19.03.2015, 14:27
Фрейя Асвинн. Мистерии и магия Севера
Манназ
Германское название: Манназ (Mannaz)
Англосаксонское название: Ман (Man)
Древнескандинавское название: Мадр (Madr)
Фонетическое соответствие: М (M)
Традиционное значение: человек.
В древних германских языках, в т.ч. англосаксонском, слово men (в отличие от современного английского) означало не просто мужчин, а людей вообще. Мужчина обозначался словом weapmen, а женщина – weavemen ; нетрудно заметить, что первое буквально переводится как "человек с оружием (weapons)", а второе – "человек, который ткет (weave)". Таким образом, окончание – men использовалось в названиях обоих полов, и руну Манназ следует рассматривать именно под этим углом.
Далее, руна эта обозначает не только человека и человечество, но и предка и прародителя людей. На обширном пространстве североевропейской мифологии встречается множество разнообразных мифов о сотворении человеческого рода. Уже знакомый нам миф об Аске и Эмбле – только один из них; рассмотрим теперь другие версии.
В традиции материковых германцев Манназ, упомянутый Тацитом как прародитель германского народа, считался сыном Туиско, рожденного самой Землей. Туиско – это древний прототип Тюра; таким образом, Манназ был племенным богом-предком. У него, в свою очередь, было три сына – Ингвио (чье имя созвучно названию руны Ингуз), Ирмио и Истио, от которых, по преданию, пошли три основные племени западных германцев: ингевоны, населявшие побережье Северного моря, герминоны, обитавшие в нижнем и среднем течении Эльбы, и истевоны, занимавшие территорию между Рейном и Везером. (Эта троичная классификация – один из примеров роли тройки как магического числа).
Другой миф о происхождении человеческого рода мы находим в "Песни о Риге" – одной из эддических песней. Здесь повествуется о том, как Хеймдалль путешествовал по Мидгарду и побывал гостем в домах трех супружеских пар. В каждом доме он провел по три ночи, возлежа между супругами, после чего каждая из трех женщин родила сына. Каждая супружеская чета символизирует один из трех социальных слоев. Несмотря на то, что Манназ в этой истории не упоминается, очевидно, что перед нами вариант приведенного выше мифа, и, сопоставив два эти мифа, можно прийти к выводу, что Хеймдалль тождествен Манназу. И действительно, из всех богов именно Хеймдалль теснее всего связан с руной Манназ. Как германский бог Манназ выступает родоначальником трех племен, так и Хеймдалль оказывается предком трех социальных классов. Разумеется, классы здесь следует понимать не в марксистском смысле. В старину каждый класс наделялся своей особой ценностью и занимал особое место по отношению к остальным, что исключало эксплуатацию. (Возможно, размышления о подобном общественном укладе могут принести нам немало пользы). Социальный строй и значение его для племени в целом и для каждого человека в отдельности – это и есть основная тема руны Манназ, связывающая ее, среди прочего, с руной Райдо.
Предыдущая руна, Эваз, ассоциировалась в основном с животными, в первую очередь с лошадьми. Руна Манназ по форме похож на Эваз, что не лишено смысла: в конце концов, человек – тоже животное, хоть и наделенное высокоразвитым интеллектом. Тот факт, что две эти руны стоят в футарке бок о бок, еще раз свидетельствует о том, что последовательность футарка не случайна и тщательно продумана. Люди и животные делят друг с другом одну среду обитания и во многом зависят друг от друга. Образ Одина-кентавра напоминает о происхождении человека от животных, о различиях между инстинктом и разумом, а также об отчуждении современного человека от природы.
Руна Манназ символизирует сотрудничество между людьми, обитающими на общей территории, – гармоничное взаимодействие на благо всего племени. Если разделить Манназ пополам вертикальной чертой, мы получим две руны Вуньо. Вуньо – руна совершенства и сознательного приложения воли, а Манназ – руна объединенных волевых усилий, прилагаемых ради общего блага.
В "Речах Высокого" мы находим следующие строфы (47, 52):
Молод я был,
странствовал много
и сбился с пути;
счел себя богачом,
спутника встретив, –
друг - радость друга.
Подарок большой
не всюду пригоден,
он может быть малым;
неполный кувшин,
половина краюхи
мне добыли друга.
В гадании эта руна обозначает людей вообще. Какие именно люди имеются в виду и какое отношение они имеют к кверенту, подскажут соседние руны. Перевернутая Манназ иногда указывает на врага, хотя однажды выпала как символ мужчины-гомосексуалиста. Кроме того, в раскладах Манназ – особенно в сочетании с Эваз – может обозначать судебные процессы и проблемы, связанные с сотрудничеством. А в сочетании с Райдо она указывает на чью-либо помощь или совет.
В магическом плане Манназ привлекает сторонников в спорах и диспутах. Соединенная в связанную руну с Ансуз, она поможет одержать победу в дискуссии и успешно сдать экзамен. Обе эти руны укрепляют разум, но еще эффективнее такой рунический талисман станет, если вплести в него знаки Райдо и Эваз.
В космологической интерпретации последовательности футарка Манназ соответствует стадии, на которой развился человеческий интеллект и человек осознал себя творцом Природы наряду с богами. Первобытный человек, зависевший от Природы, обрел теперь над Природой власть (увы, слишком большую!) и стал безжалостно эксплуатировать свою среду обитания.
