29.05.2015, 16:14
Глава первая: Существование и природа мира джиннов
Подтверждение существования мира джиннов
Многие люди в наше время и в прошлом расходились во мнениях относительно существования джиннов. Некоторые полностью отвергали их существование, тогда как другие утверждали, что джинны обладают дьявольским притяжением и тенденцией к развращению человеческих душ. А что касается ангелов, ученые полагают, что они оказывают доброе влияние. Ученые, которые признавали существование джиннов, называли их «духами низшего звена». Они утверждали, что «духи низшего звена» быстро отзываются, но медленно реагируют, тогда как «божественные духи» долго отзываются, но быстро реагируют. Некоторые идолопоклонники говорят о существовании «духов планеты». Из этого видно, что многие люди верят в существование джиннов и в их переход из одного состояния в другое.
Существуют эмпирические доказательства, такие как аяты из Корана, пророческие изречения и прямые доказательства живых свидетелей. Что касается аятов из Корана, которые указывают на существование джиннов, то их множество. Так, Аллах сказал: «Я не создал джиннов и людей, чтобы они принесли Мне какую-либо пользу, а лишь для того, чтобы они Мне поклонялись. А ведь поклонение приносит им же пользу» (51:56). Ведь не случайно в Коране джиннам посвящена целая сура 72 из 28 аятов.
Также существует несколько изречений Пророка, мир ему. Например, Посланник Аллаха, мир ему, сказал: «Есть три вида джиннов. Первый вид летает в воздухе. Второй живет среди змей и собак. Третий находится на одном месте, но способен передвигаться». Есть также множество других высказываний, доказывающих существование джиннов, о которых мы будем рассказывать в этой книге.
Кто такие джинны?
Джинны - часть созданий Аллаха, отличных от людей и ангелов, но у них есть много общего с человеком. Например, им также присущи понятия разум, дискриминация, сила, свобода выбора между истиной и ложью, правильным и неправильным, хорошим и плохим. Они отличаются от человека по определенным характеристикам. И самое главное, их происхождение, так как основная материя джиннов отличается от основной субстанции человека.
Из чего созданы джинны?
Аллах сообщает нам во многих аятах, что Он создал джиннов из огня. Сказано: «Он сотворил человека из густой, сухой и звонкой глины, как гончарная, и создал джиннов из чистого пламени огня» (55:14.15). Чистый огонь означает язык пламени (передано Ибн Аббасом, Муджахидом и другими). В одной из версий говорится, что он означает - один из лучших и чистых огней.
Ал-Навак говорит, что огонь - это пламя, смешанное с чернотой. Мухаммад, мир ему, также сообщает, что джинны были созданы из огня, а ангелы из света. Но кто-то может сказать: Аллах сообщил нам, что джинны были созданы из огня, пламя которого вред им не приносит. Но как может пламя обжечь пламя? Ответом тому служат слова Аллаха, Который сказал, что джинны и cатана связаны так же, как связан человек с землей и глиной.
Что понимают под этим? Что касается человека, то он создан из глины, но это не означает, что он есть сама глина. Доказательство этому есть в сказании, в котором Ахмад бин Ханбал передал от Абу Сайд ал-Худри: «Посланник Аллаха встал утром, чтобы помолиться, и я начал молиться вместе с ним. Он читал нараспев, но вдруг сбился. После того, как он окончил молитву, он сказал: «Если бы вы только могли видеть, как я схватил Иблиса и душил его, пока я не начал испытывать холод его слюны на моих руках».
Но как может слюна того, кто создан из обжигающего огня, быть холодной? Если бы джинны обладали огненной природой, они бы не имели слюну. Другое утверждение, что джинны больше не обладают своей огненной природой, есть в словах Пророка, мир ему: «Враг Аллаха - Иблис - принес огненный уголек, чтобы положить его на мое лицо» (ан-Нас передает это).
