30.07.2022, 06:59
Погребальный обряд древних славян
В украинском и русском погребальном обряде сохранилось множество черт, характерных для древних славянских погребальных ритуалов. Поскольку точных сведений о них в летописных источниках не осталось, следует попытаться реконструировать обряд на основе этнографических данных, отделяя христианские наслоения в ритуальном комплексе от более ранних черт, оставшихся с языческой поры.
В общем, исторически известны три основных типа захоронений, встречающихся у народов всего мира. Это обряды – погребение в земле (трупопололожение, ингумация), сжигание тела умершего (кремация) и передача тела умершего воде. Последний тип погребения у славян, очевидно, не был распространен (по крайней мере, документальных подтверждений этого нет), хотя на него может опосредованно указывать погребение знатных русичей в ладьях (в другом контексте это можно рассматривать как один из элементов представлений о посмертном «пути» покойного).
Основными видами ингумационного погребения можно назвать следующие: во-первых, погребение умершего в позе эмбриона, которое встречается в древнейших захоронениях, теоретически связанных с праславянскими племенами. Такие погребения преимущественно безинвентарные. Во-вторых, погребение в гробу, которое связанно уже с христианской традицией.
Относительно обряда кремации, можно выделить следующие его виды:
1. Трупосожжение на стороне с:
а) дальнейшим закапыванием пережженных костей умершего в пределах общего могильного комплекса. Такие погребения бывают безинвентарные или же с одиночными предметами. Различают погребение:
• В урнах.
• Безурновое – пепел умершего просто ссыпают в могильную ямку в пределах комплекса.
б) дальнейшим развеиванием праха;
2. Трупосожжение непосредственно на месте погребения:
а) с возложением тела покойного на костер;
б) с разжиганием погребального костра над телом покойного. В таких случаях чаще всего сначала строят «домовину» – своеобразный «дом мертвых» – над которой скадывают костер (характерным примером может служить курганЧерная Могила в Чернигове). Оба подвида погребений являются инвентарными.
Древнейшие погребения на территориях, заселенных славянскими племенами, происходили по обряду ингумации. Но в начале нашей эры он был вытеснен обрядом кремации, просуществовавший вплоть до окончательного вытеснения язычества христианством.
Обряд трупосожжения (кремации), повсеместно распространенный среди славян в начале средневековья, своими корнями достигает глубокой древности. Его существование и развитие на данной территории прослеживается со времен позднего бронзового века.
Согласно концепции В.В.Седова, древнейшей культурой, связанной со славянским этногенезом, можно пока-что считать лужицкую культуру, которая была распространена в Средней Европе приблизительно к первой половине І тыс. н.э.
Характерными для лужицкой культуры, согласно археологическим данным, можно считать безкурганные могильники, погребение в которых происходило по обряду кремации. Характерной их чертой является то, что трупосожжение происходило вне пределов могильника, после чего лишь остатки погребального костра подлежали захоронению в общем могильном комплексе. Остатки костра (пепел и пережжены кости) ссыпали в глиняную урну. Иногда вместе с прахом умершего оставляли горшки с ритуальной пищей и одиночные бронзовые предметы, хотя в большинстве своем погребения были безинвентарные.
Начиная приблизительно с 500 г. н.э. в ареале лужицкой культуры начинается расселение представителей поморской культуры, вероятно, – первых славян. Для них был характерен обряд «подклошевого» погребения, который повторял на лужицкий, но имел одну отличную особенность. В нем урну с прахом, помещенную в могильную яму в пределах общего могильного комплекса, накрывали сверху перевернутым вверх дном большим сосудом – клошем (откуда и название погребальной культуры). В погребениях начинают чаще встречаться разные предметы: фибулы, булавки, кольца и т.п.
