11.06.2015, 16:38
Перекрёсток — роковое, «нечистое» место, принадлежащее демонам, на перекрестке совершаются опасные и, наоборот, исцеляющие действия, гадания, произносятся заговоры; полагают, что на перекрестке нечистый дух имеет власть над человеком.
Перекресток считается местом пребывания демонов, нечистой силы. Так, по русскому выражению, «на перекрестке черти яйца катают, в свайку играют». По славянским поверьям, на распутьях дорог можно увидеть ведьму, русалок, лешего, черта. Поэтому проход через перекресток сопряжен с различными опасностями. В Закарпатье, например, при выгоне скота колдуны и колдуньи закапывали на перекрестке, где проходит стадо, «манту» (соль с кусочком пасхи) со словами: «Беру сметану, оставляю молоко...»
Для безопасности перехода через перекресток часто совершают действия - обереги: когда везут ребенка в церковь на крещение, в западном Полесье на перекрестке заранее выбрасывают три прутика из веника; при выгоне скота в польских Татрах главный пастух чертит ножом на перекрестке «границу», которую не смеют пересечь злые духи; в Закарпатье стараются обойти перекресток окольными путями. Русские крестьяне в качестве «жертвы» лешему за корову оставляли в лесу на перекрестке яйцо или печенье из ржаной муки.
На перекрестке человека подстерегали и болезни. В русских губерниях во время опахивания при массовой эпидемии скота исполнители обряда предпринимали особые действия на перекрестке: прочерчивали сохой крест и зарывали в землю ладан, били топорами по земле, кричали: «Гони, гони! Бей! Долой с нашей земли!» Таким образом для коровьей смерти — эпидемии — закрывался вход в село через перекресток
Перекресток считается и местом пребывания душ умерших, особенно заложных покойников. Здесь хоронят самоубийц и найденные трупы, около которых «для охраны» ставят кресты и часовенки. В поминальные дни на перекрестке рассыпают для птиц (душ) зерно.
Распространенными являются гадания на перекресток. У восточных славян совершается «подслушивание» на перекрестке: откуда донесутся какие - либо звуки, туда девушка пойдет замуж. В Витебской губернии парень, желая узнать, с какой стороны будет невеста, покрывал голову собственноручно приготовленным блином и отправлялся на перекресток слушать лай собак. У лужичан девушка, набрав в рот капусты, идет в новогоднюю ночь на распутье дорог в ожидании, что первый встречный и окажется ее мужем.
На перекрестке совершаются предопределяющие судьбу встречи. Так, если в семье часто умирали дети, лучшим средством исправить ситуацию считался выход отца новорожденною на распутье дорог, где он выжидал проезжих и прохожих: первых встретившихся мужчину и женщину он приглашал в кумовья своему ребенку.
С целью избавиться от болезни, передать ее другому человеку, животному на перекрестке выливали использованную лечебную воду и т. д. Если нельзя было определить, чем болен ребенок, белорусы просеивали через решето пепел и оставляли его на распутье дорог так, чтобы на миску падал лунный свет, а ветер мог свободно разносить содержимое «на все четыре стороны». Предполагали, что если через три дня ветер развеет пепел, дитя освободится от неведомой болезни.
Перекресток считается местом пребывания демонов, нечистой силы. Так, по русскому выражению, «на перекрестке черти яйца катают, в свайку играют». По славянским поверьям, на распутьях дорог можно увидеть ведьму, русалок, лешего, черта. Поэтому проход через перекресток сопряжен с различными опасностями. В Закарпатье, например, при выгоне скота колдуны и колдуньи закапывали на перекрестке, где проходит стадо, «манту» (соль с кусочком пасхи) со словами: «Беру сметану, оставляю молоко...»
Для безопасности перехода через перекресток часто совершают действия - обереги: когда везут ребенка в церковь на крещение, в западном Полесье на перекрестке заранее выбрасывают три прутика из веника; при выгоне скота в польских Татрах главный пастух чертит ножом на перекрестке «границу», которую не смеют пересечь злые духи; в Закарпатье стараются обойти перекресток окольными путями. Русские крестьяне в качестве «жертвы» лешему за корову оставляли в лесу на перекрестке яйцо или печенье из ржаной муки.
На перекрестке человека подстерегали и болезни. В русских губерниях во время опахивания при массовой эпидемии скота исполнители обряда предпринимали особые действия на перекрестке: прочерчивали сохой крест и зарывали в землю ладан, били топорами по земле, кричали: «Гони, гони! Бей! Долой с нашей земли!» Таким образом для коровьей смерти — эпидемии — закрывался вход в село через перекресток
Перекресток считается и местом пребывания душ умерших, особенно заложных покойников. Здесь хоронят самоубийц и найденные трупы, около которых «для охраны» ставят кресты и часовенки. В поминальные дни на перекрестке рассыпают для птиц (душ) зерно.
Распространенными являются гадания на перекресток. У восточных славян совершается «подслушивание» на перекрестке: откуда донесутся какие - либо звуки, туда девушка пойдет замуж. В Витебской губернии парень, желая узнать, с какой стороны будет невеста, покрывал голову собственноручно приготовленным блином и отправлялся на перекресток слушать лай собак. У лужичан девушка, набрав в рот капусты, идет в новогоднюю ночь на распутье дорог в ожидании, что первый встречный и окажется ее мужем.
На перекрестке совершаются предопределяющие судьбу встречи. Так, если в семье часто умирали дети, лучшим средством исправить ситуацию считался выход отца новорожденною на распутье дорог, где он выжидал проезжих и прохожих: первых встретившихся мужчину и женщину он приглашал в кумовья своему ребенку.
С целью избавиться от болезни, передать ее другому человеку, животному на перекрестке выливали использованную лечебную воду и т. д. Если нельзя было определить, чем болен ребенок, белорусы просеивали через решето пепел и оставляли его на распутье дорог так, чтобы на миску падал лунный свет, а ветер мог свободно разносить содержимое «на все четыре стороны». Предполагали, что если через три дня ветер развеет пепел, дитя освободится от неведомой болезни.