24.03.2017, 19:44
Как вести себя на кладбище (сестры Соболь)
Неизбежный удел всех людей на земле — смерть. Мы страшимся ее, мы горько оплакиваем похищаемых ею, а проводим жизнь так, как если бы смерти вовсе не было, как если бы мы были вечны на земле.
У всех народов существуют свои обычаи проводов умерших в последний путь, захоронения и помина. Время и культура каждого народа оказали существенное влияние на различия в захоронении. Следуя тем или иным обычаям, мы порой и не подозреваем, что изначально послужило этой традиции, какой смысл заложен в том или ином действии.
Древние славяне хоронили умерших в скрюченном виде, в форме зародыша. Связано это было с идеей реинкарнации, перевоплощения души умершего, его второй жизни после смерти. Считалось, что его душа и жизненная сила переходят в другое живое существо.
Затем стали хоронить в распрямленном виде. Так душе было легче перейти на новое место жительства. Менялось представление человека об окружающем мире, менялись традиции и обычаи.
Тело усопшего обвивали пеленами, одевали в доспехи, клали в место захоронения бытовые вещи, которыми пользовался умерший. Часто вместе с ним хоронили и его боевого коня и одну из любимых жен. В вечное пользование умершему отдавали деньги, оружие, драгоценности, предметы обихода, глиняные горшки с водой, зерном, кремнием.
Воина, погибшего на поле битвы, часто хоронили сидя на боевом коне. Умершего одевали в воинские доспехи, коня снаряжали полностью, как перед битвой. Сложить голову в битве во все века считалось почетным, и погибшим воинам всегда оказывали особые почести.
В бронзовом веке появилась новая форма погребения умерших — кремация. Труп сжигали на погребальном костре. Считалось, что огонь сжигал все плохие дела человека, очищал ему путь на небеса. И с дымом душа поднималась на небо — свое новое место обитания. Прах сожженного или хоронили в земле, или развеивали по ветру. Над захороненным в земле прахом насыпали холм и строили надмогильное сооружение — домовину. Внешне она напоминала форму жилого дома, только меньшего размера. Называли такое сооружение «столп».
Этот обычай в измененном виде дошел и до наших дней. В некоторых местностях, особенно в деревнях, над крестами делают подобие двускатной крыши. Эта крыша не только предохраняет дом от непогоды, снега и дождя, но и является символом домовины — дома, в котором навечно поселяется умерший.
Не только у русичей, но и у многих народностей место захоронения называлось «долиной мертвых», «городом мертвых». Это место было единственным на земле, которое реально было связано с умершим человеком, и издревле почиталось. Наши предки поклонялись курганам и холмам, где были захоронены их близкие. Перед дальними походами, войнами, переселениями места захоронений обязательно посещали те, кто отправлялся в дальний путь. Они прощались с теми, кого уже нет, разговаривали с ними, просили у них совета. Верили в то, что души усопших слышат пришедших и невидимо общаются с В средние века русские начали хоронить умерших в дощатых гробах. Гроб чаще всего выдалбливали из целого ствола дерева. Затем стали использовать доски. Во многих местностях сохранился обычай называть гроб домовиной. Сами похороны стали сопровождаться обрядами и обычаями, принесенными с Востока. В X веке после крещения Руси появились новые представления о самой смерти и связанных с ней обычаях. После крещения изменились представления о загробной жизни умершего; изменения коснулись и самих похорон, и связанных с ними поминок, и поведения на кладбище.
Входить на кладбище необходимо с левой ноги в знак скорби по усопшему и, войдя в ворота, — нужно бросить откупную монету за нарушение покоя усопшего.
На кладбище нельзя пить спиртное, особенно недопустимо поминать водкой малых детей, младенцев, стариков. Нельзя лить спиртное на могильный холм. Нельзя на кладбище курить, сквернословить, грызть семечки. Семечки и семена несут в себе зародыши жизненной силы, и тот, кто грызет семечки на кладбище, обрекает себя и своих детей на бесплодие.
Сеять цветы на могиле нежелательно. Лучше сажать их пророщенными семенами или рассадой.
Часто на оградке или кресте над могилой можно увидеть привязанное вафельное полотенце или простыню. Это тоже помин по усопшему. Иногда на могилу или на дерево рядом с могилой привязывают разноцветные ленточки, бинты, веревки. Ни в коем случае не развязывайте их, даже если вы увидели их на оградке своих близких. Если вы сами не вешали полотенце и не завязывали ленты, не трогайте их и не развязывайте голыми руками. Часто на лентах и завязках делают и передают порчи, откуп от смертельной болезни и неудач.
На могиле можно найти и деньги. На них часто делают откуп от нищеты, безденежья, проклятия, родовой и кровной порчи.
Бывает, делают переклад на могильный крест или на покойника. Тогда, придя на могилу, вы увидите оградку, памятник или крест свежевыкрашенными или побеленными. Не кляните этих людей, может быть, это их последний шанс откупиться от беды. И неизвестно, может быть, завтра вы сами пойдете на чью-то могилу и будете выполнять такой же обряд.
