Наверх
Гадание по И-Цзин (Книге Перемен)
#16
№ 47. Кунь. Истощение.
Сколько бы ни было проявлено сил в предыдущей ситуации, но все-таки это какое-то ограниченное количество, ибо эти силы не бесконечны, рано или поздно в подъеме они будут исчерпаны. Вот почему подъем с полной необходимостью приводит к истощению. Но в этом истощении необходимо не столько констатировать самый факт истощения сил, сколько необходимо указать возможный выход из данной ситуации, ибо, как и всякая другая, она не может быть вечной. Уже это одно указывает на возможность развития, которое на техническом языке «Книги Перемен» называется свершением. Конечно, для преодоления данной ситуации человек должен быть достаточно развитым, как называет «Книга Перемен», великим человеком; только для него возможен благоприятный исход. Пусть его деятельность в данном состоянии и вызовет толки, ибо не всем в его окружении будет понятна его деятельность,— этим толкам все же придавать значения не следует, ибо здесь человек должен полагаться только на самого себя. Поэтому текст здесь говорит:

Истощение.
Свершение.
Стойкость.
Великому человеку — счастье.
Будут речи, но они неверны.
Хулы не будет.
 

1.
В данной ситуации все окружение предрасполагает к тому, чтобы стойкости, указанной в общем афоризме, были поставлены препятствия. На первой позиции это начинает уже давать себя чувствовать. Чтобы указать, что эта позиция не способствует стойкой деятельности, исходящей от самого человека, здесь говорится о том, как неудобно сидеть на пне. Более того, здесь указывается и путь, проходящий через сумрачную долину, и, кроме того, указывается на одиночество, на которое обречен в данной ситуации человек. Если здесь текст говорит о трех годах такого одиночества, то образно он указывает на три первые позиции, которые заняты триграммой — бездна или опасность. По-видимому, на этом же основании здесь появляется образ сумрачной долины, понимаемой как бездна. В этом смысле можно понять текст:

В начале слабая черта.
Сидение затруднено на пне.
Войдешь в сумрачную долину.
Три года не будешь ничего видеть. 


2.
Уравновешенность, характерная для второй позиции, представляется здесь в известной стойкости пребывания на ней. Кроме того, ее связь с пятой позицией обнаруживается в образе дара, идущего от пятой позиции, т. е. по существу от человека, занимающего пятую позицию, дара, приносимого посланцем его. В таком положении, когда человек может в своей уравновешенности не сходить со своего места, в положении, когда ему ниспослано от вышестоящего, ему, конечно, не следует предпринимать никаких крупных дел и выждать время, пока не изменится вся ситуация. Здесь он может лишь служить чему-то, что он считает выше самого себя. Эта служба мыслится авторами «Книги Перемен» как некое культовое действие — жертвоприношение. Поэтому текст данного афоризма звучит так:

Сильная черта на втором месте.
Затруднение с вином и пищей.
Внезапно придет человек в алых наколенниках.
Благоприятно необходимости приносить жертвы.
Поход — к несчастью.
Хулы не будет. 


3.
На третьей позиции сказывается влияние предстоящей четвертой, которая замята сильной чертой. Эта сильная черта, как своего рода крепость, выражена в об разе камня, загораживающего путь. Поэтому движение дальнейшего развития на этой позиции затруднено. Если бы человек на этой позиции повернул вспять, то он натолкнулся бы на стойкие, непреклонные силы первой позиции, которая, конечно, не способствует такому возвращению. Таким образом, человек здесь поставлен в крайне затруднительные обстоятельства, он не может двигаться ни вперед, ни назад. Кроме того, отсутствует соответствие с шестой позицией. Это выражено в образе одиночества человека, который, вернувшись домой, не находит своей жены. В тексте здесь мы читаем:

Слабая черта на третьем месте.
Преткнешься о камень.
Будешь держаться на терниях и шипах.
Войдешь в свой терем, но не увидишь своей жены.
Несчастье. 


4.
Стойкость, которая была отмечена как характерная черта первой позиции данной гексаграммы, приводит к тому, что если человек, занимающий первую позицию, и движется на помощь к тому, кто занимает четвертую, то все же его приход, несущий с собой помощь, медлителен. Далее третья черта, которая охарактеризована достаточно мрачно, может служить той металлической повозкой, о которой говорит текст и которая вызывает затруднение. Однако тяготение четвертой черты к пятой, т. е. стремление вперед, здесь настолько сильно, что, несмотря на сожаление об упущенном времени, все же дело может быть доведено до своего завершения. Вот почему в тексте мы читаем:

Сильная черта на четвертом месте.
Приход медлителен-медлителен.
Затруднишься из-за металлической повозки.
Сожаление.
Но дело доведешь до конца. 


