Наверх
Богиня Геката
#4
Сила трав 

Могущество античных колдуний часто связывалось со знанием силы трав, плодов, корешков и снадобий, получаемых из них. Сохранилась цитата из утраченной трагедии "Софокла" Rizotomoi, в которой он описывает работу Медеи: 

Отвращая свой взор от работы руки, 
Она сок мутно-белый, стекающий с ран 
Ядовитого зелья, в сосуд медяной 
Осторожно приемлет... 
А в ларцах сокровенных хранятся пучки 
Ею срезанных трав. 
Их она с причитанием громким в [ночи], 
Обнаженная, медным ссекала серпом. 

(Пер. Ф.Ф.Зелинского). 

А вот уже Овидий в "Метаморфозах" (Книга 7): 

И святыней богини триликой, 

95 

Темной дубравою той, где ее божество почиталось, 
Вечно всезрящим отцом своего нареченного тестя, 
Благополучьем своим и деяньями всеми клянется. 
Верила дева - тотчас получил он волшебные травы; 
Как применить их, узнал и довольный домой возвратился. 


(Пер С. Шервинского) 

Римский поэт Тибул говорит, что колдуньи обладают особой, только для них характерной властью: 

Ей лишь одной вручены волшебные травы 
Медеи, Ей лишь дано усмирить лютых Гекаты собак. 


И Медея демонстрирует свою власть у того же Овидия: 

Вышла Медея, одна, в распоясанном платье, босая, 
Пышные волосы вдоль по плечам распустив без убора. 
Шагом неверным, в немом молчании ночи глубокой, 

185 

Без провожатых идет. И люди, и звери, и птицы 
Полный вкушают покой. Не шепчет кустарник, недвижим; 
Леса безмолвна листва, туманный безмолвствует воздух. 
Звезды мерцают одни. И она простерла к ним руки, 
Трижды назад обернулась, воды зачерпнула в потоке 

190 

И омочила власы и трижды уста разрешила 
Воем; потом, опершись коленом о твердую землю, 
Молвила: "Ночь! Наперсница тайн, что луной золотою 
Свету преемствуешь дня! Вы, звезды! Геката с главою 
Троичной, ты, что ко мне сообщницей дела нисходишь 

195 

Мне помогать! Искусство волшбы и заклятия магов! 
Ты, о Земля, что магам даешь трав знанье могучих, 
Воздух и ветры, и вы, о озера и реки, и горы, 
Вы все, боги лесов, все боги ночные, явитесь! 
Вами, по воле моей, возвращаются реки к истокам 

200 

На удивленье брегам; заклинаньями я усмиряю 
Бурного моря волну и волную безбурное море; 
Ветры зову и гоню, облака навожу и свожу я; 
Лопаться зевы у змей заставляю я словом заклятья; 
Дикие камни, дубы, что исторгнуты с корнем из почвы, 

205 

Двигаю я и леса; велю - содрогаются горы, 
И завывает земля, и выходят могильные тени. 
Силой влеку и тебя, луна, хоть медью темесской* 
Твой сокращаю ущерб. От заклятий моих колесница 
Деда бледнее; мой яд бледнеть заставляет Аврору. 

210 

Вы мне и пламя быков притупили, изогнутым плугом 
Вы пожелали сдавить их, груза не знавшую, выю; 
В яростный бой меж собой вы бросили змеерожденных, 
Стража, не знавшего сна, усыпили,- руно ж золотое, 
Змея хитро обведя, переправили в гавани греков. 

215 

Ныне мне нужен состав, от которого стала бы старость 
Вновь, освежившись, цвести и вернулись бы юные годы. 
Вы не откажете мне. Не напрасно сверкали созвездья, 
И не напрасно, хребтом влекома крылатых драконов, 
Вот колесница летит". 


Прошения подземным богам 

В античные времена бытовала своеобразная практика. Составлялись свинцовые таблички (свинец - металл Сатурна), закапываемые в землю или опускаемые в погребение, в которых "проситель" обращался к Гермесу Подземному и Гекате Подземной с намерением причинить вред и навести порчу на своего врага. Например: "Предаю Офелиона и Канарида Гермесу Хтоническому и покорителю Гермесу. Офелиона проклинаю" Для проклятий помимо Гермеса и Гекаты, призывались Гея, Персефона и Аид. Часто встречается формула вроде: "как этот свинец сух и бездушен, так и дела врага моего пусть будут сухи и бездушны". 