Манназ
Германское название: Манназ (Mannaz)
Англосаксонское название: Ман (Man)
Древнескандинавское название: Мадр (Madr)
Фонетическое соответствие: М (M)
Традиционное значение: человек.
В древних германских языках, в т.ч. англосаксонском, слово men (в отличие от современного английского) означало не просто мужчин, а людей вообще. Мужчина обозначался словом weapmen, а женщина – weavemen ; нетрудно заметить, что первое буквально переводится как "человек с оружием (weapons)", а второе – "человек, который ткет (weave)". Таким образом, окончание – men использовалось в названиях обоих полов, и руну Манназ следует рассматривать именно под этим углом.
Далее, руна эта обозначает не только человека и человечество, но и предка и прародителя людей. На обширном пространстве североевропейской мифологии встречается множество разнообразных мифов о сотворении человеческого рода. Уже знакомый нам миф об Аске и Эмбле – только один из них; рассмотрим теперь другие версии.
В традиции материковых германцев Манназ, упомянутый Тацитом как прародитель германского народа, считался сыном Туиско, рожденного самой Землей. Туиско – это древний прототип Тюра; таким образом, Манназ был племенным богом-предком. У него, в свою очередь, было три сына – Ингвио (чье имя созвучно названию руны Ингуз), Ирмио и Истио, от которых, по преданию, пошли три основные племени западных германцев: ингевоны, населявшие побережье Северного моря, герминоны, обитавшие в нижнем и среднем течении Эльбы, и истевоны, занимавшие территорию между Рейном и Везером. (Эта троичная классификация – один из примеров роли тройки как магического числа).
Другой миф о происхождении человеческого рода мы находим в "Песни о Риге" – одной из эддических песней. Здесь повествуется о том, как Хеймдалль путешествовал по Мидгарду и побывал гостем в домах трех супружеских пар. В каждом доме он провел по три ночи, возлежа между супругами, после чего каждая из трех женщин родила сына. Каждая супружеская чета символизирует один из трех социальных слоев. Несмотря на то, что Манназ в этой истории не упоминается, очевидно, что перед нами вариант приведенного выше мифа, и, сопоставив два эти мифа, можно прийти к выводу, что Хеймдалль тождествен Манназу. И действительно, из всех богов именно Хеймдалль теснее всего связан с руной Манназ. Как германский бог Манназ выступает родоначальником трех племен, так и Хеймдалль оказывается предком трех социальных классов. Разумеется, классы здесь следует понимать не в марксистском смысле. В старину каждый класс наделялся своей особой ценностью и занимал особое место по отношению к остальным, что исключало эксплуатацию. (Возможно, размышления о подобном общественном укладе могут принести нам немало пользы). Социальный строй и значение его для племени в целом и для каждого человека в отдельности – это и есть основная тема руны Манназ, связывающая ее, среди прочего, с руной Райдо.
Предыдущая руна, Эваз, ассоциировалась в основном с животными, в первую очередь с лошадьми. Руна Манназ по форме похож на Эваз, что не лишено смысла: в конце концов, человек – тоже животное, хоть и наделенное высокоразвитым интеллектом. Тот факт, что две эти руны стоят в футарке бок о бок, еще раз свидетельствует о том, что последовательность футарка не случайна и тщательно продумана. Люди и животные делят друг с другом одну среду обитания и во многом зависят друг от друга. Образ Одина-кентавра напоминает о происхождении человека от животных, о различиях между инстинктом и разумом, а также об отчуждении современного человека от природы.
Руна Манназ символизирует сотрудничество между людьми, обитающими на общей территории, – гармоничное взаимодействие на благо всего племени. Если разделить Манназ пополам вертикальной чертой, мы получим две руны Вуньо. Вуньо – руна совершенства и сознательного приложения воли, а Манназ – руна объединенных волевых усилий, прилагаемых ради общего блага.
В "Речах Высокого" мы находим следующие строфы (47, 52):
Молод я был,
странствовал много
и сбился с пути;
счел себя богачом,
спутника встретив, –
друг - радость друга.
Подарок большой
не всюду пригоден,
он может быть малым;
неполный кувшин,
половина краюхи
мне добыли друга.
В гадании эта руна обозначает людей вообще. Какие именно люди имеются в виду и какое отношение они имеют к кверенту, подскажут соседние руны. Перевернутая Манназ иногда указывает на врага, хотя однажды выпала как символ мужчины-гомосексуалиста. Кроме того, в раскладах Манназ – особенно в сочетании с Эваз – может обозначать судебные процессы и проблемы, связанные с сотрудничеством. А в сочетании с Райдо она указывает на чью-либо помощь или совет.
В магическом плане Манназ привлекает сторонников в спорах и диспутах. Соединенная в связанную руну с Ансуз, она поможет одержать победу в дискуссии и успешно сдать экзамен. Обе эти руны укрепляют разум, но еще эффективнее такой рунический талисман станет, если вплести в него знаки Райдо и Эваз.
В космологической интерпретации последовательности футарка Манназ соответствует стадии, на которой развился человеческий интеллект и человек осознал себя творцом Природы наряду с богами. Первобытный человек, зависевший от Природы, обрел теперь над Природой власть (увы, слишком большую!) и стал безжалостно эксплуатировать свою среду обитания.