31.07.2015, 23:12
Традиции на 31 июля
Конец июля - время окончания жатвы. Когда эта работа завершена, полагалось серпы сложить на сжатой полосе кругом, пригласить священника и отслужить молебен, после которого серпы окропляли святой водой. Только после этого их уносили домой - до следующего года.
В этот день топили баню и парились вениками из ржаной соломы. В баню надо было ходить с большими предосторожностями, чтобы не обидеть банного духа. Это существо невидимо и чаще всего обнаруживает себя только шумом. Он беспощаден к тем, кто ему не понравится, - тогда он кричит, стучит, кидается камнями или плещется кипятком. Видеть банника - к беде, и предстает он перед людьми в разных обличьях: как черный мохнатый человек огромного роста, с длинными волосами и железными руками, когтями, которыми душит или «запаривает» до смерти моющихся. Иногда он сед и мохнат, иногда - обнажен и покрыт грязью или листьями из веников. В некоторых областях считали, что банник может обернуться белым котом или кошкой, маленькой собакой, белым зайцем или даже углем или веником. Живет это существо под полком или под каменкой - банной печью. Баня, как место пограничное, на стыке двух миров, особенно опасна для человека из-за постоянного присутствия там нечистой силы, и тем более, что в этом помещении не вешают икон и люди снимают с себя охранительные кресты. Часто именно здесь можно повстречаться с чертом, недаром, прежде чем привести в баню роженицу, повивальная бабка выгоняла из нее черта - бросала по углам камни из каменки со словами: «Черту в лоб!»
Считали, что банники сами очень любят париться и моются в четвертый или в третий пар - то есть после двух или трех смен побывавших в бане людей. Поэтому для них обязательно оставляли мыло, полотенце, воду, веники, а само помещение содержали в чистоте. Нельзя мыться и в одиночку, после захода солнца и после полуночи.
Настало время заготовок, и с этого дня старались сделать побольше всевозможных варений и солений.
Именины 31 июля празднуют: Афанасий. Емельян, Иван, Кузьма, Леонтий, Мирон, Степан.