31.03.2023, 10:40
Все помнят эксперимент с обезъянами и «бессмысленными традициями», когда при приближении к банану животных обливали водой. В итоге вся группа начинала бить новеньких, закрепляя им табу на банан. Обезьян меняли и вот уже вся стая поддерживает традицию бить за банан.
Истоки конфликта или благодати давно забыты, но продолжают передаваться по наследству.
Прабабушка была стойкой и благородной, но не получила благодарности с этого и передала дочери в назидание: «Жизнь тяжела», запустив цепочку запрета на счастье. И вот уже правнучка идет к гадалкам со «сглазом», или на тренинги по «женскому счастью». Хорошо если доходит до грамотного специалиста, пусть позиционирующего себя экстрасенсом и эзотериком. Не важно ведь как называть бесчисленные неудачи и кто с ними будет работать, коли поможет.
О механизме передачи таких установок можно дискутировать, а вот записывается в бессознательном он вполне определенно: «за мной кто-то стоит, мне кто-то или что-то мешает». Это могут быть телесные проявления, такие как ангины или остеохондрозы, а могут и чисто психологические (впрочем, тоже проявляющиеся телесно): «не могу принять хорошее предложение по службе, попросить о повышении, при сближении с партнером обрываю связи»... Это, конечно, может передаваться и родителем, но если убеждение, травма закладывалась раньше — работой с родителями здесь не помочь. После облегчения вернется, чуть изменившись, или «выстрелит» в другой сфере.
Часто позитивные начинания оборачиваются для последующих поколений крахом. Так, та же стойкость, помогшая выжить в блокаду Ленинграда, оборачивается ригидностью поведения и жадностью у внучки. Поколение, заставшее даже послевоенных бабушек, помнит их аскетизм, склонность копить вещи и еду. Как передается? По-моему здесь вполне очевидно и наглядно. И вот такая мама, научившись у бабушки, после 60 превращается в нее же — другого образа бабушки у нее нет. И своим внукам (возможна передача с «перескоком» через поколение) передает уже «необъяснимую» склонность к накопительству. Достаточно даже воспомининий ее дочери для своих детей, переданных даже невербально, «вот ваша бабушка была Плюшкиной». Дети сами дополнят образ "какой должна быть бабушка" и передадут его уже в измененном состоянии, усугубив ситуацию. И вот благородная стойкая женщина превращается в бабу-ягу, собирающую тряпки и пугающую детей.
Думаю примеры передачи при непосредственном контакте поколений вы можете вспомнить и сами.
В этом плане, по моему опыту, сильно проигрывают подходы, рассматривающие конкретику «здесь и сейчас», отрицающие передачу опыта по наследству, как что-то мистическое. При этом эксперимент с обезьянами вполне материалистический и доступный повторению. Паттерн поведения передается из поколения в поколение, даже утратив изначальную суть.
А вот неприятная информация: выявить самостоятельно такие сценарии довольно сложно. Дневниковые записи и самоанализ помогают, но, как говорила Карен Хорни: «Самоанализ невозможен без практики личной терапии».
Человек, в отличии от обезьян, способен изменить родовые установки, паттерн поведения, сценарии довольно быстро при символическом подходе, так как бессознательное оперирует скорее символами, чем знаками. Да и принцип «новое поколение всегда важнее предыдущего» работает. Так что попытаться можно.
Шелудяков Сергей
Истоки конфликта или благодати давно забыты, но продолжают передаваться по наследству.
Прабабушка была стойкой и благородной, но не получила благодарности с этого и передала дочери в назидание: «Жизнь тяжела», запустив цепочку запрета на счастье. И вот уже правнучка идет к гадалкам со «сглазом», или на тренинги по «женскому счастью». Хорошо если доходит до грамотного специалиста, пусть позиционирующего себя экстрасенсом и эзотериком. Не важно ведь как называть бесчисленные неудачи и кто с ними будет работать, коли поможет.
О механизме передачи таких установок можно дискутировать, а вот записывается в бессознательном он вполне определенно: «за мной кто-то стоит, мне кто-то или что-то мешает». Это могут быть телесные проявления, такие как ангины или остеохондрозы, а могут и чисто психологические (впрочем, тоже проявляющиеся телесно): «не могу принять хорошее предложение по службе, попросить о повышении, при сближении с партнером обрываю связи»... Это, конечно, может передаваться и родителем, но если убеждение, травма закладывалась раньше — работой с родителями здесь не помочь. После облегчения вернется, чуть изменившись, или «выстрелит» в другой сфере.
Часто позитивные начинания оборачиваются для последующих поколений крахом. Так, та же стойкость, помогшая выжить в блокаду Ленинграда, оборачивается ригидностью поведения и жадностью у внучки. Поколение, заставшее даже послевоенных бабушек, помнит их аскетизм, склонность копить вещи и еду. Как передается? По-моему здесь вполне очевидно и наглядно. И вот такая мама, научившись у бабушки, после 60 превращается в нее же — другого образа бабушки у нее нет. И своим внукам (возможна передача с «перескоком» через поколение) передает уже «необъяснимую» склонность к накопительству. Достаточно даже воспомининий ее дочери для своих детей, переданных даже невербально, «вот ваша бабушка была Плюшкиной». Дети сами дополнят образ "какой должна быть бабушка" и передадут его уже в измененном состоянии, усугубив ситуацию. И вот благородная стойкая женщина превращается в бабу-ягу, собирающую тряпки и пугающую детей.
Думаю примеры передачи при непосредственном контакте поколений вы можете вспомнить и сами.
В этом плане, по моему опыту, сильно проигрывают подходы, рассматривающие конкретику «здесь и сейчас», отрицающие передачу опыта по наследству, как что-то мистическое. При этом эксперимент с обезьянами вполне материалистический и доступный повторению. Паттерн поведения передается из поколения в поколение, даже утратив изначальную суть.
А вот неприятная информация: выявить самостоятельно такие сценарии довольно сложно. Дневниковые записи и самоанализ помогают, но, как говорила Карен Хорни: «Самоанализ невозможен без практики личной терапии».
Человек, в отличии от обезьян, способен изменить родовые установки, паттерн поведения, сценарии довольно быстро при символическом подходе, так как бессознательное оперирует скорее символами, чем знаками. Да и принцип «новое поколение всегда важнее предыдущего» работает. Так что попытаться можно.
Шелудяков Сергей