Имам Ахмад рассказывает, что один человек спросил Абдурахмана ибн Хан бант о том, что сделал посланник Аллаха, когда cатана захотел навредить ему. Абдурахман сказал, что шайтаны, включая cатану, спустились с долин ущелий с огненным угольком, которым они хотели обжечь Пророка, мир ему. Абдурахман сказал, что Пророк, мир ему, был напуган этим, и Джабраил ответил: «Я не сомневался в его страхе». Абдурахман продолжал: «Он начал запинаться». Джабраил попросил: «Мухаммад! Говори!». Он ответил: «Что мне говорить?!». Джабраил молвил: «Скажи! Я ищу спасения у Тебя от зла, которое повсюду: на небе, на земле, среди ночи, везде». Огонь cатаны был потушен. Аллах затушил его. Доказательством служит то, что если бы джинны сохранили свою огненную природу и были бы обжигающем огнем, то у ифритов (или у cатаны) не было бы необходимости нести огненные угольки. Поскольку руки cатаны или ифрита и их конечности не обжигают человека как настоящий огонь, это указывает на то, что их огненная природа не обладает обжигающей силой. И, как уже говорил Пророк, мир ему, «пока я не почувствовал холод его слюны». Поэтому, нет сомнения в том, что они (джинны) едят и пьют то же, что и мы едим и пьем, и это дает их телам средства к существованию и развитию.
Когда были созданы джинны?
Джинны созданы задолго до появления человека. Аллах сказал: «Создавая миры, Мы сотворили две категории живых существ. Мы сотворили человека из густой звучащей глины. А мир джиннов мы сотворили раньше, когда сотворили Иблиса из пылающего огня, который пробивается в поры человеческого тела» (15:26-27).
Виды джиннов
Существует три вида джиннов, как написано в сказании Пророка, мир ему, в котором он говорит: «Существует три вида джиннов. Один из них летает по небу. Другой вид живет в змеях и собаках. А третий вид, основанный в одном месте, но способный передвигаться».
Абу Дарда сказал, что посланник Аллаха сказал: «Аллах создал три вида джиннов. Первый - это змеи и скорпионы, ползающие по земле. Второй - похож на дуновение ветра. А третий вид - расплаты и наказания».
Есть ли у джиннов тела?
Те, кому известно о существовании джиннов, не соглашаются с подобным утверждением. Они разделяются на две группы. Первая группа говорит, что джинны не обладают телами и не вселяются в них, они существуют независимо. Другая группа утверждает, что джинны обладают телами определенной формы и плотности, которые едва заметны. И поэтому мы их не можем видеть. Если бы Аллах дал нам возможность видеть острее, мы смогли бы рассмотреть их прекрасные формы.
Аллах сказал: «...Вероятно, cатана видит тебя, но ты не можешь его видеть» (7:27).
Есть ли у джиннов другие имена?
Да, действительно, джинны обладают различными именами, которые им дали теологи и арабские ученые. Мы расскажем о некоторых из них.
«Джинны» используется арабами по отношению к определенной группе джиннов.
«Сатана» используется для злобных джиннов.
«Ифрит» используется для джиннов, у которых больше силы и власти, нежели у cатаны.
Возникает вопрос: «Для чего их называют джиннами?» Их называют джиннами из-за их способности быть невидимыми.
Обладают ли джинны способностью принимать формы?
Джинны обладают великой способностью принимать и изменять формы. Они могут принимать форму змей, скорпионов, лошадей, верблюдов, овец и птиц. Также они обладают силой принимать человеческое обличие. Говорят, что сатана принял облик старого человека из Наджида, когда курайшиты собрались в Дар ан-Надва обсудить судьбу Посланника, мир ему, что с ним делать: бить, заключить в тюрьму или выслать? Абу Джахль посоветовал убить Посланника, мир ему. Сатана поддержал его. Передал от Абу Сайда аль-Худри, что Посланник, мир ему, сказал: «Группа джиннов в Медине приняла Ислам».