5.
Движение вперед на пятой позиции в данном случае затруднено истощением сил, которое характеризует шестую. Двигаться вперед здесь нельзя. Человек, который захотел бы двигаться вперед, здесь подвергся бы казни, у него отрезали бы нос как ту часть тела, которая впереди. Стоять на месте здесь тоже нельзя, ибо конечный фундамент — первая позиция — была охарактеризована как позиция, неудобная для пребывания на ней. Если бы человек все же хотел остановиться на этом фундаменте, то это было бы то же самое, как если бы он подвергся казни отсечения ног. Рассчитывать на помощь второй позиции здесь тоже не приходится, потому что она такова, что ей самой должна быть оказана помощь. Мы видели, что человеку, занимающему вторую позицию, отправлен на помощь посланник в красных наколенниках. Таким образом, положение выглядит безвыходным. Единственное, на что можно здесь рассчитывать — это на то, что пятая позиция уже близка к окончанию всего процесса, и, таким образом, может постепенно наступить радость от его окончания. Эта радость указана уже в самой верхней триграмме, которая обозначает именно радость. Но здесь можно только рассчитывать на помощь извне, как полагали комментаторы «Книги Перемен», и потому здесь говорится о необходимости жертвоприношений. В общем текст здесь говорит:

Сильная черта на пятом месте.
Казня, отрежут нос и ноги.
Будет трудность от человека в красных наколенниках.
Но вот понемногу наступит радость.
Благоприятствует необходимости возносить жертвы и моления. 


6.
Шестая позиция здесь занята слабой чертой. Она выражена в образе зарослей. Если заросли и могут быть восприняты как нечто слабое, мягкое, то все же, когда их набирается достаточное количество, они могут быть сильным препятствием к движению вперед и могут привести человека в самое затруднительное положение. Увидя, что не сила, а слабость мешает ему двигаться вперед, человек может попасть в полное недоумение. Он может решить, что всякое движение приведет его к дурному исходу положения. Однако такое мнение было бы лишь заблуждением, ибо здесь наконец нужно найти в себе силы для того, чтобы окончательно освободиться от данной ситуации истощения. Поэтому в тексте здесь сказано:

Наверху слабая черта.
Будет затруднение в запутанных зарослях.
В неустойчивости воскликнешь:
«Движение к раскаянию».
И будет раскаяние.
Но поход — к счастью.


№ 48. Цзин. Колодец.
В предыдущей ситуации все иссякшие силы должны были быть вновь найдены. Но находить их в окружении было невозможно, ибо само окружение, сама ситуация характеризовалась истощением этих сил. Поэтому выход из предыдущей ситуации (т. е. то, что происходит на данной ситуации) может быть найден только в том случае, если поиски сил будут направлены внутрь самого ищущего. Только в самом себе в данном случае он может найти силы для выхода из предыдущей ситуации. Он не должен никуда за ними отправляться, а должен искать их в себе. Иными словами, это положение должно быть облечено в образ, который, с одной стороны, неподвижен, с другой стороны — обладает лишь внутренней подвижностью. И авторы «Книги Перемен» нашли этот образ, когда говорили о колодце. Действительно, колодец не переносится с места на место, но в нем может прибывать и убывать вода, дающая жизнь. Вот почему здесь мы видим ситуацию, которая называется Колодец. Однако образ колодца таков, что в нем никогда нельзя быть уверенным в возможности приобретения тех сил, которые были утрачены в прошлом. Имеется много разных обстоятельств, благодаря которым вода в колодце может быть или не быть, а если она и есть, то бывает непригодной для питья. Словом, далеко не всегда в нем может быть нужная вода. Далее, если даже колодец полон воды, иными словами, если человек находит в себе эти силы, то перед ним еще вопрос, как выявить вовне эти силы, говоря образно, как достать воды из колодца. Уже на само выявление сил в свою очередь нужны силы, иными словами, нужны веревка и бадья для того, чтобы зачерпнуть воды из колодца.
В этом образе для человека также могут быть затруднения. Поэтому назидательный текст говорит здесь следующее:

Колодец.
Меняют города, но не меняют колодец.
Ничего не утратишь, но ничего и не приобретешь.
Уйдешь и придешь, но колодец останется колодцем.
Если почти достанешь воду, но еще не хватает веревки, или если разобьешь бадью — несчастье. 


