02.05.2015, 17:48
В результате повышенного внимания к феномену жизни после смерти со второй половины семидесятых годов западного читателя захлестнула волна литературы, посвященной тому, на что прежде было наложено негласное табу. И в первую очередь об этом стали писать ученые-медики, изучавшие этот феномен непосредственно. Французский психолог Патрик Дьюаврин, опросивший после прочтения книги Рэймонда Моуди 33 пациента своей больницы, которые пережили остановку сердца, крупные травмы или паралич дыхательных органов, сразу же выявил троих больных, прошедших через феномен посмертного видения. Ранее они никому об этом не рассказывали. Один из них был профессором Академии изящных искусств. После тщательного опроса этих людей доктор Дьюаврин пришел к выводу:
«Феномен, бесспорно, существует. Люди, опрошенные мной более нормальны, чем другие. У них гораздо меньше проявляются психопатологические явления, они употребляют меньше лекарств и алкоголя. Их принцип: никаких наркотиков. Очевидно, что психологическая уравновешенность этих людей выше среднего уровня».
Доктор Георг Ритчи, сам переживший клиническую смерть в возрасте 20 лет в 1943 году, во вступлении к своей книге «Возвращение из завтра», вышедшей в 1978 году, где он описывает событие случившееся с ним самим, написал по этому поводу так:
«Я смотрел, можно сказать, только из прихожей, но я видел достаточно, чтобы полностью понять две истины: наше сознание не прекращается с физической смертью, и время, проведенное на земле, и отношения, которые мы выработали к другим людям, много важнее, чем мы можем думать».
Чикагский психиатр доктор Элизабет Каблер-Росс, наблюдавшая в течение двадцати лет за умирающими больными, полагает, что рассказы людей, вернувшихся с того света, не являются галлюцинациями. Начиная работать с умирающими, она не верила в жизнь после смерти, но в результате различных исследований пришла к заключению:
«Если эти исследования будут развиваться и будут изданы материалы, связанные с ними, мы будем не просто верить, но убедимся в существовании того факта, что наше физическое тело – не более, чем внешняя оболочка человеческой сущности, ее кокон. Наше внутреннее «я» бессмертно и бесконечно, и освобождается в момент, называемый смертью».Теолог Тецуо Ямаори, профессор Международного центра культурологии в Японии, основываясь на своем собственном мистическом опыте, по этому поводу говорил:
«Изменилось мое отношение к смерти. Раньше, основываясь на идеях современной западной культуры, я считал, что мир смерти и мир жизни – это две разные вещи… Однако теперь мне кажется, что смерть – это своего рода перемещение в некий иной мир, которому подвергается нечто не принадлежащее этому миру… Что касается вопроса о том, сохраняется ли наше сознание после смерти или нет, то я считаю, что оно должно иметь какое-то продолжение».
Доктор Карлис Осис, руководитель Американского общества психических исследований в Нью-Йорк Сити, разослал вопросник врачам и медсестрам в разные клиники. Согласно полученным ответам из 3800 больных, перенесших клиническую смерть, более одной трети подтвердили необычные ощущения и видения, с которыми они столкнулись на том свете. Фред Скунмэйкер, глава сердечно-сосудистого отделения больницы в Дэнвере, штат Колорадо, США, собрал данные о 2300 пациентах, находившихся на грани смерти или перенесших клиническую смерть. 1400 из них имели опыт предсмертных видений и ощущений (выход из тела, встреча с иными душами, темный туннель, светоносное существо, мысленный просмотр своей жизни и т. д.).