Способности и сила джиннов
Джинны обладают силой и возможностями, которыми не обладают люди. Одна из них - экстраординарная сила передвижения. Доказательство этому - обещание джинна Ифрита Сулейману принести трон королевы Балкис из Йемена в Иерусалим за то время, пока Сулейман поднимется со своего места. Джинн Ифрит сказал: «Я принесу его для Вас раньше, чем Вы подниметесь со своего места, так как я обладаю силой».
Они могут также подниматься высоко в небо и подслушивать то, что говорят на небе.
Умирают ли джинны?
Несомненно то, что джинны умирают, потому как об этом говорят слова Аллаха: «Все создания, живущие в этом мире, погибают, но великий, прекрасный ваш Повелитель всегда жив. Как же вы можете отвергать Милость вашего Повелителя?»
Пророк, мир ему, говорил в своей молитве: «Я ищу убежища в Твоем Могуществе. Нет другого Бога, кроме Тебя, о Ты Бессмертный! Джинны и люди смертны» (от Бухари).
Что касается того, как долго они живут, мы можем узнать только из тех сведений, которые Аллах нам дает об Иблисе, о том, что он будет преследовать человека и наблюдать до Дня Восстания.
«Иблис сказал Аллаху: «Дай мне отсрочку и не губи меня до того Дня, когда Адам и его род будут воскрешены». Аллах ему ответил: «Ты будешь в числе тех, кому дана отсрочка» (7:14-15).
Этот аят доказывает, что, кроме Иблиса, отсрочку получили и другие. Однако в Коране не говорится, что все джинны получили отсрочку. Так что возможно, что некоторые джинны получили отсрочку, но не обязательно все. Есть сообщения, удостоверяющие, что джинны умирают. Одно из них - от Халида ибн ал-Валида, убившего демона Ал-´Уззу - дерево, которому поклонялись арабы во времена невежества. Есть также рассказ одного из сподвижников Пророка, мир ему, убившего джинна, принявшего обличие гадюки. Есть также четкое заявление Ибн Аббаса о том, что Иблис - единственный, кто получил отсрочку.
Подтверждение существования мира джиннов
Многие люди в наше время и в прошлом расходились во мнениях относительно существования джиннов. Некоторые полностью отвергали их существование, тогда как другие утверждали, что джинны обладают дьявольским притяжением и тенденцией к развращению человеческих душ. А что касается ангелов, ученые полагают, что они оказывают доброе влияние. Ученые, которые признавали существование джиннов, называли их «духами низшего звена». Они утверждали, что «духи низшего звена» быстро отзываются, но медленно реагируют, тогда как «божественные духи» долго отзываются, но быстро реагируют. Некоторые идолопоклонники говорят о существовании «духов планеты». Из этого видно, что многие люди верят в существование джиннов и в их переход из одного состояния в другое.
Существуют эмпирические доказательства, такие как аяты из Корана, пророческие изречения и прямые доказательства живых свидетелей. Что касается аятов из Корана, которые указывают на существование джиннов, то их множество. Так, Аллах сказал: «Я не создал джиннов и людей, чтобы они принесли Мне какую-либо пользу, а лишь для того, чтобы они Мне поклонялись. А ведь поклонение приносит им же пользу» (51:56). Ведь не случайно в Коране джиннам посвящена целая сура 72 из 28 аятов.
Также существует несколько изречений Пророка, мир ему. Например, Посланник Аллаха, мир ему, сказал: «Есть три вида джиннов. Первый вид летает в воздухе. Второй живет среди змей и собак. Третий находится на одном месте, но способен передвигаться». Есть также множество других высказываний, доказывающих существование джиннов, о которых мы будем рассказывать в этой книге.
Кто такие джинны?
Джинны - часть созданий Аллаха, отличных от людей и ангелов, но у них есть много общего с человеком. Например, им также присущи понятия разум, дискриминация, сила, свобода выбора между истиной и ложью, правильным и неправильным, хорошим и плохим. Они отличаются от человека по определенным характеристикам. И самое главное, их происхождение, так как основная материя джиннов отличается от основной субстанции человека.