В V-VI вв. славянские племена широко расселились на территориях Верхнего Поднестровья и Полесья. Погребальные памятки, которые остались от этой группы славянских племен – безкурганные могильные комплексы, в каждом из которых насчитывалось от 10 до 40 погребений. Погребения происходили по обряду трупосожжения на стороне. Сжигали тела умерших в специально отведенном месте, одно из которых было исследовано на Житомирщине. Оно представляло собой костер диаметром 8 м, расположенный на небольшом холме возле реки Гнилопять. Все погребения подобного типа на данной территории являются безинвентарными. Лишь некоторые из них сверху накрыты перевернутым сосудом.
Начиная с VI-VII вв. на всей территории расселения данной группы славян на смену грунтовым погребениям приходят курганные. Сам обряд остался прежним, лишь урны теперь не закапывали просто в землю, а насыпали над ними небольшие округлые курганы высотой до 1 м и диаметром до 12 м.
Все курганные погребения до ІХ в. были коллективными. Постепенное исчезновение курганного обряда погребений обусловлено влиянием христианской религии.
Другая славянская племенная группа, локализованная на территории бассейна озер Ильмень и Псковское, имела немного иной вид погребений. Для этой культуры характерными были захоронения в длинных курганах – невысоких насыпях-валах длиной от 10 до 100 м. В каждом таком кургане расположено несколько погребений, произведенных по обряду кремации. Могильники эти в большинстве своем являются безинвентарными, лишь в некоторых встречаются одиночные вещи.
Ко второму подвиду обрядов кремации можно отнести погребение, найденное во время раскопок кургана Черная Могила в Чернигове. В могиле были найдены разнообразные виды оружия, доспехов, украшений, а также рабочие инструменты (возможно, те самые, которыми была сделана «домовина» и другие работы по обустройству и оформлению могилы, так как считалось, что эти вещи также принадлежат миру мертвых и потому их больше не могут использовать живые), золотые монеты, ключи и замки, а также рога тура, украшенные серебряной чеканкой. Также здесь найдено два жертвенных ножа и бронзовый идол, т.е. похороненные здесь люди были наделены правами не только военачальников (на что указывают рога тура), а и жрецов. А такое объединение возможное было лишь в лице князя, так как именно князья чаще всего были верховными жрецами у славян.
В кургане Черная Могила, который считают погребением легендарного основателя Чернигова, князя Черного, были найдены останки троих людей: самого князя, его сына и женщины. Все трое были положены внутри «домовины».
Предметы, найденные внутри могилы, в значительной мере оплавлены в верхней части и покрыты толстым слоем пепла. Это указывает на то, что тела не возлагали на погребальный костер, а разводили огонь над покойными. Это можно легко объяснить, если предположить, что покойных Черной Могилы сжигали в домовине – легком деревянном сооружении, «доме мертвых».
Привлекает внимание то, что курган Черная Могила, да и другие известные курганы Черниговщины насыпались в два этапа, а на вершине первой насыпи складывались доспехи. Это, скорее всего, было вызвано тем, что на этом месте происходила тризна.
Тризна занимает довольно важное место в погребальном обряде. Она не является простым поминовением умершего. В принципе она является ничем другим, как пиром в честь усопшего, который сопровождается военными играми или соревнованиями. Возможно, что вознаграждением за победу в этих соревнованиях была часть богатства покойного. Вероятно, такая разновидность поминок по умершему встречался лишь среди родовой знати и высокопоставленных княжих дружинников.
Другой вид тризны встречается среди простого населения – поминовение умерших в цикле годовых календарных обрядов. По свидетельству Г.Костомарова, во время празднования Красной горки люди приходили на могилы предков, приносили пищу и напитки и устраивали праздник в честь умерших.
Учитывая вышесказанное, можем сделать вывод, что погребальный обряд – это крайний обряд жизненного цикла. Но, в сознании наших предков, окончание земной жизни не означало окончания существования человека, ведь в славянских представлениях о душе было место и представлению о загробном мире, жизнь в котором является точным отображением земной. Можно сделать вывод, что погребальный обряд имел целью помочь человеку избавиться от всего, что задерживало его душу на земле и облегчить его переход к загробному существованию.