Все исследователи посмертного опыта отмечали, что ощущения умиравших людей во многом совпадали. И маленькие дети, и старики, и верующие, и неверующие продолжали в потустороннем мире жизнь сознательную, и видели там много общего (умерших родственников, темный туннель, светоносное существо и т. д.), а также ощущали покой и блаженство. Чем дольше они находились вне физического тела, тем ярче и сильнее были их переживания. Для лучшего изучения последствий клинической смерти была создана Международная ассоциация, где ученые обменивались своими открытиями и идеями. Активную роль в создании этой ассоциации сыграл американский психолог Кеннет Ринг. Более того, он легализовал изучение посмертного опыта в глазах общественности и наглядно показал, что религиозные убеждения, возраст и национальность здесь не имеют значения. Исследованием посмертного опыта Кеннет Ринг занялся серьезно с 1977 года, а в 1980 году опубликовал результаты своих работ в книге «Жизнь во время смерти: Научное исследование клинической смерти». Его система вопросов была принята в качестве стандарта для опроса людей, имевших внетелесный опыт. По данным Кеннета Ринга, лично изучившего 102 случая «возвращения с того света», 60 % из их числа испытали в потустороннем мире непередаваемое чувство покоя, 37 % парили над собственным телом, 26 % запомнили всевозможные панорамные видения, 23 % проходили туннель или иное темное пространство, 16 % были очарованы удивительным светом, 8 % встречались с умершими родственниками.
В Британии филиал Международной ассоциации, изучающей клиническую смерть, открыла Маргот Грей, врач-практик клинической психотерапии. Маргот сама в 1976 году испытала клиническую смерть, а в 1985 г. изложила свои исследования в книге «Возвращение из мертвых». Там она в частности затрагивала вопросы: может ли сознание существовать вне материального мозга? осознают ли умершие происходящее в мире ином? и могли ли потусторонние видения отразиться на мировых религиях?
Исследования Маргот Грей подтвердили фактически то, о чем заявили ранее доктор Моуди и другие ученые. Ниже процитирую ее высказывание: «Многие люди, находившиеся на пороге смерти в результате несчастного случая, во время операции или при других обстоятельствах, впоследствии сообщали об изумительных видениях, пока они были без сознания. Во время этого состояния происходит глубокое изменение взглядов и восприятия окружающей реальности. Многие элементы описания совпадают у тысяч людей, рассказывающих о своих случаях. Наиболее часто упоминается встреча с существом из света, с умершими друзьями, возникает невыразимое чувство красоты, спокойствия и превосходства над миром, исчезает страх перед смертью, осознается смысл жизни, и человек становится более открытым и дружелюбным».
В 1982 г. Джордж Гэллап-младший провел анкетный опрос населения в США при помощи знаменитой международной организации Гэллапа и обнаружил, что 67 % американцев верят в существование жизни после смерти, а около 8 миллионов человек сами испытали клиническую смерть. Опрос занял 18 месяцев и был проведен по всем штатам США. Он показал, что явление распространено больше, чем считалось ранее, и, в принципе, подтвердил заключения исследований с малыми группами людей.
По данным Гэллапа из опрошенных американцев, переживших клиническую смерть, 32 % ощущали себя в ином мире и испытывали чувство спокойствия и блаженства, столько же процентов просматривали, как в кинофильме, свою жизнь, 26 % ощущали покидание физического тела, 23 % испытывали ясное зрительное восприятие, 17 % слышали звуки и голоса, 23 % встречались с другими существами, 14 % общались со светом, 9 % проходили через туннель, 6 % получали информацию о будущем.
В 1990 году мир облетело сенсационное сообщение – душа материальна, и ее можно взвесить. В одной из лабораторий США обнаружили, что душа - это биоплазменный двойник, имеющий яйцевидную форму. Она покидает тело человека в момент его смерти. Взвешивая умирающих на специальных весах, где были учтены все необходимые факторы, ученый-исследователь Лайэлл Уотсон обнаружил поразительный факт - они становились легче на 2,5-6,5 граммов! После ознакомления с огромным количеством научных данных исследователи пришли к однозначному выводу, – душа человека после физической смерти продолжает существовать. Более того, она способна мыслить, чувствовать и анализировать, независимо от головного мозга и физического тела. Большую работу в изучении клинической смерти провел профессор медицинского факультета в университете Эмори в США Майкл Сабом. Он организовал проверочные наблюдения и подтвердил, а по сути доказал, что сообщения о жизни после смерти не выдумка, – личность в потустороннем мире действительно продолжает существовать, сохраняя способность видеть, слышать, чувствовать и мыслить.
