Наверх
Цветотерапия. Введение...
#1
Воздействие цвета


Одним из первых ощущений которое человек получает сразу после рождения является цветовосприятие. Первый цвет, который мы воспринимаем, - красный. В цветовой шкале он первый, и у него самое короткое волновое излучение. Постепенно с возрастом ребенок начинает воспринимать все цвета. Вместе с цветами в жизнь ребенка входят звуки, запахи. Мама вначале воспринимается ребенком как соединение цвета, запаха, вкуса. Мир разнообразен, и человек воспринимает все существующее, независимо от того, осознает он или нет. Солнечные лучи согревают нас, мир окрашивается разноцветьем трав, неба, цветов. Любой цвет восхитителен. Цвет обогащает нашу жизнь. Цвет оказывает мощное воздействие на всех нас. Пытаться избежать влияния цвета бессмысленно. Цвет действует на настроение, усиливает эмоции, влияет на поведение и даже изменяет внешний вид. Узнав об эффектах воздействия цвета, мы сможем использовать его положительные свойства, открыть в себе творческие способности, улучшить окружающую действительность, самочувствие и свою жизнь. Цвет - мощный инструмент. Он влияет на физическое состояние, ум и эмоции, получая глубокие, хотя и незаметные ответы на подсознательном уровне. Даже если мы захотим, то просто не сможем не реагировать на цвет.Частично реакция тела на свет, который проходит через глаза и стимулирует гипофиз (основную железу, контролирующую гормоны), зависит от индивидуальных психологических особенностей человека. Но в большой степени его восприятие формируется мыслями и воспоминаниями.

Восприятие цвета

Люди имеют 5 ощущений: вкус, осязание, обоняние, зрение и слух.
Часть информации, получаемой ч/з зрение составляет 87% от общей, 80 же % из нее, в свою очередь, составляет цветовая информация. Информация о цвете ч/з механизм зрения осуществляет влияние на наши намерения и решения.
Чувство оттенка

В полной темноте яблоко не имеет окраса, хотя даже при свете с закрытыми глазами мы не увидим его окраса. В конечном счете, если нет яблока, то нет и его оттенка. Так, нам необходимы 3 элемента для восприятия окраса: "источник света", "зрение", и "объект". Почему мы воспринимаем разнообразные окраса? Почему яблоко красное, а лимон желтоватого цвета? Как мы воспринимаем окраску?

Восприятие оттенка
Как же мы воспринимаем окраску?
Говоря просто, отраженный от поверхности объекта свет попадает в глаза, инфа о нем передается в мозг, который воспринимает окраску.
Яблоко имеет красный окраску, так как его поверхность отражает красную составляющую и поглощает остальную доля светового спектра.

Цветовой спектр

Исаак Ньютон, афтар общей теории гравитации, обнаружил, что проходя ч/з призму, солнечный свет разбивается на спектр цветов. Это явление получило имя дисперсии.
Физика рассматривает свет как электромагнитную волну. Расстояние м/у ее пиками называется длиной волны. Ряд длин волн, которые может воспринимать человеческий глаз носит название видимого света. Свет с наибольшей длиной волны мы воспринимаем как красный, а с наименьшей - как фиолетовый. Т.е. оттенка, которые мы воспринимаем, различаются в зависимости от длины волны видимого света. Причина, по которой человек может видеть свет состоит в воздействии света определенных длин волн на глазную сетчатку. Свет с длинами волн длиннее, чем максимально длинная в спектре видимого света, называется инфракрасным. Аналогично свет с длинами волн короче в максимальной степени коротких в видимом спектре называется ультрафиолетовым. Человеческому глазу не доступен ни инфракрасный, ни ультрафиолетовый свет. Так или иначе мы можем воспринимать огромной диапазон различных цветов, в зависимости от доли излучения различных длин волн (пропорции в которых они сочетаются). Радуга - замечательный образец природного цветового спектра, образующегося при прохождении желтоватого свете ч/з значительное объем водяных призм (капель), содержащихся в паре.

Различное видение окраса
Окраса могут появляться 3-мя способами:
как "окраску источника света", как "окраска отраженного света", и как "отфильтрованный окраску".

Окраску источника света
Термин "окраску источника света" относится к свету, излучаемому объектами, такими как солнце или флуоресцентная лампа. Окраса, которые мы видим определяются составляющими длин волн, содержащихся в свете от объекта.

Окраска отраженного света
Если объект не является источником света, то его окраска мы видим при отражении света некоторой длины волны от поверхности объекта. Окраса, которые мы видим, определяются совокупностью длин волн, отраженных от объекта и поглощенных им. Объект, поглощающий все длины волн, является черным, а отражающий их - белым.

