29.05.2015, 16:15
Глава вторая: Обязанности джиннов
Последователи Муслима соглашаются с тем утверждением, что джинны несут ответственность за свои деяния. В доказательство этого они приводят пример, в котором Коран осуждает и проклинает джиннов и напоминает о наказании, которое Аллах приготовил для них. Аллах призывает быть с Ним! А те, кто против Аллаха, кто нарушает Его запреты и законы, кто совершает плохие поступки, будут наказаны.
Ибн Муфлах говорит в своей книге Ал-Фуру: «Джинны несут ответственность за свои деяния. Те из них, кто не верит, будут гореть в Аду, а те, кто верит - попадут в Райские сады, и Аллах будет милостив к ним. Противоположной точки зрения придерживаются Абу Ханифа, ал-Лаят ибн Сад, а также их сторонники. Согласно первому утверждению, джинны жили в Райских садах подобно другим. Противоположное мнение у сторонников Муджахеда, которые говорят, что они не ели, не пили в Райских садах. Но существует и иное мнение. Так, Умар ибн Абдул-Азиза говорит, что они жили на окраинах Райского сада. Ибн Хамид написал в своей книге Лувами-ал-Анвар: «Джинны, так же как и люди, имеют обязательства и совершают акты поклонения» (т.2, стр.222).
Обязательства джиннов отличаются от обязательств людей. Их обязательства согласуются с их природой и их условиями. Ибн Таймия говорит в Майму-ал-Фатава, [4:233]: «Джиннам повелено соблюдать чистоту корней и ответвлений, соответствующих их роду. Они отличаются от всего человечества по конституции и по образу жизни, и то, что приказано и разрешено им, отличается от того, что приказано и разрешено людям. Однако существуют и сходства, связанные с приказаниями и запрещениями, такие как халал и харам. Мне не известно ни единого разногласия среди улемов по этому вопросу».
Есть ли посланники и пророки среди джиннов?
Ад-Даххака спросили, были ли среди джиннов пророки до Пророка Мухаммада, мир ему, и мог ли Аллах благословить его и ниспослать ему мир, который ниспослан свыше? Он ответил: «Разве вы не знаете слов Аллаха: «Общество джиннов и людей, разве не приходили к вам посланники из вас самих?...» (6:130)
По мнению Ад-Дахака, этот аят доказывает, что Аллах посылал пророков из джиннов. Однако этот аят не указывает ясно, был ли пророк джинном или человеком, так как слова «из вас самих» могли относиться равно как к джиннам, так и к людям. Они могли означать как пророков и от джиннов, и от людей, так и пророков от джиннов и людей как единой группы. Но то, что пророки появлялись среди людей, было подтверждено.
Среди ученых по поводу этого имеются разногласия, так как существуют две точки зрения. Большинство древних и современных ученых придерживаются мнения, что среди джиннов никогда не было пророков, что все пророки были людьми. Меньшинство ученых утверждают, что среди джиннов тоже были пророки. Ад-Дахак тоже сторонник этой точки зрения, как уже было сказано, и Ибн ал-Джази говорит, что доказательства этому присутствуют в Коране.
Всемирная миссия Пророка джиннам и человечеству
Мусульманские ученые едины во мнении, что Мухаммад, мир ему, был послан Аллахом - слава Ему! - как для джиннов, так и для людей. Сподвижники, последователи, духовные лидеры мусульман и все мусульманские общины согласны с этим основным принципом, как заявил Ибн Таймийя - да будет Аллах милосерден к ним всем. Призыв в Коране, обращенный к джиннам и людям, отражает это: «Скажи: Если бы все люди и джинны объединились, чтобы создать подобие Корану, они бы никогда не создали подобного (ему), даже если бы поддерживали друг друга» (17:88).
Группа джинннов немедленно уверовала, когда услышала Коран. «Скажи: мне открылось, что некоторые джинны, услышав чтение, сказали: «Поистине мы слышали дивный Коран, подобного которому мы не слышали прежде. Он наставляет на прямой путь и призывает к истине. И мы уверовали в него, и мы не будем поклоняться никому, кроме нашего Господа, Который создал и наставлял нас» (72:1-2).