Помимо прочего Майкл Сабом был специалистом-кардиологом, и имел большой практический опыт реанимации (то есть оживления). Его книга на английском языке «Воспоминания о смерти» с подзаголовком «Медицинское исследование» вышла в 1981 году. В этой книге доктор Сабом сопоставил и проанализировал рассказы людей, переживших посмертные видения, и пришел к однозначному выводу, что после смерти физического тела человека его душа продолжает жить. Доктор Сабом рассказал в своей книге о том, как пришел к изучению этого вопроса. Он работал тогда в больнице на ночных дежурствах со срочными вызовами к умирающим. В это время его взгляды на смерть были очень простыми. В частности он пишет: «Если бы меня спросили, что я думаю о смерти, я ответил бы, что, когда приходит смерть, человек умирает, и это все».
Он строго отделял науку от религии и видел смысл религии в моральных предписаниях и в утешении умирающих. Он был человеком неверующим и признавал лишь науку. В своей работе доверял только точным лабораторным и техническим данным, а когда сталкивался с необъяснимыми явлениями, то был уверен, что когда-нибудь наука и это объяснит. С книгой Рэймонда Моуди «Жизнь после жизни» он познакомился в 1976 году и вначале не придал ей особого значения, ибо книжный рынок был тогда наводнен всевозможной фантастикой. Книгу Моуди можно было принять за интересную выдумку, однако Майкл Сабом заинтересовался и начал расспрашивать своих пациентов. Их рассказы подтвердили описанное Моуди. Доктор Сабом был поражен искренностью людей, вернувшихся с того света, и совпадениями их воспоминаний.
Его пациенты, испытавшие состояние клинической смерти, обычно никому до него о пережитом не рассказывали, друг друга не знали, и тем не менее их свидетельства во многом совпадали. Зачастую, вернувшиеся с того света люди рассказывали, что по выходу из физического тела они свободно перемещались в пространстве, видели и слышали происходившее в других помещениях больницы, а также на улице и в иных местах. В момент временной смерти они видели свое тело со стороны и наблюдали за действиями медиков, которые пытались вернуть их к жизни. Доктор Сабом решил проверить все эти удивительные сообщения, посмотрев на них глазами объективного исследователя. В первую очередь он хотел узнать, на сколько точно совпадают рассказы умиравших людей с тем, что происходило на самом деле в момент их оживления в реанимационной палате и в иных помещениях? И как точно, они описывают медицинские препараты и методы, которые были использованы для их оживления? Майкл Сабом собрал и опубликовал 166 уникальных случаев. Все они были проверены им лично. Он сверял рассказы больных с историями болезни и расспрашивал людей, которых видели и слышали в разных местах его пациенты, возвращенные к жизни. Затем он тщательно все свидетельства проверял и составлял протоколы с учетом места, времени, участников, произнесенных слов и т. д. Для своих наблюдений он отбирал только психически здоровых и уравновешенных людей.
Исследования доктора Сабома однозначно подтвердили, что после смерти физического тела сознание не исчезает. Какая-то невидимая часть человека, или душа, продолжает существовать, более того, она видит, слышит, чувствует и думает так же, как это имело место в телесном состоянии.
Будучи мертвыми люди видели не только медицинские аппараты, но и положение стрелок их манометров. Они детально и точно описывали приборы, о которых раньше ничего не знали, воспроизводили разговоры врачей и медсестер, рассказывали о том, как выглядели их прически и головные уборы сверху и, что происходило в других помещениях. Все эти удивительные сообщения получили достоверные подтверждения.