В украинском и русском погребальном обряде сохранилось множество черт, характерных для древних славянских погребальных ритуалов. Поскольку точных сведений о них в летописных источниках не осталось, следует попытаться реконструировать обряд на основе этнографических данных, отделяя христианские наслоения в ритуальном комплексе от более ранних черт, оставшихся с языческой поры.
В общем, исторически известны три основных типа захоронений, встречающихся у народов всего мира. Это обряды – погребение в земле (трупопололожение, ингумация), сжигание тела умершего (кремация) и передача тела умершего воде. Последний тип погребения у славян, очевидно, не был распространен (по крайней мере, документальных подтверждений этого нет), хотя на него может опосредованно указывать погребение знатных русичей в ладьях (в другом контексте это можно рассматривать как один из элементов представлений о посмертном «пути» покойного).
Основными видами ингумационного погребения можно назвать следующие: во-первых, погребение умершего в позе эмбриона, которое встречается в древнейших захоронениях, теоретически связанных с праславянскими племенами. Такие погребения преимущественно безинвентарные. Во-вторых, погребение в гробу, которое связанно уже с христианской традицией.
Относительно обряда кремации, можно выделить следующие его виды:
1. Трупосожжение на стороне с:
а) дальнейшим закапыванием пережженных костей умершего в пределах общего могильного комплекса. Такие погребения бывают безинвентарные или же с одиночными предметами. Различают погребение:
• В урнах.
• Безурновое – пепел умершего просто ссыпают в могильную ямку в пределах комплекса.
б) дальнейшим развеиванием праха;
2. Трупосожжение непосредственно на месте погребения:
а) с возложением тела покойного на костер;
б) с разжиганием погребального костра над телом покойного. В таких случаях чаще всего сначала строят «домовину» – своеобразный «дом мертвых» – над которой скадывают костер (характерным примером может служить курганЧерная Могила в Чернигове). Оба подвида погребений являются инвентарными.
Древнейшие погребения на территориях, заселенных славянскими племенами, происходили по обряду ингумации. Но в начале нашей эры он был вытеснен обрядом кремации, просуществовавший вплоть до окончательного вытеснения язычества христианством.
Обряд трупосожжения (кремации), повсеместно распространенный среди славян в начале средневековья, своими корнями достигает глубокой древности. Его существование и развитие на данной территории прослеживается со времен позднего бронзового века.
Согласно концепции В.В.Седова, древнейшей культурой, связанной со славянским этногенезом, можно пока-что считать лужицкую культуру, которая была распространена в Средней Европе приблизительно к первой половине І тыс. н.э.
Характерными для лужицкой культуры, согласно археологическим данным, можно считать безкурганные могильники, погребение в которых происходило по обряду кремации. Характерной их чертой является то, что трупосожжение происходило вне пределов могильника, после чего лишь остатки погребального костра подлежали захоронению в общем могильном комплексе. Остатки костра (пепел и пережжены кости) ссыпали в глиняную урну. Иногда вместе с прахом умершего оставляли горшки с ритуальной пищей и одиночные бронзовые предметы, хотя в большинстве своем погребения были безинвентарные.
Начиная приблизительно с 500 г. н.э. в ареале лужицкой культуры начинается расселение представителей поморской культуры, вероятно, – первых славян. Для них был характерен обряд «подклошевого» погребения, который повторял на лужицкий, но имел одну отличную особенность. В нем урну с прахом, помещенную в могильную яму в пределах общего могильного комплекса, накрывали сверху перевернутым вверх дном большим сосудом – клошем (откуда и название погребальной культуры). В погребениях начинают чаще встречаться разные предметы: фибулы, булавки, кольца и т.п.
