Наши предки, не имея возможности получать "научные" прогнозы погоды от синоптиков (которые все равно постоянно врут), освоили искусство предугадывать грядущие погодные перемены по целой системе различных примет, которые учитывали и поведение животных, и цвет неба, и древние поверья. 25 ноября считался днем Марены — символа смерти, зимы и тьмы.
В мифологии любого народа, связанной с годичным циклом, весна всегда олицетворяла жизнь, молодость и свет, а зима — старость, смерть, тьму. Славянская богиня смерти Марена, более частный вариант имени — Марана, имеет куда более древнее происхождение. Легенды о Марене восходят к праарийским мифам, из которых она перешла в мифы германских племен, а также в скандинавские, кельтские и другие.
Ноябрь — месяц особенный: по календарным датам еще осень, а по погоде — самая настоящая зима (ведь по-хорошему снег выпадал еще в начале октября, а не как теперь) — и по народному календарю именно в ноябре и наступала зима. Недавно только прошел костюмированный праздник Хэллоуин, или День всех святых, который органично "наложился" на кельтский Самайн, символизирующий возвращение зимы — времени, когда темные, враждебные человеку силы вновь получают власть над миром, заставляя людей жаться к домам и теплым светлым комнатам, отпугивая гостей из мрака веселым смехом и громкими разговорами.
У славян таким переломным днем было 25 ноября, который почитался днем Марены (она же Морана, Морёна, Маржана, Маржёна и т.д.). Считалось, что в этот день всегда стоит отвратительная погода — дождь, снег, ветер. В этот день запрещено было творить какие-либо славословия и жертвы богам, так как все они невольно приносились бы Марене.
Для борьбы с зимой, холодом и смертью у людей было лишь одно средство — огонь. Только свет живого пламени мог отпугнуть все враждебные человеку силы природы, которые всегда казались людям управляемыми чьей-то недоброй волей. Ведь зима с ее морозами и голодом каждый год уносила многочисленные жизни тех, кто был слаб, — больных, старых, малолетних…
И вот, чтобы как-то оградить себя от Марены и показать ей, что ее не боятся, припугнуть, прогнать подальше, славяне собирались всем миром и шли в самое гибельное место — на лесное болото. Ведь так же считалось, что именно в лесных болотах гнездится всякая нечисть, принадлежащая к свите темного божества.
На это болото приносили пылающие головни и тушили их в елани (незамерзшей трясине), чтобы символически "дать отпор" богине зимней стужи и смерти. Ведь впереди были длинные ночи и короткие дни без солнца, с самых незапамятных времен считавшегося противником всех темных сил и другом людей.
Но в зимнем, холодном мире Марены власть солнца ничтожна, оно ничем не может помочь людям — только изредка показывается им, чтобы напомнить, что где-то далеко отправляется в дальний путь весна, которая вернется и прогонит прочь старую ведьму Смерть. И тогда соломенное чучело Марены поволокут за околицу и сожгут на веселом жарком костре Масленицы все те, кто дождался перелома года на светлое время.
У Марены было несколько обличий: высокая красивая женщина с распущенными длинными волосами, уродливая старуха, молодая девушка. Она могла быть одета либо в рваные черные лохмотья, либо в белые роскошные одеяния, но всегда несла только одно — смерть.
Воплощений у этой мрачной богини тоже было несколько — к примеру, Моровая дева, Мара, и прочие темные женские божества, олицетворявшие болезни, наваждения и гибель. Однако в русских народных сказках Марена превратилась в прекрасную Марью Моревну, пленницу Кащея, которую витязь должен украсть и привезти людям.
Ведь Марена, подобно многим божествам, была всего лишь темной стороной таинственной богини, к которой восходят все женские божества праиндоевропейской мифологии. И если зимой Марья Моревна была холодной и злой смертью, то весной она же, возобновляя жизненный цикл, являлась в своей второй ипостаси — богини весны и молодости, красивой юной девушки, несущей свет и любовь. И все сказки и кончались победой царевича над силами тьмы и его свадьбой с прекрасной Марьей Моревной.
УЖ ТЫ ГОЙ ЕСИ МАРА-МАТУШКА
МАРА-МАТУШКА В НОЩИ ХОЗЯЮШКА
ДОЗВОЛИ НАМ ТЯ ВЕЛИЧАТИ
ДЕЙСТВОМ С-ПРАВНЫМ ТВОЙ ДЕНЬ ЗАЧАТИ
ДЕНЬ ЗАЧАТИ ВЕЧОР ВСТРЕТИТИ
ВЕЧОР ВСТРЕТИТИ В НОЩИ ПРИВЕТИТИ
ДОЗВОЛИ ТЯ ПОЧИТАТИ
НЕ РАСТОЧАТИ НО БЛАГА СБИРАТИ!
ГОЙ! ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!
В славянской мифологии 25 ноября день Марены.
Мара-Морена - могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Лели.Имя Морана (Морена) действительно родственно таким словам, как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», «смерть».
Легенды рассказывают, как Морана, со злыми приспешниками, каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой.
Её символы - Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни.
Владения Морены, согласно Древним Сказам, лежат за черной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем...
В противоположность Живе и Яриле, Марена воплощает собой торжество Мари - «Мертвой Воды» (Воли к Смерти), то есть Силы, противоположной Животворящей Солнечной Яри. Но Смерть, даруемая Мареной, не есть полное прерывание Токов Жизни как таковой, а - лишь переход к Жизни Иной, к новому Началу, ибо так уж положено Родом Вседержителем, что после Зимы, уносящей с собой все отжившее, всегда наступает новая Весна...