В качестве примера укажу несколько случаев, описанных доктором Сабомом в книге «Воспоминания о смерти». В первом случае у 44-летнего мужчины произошел сердечный приступ с остановкой сердца. Для оживления ему применяли электрошок. Умерший наблюдал за всем, что происходило с ним со стороны, и позже смог все это описать детально. Выдержки из его рассказа процитирую:
«Я был как-бы отдельно, стоял в стороне… смотрел безучастно... Прежде всего впрыснули что-то через резинку, которая там для вливаний... потом они подняли меня и положили на доску. И тогда один из докторов начал бить по моей груди. Они раньше давали мне кислород - такая резиновая трубочка для носа, а теперь они ее вынули и положили на лицо маску. Она покрывает рот и нос. Она для давления... светло-зеленого цвета... Я помню, как они вкатили столик, на котором было что-то, как лопасти. И на нем был манометр, квадратный, с двумя стрелками. Одна стояла, а другая двигалась... она двигалась медленно, не прыгала сразу, как на вольтметре или других приборах. Первый раз она дошла до положения между третью и половиной шкалы. И они повторили это, и она прошла больше половины, а на третий раз почти три четверти. Неподвижная стрелка дергалась каждый раз, когда они толкали эту штуку и кто-то возился с ней. И я думаю, они ее починили и она остановилась, а другая двигалась... И были две лопасти с проводами от них; это - как два круглых диска с ручками. Они держали в каждой руке по диску и клали на мою грудь. На ручке были маленькие кнопки... я видел, как меня дергало…». Врачи и медсестры, участвовавшие в реанимации этого пациента, подтвердили этот рассказ во всех деталях. Во-втором случае 60-летний рабочий, переживший остановку сердца, рассказывал:
«...умирая, я видел там мое тело и мне было жаль его бросать... я видел все, что делалось... сперва не знал, кто это был, и тогда посмотрел близко и увидел себя и не мог этого понять... как же это? Я смотрел сверху и тихо поднимался еще выше… и видел моих родных в приемном покое госпиталя... совершенно ясно... они стояли там – моя жена, мой старший сын, моя дочь, а также доктор... меня в это время оперировали... но я видел их и хорошо знаю, что я был там... они плакали. А потом пошел дальше и попал в другой мир».
Доктор Сабом позже расспросил жену и дочь своего пациента. Жена полностью подтвердила рассказ своего мужа. Дочь тоже помнила, что в это время они втроем находились в комнате для ожидающих и разговаривали с врачом ее отца. Далее доктор Сабом приводит еще один случай, произошедший в момент операции. Его пациент был в состоянии клинической смерти, под глубоким наркозом, с остановившимся сердцем. Он был укрыт с головой операционными простынями и не мог ничего видеть. Однако после своего воскресения в деталях рассказал, как делали ему операцию на сердце. Ниже укажу выдержки из его рассказа:
«Анестезист обезболил эту часть и вставил туда эту штуку (внутривенно). Я, очевидно, заснул и не помню, как они перевезли меня из этой комнаты в ту, где оперируют. А потом вдруг увидел, что комната освещена, но не так ярко, как я ожидал. Мое сознание вернулось... но они уже что-то сделали со мной... моя голова и все тело были покрыты простынями... и тогда я вдруг начал видеть то, что делается... я как бы был на пару футов над моей головой, будто был еще одной персоной в комнате... я видел двух докторов, которые меня зашивали... они пилили грудную кость... я мог бы нарисовать пилу и вещь, которой они раздвигали ребра... я удивился, так как думал, что будет много крови, а ее было мало... и сердце не такое, как я думал. Оно большое: большое сверху и узкое внизу, как континент Африка. Сверху оно розовое и желтое. Даже жутко. А одна часть была темнее, чем остальное… Доктор С. стоял с левой стороны, он отрезал кусочки от моего сердца и вертел их так и этак и долго рассматривал... и у них был спор, нужно ли делать обвод или нет. И решили этого не делать... У всех докторов, кроме одного, ботинки были в зеленых чехлах, а этот чудак был в белых ботинках, покрытых кровью... это было странно и, по-моему, антигигиенично...». Описанный пациентом ход операции полностью совпадал с записями в операционном журнале, но стиль описания был, безусловно, другой. В истории болезни было отмечено, что больной действительно пережил состояние клинической смерти. Интересно начало рассказа, где этот человек описывает простыми словами два совершенно разных состояния: глубокого наркоза и клинической смерти. Вначале – потеря сознания, полное «ничто», затем - способность видеть со стороны свое тело и все окружающее, а также слышать, чувствовать и думать, будучи вне своего тела.
В начале 2001 года Сэм Парния из Центральной клиники Саутгемптона и Питер Фенвик из Лондонского института психиатрии, много лет изучавшие посмертный опыт, вынесли на суд общественности свои исследования. Ученые предоставили доказательства тому, что сознание человека не зависит от деятельности головного мозга и продолжает жить даже тогда, когда сердце остановилось, дыхание прекратилось, и мозг перестал работать. Сэм Парния и Питер Фенвик утверждают, что приступали к исследованиям, будучи скептиками, но сейчас у них сомнений нет. Все отобранные ими пациенты переживали удивительные состояния именно в те моменты, когда их мозг не функционировал, поэтому не мог что-либо вспоминать. По мнению английских ученых после смерти физического тела душа человека продолжает мыслить, чувствовать и анализировать.