Из чего созданы джинны?
Аллах сообщает нам во многих аятах, что Он создал джиннов из огня. Сказано: «Он сотворил человека из густой, сухой и звонкой глины, как гончарная, и создал джиннов из чистого пламени огня» (55:14.15). Чистый огонь означает язык пламени (передано Ибн Аббасом, Муджахидом и другими). В одной из версий говорится, что он означает - один из лучших и чистых огней.
Ал-Навак говорит, что огонь - это пламя, смешанное с чернотой. Мухаммад, мир ему, также сообщает, что джинны были созданы из огня, а ангелы из света. Но кто-то может сказать: Аллах сообщил нам, что джинны были созданы из огня, пламя которого вред им не приносит. Но как может пламя обжечь пламя? Ответом тому служат слова Аллаха, Который сказал, что джинны и cатана связаны так же, как связан человек с землей и глиной.
Что понимают под этим? Что касается человека, то он создан из глины, но это не означает, что он есть сама глина. Доказательство этому есть в сказании, в котором Ахмад бин Ханбал передал от Абу Сайд ал-Худри: «Посланник Аллаха встал утром, чтобы помолиться, и я начал молиться вместе с ним. Он читал нараспев, но вдруг сбился. После того, как он окончил молитву, он сказал: «Если бы вы только могли видеть, как я схватил Иблиса и душил его, пока я не начал испытывать холод его слюны на моих руках».
Но как может слюна того, кто создан из обжигающего огня, быть холодной? Если бы джинны обладали огненной природой, они бы не имели слюну. Другое утверждение, что джинны больше не обладают своей огненной природой, есть в словах Пророка, мир ему: «Враг Аллаха - Иблис - принес огненный уголек, чтобы положить его на мое лицо» (ан-Нас передает это).
Имам Ахмад рассказывает, что один человек спросил Абдурахмана ибн Хан бант о том, что сделал посланник Аллаха, когда cатана захотел навредить ему. Абдурахман сказал, что шайтаны, включая cатану, спустились с долин ущелий с огненным угольком, которым они хотели обжечь Пророка, мир ему. Абдурахман сказал, что Пророк, мир ему, был напуган этим, и Джабраил ответил: «Я не сомневался в его страхе». Абдурахман продолжал: «Он начал запинаться». Джабраил попросил: «Мухаммад! Говори!». Он ответил: «Что мне говорить?!». Джабраил молвил: «Скажи! Я ищу спасения у Тебя от зла, которое повсюду: на небе, на земле, среди ночи, везде». Огонь cатаны был потушен. Аллах затушил его. Доказательством служит то, что если бы джинны сохранили свою огненную природу и были бы обжигающем огнем, то у ифритов (или у cатаны) не было бы необходимости нести огненные угольки. Поскольку руки cатаны или ифрита и их конечности не обжигают человека как настоящий огонь, это указывает на то, что их огненная природа не обладает обжигающей силой. И, как уже говорил Пророк, мир ему, «пока я не почувствовал холод его слюны». Поэтому, нет сомнения в том, что они (джинны) едят и пьют то же, что и мы едим и пьем, и это дает их телам средства к существованию и развитию.
Когда были созданы джинны?
Джинны созданы задолго до появления человека. Аллах сказал: «Создавая миры, Мы сотворили две категории живых существ. Мы сотворили человека из густой звучащей глины. А мир джиннов мы сотворили раньше, когда сотворили Иблиса из пылающего огня, который пробивается в поры человеческого тела» (15:26-27).
Виды джиннов
Существует три вида джиннов, как написано в сказании Пророка, мир ему, в котором он говорит: «Существует три вида джиннов. Один из них летает по небу. Другой вид живет в змеях и собаках. А третий вид, основанный в одном месте, но способный передвигаться».
