приносились жертвы во время афинского праздника Фесмофории. А также на военных играх, предварявших Элевсинские мистерии.
По словам Нильссона, все-греческий фестиваль Гекаты проводился 13-14 августа. А фестиваль в Стратониках в Карии назывался Гекатесии. Храмы Гекаты обнаружены в Милете, Аргосе, Элевсинах, Эгине и Афинах, изваяния найдены по всей Греции. Культ Гекаты у неоплатоников
Понятное дело, что интеллектуал вряд ли смог найти в народном культе Гекаты что-либо для себя привлекательное. Нет, философы и мистики видели в Гекате нечто большее чем просто покровительницу всяких темных делишек.
Известно, что у них были свои теургические обряды. связанные с Гекатой. Теургия - это своего рода элитарная магия античного мира. "Синкретическая форма магического искусства, сложившаяся к I в. н.э., разительно отличается от классической. Это сложная профессиональная дисциплина, требующая особой подготовки, специальной литературы, опирающаяся на древние (отчасти реальные, отчасти вымышленные) традиции. В рамках этой формы магии существует иерархия процедур, на высшей ступени которой находятся магические сеансы контактов с богами". (А.В. Петров. Теургия: социо-культурные аспекты возникновения философски интерпретированной магии в античности.)
Неоплатоники, занимающиеся теургией, часто получали знамения от статуй, в том числе и от Гекаты. Максиму, ученику Ямвлиха, видилось, что Геката смеется, а факелы в ее руках зажигаются. Полагают, впрочем, что одушевление статуй Гекаты было обычным в классической греческой магии.
Прокл, живший в V веке нашей эры, будучи глубоким и немощным старцем "видел воочию светоносные призраки Гекаты". Его этому научила дочь его учителя Плутарха - Асклепигения, происходившая по материнской линии из древнего элевсинского жреческого рода. (Это опять отсылает нас к связи культа Гекаты с Элевсинскими мистериями.)
Известен гимн Прокла Диадоха Гекате и Янусу:
Радуйся, матерь богов многославная, с добрым потомством!
Радуйся, ты, о Геката преддверная, мощная силой!
Радуйся сам Иан прародитель, Зевес негубимый!
Радуйся, вышний Зевес! О, даруйте мне полную блага
5
Светлую жизни тропу и злые недуги гоните
Прочь от тела, а душу к себе привлеките, очистив
Ум пробуждающим действом от страстных земных искушений!
О, умоляю, подайте мне руку, стезю укажите
Богоизбранную мне, я желаю того! Да узреть мне
10
Свет драгоценный, рождений же черного зла да избегнуть!
О, умоляю, подайте мне руку, повейте мне ветром,
Что в благочестия гавань доставит страдавшего много.
Радуйся, матерь богов многославная, с добрым потомством!
Радуйся ты, о Геката преддверная, мощная силой!
15
Радуйся сам Иан прародитель, о Зевс высочайший!
(Перевод О.В. Смыки)
В приватные таинства Гекаты был посвящен римский император Юлиан Солнцепоклонник. Его посвятил еще в девятнадцати-двадцатилетнем возрасте философ Максим Эфесский.
Аналоги
Гекуба
Гекуба в греческой мифологии - жена троянского царя Приама. Ее отцом считался фригийский царь Димант или некий Киссей (эпоним фракийского города Киссос). Кем была ее мать - неизвестно было даже в античности. В "Илиаде" Гекуба - мать девятнадцати сыновей. По крайней мере она точно мать известных Гектора, Париса, Елена, Деифоба, Троила (от Аполлона), Полидора и дочерей Кассандры и Поликсены. Гекуба известна более всего своим горем по убитому сыну - герою Гектору, плененной дочери Кассандре, и невестке Андромахе, принесенной в жертву дочери Поликсене.
Гекуба отомстила правителю Херсонеса Фракийского Полиместру за коварно убитого им сына Гекубы - Полидора. (Когда Полиместор узнал о гибели Трои, он убил юношу.) Она убила всех его детей и ослепила самого царя. Гекубу побили камнями жители города. О дальнейшей судьбе ее говорят две версии. Она была перенесена Аполлоном в Ликию, где было известное святилище малоазийской Гекаты. Или превращена в собаку и бросилась в Геллеспонт, а мы помним, что собака - это животное Гекаты. Также и мыс Киноссема ("пёсий курган") в Геллеспонте, считавшийся могилой Гекуба называли также памятником Гекаты.