Неизбежный удел всех людей на земле — смерть. Мы страшимся ее, мы горько оплакиваем похищаемых ею, а проводим жизнь так, как если бы смерти вовсе не было, как если бы мы были вечны на земле.
У всех народов существуют свои обычаи проводов умерших в последний путь, захоронения и помина. Время и культура каждого народа оказали существенное влияние на различия в захоронении. Следуя тем или иным обычаям, мы порой и не подозреваем, что изначально послужило этой традиции, какой смысл заложен в том или ином действии.
Древние славяне хоронили умерших в скрюченном виде, в форме зародыша. Связано это было с идеей реинкарнации, перевоплощения души умершего, его второй жизни после смерти. Считалось, что его душа и жизненная сила переходят в другое живое существо.
Затем стали хоронить в распрямленном виде. Так душе было легче перейти на новое место жительства. Менялось представление человека об окружающем мире, менялись традиции и обычаи.
Тело усопшего обвивали пеленами, одевали в доспехи, клали в место захоронения бытовые вещи, которыми пользовался умерший. Часто вместе с ним хоронили и его боевого коня и одну из любимых жен. В вечное пользование умершему отдавали деньги, оружие, драгоценности, предметы обихода, глиняные горшки с водой, зерном, кремнием.
Воина, погибшего на поле битвы, часто хоронили сидя на боевом коне. Умершего одевали в воинские доспехи, коня снаряжали полностью, как перед битвой. Сложить голову в битве во все века считалось почетным, и погибшим воинам всегда оказывали особые почести.
В бронзовом веке появилась новая форма погребения умерших — кремация. Труп сжигали на погребальном костре. Считалось, что огонь сжигал все плохие дела человека, очищал ему путь на небеса. И с дымом душа поднималась на небо — свое новое место обитания. Прах сожженного или хоронили в земле, или развеивали по ветру. Над захороненным в земле прахом насыпали холм и строили надмогильное сооружение — домовину. Внешне она напоминала форму жилого дома, только меньшего размера. Называли такое сооружение «столп».
Этот обычай в измененном виде дошел и до наших дней. В некоторых местностях, особенно в деревнях, над крестами делают подобие двускатной крыши. Эта крыша не только предохраняет дом от непогоды, снега и дождя, но и является символом домовины — дома, в котором навечно поселяется умерший.
Не только у русичей, но и у многих народностей место захоронения называлось «долиной мертвых», «городом мертвых». Это место было единственным на земле, которое реально было связано с умершим человеком, и издревле почиталось. Наши предки поклонялись курганам и холмам, где были захоронены их близкие. Перед дальними походами, войнами, переселениями места захоронений обязательно посещали те, кто отправлялся в дальний путь. Они прощались с теми, кого уже нет, разговаривали с ними, просили у них совета. Верили в то, что души усопших слышат пришедших и невидимо общаются с В средние века русские начали хоронить умерших в дощатых гробах. Гроб чаще всего выдалбливали из целого ствола дерева. Затем стали использовать доски. Во многих местностях сохранился обычай называть гроб домовиной. Сами похороны стали сопровождаться обрядами и обычаями, принесенными с Востока. В X веке после крещения Руси появились новые представления о самой смерти и связанных с ней обычаях. После крещения изменились представления о загробной жизни умершего; изменения коснулись и самих похорон, и связанных с ними поминок, и поведения на кладбище.
Входить на кладбище необходимо с левой ноги в знак скорби по усопшему и, войдя в ворота, — нужно бросить откупную монету за нарушение покоя усопшего.
На кладбище нельзя пить спиртное, особенно недопустимо поминать водкой малых детей, младенцев, стариков. Нельзя лить спиртное на могильный холм. Нельзя на кладбище курить, сквернословить, грызть семечки. Семечки и семена несут в себе зародыши жизненной силы, и тот, кто грызет семечки на кладбище, обрекает себя и своих детей на бесплодие.
Сеять цветы на могиле нежелательно. Лучше сажать их пророщенными семенами или рассадой.
Часто на оградке или кресте над могилой можно увидеть привязанное вафельное полотенце или простыню. Это тоже помин по усопшему. Иногда на могилу или на дерево рядом с могилой привязывают разноцветные ленточки, бинты, веревки. Ни в коем случае не развязывайте их, даже если вы увидели их на оградке своих близких. Если вы сами не вешали полотенце и не завязывали ленты, не трогайте их и не развязывайте голыми руками. Часто на лентах и завязках делают и передают порчи, откуп от смертельной болезни и неудач.
На могиле можно найти и деньги. На них часто делают откуп от нищеты, безденежья, проклятия, родовой и кровной порчи.
Бывает, делают переклад на могильный крест или на покойника. Тогда, придя на могилу, вы увидите оградку, памятник или крест свежевыкрашенными или побеленными. Не кляните этих людей, может быть, это их последний шанс откупиться от беды. И неизвестно, может быть, завтра вы сами пойдете на чью-то могилу и будете выполнять такой же обряд.