"Отфильтрованный" окраску
Термин "отфильтрованный" относится к тону, который мы видим после прохождения света ч/з объект. Окраска объекта определяется совокупностью длин волн, отраженных от него и поглощенных им. Примером является свет автомобильных фар...

Различие между цветами
Различные источники света
Вы когда-нибудь покупали яблоки, выглядевшие красными и вполне спелыми в бакалейной лавке и серьезно менее привлекательными при флуоресцентном освещении дома? Характеристики света от источников, таких как солнце, флюорисцентные лампы или лампы накаливания отличаются. Одно и тоже яблоко будет иметь различные цвета под воздействием света от каждого из подобных источников.

Различная ориентация
Краска на автомобиле, например, из различных положений кажется темнее или светлее. Эта тенденция особенно заметна для цветов с прозрачным или металлическим эффектом.Сказанное означает,что для правильного сравнения цветов очень важно смотреть на них из одного и того же положения (под одним и тем же углом). Кроме того, оттенка могут восприниматься различным образом в зависимости от угла освещения.

Различия в восприятии размера
Иногда, увидев приятный образец обоев, мы находим его очень кричащим после расклейки. Большие территории оттенка чаще всего выглядят более светлыми и живыми,чем небольшие участки. Именно поэтому трудно выбрать идеальное покрытие для крупной территории по мелким образцам.

Разнообразные фоны
Яблоко, помещенное на светлый фон, выглядит темнее, чем будучи помещенным на черный фон, что связано с так называемым эффектом контраста.
Давайте посмотрим на то, как эффект контраста осуществляет влияние на наше восприятие окраса.

Последовательный эффект контраста
Посмотрите на зеленый квадрат на протяжении 30 сек., а после - на точку в центре квадрата справа. Вы должны увидеть красный квадратик. Зеленоватый и багряный - комплиментарные оттенка. Феномен восприятия окраса иным образом после созерцания другого оттенка на протяжении определенного промежутка времени вызван остаточным изображением II-го окраса.

Эффект контраста яркости
1 и тот же серый квадрат выглядит более ярким на темном фоне и соответственно темнее - на светлом.

Эффект контраста оттенки
Оранжевый окраску на фоне красного выглядит несколько желтоватым, а на желтом фоне приобретает красноватый окраску. Это еще раз иллюстрирует влияние фона, на котором размещается окраска на его восприятие.

Эффект контраста цветности
Этот эффект имеет место, когда 2 контрастирующие по яркости оттенка помещаются рядом друг с другом. Будучи помещенным на пестрый фон, синий квадрат тускнеет, и, наоборот - выглядит ярким на более тусклом фоне. То же произошло бы и с любым другим цветом.

Категории цветов

Ахроматические и хроматические окраса
Говоря обобщенно, так заявить, что оттенка подразделяются на ахроматические и хроматические. К последним относятся темный, белый и различные цвета серого. Прочие окраса относятся к хроматическим.
3 качества оттенка
Давайте более близко рассмотрим способы выражения оттенка.
На картинке изображены 2 красных круга, которые, как способен казаться с I-го взгляда, имеют одинаковый окраску. Впрочем более близкое рассмотрение выявляет некоторую разницу. Во I-х, каков окраску обоих кругов? Оба они красные. Что так заявить по поводу их яркости? Круг слева светлее, чем справа. И наконец, какова насыщенность окраса каждого круга? Окраску левого круга вероятно охарактеризовать как насыщенный, при том, что правый круг скорее тусклый.
Cказанное показывает, что 2 оттенка, одинаковые при первом взгляде могут очутиться различными на поверку. По этой причине окраска принято описывать комбинацией 3-х параметров: оттенки, яркости и насыщенности.

Окраску
Яблоки красные, лимоны желтоватые, а небо голубое. Говоря о различных цветах, мы чаще всего имеем в виду окраску, который также описывает тона.
Желтого цвета и алый - абсолютно разные оттенки, впрочем смешав их вместе, мы получим оранжевый. Смешение желтого и зеленого дает нам желто-зеленый или салатовый окраску, зеленого и синего- морской волны. Так, все оттенки взаимосвязаны и могут быть представлены в виде так называемого цветового кольца.

