Наверх
Духи у славян
#1
[Изображение: alkonost.jpg]В византийских и русских средневековых легендах чудесная птица, живущая в Ирии — славянском раю. Лицо у нее женское, тело птичье, а голос навевает сладкие сны. Услышавший пение Алконоста от восторга забывает обо всем на свете, но зла от нее нет, в отличие от другой райской птицы — темной птицы Сирин, которая своим пением убивает людей. Согласно легенде, Алконост несет яйца на берегу моря, но не высиживает их, а погружает в морскую пучину. После чего семь дней, пока не вылупятся птенцы, стоит тихая безветренная погода.


Сказание об Алконосте перекликается с древнегреческим мифом об Алкионе. Алкиона («Зимородок») была женой фессалийского царя Кеика. Однажды Кеик («Чайка») не вернулся из морского путешествия, и безутешная Алкиона в отчаянии бросилась со скалы в море. Боги были потрясены случившимся и обратили погибших супругов в зимородка и чайку. С той поры, когда зимородок высиживает яйца (в период зимнего солнцестояния), боги запрещают ветрам поднимать волны, чтобы не смыть гнездо. В это время море безопасно для путешествий.

Баба-Яга

[Изображение: -%D1%8F%D0%B3%D0%B0.jpg]Лесная старуха-волшебница, один из самых известных персонажей народного мифотворчества славян. Вид у нее не просто страшный, а подчеркнуто отталкивающий: одна нога как у скелета, длинный нос до подбородка достает. Эксцентричному облику злобной старухи соответствует и необычный способ передвижения: Баба-яга летает верхом на метле, ухвате или в ступе, заметает свой след помелом. Повинуются Бабе-яге все звери, но самые верные ее слуги — черные котывороны и змеи. Живет она в избушке на курьих ножках, которая стоит в дремучем лесу за огненной рекой и сама во все стороны поворачивается. Нужно только попросить: «Избушка, избушка, стань по-старому, как мать поставила: к лесу задом, ко мне передом!» — и избушка послушно исполнит просьбу. Забор вокруг избы — из человеческих костей, на заборе — черепа, вместо замка — рот с острыми зубами. В древности Бабу-ягу считали привратницей между миром живых и мертвых, а избушку ее — вратами в потустороннее царство.

В сказках Баба-яга часто выступает как антагонист героев, которые борются с ней и силой или хитростью побеждают. Колдунья (варит всяческие зелья) и людоедка, она похищает детей и не прочь погубить случайно забредшего в ее избушку путника, но, как правило, оказывается одурачена и наказана.

Иногда Баба-яга предстает в образе дарительницы, помощницы героев. Тогда она помогает им, указывает дорогу, снабжает волшебными предметами и дает мудрые советы.

Банник
[Изображение: bannik.jpg]В славянской мифологии дух, обитающий в бане. Банника представляли в виде маленького, тощенького, беззубого старикашки с длинными волосами и всклокоченной бородой. Живет этот дух в крестьянской бане за печкой-каменкой или под полком, на котором парятся. Хотя он невидим, иногда может показываться в человеческом облике. По поверьям, банник — злой дух. Может плеснуть кипятком или бросить горячим камнем; если не убежишь умеючи, то есть задом наперед, может и совсем запарить, а все будут думать, что просто угорел человек.

Банник всегда моется после всех людей, обыкновенно разделяющихся на три очереди, а потому четвертой перемены, или четвертого пара, все боятся: считается, что в эту пору моются чертилешиерусалки.
Добиваются расположения банника тем, что оставляют ему кусок ржаного хлеба, густо посыпанный крупной солью. Полезно также оставлять в кадушках немного воды и хоть маленький кусочек мыла, а в углу — веник: духи любят внимание и заботу!
Несмотря на поговорку «баня парит, баня правит, баня все исправит», она издревле считается нечистым местом. Ни один добрый хозяин не решится поставить на месте сгоревшей бани избу: либо одолеют клопы, либо мыши испортят все припасы, либо жди нового пожара.

Вий

[Изображение: viy.jpg]Персонаж восточнославянской мифологии, сохранившийся в сказках. Часто изображается как могучий старик с огромными бровями и необычайно длинными ресницами (слово «вий» и означает ресницы). Они у него так густо заросли, что совсем затмили зрение; чтобы он мог взглянуть на мир, нужно несколько силачей, которые смогли бы поднять ему брови и ресницы железными вилами, но тогда уже ничто не утаится от его взоров.
Это мифическое существо, у которого веки опускаются до самой земли, знакомо всякому, кто читал Гоголя; однако некоторые любопытные черты, приписываемые вию народной молвой, не вошли в его поэтический рассказ. Например, иногда вия представляли как страшного истребителя, который взглядом своим убивает людей и обращает в пепел города и деревни. К счастью, убийственный взгляд его закрывают тяжелые веки, которые поднимают ему только в тех случаях, когда надо уничтожить вражеские рати или зажечь неприятельский город. В таком грандиозном образе народная фантазия рисовала себе бога-громовержца Перуна: из-под облачных бровей и ресниц мечет он молниеносные взоры и вызывает пожары и смерть…
Древние славяне считали вия способным насылать ночные кошмары и видения.