Аллах - слава Ему! - говорит о тех джиннах, которые услышали Коран и поверили в него, в Суре Ал-Ахкаф: «И когда мы обратились к группе джиннов, желающих услышать Коран, тогда они все собрались, и им сказали: «Тише!» Затем, когда все было окончено, они возвращались к своему народу с предупреждениями. Они говорили: «Народ наш, мы узнали Книгу, посланную нам свыше после Мусы, в которой говорится, что было раньше, и указывающую нам истину и верный путь. О наш народ, ответьте на призыв Аллаха и уверуйте в Него, и Он простит вам некоторые ваши грехи, и защитит вас от страшного наказания. Те же, кто не ответит на призыв Аллаха, тот разочарует Аллаха, и у него не будет других защитников, кроме Него, и тот будет пребывать в заблуждении» (46:29-32).
Эти аяты Корана доказывают, что миссия Пророка, мир ему, равнозначна как для людей, так и для джиннов. Что касается сказаний, доказывающих это, одно из них можно найти в двухтомнике «Сахих аль-Бухари» (наиболее достоверный источник сказаний) в сказании от Джабира ибн Абдуллы. В нем Посланник Аллаха, мир ему, сказал, что ему было даровано пять вещей, которых не было до него еще ни у одного пророка, и одной из них было то, что предыдущие пророки были посланы к своим собственным народам, а он был послан ко всему человечеству.
Ал-Джавари комментирует, что человечество состоит из людей и джиннов, тогда как ар-Раджиб говорит, что человечество состоит из всех существ, способных мыслить. Джинны способны мыслить. Слово «человечество» (нас) происходит от глагола (наса), что означает двигаться взад и вперед. Следовательно, Мухаммад, мир ему, - посланник Аллаха джиннам и людям, предупреждающий и приносящий благие вести. (В этом заключается его предпочтительность над другими пророками).
Религии и секты среди джиннов
Аллах говорит нам, как джинны сказали: «Некоторые из нас праведные, некоторые инакомыслящие: мы находимся по разные стороны» (72:11).
«Некоторые из нас подчинились, некоторые отклонились от истины. Те, кто подчинился, искали праведного пути. Те же, кто отклонился от истины, стали дровами Ада» (72:14-15).
Джинны имеют различные школы (учения). Ас-Судди сказал: «У джиннов тоже есть секты, и в этом они похожи на вас».
Вознаграждаются ли джинны за свои деяния?
У ученых есть две точки зрения по этому вопросу. Одни говорят, что джиннов вознаграждают за послушание и наказывают за мятежничество. Малик ибн Аби Лайла, аш-Шафии, Ахмад бин Ханбал и Ибн Аббас придерживаются этого мнения. Другая группа считает, что единственной наградой для них будет спасение от адского Огня. Им будет сказано: «Обратитесь в прах, как и животные». Это - точка зрения Абу Ханифа и Лаита ибн Аби Салима. Более предпочтительна точка зрения, что джиннов вознаграждают и наказывают. Это отражено в Коране, когда Аллах говорит: «Каждый получит по заслугам, согласно его деяниям...» (6:132).
«...Оправдалось над ними Слово Аллаха о наказании их вместе с другими, предыдущими народами из джиннов и людей, которые были такими же, как они, предпочтя заблуждение прямому пути истины» (41:25).
«Некоторые из нас подчинились, некоторые отклонились от истины. Те, кто подчинился, искали праведного пути. Те же, кто отклонился от истины, стали дровами Ада» (72:14-15).
Еще одно из доказательств можно найти в словах Аллаха: «Для тех, кто страшится своего Господа и того, что он предстанет перед Ним для расплаты, уготовано два Райских сада, - так какую же из милостей Господа вашего вы отвергаете?» (55:46-47) и так далее до конца суры. Это обращение направлено как к людям, так и к джиннам. Всевышний Аллах вознаграждает их садами, описывая это так, чтобы люди и джинны тосковали по Раю. Это показывает, что они получат вознаграждение, если будут верить.
Есть также сказание, в котором Посланник Аллаха, мир ему, сказал своим сподвижникам, читая эту суру: «Джинны лучше отвечали и реагировали на этот аят. Каждый раз, когда звучал этот аят, они говорили: «Мы не отвергаем ни одного из твоих благословений, о наш повелитель». Это достаточно обоснованно, так как Аллах угрожал адским Огнем тем, кто отвергнет его и поднимет мятеж. Но как же могут подчинившиеся не попасть в Райские Сады, если Аллах - слава Ему! - мудр и справедлив? Мы должны признать тот факт, что, несмотря на разногласия среди ученых по поводу того, будут ли наказаны в следующей жизни верующие джинны, Аллах говорит в своей Великой книге: «Адский Огонь станет их жилищем» (41:24) и еще он говорит: «Те же, кто отклонился от истины, стали дровами Ада»(72:15).