Яркость (описание)
Одни оттенка выглядят темнее, прочие светлее, - именно посему одним из понятий описывающих окраску является яркость. Лимон, например, способен иметь более пестрый желтоватого цвета окраску, чем грейпфрут. Как же окраску лимона характеризуется от оттенка хорошего красного вина? Окраска лимона ярче.
Так, понятие яркости способен использоваться для сравнения цветов различных тонов.

Насыщенность
Представим себе лимон и кусок ткани хаки того же цвета. Различие в восприятии цветов подобных предметов обусловлено не столько яркостью, сколько категорией, которую мы будем называть насыщенностью.

Психологическое воздействие цвета

Воздействие цветов хорошо известно и признается большинством людей. Оно часто исследовалось в серьезных научных экспериментах. Но это воздействие до конца не изучено. Говоря о психологическом влиянии цвета важно учитывать тот факт, что в различных обществах существуют разные точки зрения. Даже независимые результаты исследований воздействия цвета порой несут отпечаток принадлежности к определенной культурной группе людей, чье мнение формировалось на протяжении веков.Почему невозможно придерживаться объективных сторон при изучении этого вопроса? Отчасти потому, что достаточно сложно отделить психологию цвета от его символики.
Символическое значение цветов складывалось у определенных народов на протяжении веков. Взять, например, черный и белый цвета. На Западе черный цвет воспринимается как серьезный, драматичный, подчас печальный. При использовании черного цвета в декорировании часто звучат предупреждения о его угнетающем воздействии. Традиционно черный - это цвет траура. Белый же цвет, наоборот, ассоциируется с чистотой, миролюбием, оптимизмом. Поэтому подвенечное платье в западных странах традиционно белого цвета. Никому не придет в голову одеть белые одежды на траурную церемонию, а невесте присутствовать на свадьбе в черном платье. Тем не менее, в некоторых странах Востока именно белый, а не черный, является цветом траура...
Но с другой стороны, различные общества приписывают одному и тому же цвету схожие свойства. Так, например, мнение специалистов фэншуй о свойствах цветов по многим аспектам совпадают с мнением западных ученых. Это говорит о том, что каждому цвету присущи определенные качества, которые лажат глубоко в его природе. Именно эти свойства выявлялись человеком и передавались из культуры в культуру, начиная с момента великого открытия венецианца Марко Поло. Концепция цвета была выработана Гетте: все темные цвета успокаивают, светлые возбуждают. Из тьмы выходит первым синий цвет, из света – желтый. Это основные цвета, из них идут остальные. Цвета могут оказывать физическое (очень мимолетное) и психическое (при долгом взгляде на определенный предмет) воздействие. Цвета воспринимаются через ассоциацию, например – синий – холодный. От зрения восприятие цвета идет на органы и доходит до тактильных ощущений. Цвет оказывает влияние на кровяное давление – оно повышается от синего к зеленому, к желтому и красному (в совокупности и по отдельности), обратный процесс при обратном предъявлении. Надо обращать внимание на форму – одни цвета поглощают форму (желтый, белый), другие ею поглощаются (синий черный). Каждый цвет имеет множество значений. Существует взаимодействие цвета и времени – каждая эпоха выбирает свой цвет: серый – пуританство и послевоенная Британия, Древний Рим – пурпур, как символ власти. Очень большое разнообразие цветов – нация процветает. Существует также школа исцеления с помощью цвета. Впервые над этим задумались древние греки: проходя через окно храма цвет разбивается на спектр, таким образом человек вбирал тот цвет, который хотел. В Древнем Китае на солнце лежали в красном шелке – излечение следов оспы. В 18 веке в Европе были распространены цветные витражи. Если человек устал от одного цвета, то надо посмотреть на противоположный, то есть состояние меняется на противоположное. Красный всегда влияет на физическое состояние, желтый – на умственное, а голубой – на эмоции. Соответственно влияют и их оттенки. 

__________________________________________________ 

из книги " Магическое исцеление цветом".
автор Джеймс Клайдс и Ривека Фокс
перевод под рук. Парфенова.
Ответить


Похожие темы
Тема: Автор Ответов: Просмотров: Посл. сообщение
  Влияние цвета на человека. Цветотерапия Meggi 0 2,040 04.05.2015, 12:22
Посл. сообщение: Meggi
  Цветотерапия и беременность Meggi 0 1,912 04.05.2015, 11:57
Посл. сообщение: Meggi
  Цветотерапия для ребенка Meggi 0 1,878 04.05.2015, 11:56
Посл. сообщение: Meggi
Video Цветотерапия. Meggi 0 1,569 04.05.2015, 11:49
Посл. сообщение: Meggi

Переход:


Пользователи просматривают эту тему: 1 Гость(ей)