Водяной

[Изображение: _107.jpg]В славянской мифологии — владыка вод (болот, озер, рек и морей). Обычно это злой дух, олицетворяющий водную стихию. Обитает он в водоворотах рек, в омутах или в болотах, любит селиться под водяной мельницей, возле самого колеса, оттого в старину всех мельников считаликолдунами. Однако есть у водяных и свои дома, выстроенные из ракушек и самоцветных речных камушков. В сказках и былинах водяного также отождествляют с «морским царем», который живет на дне морском в хрустальном дворце.
По поверьям, водяной — это старик с длинной седой или зеленой бородой. Часто его представляют и как черта с рожками и большим животом. При дневном свете водяной скрывается в глубине вод, а в ночном сумраке выплывает на поверхность в образе то замшелого бревна, то крупной рыбы, а то и в своем истинном виде. Тогда можно увидеть, что при молодой луне волосы его свежи и зелены, будто водоросли, а на исходе месяца — седы. Так же меняется и возраст водяного: при рождении месяца он молод, на ущербе — стар.



Вынырнет водяной лунной ночью из волн, обмотается тиной, наденет на голову шапку из водорослей, оседлает корягу и поплывет проказить. То гулко хлопает по воде, то среди совершенной тишины вдруг где-нибудь заклубится, запенится вода, выскочит из нее водяное чудо и тут же скроется, а через мгновение вдалеке от этого места вновь заклубится вода и вновь покажется голова водяного… В ночную пору частенько дерутся водяные с лешими, отчего идет по лесу грохот и треск, громко раздается во все стороны плеск волн.
В своей родной стихии водяной неодолим, а на земле сила его слабеет. Он заманивает человека в воду и топит его, способен разрушить запруды, может подарить рыбакам богатый улов или разгоняет всю рыбу и рвет сети. Поэтому мельники и рыбаки старались его умилостивить: бросали в воду хлеб или приносили в жертву какое-нибудь животное черного цвета (петухакошку, собаку), рыбаки выпускали обратно в воду первую пойманную рыбу.

Волоты

[Изображение: voloty_1.jpg]Великаны в славянских сказках. Жили они в неприступных горах, дремучих лесах, диких степях, и людская молва сохранила нам их баснословный облик и чудовищную силу. Буря-богатырь сражается с ветрами, Горыня, или Вертогор, ворочает гигантские горы. Дубыня, или Вертодуб, вырывает с корнем могучие дубы, а Усыня запрудил бородой реку, и по его усу, как по мосту, ходят люди. У этих великанов и жены были им под стать. Баба Алатырка или Баба Горынинка, например, ни в чем мужьям не уступали, а, разъярившись, даже превзойти их могли. Также назывались волотами некие обитавшие в подземных пещерах одноглазые существа, имевшие по одной руке и одной ноге, которые, чтобы сдвинуться с места, принуждены были стать по двое, но уж тогда бегали они с немыслимой быстротой.
Древние курганы, под которыми, по поверьям, покоятся сказочные исполины — волоты и богатыри, названы в народе волотками.

Гамаюн




В славянском эпосе вещая птица, посланник богов, их глашатай, поющий божественные гимны на блаженном Макарийском острове. Согласно Велесовой Книге, Гамаюн являлся воплощением [Изображение: gamayun.jpg]бога мудрости Велеса. Считалось, что Гамаюн все на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей. Своим пением он открывает будущее тем, кто умеет слышать тайное.



По поверьям, летящий с восхода солнечного Гамаюн возвещает приход смертоносной бури.
Ответить


Сообщения в этой теме
Духи у славян - Автор: Aura - 25.04.2015, 14:05
RE: Духи у славян - Автор: Aura - 25.04.2015, 14:08
RE: Духи у славян - Автор: Aura - 25.04.2015, 14:11

Похожие темы
Тема: Автор Ответов: Просмотров: Посл. сообщение
  Природные духи Aura 3 4,520 25.04.2015, 13:29
Посл. сообщение: Aura
  Русалки - духи воды Aura 2 3,860 25.04.2015, 13:23
Посл. сообщение: Aura
  Духи Природы. Этикет общения Aura 0 2,497 25.04.2015, 13:15
Посл. сообщение: Aura
  Добрые и злые духи Aura 0 2,626 25.04.2015, 13:12
Посл. сообщение: Aura

Переход:


Пользователи просматривают эту тему: 2 Гость(ей)