Наверх
РУССКОЕ ЧЕРНОКНИЖИЕ
#4
БЕСЫ.
..Собирательное название различных карликовых божеств, отождествлявшихся друг с другом и считавшихся хранителями домашнего очага, защитниками от злых духов (он присутствует везде и нет смысла его выставлять таким уж "чудовищем"), бес изображался с короткими ножками, большой головой, искривленным гримасой лицом и высунутым языком, львиными ушами и гривой, в высокой короне из перьев,в руках бес часто держит тамбурин, магические ножи или защитный амулет са.Вероятно, культ беса происходил из нубии и был связан с пунтом, владыкой которого называют бога-карлика некоторые тексты.

Несмотря на грозный внешний вид, бес считался милостивым и благим божеством, защищающим семью, покровительствующим деторождению и сексуальной силе. в своем неистовом танце ипостась беса – хати изгоняет злых духов из дома; во дворах некоторых египетских храмов для защиты от демонов ночи часто устанавливали четырехгранные каменные блоки с полихромными изображениями стоящего беса. его образ часто присутствует на рельефах маммизи – храмовых помещений, в которых проходили таинства рождения божественного младенца – хора, ихи или же самого фараона. колоссальными изображениями беса были украшены пилястры храма тахарки (xxv династия) в гебель баркале.

Огромное количество изображений беса дошло до нашего времени на предметах быта – подголовниках, косметических сосудах и ложечках, опахалах и зеркалах, кроватях и стульях. подобно таурт, он очень часто изображался на амулетах, которые, согласно египетской традиции, приносили удачу и отгоняли злые силы, отпугивали змей, призраков и дурные сны. Иногда бес даже изображался в облике одного из своих многочисленных воплощений – сжимающего в руках ядовитых пресмыкающихся духа аха, чье имя переводится как «боец». изображения беса сохранились на росписях дворца Аменхотепа iii в малькатте, в домах мастеров из поселка дейр эль-мединэ и эль-амарны, возможно в тех комнатах, которые были связаны с женщинами и деторождением.

В тексте лейденского демотического папируса (i, 348) говорится, что для того, чтобы помочь роженице, необходимо изготовить глиняное изображение карлика – т.е. беса. текст отождествляет саму женщину с богиней хатхор, к голове которой привязывалась изготовленная фигурка. над изображением перед этим четырежды произносилось заклинание, говорящее о «добром карлике», которого послал своей дочери ра, чтобы помочь успешно разрешиться от беремени.

Бес издревле был связан с магией и ритуалами по изгнанию злых сил,сохранились даже картонажные маски, которые одевал маг для наилучшего осуществления той или иной цели во время магической церемонии. полукруглыми костяными магическими жезлами с изображениями беса маг или жрец обводил брачное ложе, создавал защитное пространство вокруг беременной женщины или маленьких детей; на подобных жезлах также часто изображены лягушка хекет, усер – иероглиф силы, знак магической защиты са. супруга беса, бесит, изображавшаяся в маске и с львиными ушами была также тесно связана с оборонительной магией. статуэтка бесит, сжимающей в руках металлических змей, была найдена в безымянной гробнице 17 в. до н.э. под рамессеумом в фивах, в которой помимо образа богини находились другие магические атрибуты и жезлы, а также свитки с заклинаниями.



Сексуальный аспект культа беса стал особенно популярен в эпоху птолемеев. в некрополе саккара были обнаружены особые подземные помещения, стены которых были украшены объемными изображениями беса и обнаженных богинь; ..здесь проводили ночь паломники, жаждущие исцеления либо скорейшего рождения потомства или же вещего сна. одновременно бес почитался как бог жизненной силы, отождествлялся с шу, наполняющим вселенную «дыханием жизни». в римское время бес также часто воспринимался как воинственное божество, изображавшееся в доспехах, с мечом в руках. оракул бога беса, «спутника осириса» до iv в. н.э. процветал в абидосе.

в процессе христианизации египта бес стал восприниматься как носитель злого начала, с которым никогда не ассоциировался в древнем египте. в одном коптском тексте даже повествуется о том, как с бесом боролся некий ретивый отшельник. забавный карлик, охранитель домашнего очага и храмов предстает здесь в образе чудовища, отпугивающего своим обликом путников, проходящих ночью у руин древнего святилища. несколько христиан своей молитвой пытаются уничтожить «демона». конец текста утерян, но можно предположить, что в итоге последователи торжествующей религии наверняка «изгнали» древнего бога из его собственной обители. Удивительно, но эта история о бесе пережила не один век. еще в xix веке, местные жители рассказывали иностранцам, приезжающим в луксор о карлике, танцующем ночами в развалинах карнакского храма амона.
цит. по: солкин в.в. бес // древнйи египет. энциклопедия. м., 2005.