Абу Дарда сказал, что посланник Аллаха сказал: «Аллах создал три вида джиннов. Первый - это змеи и скорпионы, ползающие по земле. Второй - похож на дуновение ветра. А третий вид - расплаты и наказания».
Есть ли у джиннов тела?
Те, кому известно о существовании джиннов, не соглашаются с подобным утверждением. Они разделяются на две группы. Первая группа говорит, что джинны не обладают телами и не вселяются в них, они существуют независимо. Другая группа утверждает, что джинны обладают телами определенной формы и плотности, которые едва заметны. И поэтому мы их не можем видеть. Если бы Аллах дал нам возможность видеть острее, мы смогли бы рассмотреть их прекрасные формы.
Аллах сказал: «...Вероятно, cатана видит тебя, но ты не можешь его видеть» (7:27).
Есть ли у джиннов другие имена?
Да, действительно, джинны обладают различными именами, которые им дали теологи и арабские ученые. Мы расскажем о некоторых из них.
«Джинны» используется арабами по отношению к определенной группе джиннов.
«Сатана» используется для злобных джиннов.
«Ифрит» используется для джиннов, у которых больше силы и власти, нежели у cатаны.
Возникает вопрос: «Для чего их называют джиннами?» Их называют джиннами из-за их способности быть невидимыми.
Обладают ли джинны способностью принимать формы?
Джинны обладают великой способностью принимать и изменять формы. Они могут принимать форму змей, скорпионов, лошадей, верблюдов, овец и птиц. Также они обладают силой принимать человеческое обличие. Говорят, что сатана принял облик старого человека из Наджида, когда курайшиты собрались в Дар ан-Надва обсудить судьбу Посланника, мир ему, что с ним делать: бить, заключить в тюрьму или выслать? Абу Джахль посоветовал убить Посланника, мир ему. Сатана поддержал его. Передал от Абу Сайда аль-Худри, что Посланник, мир ему, сказал: «Группа джиннов в Медине приняла Ислам».
Способности и сила джиннов
Джинны обладают силой и возможностями, которыми не обладают люди. Одна из них - экстраординарная сила передвижения. Доказательство этому - обещание джинна Ифрита Сулейману принести трон королевы Балкис из Йемена в Иерусалим за то время, пока Сулейман поднимется со своего места. Джинн Ифрит сказал: «Я принесу его для Вас раньше, чем Вы подниметесь со своего места, так как я обладаю силой».
Они могут также подниматься высоко в небо и подслушивать то, что говорят на небе.
Умирают ли джинны?
Несомненно то, что джинны умирают, потому как об этом говорят слова Аллаха: «Все создания, живущие в этом мире, погибают, но великий, прекрасный ваш Повелитель всегда жив. Как же вы можете отвергать Милость вашего Повелителя?»
Пророк, мир ему, говорил в своей молитве: «Я ищу убежища в Твоем Могуществе. Нет другого Бога, кроме Тебя, о Ты Бессмертный! Джинны и люди смертны» (от Бухари).
Что касается того, как долго они живут, мы можем узнать только из тех сведений, которые Аллах нам дает об Иблисе, о том, что он будет преследовать человека и наблюдать до Дня Восстания.
«Иблис сказал Аллаху: «Дай мне отсрочку и не губи меня до того Дня, когда Адам и его род будут воскрешены». Аллах ему ответил: «Ты будешь в числе тех, кому дана отсрочка» (7:14-15).
Этот аят доказывает, что, кроме Иблиса, отсрочку получили и другие. Однако в Коране не говорится, что все джинны получили отсрочку. Так что возможно, что некоторые джинны получили отсрочку, но не обязательно все. Есть сообщения, удостоверяющие, что джинны умирают. Одно из них - от Халида ибн ал-Валида, убившего демона Ал-´Уззу - дерево, которому поклонялись арабы во времена невежества. Есть также рассказ одного из сподвижников Пророка, мир ему, убившего джинна, принявшего обличие гадюки. Есть также четкое заявление Ибн Аббаса о том, что Иблис - единственный, кто получил отсрочку.