23.03.2015, 11:43
Все дошедшие до нас карты 15 века происходят из городов-государств Италии: Милана, Болоньи, Венеции, Феррары и Флоренции. В начале 16 века карты распространились во Франции. Где-то в 1530-е гг. появляется слово "тарокки". Этим словом, этимология которого так и не выяснена, обозначалась игра с обычными игральными картам (будущими Младшими арканами) и символическими (будущими Старшими арканами). Последним отводилась роль козырей.
Существует множество гипотез и предположений, что предшествовало их появлению, однако ни одна не подкреплена фактическими свидетельствами, так что их одинаково сложно доказать или опровергнуть. Но авторы всех предположений сходятся в одном – маловероятно, чтобы столь хорошо отструктурированая и глубокая система образов, причем наделенная феноменальной устойчивостью (состав колоды Таро за долгие века не претерпел кардинальных изменений), была в один прекрасный день просто придумана по случаю герцогской свадьбы. Самое, пожалуй, интригующее – то, что ни 22 Старших Аркана, и 56 Маладших Арканов никоим образом не были подписаны. Создается впечатление, что средневековые любители Таро прекрасно знали последовательность Арканов и их смысл. Сегодняшние издатели считают своим долгом облегчить жизнь пользователя, надписывая карты и помогая понять, кто есть кто, где Маг, где Император, где Иерофант... А в те времена образы идентифицировались без текстовых ключей. Иными словами, в XV веке людям не требовалась шпаргалка, чтобы разобраться в структуре колоды, словно речь шла о чем-то само собой разумеющемся, в чем не предполагалось никаких ошибок и заблуждений. Это тем более показательно, что колода использовалась как для прорицания, так и для игры «в тарок» (tarocchi), а игра как правило требует быстрого и безошибочного соображения (не станешь же спрашивать в разгар действа «ой, подскажите, а что это у меня за карта?)». Встречающееся в книгах объяснение, что в средние века при королевских дворах часто устраивались помпезные шествия (традиция, коренящаяся еще в римских сатурналиях и триумфах), и поэтому последовательность Старших Арканов (козырей-триумфаторов, «трионфи») была всем известна, не выдерживает критики.
В ранних колодах были представлены образы, волновавшие воображение аристократии эпохи Ренессанса: древние боги, герои, добродетели, грехи и олицетворения первозданных сил, следующие друг за другом в порядке старшинства в великой триумфальной процессии. Затем им на смену пришли другие персонажи, в том числе мистические образы из книг Ветхого и Нового заветов. Еще позднее свое место в колодах нашли такие масонские понятия, как четыре общественные и личные добродетели — Умеренность, Стойкость (Сила), Справедливость (Правосудие) и Благоразумие (Влюбленные). То есть, мы можем сделать вывод, что картинки вообщем-то менялись. При каждом новом копировании печатных досок происходила в основном пассивная эволюция изображений: детали "смазывались", исчезали совсем или превращались в нечто совсем другое, может быть внешне похожее, а может быть и не похожее. Не может быть никакой уверенности в том, что древнейшие исторические Таро, хранящиеся в музеях и частных собраниях, действительно являются древнейшими. Картонные карты, увы, недолговечны, и многие звенья ранней эволюции Таро, по-видимому, потеряны для нас навсегда.
Поэтому если мы все-таки вернемся в научному историческому обоснованию времени и месту происхождения Таро, то мы должны отбросить версии, что Таро происходит: из Египта; из Индии; из Китая; из Феса, Марокко; от суфиев; от катаров; от иудейских каббалистов или Моисея; или происхождение Таро неизвестно.
Историческое понимание: Таро возникло в северной Италии в начале XV в. (1420-1440). Нет свидетельств его возникновения в каком либо другом месте и в другое время. Наиболее ранние из сохранившихся карт – это роскошные колоды ручной работы из аристократических дворов.
_______________________________________________