Бес изображен приседающим, на его голове убор из перьев. В ухе - отверстие для серьги. Часть хвоста утрачена. В основе образа Беса лежат черты божества, отгоняющего злых духов, змей, скорпионов, противостоящего "дурному глазу". Бес прогоняет злые силы своими гримасами, шумом ударов своего бубна, устрашает их острыми ножами. В то же время Бес - покровитель плодородия, помощник рожениц. Все эти черты способствовали тому, что египтяне носили статуэтки Беса как амулеты, изображали его на предметах бытовой обстановки - кроватях, подголовниках, ручках зеркал. Бес почитался и как божество пляски и музыки. Культ Беса имел широкое распространение в народных массах. Культ Беса также получил широкое распространение и в Передней Азии.

Также многие по сети пишут:
-слово бес употребляется в старорусских чернокнижных заговорах.

-в дореволюционной орфографии будет "бесъ",диакритические знаки — неотъемлемая часть церковно-славянского языка, имеющая не только лингвистическое и культурно-историческое, но и духовное значение. Так, под титлами пишутся многие слова сакрального ряда, и их сокращение служит не для экономии места (как нередко утверждают светские филологи, изучавшие в вузе вымышленный "старославянский" язык), а для указания на прикровенный смысл. Церковные слова под титлами давно уже приобрели характер своего рода идеограмм и при чтении воспринимаются целостно, без "раскрытия" сокращений; поэтому их замена полными написаниями — наподобие того, как это делается в современных изданиях древнерусских текстов — недопустима. Пренебрежение надстрочными знаками лишает церковный текст определенного, если так можно выразиться, духовного оттенка. Да и различение омонимов, а также внешне схожих грамматических форм, невозможно без точного воспроизведения титл и ударений (напр., БГЪ под титлой — Бог единый, Господь, а БОГЪ без титлы — один из "богов" язычников; АГГЛЪ с титлой — читается "ангел" — служебный дух Господень, а АГГЕЛЪ без титлы — так и читается "аггел" — дух падший, т.е. бес; РАБЪ с острым ударением ("оксия") — ед. число им. падежа, а РАБЪ с облеченным ударением ("камора") — множ. число родит. падежа, по-русски "рабов"; и т.п.

Всё построение достаточно подвести к (Заумь как разновидность ритуальной речи )
В заговорах и апокрифических молитвах, построенных на перечислении имен нечистой силы, болезней или опасных животных, заумь используется как способ замещения «опасных» имен, а также как способ наиболее эффективного воздействия:«Сарпра, цуфа, ломаника, путиха, боротва, марта, кванна, дунай» — заговор от укуса змеи (с.-рус., Данилов В. В. Кадниковский у. Вологодской губ. // Север. Вологда, 1923 Кн.3—4:352), «аза, мора, сара» (з.-укр. заговор от укуса змеи, Верхр.ГТЛ:401).


По книгам можно глянуть:
-структура, типология, семиотика. А.В. Юдин А.Н. Афанасьев,Панченко или психо закос в сторону такого:
Краинский Н. В. Порча, кликуши и бесноватые как явления русской народной жизни. Новгород, 1900.
Хотела в Свете жить,но "Нет!" сказала Тьма.Она мне жизнь дала,и разум,и развитие сюжета,а Свет меня спалил дотла,поэтому я не приемлю больше Света...

[Изображение: gifka2.gif]


 
Ответить


Сообщения в этой теме
РУССКОЕ ЧЕРНОКНИЖИЕ - Автор: Adora - 10.06.2016, 09:31
RE: РУССКОЕ ЧЕРНОКНИЖИЕ - Автор: Adora - 10.06.2016, 09:32
RE: РУССКОЕ ЧЕРНОКНИЖИЕ - Автор: Adora - 10.06.2016, 09:33
RE: РУССКОЕ ЧЕРНОКНИЖИЕ - Автор: Adora - 10.06.2016, 09:34
RE: РУССКОЕ ЧЕРНОКНИЖИЕ - Автор: Adora - 10.06.2016, 09:35
RE: РУССКОЕ ЧЕРНОКНИЖИЕ - Автор: Adora - 10.06.2016, 09:37
RE: РУССКОЕ ЧЕРНОКНИЖИЕ - Автор: Adora - 10.06.2016, 09:38

Переход:


Пользователи просматривают эту тему: 1 Гость(ей)