«Феномен, бесспорно, существует. Люди, опрошенные мной более нормальны, чем другие. У них гораздо меньше проявляются психопатологические явления, они употребляют меньше лекарств и алкоголя. Их принцип: никаких наркотиков. Очевидно, что психологическая уравновешенность этих людей выше среднего уровня».
Доктор Георг Ритчи, сам переживший клиническую смерть в возрасте 20 лет в 1943 году, во вступлении к своей книге «Возвращение из завтра», вышедшей в 1978 году, где он описывает событие случившееся с ним самим, написал по этому поводу так:
«Я смотрел, можно сказать, только из прихожей, но я видел достаточно, чтобы полностью понять две истины: наше сознание не прекращается с физической смертью, и время, проведенное на земле, и отношения, которые мы выработали к другим людям, много важнее, чем мы можем думать».
Чикагский психиатр доктор Элизабет Каблер-Росс, наблюдавшая в течение двадцати лет за умирающими больными, полагает, что рассказы людей, вернувшихся с того света, не являются галлюцинациями. Начиная работать с умирающими, она не верила в жизнь после смерти, но в результате различных исследований пришла к заключению:
«Если эти исследования будут развиваться и будут изданы материалы, связанные с ними, мы будем не просто верить, но убедимся в существовании того факта, что наше физическое тело – не более, чем внешняя оболочка человеческой сущности, ее кокон. Наше внутреннее «я» бессмертно и бесконечно, и освобождается в момент, называемый смертью».Теолог Тецуо Ямаори, профессор Международного центра культурологии в Японии, основываясь на своем собственном мистическом опыте, по этому поводу говорил:
«Изменилось мое отношение к смерти. Раньше, основываясь на идеях современной западной культуры, я считал, что мир смерти и мир жизни – это две разные вещи… Однако теперь мне кажется, что смерть – это своего рода перемещение в некий иной мир, которому подвергается нечто не принадлежащее этому миру… Что касается вопроса о том, сохраняется ли наше сознание после смерти или нет, то я считаю, что оно должно иметь какое-то продолжение».
Доктор Карлис Осис, руководитель Американского общества психических исследований в Нью-Йорк Сити, разослал вопросник врачам и медсестрам в разные клиники. Согласно полученным ответам из 3800 больных, перенесших клиническую смерть, более одной трети подтвердили необычные ощущения и видения, с которыми они столкнулись на том свете. Фред Скунмэйкер, глава сердечно-сосудистого отделения больницы в Дэнвере, штат Колорадо, США, собрал данные о 2300 пациентах, находившихся на грани смерти или перенесших клиническую смерть. 1400 из них имели опыт предсмертных видений и ощущений (выход из тела, встреча с иными душами, темный туннель, светоносное существо, мысленный просмотр своей жизни и т. д.).
Все исследователи посмертного опыта отмечали, что ощущения умиравших людей во многом совпадали. И маленькие дети, и старики, и верующие, и неверующие продолжали в потустороннем мире жизнь сознательную, и видели там много общего (умерших родственников, темный туннель, светоносное существо и т. д.), а также ощущали покой и блаженство. Чем дольше они находились вне физического тела, тем ярче и сильнее были их переживания. Для лучшего изучения последствий клинической смерти была создана Международная ассоциация, где ученые обменивались своими открытиями и идеями. Активную роль в создании этой ассоциации сыграл американский психолог Кеннет Ринг. Более того, он легализовал изучение посмертного опыта в глазах общественности и наглядно показал, что религиозные убеждения, возраст и национальность здесь не имеют значения. Исследованием посмертного опыта Кеннет Ринг занялся серьезно с 1977 года, а в 1980 году опубликовал результаты своих работ в книге «Жизнь во время смерти: Научное исследование клинической смерти». Его система вопросов была принята в качестве стандарта для опроса людей, имевших внетелесный опыт. По данным Кеннета Ринга, лично изучившего 102 случая «возвращения с того света», 60 % из их числа испытали в потустороннем мире непередаваемое чувство покоя, 37 % парили над собственным телом, 26 % запомнили всевозможные панорамные видения, 23 % проходили туннель или иное темное пространство, 16 % были очарованы удивительным светом, 8 % встречались с умершими родственниками.