1.
Низшая первая позиция образно выражается в самом дне колодца. Дно покрыто илом, мягкость которого символизируется слабой чертой. Если в колодце нет ничего, кроме ила, а на первой позиции ни о чем другом говорить еще нельзя, то ясно, что такой колодец не может быть питьевым колодцем,— это старый, запущенный, высохший колодец. Но на этой позиции продолжается еще влияние предыдущего. У такого старого колодца не только нет людей, но и животные обходят его. Вот почему в тексте здесь сказано только:

В начале слабая черта.
В колодце ил — им не прокормишься.
При запущенном колодце не будет живости. 


2.
На второй позиции колодец еще недостаточно глубок; если в нем и есть вода, то она упала настолько, что вряд ли ее можно зачерпнуть, если бы даже хватило веревки. Вода настолько мелка, что рыбы просвечивают сквозь нее. Так текст говорит о том, что силы, которые могут быть здесь восстановлены, еще недостаточны для того, чтобы предпринять действие при помощи их. Кроме того, и подготовка к проявлению этих сил здесь еще недостаточна, т. е. в этой подготовке слишком много от прежнего состояния, от состояния истощения. И это выражено в образе ветхой текущей бадьи. В тексте здесь сказано:

Сильная черта на втором месте.
Вода в колодце падает.
Просвечивают рыбы на дне.
Бадья же ветхая, и она течет. 


3.
Если на третьей позиции сил уже накоплено столько, что их наличие можно выразить в образе очищенного колодца, то, поскольку данная позиция является лишь переходной и поскольку человек, занимающий ее, не может привлечь к себе внимание других людей, постольку здесь говорится о том, что даже таким очищенным колодцем люди не пользуются. Само собою, тому, кто очищает колодец таким образом, т. е. тому, кто для себя накопил достаточное количество сил, но это количество еще не достаточно для помощи другим, тому это положение доставляет большое огорчение. Действительно, ведь можно было бы воспользоваться его силами, но эти силы должны быть сначала еще выявлены. Если бы они были явны для всех, то, само собою, это могло бы привести к благополучию не только самого человека, но и его окружения. Однако здесь этой проявленности еще нет. Поэтому текст говорит здесь:

Сильная черта на третьем месте.
Колодец очищен, но из него не пьют.
В этом скорбь моей души.
Ведь можно было бы черпать из него.
Если бы царь был просвещен, то все обрели бы свое благополучие. 


4.
Но вот миновал кризис, и остается лишь то, что завоевано во время него. Силы собраны, образно говоря, колодец очищен окончательно. Следовательно, можно приступить к тому, чтобы при помощи этих сил оказывать содействие окружающим людям. Поэтому текст «Книги Перемен» здесь говорит лаконично следующее:

Слабая черта на четвертом месте.
Колодец облицован черепицей.
Хулы не будет. 


5.
На позиции максимального выявления характерных черт данной ситуации, т. е. на пятой позиции, мы находим простое констатирование факта:

Сильная черта на пятом месте.
Колодец чист, как холодный ключ.
Из него пьют. 


6.
Только на предыдущей позиции было достигнуто то, что является основной целью всей данной ситуации. Поэтому на шестой позиции процесс, несмотря на его тенденцию к угасанию, должен быть поддержан. Если колодец открыт и из него черпают воду, то надо следить хотя бы за тем, чтобы его не закрыли. При этом надо помнить, что образ колодца и его воды есть только образ, а речь идет, собственно говоря, о тех внутренних силах, которые человек должен был собрать в себе на данной ситуации для своего дальнейшего действия. Поэтому здесь только образ колодца, в самом же тексте это расшифровывается как внутренняя правда, т. е. как сила истины, осознанной человеком. Поэтому текст говорит здесь:

Наверху слабая черта.
Из колодца берут воду.
Не закрывайте его.
Владеющему правдой — изначальное счастье.


