16.11.2016, 18:57
Подготовка к медитации при ходьбе
Подходящее место
До сих пор существует место в Бодхгае, где Будда осуществлял медитацию при ходьбе после достижения пробуждения. Эта дорожка имеет длину в семнадцать шагов. В наше время лесные монахи предпочитают делать дорожки гораздо длиннее. Они могут доходить до тридцати шагов в длину. Новичку эти тридцать шагов могут показаться слишком длинными, поскольку его осознанность ещё не развита. К тому времени, пока он дойдёт до конца дорожки, ум уже «обогнул весь земной шар и вернулся обратно». Помните о том, что ходьба - это стимулирующая поза, и изначально ум будет часто устремляться в блуждание. Новичкам лучше всего начинать с дорожек покороче. Пятнадцати шагов вполне хватит. Если вы собираетесь ходить вне помещения, то найдите уединённое место, где вас ничто не будет отвлекать и беспокоить. Неплохо найти дорожку, которая немного скрыта. Если вы будете ходить на открытом пространстве, где открывается какой-либо вид, это может вас отвлекать. Вы обнаружите, что ум устремляется в этот пейзаж. Скрытая территория особо предпочтительна для тех, кто слишком много думает. Это поможет им успокоить сознание (Всм III 103). Если дорожка скрыта, то это поспособствует направлению ума вовнутрь, к успокоению.
Подготовка тела и ума
Как только вы нашли подходящее место, встаньте в начале дорожки. Выпрямитесь. Положите правую ладонь на левую впереди себя. Не ходите с руками, сложенными за спиной. Я помню, как один мастер медитации, посетивший монастырь, заметил, когда увидел одного из гостей, медитирующего при ходьбе со сложенными за спиной руками: «Он не медитирует. Он гуляет». Он сделал такое замечание, поскольку у того не было достаточно чёткой решимости сосредоточить ум на медитации при ходьбе. Когда вы складываете ладони впереди, то этим вы проводите черту отличия между простой прогулкой.
Практика в первую очередь заключается в развитии самадхи, а это требует собранного усердия. Палийское слово «самадхи» означает фокусировку ума, приведение его в состояние однонаправленности посредством постепенного развития этапов осознанности и сосредоточения. Чтобы сфокусировать ум, нужно быть старательным и решительным. Вначале требуется некоторая степень физической и умственной собранности. Вы начинаете с того, что складываете руки впереди себя. Собранность в теле способствует собранности в уме. Таким образом, установив собранность в теле, следует встать, установить осознанность и внимательность по отношению к телу. Затем нужно поднять сложенные вместе ладони в «анджали», жесте уважения, и с закрытыми глазами несколько минут вспоминать о качествах Будды, Дхаммы, Сангхи (Буддхануссати, Дхаммануссати, Сангхануссати).
Вы можете созерцать принятие прибежища в Будде, Мудреце, Том, кто Знает и Видит, Пробуждённом, Полностью Просветлённом. Несколько минут памятуйте о качествах Будды. Затем вспомните Дхамму - Истину, которую вы стараетесь реализовать и взрастить на дорожке медитации при ходьбе. Наконец, вспомните о Сангхе - особенно о тех полностью просветлённых, кто реализовал истину развитием медитации. После этого опустите руки впереди себя и установите в уме решимость в плане того, сколько вы собираетесь ходить: полчаса, час или больше. Ходите строго столько, сколько вы решили. Так вы воспитаете свой ум на этой начальной стадии медитации рвением, вдохновлённостью и верой.
Важно помнить направить взор вниз, примерно в полутора метрах впереди себя. Не смотрите по сторонам, отвлекаясь на то или на это. Поддерживайте осознанность на ощущении прикосновения подошвы стопы к земле. Таким образом, вы разовьёте более утончённую осознанность, ясное знание ходьбы во время ходьбы.
Подходящее место
До сих пор существует место в Бодхгае, где Будда осуществлял медитацию при ходьбе после достижения пробуждения. Эта дорожка имеет длину в семнадцать шагов. В наше время лесные монахи предпочитают делать дорожки гораздо длиннее. Они могут доходить до тридцати шагов в длину. Новичку эти тридцать шагов могут показаться слишком длинными, поскольку его осознанность ещё не развита. К тому времени, пока он дойдёт до конца дорожки, ум уже «обогнул весь земной шар и вернулся обратно». Помните о том, что ходьба - это стимулирующая поза, и изначально ум будет часто устремляться в блуждание. Новичкам лучше всего начинать с дорожек покороче. Пятнадцати шагов вполне хватит. Если вы собираетесь ходить вне помещения, то найдите уединённое место, где вас ничто не будет отвлекать и беспокоить. Неплохо найти дорожку, которая немного скрыта. Если вы будете ходить на открытом пространстве, где открывается какой-либо вид, это может вас отвлекать. Вы обнаружите, что ум устремляется в этот пейзаж. Скрытая территория особо предпочтительна для тех, кто слишком много думает. Это поможет им успокоить сознание (Всм III 103). Если дорожка скрыта, то это поспособствует направлению ума вовнутрь, к успокоению.
Подготовка тела и ума
Как только вы нашли подходящее место, встаньте в начале дорожки. Выпрямитесь. Положите правую ладонь на левую впереди себя. Не ходите с руками, сложенными за спиной. Я помню, как один мастер медитации, посетивший монастырь, заметил, когда увидел одного из гостей, медитирующего при ходьбе со сложенными за спиной руками: «Он не медитирует. Он гуляет». Он сделал такое замечание, поскольку у того не было достаточно чёткой решимости сосредоточить ум на медитации при ходьбе. Когда вы складываете ладони впереди, то этим вы проводите черту отличия между простой прогулкой.
Практика в первую очередь заключается в развитии самадхи, а это требует собранного усердия. Палийское слово «самадхи» означает фокусировку ума, приведение его в состояние однонаправленности посредством постепенного развития этапов осознанности и сосредоточения. Чтобы сфокусировать ум, нужно быть старательным и решительным. Вначале требуется некоторая степень физической и умственной собранности. Вы начинаете с того, что складываете руки впереди себя. Собранность в теле способствует собранности в уме. Таким образом, установив собранность в теле, следует встать, установить осознанность и внимательность по отношению к телу. Затем нужно поднять сложенные вместе ладони в «анджали», жесте уважения, и с закрытыми глазами несколько минут вспоминать о качествах Будды, Дхаммы, Сангхи (Буддхануссати, Дхаммануссати, Сангхануссати).
Вы можете созерцать принятие прибежища в Будде, Мудреце, Том, кто Знает и Видит, Пробуждённом, Полностью Просветлённом. Несколько минут памятуйте о качествах Будды. Затем вспомните Дхамму - Истину, которую вы стараетесь реализовать и взрастить на дорожке медитации при ходьбе. Наконец, вспомните о Сангхе - особенно о тех полностью просветлённых, кто реализовал истину развитием медитации. После этого опустите руки впереди себя и установите в уме решимость в плане того, сколько вы собираетесь ходить: полчаса, час или больше. Ходите строго столько, сколько вы решили. Так вы воспитаете свой ум на этой начальной стадии медитации рвением, вдохновлённостью и верой.
Важно помнить направить взор вниз, примерно в полутора метрах впереди себя. Не смотрите по сторонам, отвлекаясь на то или на это. Поддерживайте осознанность на ощущении прикосновения подошвы стопы к земле. Таким образом, вы разовьёте более утончённую осознанность, ясное знание ходьбы во время ходьбы.