Последователи Муслима соглашаются с тем утверждением, что джинны несут ответственность за свои деяния. В доказательство этого они приводят пример, в котором Коран осуждает и проклинает джиннов и напоминает о наказании, которое Аллах приготовил для них. Аллах призывает быть с Ним! А те, кто против Аллаха, кто нарушает Его запреты и законы, кто совершает плохие поступки, будут наказаны.
Ибн Муфлах говорит в своей книге Ал-Фуру: «Джинны несут ответственность за свои деяния. Те из них, кто не верит, будут гореть в Аду, а те, кто верит - попадут в Райские сады, и Аллах будет милостив к ним. Противоположной точки зрения придерживаются Абу Ханифа, ал-Лаят ибн Сад, а также их сторонники. Согласно первому утверждению, джинны жили в Райских садах подобно другим. Противоположное мнение у сторонников Муджахеда, которые говорят, что они не ели, не пили в Райских садах. Но существует и иное мнение. Так, Умар ибн Абдул-Азиза говорит, что они жили на окраинах Райского сада. Ибн Хамид написал в своей книге Лувами-ал-Анвар: «Джинны, так же как и люди, имеют обязательства и совершают акты поклонения» (т.2, стр.222).
Обязательства джиннов отличаются от обязательств людей. Их обязательства согласуются с их природой и их условиями. Ибн Таймия говорит в Майму-ал-Фатава, [4:233]: «Джиннам повелено соблюдать чистоту корней и ответвлений, соответствующих их роду. Они отличаются от всего человечества по конституции и по образу жизни, и то, что приказано и разрешено им, отличается от того, что приказано и разрешено людям. Однако существуют и сходства, связанные с приказаниями и запрещениями, такие как халал и харам. Мне не известно ни единого разногласия среди улемов по этому вопросу».
Есть ли посланники и пророки среди джиннов?
Ад-Даххака спросили, были ли среди джиннов пророки до Пророка Мухаммада, мир ему, и мог ли Аллах благословить его и ниспослать ему мир, который ниспослан свыше? Он ответил: «Разве вы не знаете слов Аллаха: «Общество джиннов и людей, разве не приходили к вам посланники из вас самих?...» (6:130)
По мнению Ад-Дахака, этот аят доказывает, что Аллах посылал пророков из джиннов. Однако этот аят не указывает ясно, был ли пророк джинном или человеком, так как слова «из вас самих» могли относиться равно как к джиннам, так и к людям. Они могли означать как пророков и от джиннов, и от людей, так и пророков от джиннов и людей как единой группы. Но то, что пророки появлялись среди людей, было подтверждено.
Среди ученых по поводу этого имеются разногласия, так как существуют две точки зрения. Большинство древних и современных ученых придерживаются мнения, что среди джиннов никогда не было пророков, что все пророки были людьми. Меньшинство ученых утверждают, что среди джиннов тоже были пророки. Ад-Дахак тоже сторонник этой точки зрения, как уже было сказано, и Ибн ал-Джази говорит, что доказательства этому присутствуют в Коране.
Всемирная миссия Пророка джиннам и человечеству
Мусульманские ученые едины во мнении, что Мухаммад, мир ему, был послан Аллахом - слава Ему! - как для джиннов, так и для людей. Сподвижники, последователи, духовные лидеры мусульман и все мусульманские общины согласны с этим основным принципом, как заявил Ибн Таймийя - да будет Аллах милосерден к ним всем. Призыв в Коране, обращенный к джиннам и людям, отражает это: «Скажи: Если бы все люди и джинны объединились, чтобы создать подобие Корану, они бы никогда не создали подобного (ему), даже если бы поддерживали друг друга» (17:88).
Группа джинннов немедленно уверовала, когда услышала Коран. «Скажи: мне открылось, что некоторые джинны, услышав чтение, сказали: «Поистине мы слышали дивный Коран, подобного которому мы не слышали прежде. Он наставляет на прямой путь и призывает к истине. И мы уверовали в него, и мы не будем поклоняться никому, кроме нашего Господа, Который создал и наставлял нас» (72:1-2).