В Британии филиал Международной ассоциации, изучающей клиническую смерть, открыла Маргот Грей, врач-практик клинической психотерапии. Маргот сама в 1976 году испытала клиническую смерть, а в 1985 г. изложила свои исследования в книге «Возвращение из мертвых». Там она в частности затрагивала вопросы: может ли сознание существовать вне материального мозга? осознают ли умершие происходящее в мире ином? и могли ли потусторонние видения отразиться на мировых религиях?
Исследования Маргот Грей подтвердили фактически то, о чем заявили ранее доктор Моуди и другие ученые. Ниже процитирую ее высказывание: «Многие люди, находившиеся на пороге смерти в результате несчастного случая, во время операции или при других обстоятельствах, впоследствии сообщали об изумительных видениях, пока они были без сознания. Во время этого состояния происходит глубокое изменение взглядов и восприятия окружающей реальности. Многие элементы описания совпадают у тысяч людей, рассказывающих о своих случаях. Наиболее часто упоминается встреча с существом из света, с умершими друзьями, возникает невыразимое чувство красоты, спокойствия и превосходства над миром, исчезает страх перед смертью, осознается смысл жизни, и человек становится более открытым и дружелюбным».
В 1982 г. Джордж Гэллап-младший провел анкетный опрос населения в США при помощи знаменитой международной организации Гэллапа и обнаружил, что 67 % американцев верят в существование жизни после смерти, а около 8 миллионов человек сами испытали клиническую смерть. Опрос занял 18 месяцев и был проведен по всем штатам США. Он показал, что явление распространено больше, чем считалось ранее, и, в принципе, подтвердил заключения исследований с малыми группами людей.
По данным Гэллапа из опрошенных американцев, переживших клиническую смерть, 32 % ощущали себя в ином мире и испытывали чувство спокойствия и блаженства, столько же процентов просматривали, как в кинофильме, свою жизнь, 26 % ощущали покидание физического тела, 23 % испытывали ясное зрительное восприятие, 17 % слышали звуки и голоса, 23 % встречались с другими существами, 14 % общались со светом, 9 % проходили через туннель, 6 % получали информацию о будущем.
В 1990 году мир облетело сенсационное сообщение – душа материальна, и ее можно взвесить. В одной из лабораторий США обнаружили, что душа - это биоплазменный двойник, имеющий яйцевидную форму. Она покидает тело человека в момент его смерти. Взвешивая умирающих на специальных весах, где были учтены все необходимые факторы, ученый-исследователь Лайэлл Уотсон обнаружил поразительный факт - они становились легче на 2,5-6,5 граммов! После ознакомления с огромным количеством научных данных исследователи пришли к однозначному выводу, – душа человека после физической смерти продолжает существовать. Более того, она способна мыслить, чувствовать и анализировать, независимо от головного мозга и физического тела. Большую работу в изучении клинической смерти провел профессор медицинского факультета в университете Эмори в США Майкл Сабом. Он организовал проверочные наблюдения и подтвердил, а по сути доказал, что сообщения о жизни после смерти не выдумка, – личность в потустороннем мире действительно продолжает существовать, сохраняя способность видеть, слышать, чувствовать и мыслить.
Помимо прочего Майкл Сабом был специалистом-кардиологом, и имел большой практический опыт реанимации (то есть оживления). Его книга на английском языке «Воспоминания о смерти» с подзаголовком «Медицинское исследование» вышла в 1981 году. В этой книге доктор Сабом сопоставил и проанализировал рассказы людей, переживших посмертные видения, и пришел к однозначному выводу, что после смерти физического тела человека его душа продолжает жить. Доктор Сабом рассказал в своей книге о том, как пришел к изучению этого вопроса. Он работал тогда в больнице на ночных дежурствах со срочными вызовами к умирающим. В это время его взгляды на смерть были очень простыми. В частности он пишет: «Если бы меня спросили, что я думаю о смерти, я ответил бы, что, когда приходит смерть, человек умирает, и это все».