Овидий в Метаморфозах (Книга 7) так фантазирует об обряде Медее омолаживания старца Эсона: 

Два алтаря сложила из дерна Медея, 
Справа - Гекаты алтарь и жертвенник Юности - слева. 
Дикой листвой оплела и ветвями священными оба. 
Недалеко откидав из ям двух землю, свершает 
Таинство; в горло овцы чернорунной вонзает Медея 

245 

Нож и кровью ее обливает широкие ямы, 
Чистого чашу вина сверх крови она возливала, 
Медную чашу брала, молока возливала парного; 
Льются меж тем и слова,- богов призывает подземных, 
Молит владыку теней с похищенной вместе супругой, 

250 

Чтоб не спешили отнять у тела дряхлого душу. 
Милость обоих снискав молитвенным шепотом долгим, 
Хилого старца она приказала из дома наружу 
Вынести и, погрузив его в сон непробудный заклятьем, 
Словно безжизненный труп на подстил травяной положила. 

255 

Вот приказала она отойти и Ясону и слугам, 
Непосвященный их взор отвести повелела от тайны. 
И удаляются все. Волоса распустивши, Медея 
Рдеющих два алтаря обошла по обряду вакханок. 
В черной крови намочив расщепленные факелы, держит 

260 

Их на обоих огнях и вершит очищение старца 
Трижды огнем, и трижды водой, и серою трижды. 
В медном котле между тем могучее средство вскипает 
И подымается вверх и вздувшейся пеной белеет. 
Варит и корни она, в гемонийском найденные доле, 

265 

И семена, и цветы, и горькие соки растений; 
В них добавляет еще каменья с окраин Востока, 
Чистый песок, что омыт при отливе водой океана, 
Вот подливает росы, что ночью собрана лунной; 
С мясом туда же кладет и поганые филина крылья, 

270 

Оборотня потроха, что волчий образ звериный 
В вид изменяет людской; положила в варево также 
И кинифийской змеи чешуйчатой тонкую кожу; 
Печень оленя-самца; в состав опустила вдобавок 
Голову с клювом кривым вековухи столетней - вороны. 


Торжества и Мистерии 

Ежегодная телете [посвящение] Гекаты в Эгине, считалось, была основана самим Орфеем. Функции ее были, как полагают, "катарсическими и отвращающими"… Но мнение о том, что эти ритуалы были специально направлены на исцеление мании, кажется, всего лишь догадкой (см. Э.Р. Доддс Греки и иррациональное). 

Полагают, что Геката играла роль в игровых мистериях на поле в Аграх. Дитер Лауэнштайн говорит, что начинаться все могло с растерзания и поедания мяса. Затем происходило искупление через Гекату. Богиня помогала преодолеть разверзнутую бездну жестокости и похоти. Затем приходит черед других богов и богинь помочь человеку. Лауэнштайн (Элевсинские мистерии. - М.: Энигма: 1996.) предлагает даже реконструкцию этих мистерий. 

Геката играла свою важную роль в Элевсинских мистериях. Считается (Дитер Лауэнштайн), что в Элевсинских мистериях не существовало особых жриц Персефоны. Их роль исполняли жрицы Гекаты, в обычной жизни бывшие женами (матерями или сестрами) главных жрецов. Таинства сами по себе должны были гасить воспоминания об обычной, дневной жизни. Потому Персефона и Геката пробуждали в людях "ночное сознание". 

Напомним, что единственной возможностью блуждать после смерти во мраке Аида было пройти посвящение в мистерии и повторять таинства самостоятельно. 

Как говорится в Гомеровом гимне Деметре: 

Счастливы те из людей земнородных, кто таинства видел, 
Тот же, кто им непричастен, по смерти не будет вовеки 
Доли подобной иметь в многосумрачном царстве подземном… 


Гекате в числе других божеств приносились жертвы во время афинского праздника Фесмофории. А также на военных играх, предварявших Элевсинские мистерии. 

По словам Нильссона, все-греческий фестиваль Гекаты проводился 13-14 августа. А фестиваль в Стратониках в Карии назывался Гекатесии. Храмы Гекаты обнаружены в Милете, Аргосе, Элевсинах, Эгине и Афинах, изваяния найдены по всей Греции. Культ Гекаты у неоплатоников 

Понятное дело, что интеллектуал вряд ли смог найти в народном культе Гекаты что-либо для себя привлекательное. Нет, философы и мистики видели в Гекате нечто большее чем просто покровительницу всяких темных делишек. 