№ 49. Гэ. Смена.
В предыдущей ситуации мы встречали две стороны одного и того же: неподвижность колодца и движение, происходящее в нем. Это движение, происходящее в самом колодце, иными словами, движение всей накопленной внутренней силы, т. е. внутренней правдивости, о которой говорилось на последней позиции предыдущей ситуации, здесь может служить исходной точкой для дальнейшего рассуждения. Пусть колодец и не меняется, но его полнота меняется. Таким образом, предыдущая ситуация стоит на грани двух: перед ней мы находим истощение как известную остановку в динамике сил; после нее мы находим смену, т. е. наконец наступает обновление исчезнувших было сил. Сам образ гексаграммы легче всего расшифровывается из ее названия. Если мы его и переводим Смена, то это далеко не первое его значение, ибо первое его значение — кожа, которая сброшена змеей. Так, здесь должна быть отменена предыдущая, уже изжившая себя форма и должна быть найдена новая форма для проявления вновь накопленных сил. В известном смысле здесь момент нового начала творчества. Поэтому здесь целиком повторяется тот афоризм, который стоял первым во всей «Книге Перемен» как характеристика творческого процесса. Здесь мы имеем и импульс к бытию, его развитие, т. е. то, что называется «изначальным свершением», и его определение в нем, и стойкое бытие созданной вещи, т. е. то, что разумеется под словами «благоприятна стойкость». Если в предыдущей деятельности и были какие-либо ошибки, то здесь, при повторном и новом акте творчества, наступает погашение всех предыдущих ошибок, ибо все творится заново. В этом смысле не может быть раскаяния о прошлом, здесь оно не может наступить. Но все это может быть человеком осуществлено правильно только в том случае, если до последнего дня он сохранит в себе ту внутреннюю правду, указанием на которую закончились афоризмы предыдущей ситуации. Эти мысли выражены в следующем афоризме текста:

Смена.
Если до последнего дня будешь полон правды, то будет изначальное свершение и благоприятная стойкость.
Раскаяние исчезнет. 


1.
Текст данного афоризма построен на игре слов, которая нами указана была выше. Речь идет, конечно, о смене, но она выражена при помощи образа кожи. Если здесь говорится об укреплении сил, приобретенных на предыдущей ступени, то они должны быть укреплены именно самим фактом смены, по игре слов (не переводимой на русский язык) — при помощи кожи. Но поскольку первая позиция еще не выявляет всех тех сил, которые характерны в нижней триграмме и которые находят свое выражение лишь во второй позиции, постольку на вторую позицию здесь указывает образ, уже неоднократно разбиравшийся нами,— образ желтого цвета. То, что он относится ко второй позиции, подчеркивается еще и тем, что слабая вторая черта выражена в образе коровы. В этом смысле и может быть понят афоризм, который без комментариев у нашего читателя мог бы вызвать лишь улыбку:

В начале сильная черта.
Для укрепления примени кожу желтой коровы. 


2.
Вторая позиция, представляя собою внутреннее выражение качеств всей ситуации, является своего рода максимальной подготовкой к внешней деятельности, но это еще не сама деятельность вовне. Поэтому здесь упоминается о том, что должно наступить по окончании дня, т. с. указывается на ту правду, которая в течение данной ситуации должна сопутствовать человеку до конца дней. Но если это качество налицо, то дальнейшее движение может быть только счастливым. Вот почему текст говорит здесь:

Слабая черта на втором месте.
Лишь по окончании дня производи смену.
Поход — к счастью.
Хулы не будет. 


3.
После периода истощения всех сил и лишь внутреннего их накопления их наличие в человеке может быть еще не выявлено вовне, и поэтому вряд ли окружающие люди могут иметь повод к тому, чтобы отнестись с доверием к наличию этих сил, т. е. внутренней правдивости. На первых двух позициях люди не смогут признать наличия этих накопленных в предыдущей ситуации сил. Лишь на третьей позиции, как говорит «Книга Перемен», лишь после того, как трижды речь коснется смены, т. е. обновления, может быть достигнуто известное доверие. Само собою, что такое положение человека, когда после долгих речей он может завоевать доверие к себе, им самим может быть пережито как положение тяжелое, и в таком состоянии депрессии вряд ли он смог бы действовать благоприятно. Поэтому текст здесь говорит:

Сильная черта на третьем месте.
В смене речь трижды коснется ее, и лишь тогда к ней будет доверие.
Поход — к несчастью.
Стойкость — ужасна. 