Он строго отделял науку от религии и видел смысл религии в моральных предписаниях и в утешении умирающих. Он был человеком неверующим и признавал лишь науку. В своей работе доверял только точным лабораторным и техническим данным, а когда сталкивался с необъяснимыми явлениями, то был уверен, что когда-нибудь наука и это объяснит. С книгой Рэймонда Моуди «Жизнь после жизни» он познакомился в 1976 году и вначале не придал ей особого значения, ибо книжный рынок был тогда наводнен всевозможной фантастикой. Книгу Моуди можно было принять за интересную выдумку, однако Майкл Сабом заинтересовался и начал расспрашивать своих пациентов. Их рассказы подтвердили описанное Моуди. Доктор Сабом был поражен искренностью людей, вернувшихся с того света, и совпадениями их воспоминаний.
Его пациенты, испытавшие состояние клинической смерти, обычно никому до него о пережитом не рассказывали, друг друга не знали, и тем не менее их свидетельства во многом совпадали. Зачастую, вернувшиеся с того света люди рассказывали, что по выходу из физического тела они свободно перемещались в пространстве, видели и слышали происходившее в других помещениях больницы, а также на улице и в иных местах. В момент временной смерти они видели свое тело со стороны и наблюдали за действиями медиков, которые пытались вернуть их к жизни. Доктор Сабом решил проверить все эти удивительные сообщения, посмотрев на них глазами объективного исследователя. В первую очередь он хотел узнать, на сколько точно совпадают рассказы умиравших людей с тем, что происходило на самом деле в момент их оживления в реанимационной палате и в иных помещениях? И как точно, они описывают медицинские препараты и методы, которые были использованы для их оживления? Майкл Сабом собрал и опубликовал 166 уникальных случаев. Все они были проверены им лично. Он сверял рассказы больных с историями болезни и расспрашивал людей, которых видели и слышали в разных местах его пациенты, возвращенные к жизни. Затем он тщательно все свидетельства проверял и составлял протоколы с учетом места, времени, участников, произнесенных слов и т. д. Для своих наблюдений он отбирал только психически здоровых и уравновешенных людей.
Исследования доктора Сабома однозначно подтвердили, что после смерти физического тела сознание не исчезает. Какая-то невидимая часть человека, или душа, продолжает существовать, более того, она видит, слышит, чувствует и думает так же, как это имело место в телесном состоянии.
Будучи мертвыми люди видели не только медицинские аппараты, но и положение стрелок их манометров. Они детально и точно описывали приборы, о которых раньше ничего не знали, воспроизводили разговоры врачей и медсестер, рассказывали о том, как выглядели их прически и головные уборы сверху и, что происходило в других помещениях. Все эти удивительные сообщения получили достоверные подтверждения.
В качестве примера укажу несколько случаев, описанных доктором Сабомом в книге «Воспоминания о смерти». В первом случае у 44-летнего мужчины произошел сердечный приступ с остановкой сердца. Для оживления ему применяли электрошок. Умерший наблюдал за всем, что происходило с ним со стороны, и позже смог все это описать детально. Выдержки из его рассказа процитирую:
«Я был как-бы отдельно, стоял в стороне… смотрел безучастно... Прежде всего впрыснули что-то через резинку, которая там для вливаний... потом они подняли меня и положили на доску. И тогда один из докторов начал бить по моей груди. Они раньше давали мне кислород - такая резиновая трубочка для носа, а теперь они ее вынули и положили на лицо маску. Она покрывает рот и нос. Она для давления... светло-зеленого цвета... Я помню, как они вкатили столик, на котором было что-то, как лопасти. И на нем был манометр, квадратный, с двумя стрелками. Одна стояла, а другая двигалась... она двигалась медленно, не прыгала сразу, как на вольтметре или других приборах. Первый раз она дошла до положения между третью и половиной шкалы. И они повторили это, и она прошла больше половины, а на третий раз почти три четверти. Неподвижная стрелка дергалась каждый раз, когда они толкали эту штуку и кто-то возился с ней. И я думаю, они ее починили и она остановилась, а другая двигалась... И были две лопасти с проводами от них; это - как два круглых диска с ручками. Они держали в каждой руке по диску и клали на мою грудь. На ручке были маленькие кнопки... я видел, как меня дергало…». Врачи и медсестры, участвовавшие в реанимации этого пациента, подтвердили этот рассказ во всех деталях. Во-втором случае 60-летний рабочий, переживший остановку сердца, рассказывал:
«...умирая, я видел там мое тело и мне было жаль его бросать... я видел все, что делалось... сперва не знал, кто это был, и тогда посмотрел близко и увидел себя и не мог этого понять... как же это? Я смотрел сверху и тихо поднимался еще выше… и видел моих родных в приемном покое госпиталя... совершенно ясно... они стояли там – моя жена, мой старший сын, моя дочь, а также доктор... меня в это время оперировали... но я видел их и хорошо знаю, что я был там... они плакали. А потом пошел дальше и попал в другой мир».