Аллах - слава Ему! - говорит о тех джиннах, которые услышали Коран и поверили в него, в Суре Ал-Ахкаф: «И когда мы обратились к группе джиннов, желающих услышать Коран, тогда они все собрались, и им сказали: «Тише!» Затем, когда все было окончено, они возвращались к своему народу с предупреждениями. Они говорили: «Народ наш, мы узнали Книгу, посланную нам свыше после Мусы, в которой говорится, что было раньше, и указывающую нам истину и верный путь. О наш народ, ответьте на призыв Аллаха и уверуйте в Него, и Он простит вам некоторые ваши грехи, и защитит вас от страшного наказания. Те же, кто не ответит на призыв Аллаха, тот разочарует Аллаха, и у него не будет других защитников, кроме Него, и тот будет пребывать в заблуждении» (46:29-32).
Эти аяты Корана доказывают, что миссия Пророка, мир ему, равнозначна как для людей, так и для джиннов. Что касается сказаний, доказывающих это, одно из них можно найти в двухтомнике «Сахих аль-Бухари» (наиболее достоверный источник сказаний) в сказании от Джабира ибн Абдуллы. В нем Посланник Аллаха, мир ему, сказал, что ему было даровано пять вещей, которых не было до него еще ни у одного пророка, и одной из них было то, что предыдущие пророки были посланы к своим собственным народам, а он был послан ко всему человечеству.
Ал-Джавари комментирует, что человечество состоит из людей и джиннов, тогда как ар-Раджиб говорит, что человечество состоит из всех существ, способных мыслить. Джинны способны мыслить. Слово «человечество» (нас) происходит от глагола (наса), что означает двигаться взад и вперед. Следовательно, Мухаммад, мир ему, - посланник Аллаха джиннам и людям, предупреждающий и приносящий благие вести. (В этом заключается его предпочтительность над другими пророками).
Религии и секты среди джиннов
Аллах говорит нам, как джинны сказали: «Некоторые из нас праведные, некоторые инакомыслящие: мы находимся по разные стороны» (72:11).
«Некоторые из нас подчинились, некоторые отклонились от истины. Те, кто подчинился, искали праведного пути. Те же, кто отклонился от истины, стали дровами Ада» (72:14-15).
Джинны имеют различные школы (учения). Ас-Судди сказал: «У джиннов тоже есть секты, и в этом они похожи на вас».
Вознаграждаются ли джинны за свои деяния?
У ученых есть две точки зрения по этому вопросу. Одни говорят, что джиннов вознаграждают за послушание и наказывают за мятежничество. Малик ибн Аби Лайла, аш-Шафии, Ахмад бин Ханбал и Ибн Аббас придерживаются этого мнения. Другая группа считает, что единственной наградой для них будет спасение от адского Огня. Им будет сказано: «Обратитесь в прах, как и животные». Это - точка зрения Абу Ханифа и Лаита ибн Аби Салима. Более предпочтительна точка зрения, что джиннов вознаграждают и наказывают. Это отражено в Коране, когда Аллах говорит: «Каждый получит по заслугам, согласно его деяниям...» (6:132).
«...Оправдалось над ними Слово Аллаха о наказании их вместе с другими, предыдущими народами из джиннов и людей, которые были такими же, как они, предпочтя заблуждение прямому пути истины» (41:25).
«Некоторые из нас подчинились, некоторые отклонились от истины. Те, кто подчинился, искали праведного пути. Те же, кто отклонился от истины, стали дровами Ада» (72:14-15).
Еще одно из доказательств можно найти в словах Аллаха: «Для тех, кто страшится своего Господа и того, что он предстанет перед Ним для расплаты, уготовано два Райских сада, - так какую же из милостей Господа вашего вы отвергаете?» (55:46-47) и так далее до конца суры. Это обращение направлено как к людям, так и к джиннам. Всевышний Аллах вознаграждает их садами, описывая это так, чтобы люди и джинны тосковали по Раю. Это показывает, что они получат вознаграждение, если будут верить.
Есть также сказание, в котором Посланник Аллаха, мир ему, сказал своим сподвижникам, читая эту суру: «Джинны лучше отвечали и реагировали на этот аят. Каждый раз, когда звучал этот аят, они говорили: «Мы не отвергаем ни одного из твоих благословений, о наш повелитель». Это достаточно обоснованно, так как Аллах угрожал адским Огнем тем, кто отвергнет его и поднимет мятеж. Но как же могут подчинившиеся не попасть в Райские Сады, если Аллах - слава Ему! - мудр и справедлив? Мы должны признать тот факт, что, несмотря на разногласия среди ученых по поводу того, будут ли наказаны в следующей жизни верующие джинны, Аллах говорит в своей Великой книге: «Адский Огонь станет их жилищем» (41:24) и еще он говорит: «Те же, кто отклонился от истины, стали дровами Ада»(72:15).