В V-VI вв. славянские племена широко расселились на территориях Верхнего Поднестровья и Полесья. Погребальные памятки, которые остались от этой группы славянских племен – безкурганные могильные комплексы, в каждом из которых насчитывалось от 10 до 40 погребений. Погребения происходили по обряду трупосожжения на стороне. Сжигали тела умерших в специально отведенном месте, одно из которых было исследовано на Житомирщине. Оно представляло собой костер диаметром 8 м, расположенный на небольшом холме возле реки Гнилопять. Все погребения подобного типа на данной территории являются безинвентарными. Лишь некоторые из них сверху накрыты перевернутым сосудом.
Начиная с VI-VII вв. на всей территории расселения данной группы славян на смену грунтовым погребениям приходят курганные. Сам обряд остался прежним, лишь урны теперь не закапывали просто в землю, а насыпали над ними небольшие округлые курганы высотой до 1 м и диаметром до 12 м.
Все курганные погребения до ІХ в. были коллективными. Постепенное исчезновение курганного обряда погребений обусловлено влиянием христианской религии.
Другая славянская племенная группа, локализованная на территории бассейна озер Ильмень и Псковское, имела немного иной вид погребений. Для этой культуры характерными были захоронения в длинных курганах – невысоких насыпях-валах длиной от 10 до 100 м. В каждом таком кургане расположено несколько погребений, произведенных по обряду кремации. Могильники эти в большинстве своем являются безинвентарными, лишь в некоторых встречаются одиночные вещи.
Ко второму подвиду обрядов кремации можно отнести погребение, найденное во время раскопок кургана Черная Могила в Чернигове. В могиле были найдены разнообразные виды оружия, доспехов, украшений, а также рабочие инструменты (возможно, те самые, которыми была сделана «домовина» и другие работы по обустройству и оформлению могилы, так как считалось, что эти вещи также принадлежат миру мертвых и потому их больше не могут использовать живые), золотые монеты, ключи и замки, а также рога тура, украшенные серебряной чеканкой. Также здесь найдено два жертвенных ножа и бронзовый идол, т.е. похороненные здесь люди были наделены правами не только военачальников (на что указывают рога тура), а и жрецов. А такое объединение возможное было лишь в лице князя, так как именно князья чаще всего были верховными жрецами у славян.
В кургане Черная Могила, который считают погребением легендарного основателя Чернигова, князя Черного, были найдены останки троих людей: самого князя, его сына и женщины. Все трое были положены внутри «домовины».
Предметы, найденные внутри могилы, в значительной мере оплавлены в верхней части и покрыты толстым слоем пепла. Это указывает на то, что тела не возлагали на погребальный костер, а разводили огонь над покойными. Это можно легко объяснить, если предположить, что покойных Черной Могилы сжигали в домовине – легком деревянном сооружении, «доме мертвых».
Привлекает внимание то, что курган Черная Могила, да и другие известные курганы Черниговщины насыпались в два этапа, а на вершине первой насыпи складывались доспехи. Это, скорее всего, было вызвано тем, что на этом месте происходила тризна.
Тризна занимает довольно важное место в погребальном обряде. Она не является простым поминовением умершего. В принципе она является ничем другим, как пиром в честь усопшего, который сопровождается военными играми или соревнованиями. Возможно, что вознаграждением за победу в этих соревнованиях была часть богатства покойного. Вероятно, такая разновидность поминок по умершему встречался лишь среди родовой знати и высокопоставленных княжих дружинников.
Другой вид тризны встречается среди простого населения – поминовение умерших в цикле годовых календарных обрядов. По свидетельству Г.Костомарова, во время празднования Красной горки люди приходили на могилы предков, приносили пищу и напитки и устраивали праздник в честь умерших.
Учитывая вышесказанное, можем сделать вывод, что погребальный обряд – это крайний обряд жизненного цикла. Но, в сознании наших предков, окончание земной жизни не означало окончания существования человека, ведь в славянских представлениях о душе было место и представлению о загробном мире, жизнь в котором является точным отображением земной. Можно сделать вывод, что погребальный обряд имел целью помочь человеку избавиться от всего, что задерживало его душу на земле и облегчить его переход к загробному существованию.