23.03.2017, 09:40
В 70-х годах Марина Абрамович (сербская художница, мастер перфоманса) провела социальный эксперимент:
В пространстве художественной галереи она разложила на столе 72 предмета - в том числе розу, помаду, бритвы, акварельные краски и пистолет с одной пулей. Художница просто стояла на месте как кукла, а зрителям предлагалось взять любой из предметов и сделать с ней всё, что угодно, с использованием этих предметов. Художник в этой ситуации стал неодушевленным предметом, подконтрольным человеку.
Поначалу зрители стеснялись, только смотрели на нее, дарили розы, целовали. Но потом раздели, разрисовали и даже порезали. Причем свои действия они сопровождали смехом. Перформанс был остановлен охраной здания, когда один из посетителей взял пистолет.
"Сначала зрители очень хотели со мной поиграть. Потом они становились все более агрессивными, это были шесть часов настоящего ужаса. Они отрезали мне волосы, втыкали в тело шипы роз, резали кожу на шее, а потом наклеили пластырь на рану. После шести часов перформанса я со слезами на глазах голая пошла в сторону зрителей, отчего они в буквальном смысле выбежали из комнаты, так как поняли, что я "ожила" - перестала быть их игрушкой и начала сама управлять своим телом. Я помню, что, придя в отель в этот вечер и посмотрев на себя в зеркало, я обнаружила у себя прядь седых волос" - вспоминает Абрамович. "Я хотела показать одну вещь: это просто удивительно, насколько быстро человек может вернуться в дикое, пещерное состояние, если ему это позволить".