Доктор Сабом позже расспросил жену и дочь своего пациента. Жена полностью подтвердила рассказ своего мужа. Дочь тоже помнила, что в это время они втроем находились в комнате для ожидающих и разговаривали с врачом ее отца. Далее доктор Сабом приводит еще один случай, произошедший в момент операции. Его пациент был в состоянии клинической смерти, под глубоким наркозом, с остановившимся сердцем. Он был укрыт с головой операционными простынями и не мог ничего видеть. Однако после своего воскресения в деталях рассказал, как делали ему операцию на сердце. Ниже укажу выдержки из его рассказа:
«Анестезист обезболил эту часть и вставил туда эту штуку (внутривенно). Я, очевидно, заснул и не помню, как они перевезли меня из этой комнаты в ту, где оперируют. А потом вдруг увидел, что комната освещена, но не так ярко, как я ожидал. Мое сознание вернулось... но они уже что-то сделали со мной... моя голова и все тело были покрыты простынями... и тогда я вдруг начал видеть то, что делается... я как бы был на пару футов над моей головой, будто был еще одной персоной в комнате... я видел двух докторов, которые меня зашивали... они пилили грудную кость... я мог бы нарисовать пилу и вещь, которой они раздвигали ребра... я удивился, так как думал, что будет много крови, а ее было мало... и сердце не такое, как я думал. Оно большое: большое сверху и узкое внизу, как континент Африка. Сверху оно розовое и желтое. Даже жутко. А одна часть была темнее, чем остальное… Доктор С. стоял с левой стороны, он отрезал кусочки от моего сердца и вертел их так и этак и долго рассматривал... и у них был спор, нужно ли делать обвод или нет. И решили этого не делать... У всех докторов, кроме одного, ботинки были в зеленых чехлах, а этот чудак был в белых ботинках, покрытых кровью... это было странно и, по-моему, антигигиенично...». Описанный пациентом ход операции полностью совпадал с записями в операционном журнале, но стиль описания был, безусловно, другой. В истории болезни было отмечено, что больной действительно пережил состояние клинической смерти. Интересно начало рассказа, где этот человек описывает простыми словами два совершенно разных состояния: глубокого наркоза и клинической смерти. Вначале – потеря сознания, полное «ничто», затем - способность видеть со стороны свое тело и все окружающее, а также слышать, чувствовать и думать, будучи вне своего тела.
В начале 2001 года Сэм Парния из Центральной клиники Саутгемптона и Питер Фенвик из Лондонского института психиатрии, много лет изучавшие посмертный опыт, вынесли на суд общественности свои исследования. Ученые предоставили доказательства тому, что сознание человека не зависит от деятельности головного мозга и продолжает жить даже тогда, когда сердце остановилось, дыхание прекратилось, и мозг перестал работать. Сэм Парния и Питер Фенвик утверждают, что приступали к исследованиям, будучи скептиками, но сейчас у них сомнений нет. Все отобранные ими пациенты переживали удивительные состояния именно в те моменты, когда их мозг не функционировал, поэтому не мог что-либо вспоминать. По мнению английских ученых после смерти физического тела душа человека продолжает мыслить, чувствовать и анализировать.