4.
Все то, что сложилось как результат проведенных прежде действии, является предопределенной судьбой, которая действует как некий неизменный закон, но неизменность его лишь относительна, ибо наступает рано или поздно пора активного вмешательства, если не в свое прошлое, то в свое будущее, и благодаря ему человек достигает возможности переделать свою судьбу. Конечно, для этого он должен подлинно обладать большими личными силами. Он должен переплавить свою судьбу. И образ переплавки, который здесь упомянут, комментаторами объясняется тем, что верхняя триграмма, в которую мы вступаем на данной ситуации, триграмма дуй, символизирует металл, под которым действует триграмма ли — огонь. Благодаря такой переплавке и переделке своей собственной будущей судьбы всякое раскаяние в неправильных поступках, бывших в прошлом, отпадет. Вот почему в тексте мы читаем:

Сильная черта на четвертом месте.
Владея правдой, изменишь судьбу.
Счастье.
Раскаяние исчезнет. 


5.
При максимальном выявлении смены на пятой позиции «Книга Перемен» указывает образ подвижный и сильный в своей деятельности вовне, образ все время движущегося тигра. Но это только образ, ибо по существу здесь речь идет о человеке, полном больших внутренних сил, которые для него во всей его деятельности настолько убедительны, насколько они убедительны и для окружающих людей, так что он может во всей своей деятельности исходить из них самих и не ждать каких-либо предсказаний, указаний извне и т. п. Вот почему в тексте здесь сказано:

Сильная черта на пятом месте.
Великий человек подвижен, как тигр.
И до гадания он уже владеет правдой. 


6.
Переразвитие изменчивости и подвижности приводит лишь к внешнему подтверждению смены. По существу сме на уже достигнута, и лишь по инерции самое внешнее в ней продолжает еще здесь действовать. Если при максимальном выявлении смены речь шла о подвижности тигра, то здесь выбрано животное, похожее на тигра, но лишенное его мощи. Здесь речь только о подвижности барса, но и она, являясь все же движением, возможностью смены, может быть присуща лишь внутренне развитому человеку. Человек же, не развитый в этическом отношении, ничтожный, способен лишь на чисто внешнее подтверждение смены. Он может менять не больше, чем «выражение своего лица». Если он предложил бы выступить вовне, по существу никак себя не проявив, то такое выступление привело бы только к несчастью. Лучше ему оставаться тем, что он есть, и работать над подлинным изменением своего качества. Вследствие этого текст говорит здесь:

Наверху слабая черта.
Благородный человек подвижен, как барс.
У ничтожного человека меняется лицо.
Поход — к несчастью.
Стойкое пребывание на месте — к счастью.
Вы в своем уме? Или в моем? Кто опять надел мой ум?!
Ответить


Сообщения в этой теме
RE: Гадание по И-Цзин (Книге Перемен) - Автор: Лилия - 26.09.2016, 16:21

Похожие темы
Тема: Автор Ответов: Просмотров: Посл. сообщение
  ВЫЗОВ ДУХА. ГАДАНИЕ НА БЛЮДЦЕ Лилия 1 4,196 08.02.2018, 02:07
Посл. сообщение: nununu
  Гадание через дым костра Лилия 0 2,299 26.09.2017, 19:51
Посл. сообщение: Лилия
  ГАДАНИЕ НА КЛЯКСЕ Meggi 0 2,550 29.09.2016, 18:45
Посл. сообщение: Meggi
  ГАДАНИЕ НА ЛАДАН Vivien 0 2,374 17.09.2016, 21:12
Посл. сообщение: Vivien
  Гадание на цветах и растениях Vivien 0 2,408 17.09.2016, 21:00
Посл. сообщение: Vivien
  Гадание на орехах Vivien 0 2,694 17.09.2016, 20:29
Посл. сообщение: Vivien
  Гадание по часам Vivien 0 2,703 17.09.2016, 19:43
Посл. сообщение: Vivien
  Гадание по-африкански Vivien 0 2,301 17.09.2016, 19:33
Посл. сообщение: Vivien
  Гадание на волосах Vivien 0 2,203 17.09.2016, 19:12
Посл. сообщение: Vivien
  Гадание по отрывному календарю Vivien 0 2,178 17.09.2016, 19:10
Посл. сообщение: Vivien

Переход:


Пользователи просматривают эту тему: 7 Гость(ей)