Известно, что у них были свои теургические обряды. связанные с Гекатой. Теургия - это своего рода элитарная магия античного мира. "Синкретическая форма магического искусства, сложившаяся к I в. н.э., разительно отличается от классической. Это сложная профессиональная дисциплина, требующая особой подготовки, специальной литературы, опирающаяся на древние (отчасти реальные, отчасти вымышленные) традиции. В рамках этой формы магии существует иерархия процедур, на высшей ступени которой находятся магические сеансы контактов с богами". (А.В. Петров. Теургия: социо-культурные аспекты возникновения философски интерпретированной магии в античности.) 

Неоплатоники, занимающиеся теургией, часто получали знамения от статуй, в том числе и от Гекаты. Максиму, ученику Ямвлиха, видилось, что Геката смеется, а факелы в ее руках зажигаются. Полагают, впрочем, что одушевление статуй Гекаты было обычным в классической греческой магии. 

Прокл, живший в V веке нашей эры, будучи глубоким и немощным старцем "видел воочию светоносные призраки Гекаты". Его этому научила дочь его учителя Плутарха - Асклепигения, происходившая по материнской линии из древнего элевсинского жреческого рода. (Это опять отсылает нас к связи культа Гекаты с Элевсинскими мистериями.) 

Известен гимн Прокла Диадоха Гекате и Янусу: 

Радуйся, матерь богов многославная, с добрым потомством! 
Радуйся, ты, о Геката преддверная, мощная силой! 
Радуйся сам Иан прародитель, Зевес негубимый! 
Радуйся, вышний Зевес! О, даруйте мне полную блага 



Светлую жизни тропу и злые недуги гоните 
Прочь от тела, а душу к себе привлеките, очистив 
Ум пробуждающим действом от страстных земных искушений! 
О, умоляю, подайте мне руку, стезю укажите 
Богоизбранную мне, я желаю того! Да узреть мне 

10 

Свет драгоценный, рождений же черного зла да избегнуть! 
О, умоляю, подайте мне руку, повейте мне ветром, 
Что в благочестия гавань доставит страдавшего много. 
Радуйся, матерь богов многославная, с добрым потомством! 
Радуйся ты, о Геката преддверная, мощная силой! 

15 

Радуйся сам Иан прародитель, о Зевс высочайший! 

(Перевод О.В. Смыки) 

В приватные таинства Гекаты был посвящен римский император Юлиан Солнцепоклонник. Его посвятил еще в девятнадцати-двадцатилетнем возрасте философ Максим Эфесский. 


Аналоги 

Гекуба 

Гекуба в греческой мифологии - жена троянского царя Приама. Ее отцом считался фригийский царь Димант или некий Киссей (эпоним фракийского города Киссос). Кем была ее мать - неизвестно было даже в античности. В "Илиаде" Гекуба - мать девятнадцати сыновей. По крайней мере она точно мать известных Гектора, Париса, Елена, Деифоба, Троила (от Аполлона), Полидора и дочерей Кассандры и Поликсены. Гекуба известна более всего своим горем по убитому сыну - герою Гектору, плененной дочери Кассандре, и невестке Андромахе, принесенной в жертву дочери Поликсене. 

Гекуба отомстила правителю Херсонеса Фракийского Полиместру за коварно убитого им сына Гекубы - Полидора. (Когда Полиместор узнал о гибели Трои, он убил юношу.) Она убила всех его детей и ослепила самого царя. Гекубу побили камнями жители города. О дальнейшей судьбе ее говорят две версии. Она была перенесена Аполлоном в Ликию, где было известное святилище малоазийской Гекаты. Или превращена в собаку и бросилась в Геллеспонт, а мы помним, что собака - это животное Гекаты. Также и мыс Киноссема ("пёсий курган") в Геллеспонте, считавшийся могилой Гекуба называли также памятником Гекаты. 
Хотела в Свете жить,но "Нет!" сказала Тьма.Она мне жизнь дала,и разум,и развитие сюжета,а Свет меня спалил дотла,поэтому я не приемлю больше Света...

[Изображение: gifka2.gif]


 
Ответить


Сообщения в этой теме
Богиня Геката - Автор: Adora - 19.04.2021, 10:07
RE: Богиня Геката - Автор: Adora - 19.04.2021, 10:09
RE: Богиня Геката - Автор: Adora - 19.04.2021, 10:12
RE: Богиня Геката - Автор: Adora - 19.04.2021, 10:16

Переход:


Пользователи просматривают эту тему: 1 Гость(ей)