07.12.2016, 09:37
Использование человеческих черепов в Тибете не заканчивалось изготовлением дамару. Из них также делали капалы (чаши из верхней части мужского черепа). Капалы тоже пришли из шиваитского тантризма. Шиваиты-капалики собирали в капалы подаяние, тибетские тантрики совершают в капалах подношения грозным божествам - докшитам и херукам. Кроме того, с капалами в некоторых из своих многочисленных рук эти самые херуки изображаются. Их капалы, как правило, наполнены человеческими кишками и глазами. Вот, например, тибетская капала:
Капала попроще:
Изображение Херуки, в одной из левых рук херука держит капалу с каким-то мясом, в нижней части картинки можно наблюдать ещё три капалы, в самой большой из них лежат сердце, язык и глаза:
Наконец, в тибетском тантризме используются и целые черепа (мунды).
Целые черепа (мунды) иногда подкладываются под сиденье, на котором сидит садхака (обычно аскет) во время некоторых тайных ритуалов и медитаций. Это называется мундасана, "сидение на черепах". При этом используются, в зависимости от целей садханы, черепа человека или некоторых животных (обезьян, змей, шакалов и др.). Количество и тип черепов, практические детали и т.д. гуру разъясняет ученику при передаче. Особенно много предписаний связано с тем, как использовать черепа человека - важны возраст и социально-кастовое положение обладателя черепа, характер его смерти (она не должна быть насильственной), способы шодханы (магического очищения и освящения черепа) и т.д. Капалами пользуются обычно монашествующие аскеты. В них они собирают подаяние, а в ритулах предлагают в них жертвенные подношения Божествам (чаще всего кровь и вино, иногда с добавлением секреций половых органов) пьют и едят из них. Основное использование мунд и капал - сугубо ритуальное, но также они используются и в медитации или как атрибуты святилищ и изображений некоторых Божеств. Подробности таких ритуалов связаны с посвящением в эзотерические садханы и обсуждать их открыто с непосвященными запрещено священными Тантрами.
Комната для медитаций с чучелами животных и людей Тибет 1920 г.
Капала попроще:
Изображение Херуки, в одной из левых рук херука держит капалу с каким-то мясом, в нижней части картинки можно наблюдать ещё три капалы, в самой большой из них лежат сердце, язык и глаза:
Наконец, в тибетском тантризме используются и целые черепа (мунды).
Целые черепа (мунды) иногда подкладываются под сиденье, на котором сидит садхака (обычно аскет) во время некоторых тайных ритуалов и медитаций. Это называется мундасана, "сидение на черепах". При этом используются, в зависимости от целей садханы, черепа человека или некоторых животных (обезьян, змей, шакалов и др.). Количество и тип черепов, практические детали и т.д. гуру разъясняет ученику при передаче. Особенно много предписаний связано с тем, как использовать черепа человека - важны возраст и социально-кастовое положение обладателя черепа, характер его смерти (она не должна быть насильственной), способы шодханы (магического очищения и освящения черепа) и т.д. Капалами пользуются обычно монашествующие аскеты. В них они собирают подаяние, а в ритулах предлагают в них жертвенные подношения Божествам (чаще всего кровь и вино, иногда с добавлением секреций половых органов) пьют и едят из них. Основное использование мунд и капал - сугубо ритуальное, но также они используются и в медитации или как атрибуты святилищ и изображений некоторых Божеств. Подробности таких ритуалов связаны с посвящением в эзотерические садханы и обсуждать их открыто с непосвященными запрещено священными Тантрами.
Комната для медитаций с чучелами животных и людей Тибет 1920 г.